Урок ОРКСЭ "Мой класс - мои друзья"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Квасова Елена Геннадьевна

Урок будет интересен и полезен учителям ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_orkse_moy_klass_-_moi_druzya.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГМОМЕНТ.

На уроках ОРКСЭ из урока в урок мы повторяем золотое правило Этики, наш девиз:

Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.

ВВЕДЕНИЕ В НОВУЮ ТЕМУ.

Просмотр отрывка мультфильма.

 Все вы знаете этот мультфильм. О чем он?

Весь мультфильм Кот Леопольд стремился приобрести друзей в лице непослушных мышат. Тема нашего урока перекликается с темой мультфильма. Познакомьтесь с ней, с. 70

На доске: МОЙ КЛАСС – МОИ ДРУЗЬЯ     СЛАЙД1

ПЛАНИРОВАНИЕ

Исследуйте страницы учебника по новой теме урока. Набираем вопросы по теме урока. (Фиксирую на листе)

Теория: Кто такие друзья?

Кого можно назвать другом?

Какими качествами должен обладать друг?

 Какие существуют законы дружбы?   Новые слова:  бескорыстно.

Практика: Решаем ситуации

Может быть, в ходе урока у нас возникнут дополнительные вопросы по этой теме.

ЗНАКОМСТВО С НОВОЙ ТЕМОЙ

За несколько дней до урока мы поделились на три команды: Исследователи, Эксперты, Законодатели,  и каждая команда получила задание по новой теме урока. Команды не знают, какое задание выполняли другие. Представляем вашу работу.

Мы представляем результат работы группы “Исследователи”.

Наша команда работала со словарями: толковым, синонимов, антонимов.

  1. Лексическое значение слова “ДРУГ” (в толковом словаре).
  2. Слова-родственники (однокоренные).    СЛАЙДЫ
  3. Слова-друзья (в словаре синонимов).
  4. Слова-враги (в словаре антонимов).
  5. Слово в русском фольклоре (в пословицах)

Также мы подобрали различные пословицы и поговорки о дружбе и друзьях.

Пословицы недаром молвятся:                            

Без них прожить никак нельзя.

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.         СЛАЙД

  • Не пожелай другу того, чего себе не желаешь.
  • Над другом посмеялся, над собою поплачешь.
  • Не бойся врага умного, бойся друга глупого.
  • Был бы друг, будет и досуг.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Человек без друзей, что дерево без корней.
  • Друга ищи, а найдешь береги.
  • Дружба, как стекло: разобьешь не сложишь.
  • Друг познается в беде.
  • Без друга в жизни туго.

СПАСИБО команде.

На какой вопрос мы получили ответ? (Кто такой друг)

Команда «Эксперты»

 Нашей команде было предложено разобрать две ситуации, ответить на вопрос, как поступили бы мы на месте героев и сделать выводы. Вот что у нас получилось.

Первая ситуация:

Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать. Как бы вы поступили в данной ситуации. Но сначала мы хотели бы послушать ваши мысли, ребята!

Наша команда:

(Мы думаем, что если друг близкий, и у него очень важная причина – болезнь, то один раз, считаем, можно дать списать. А если причины нет, товарищ может привыкнуть с списыванию, и скатиться в учебе)

Вторая ситуация:

Когда со мной случалось горе,

Подняться не хватало сил,

Рук подоспевшее подспорье

Всегда в друзьях я находил.

А в счастье было тяжело –

Друзья стояли в стороне,

Завидуя и сожалея,

Что помогли когда-то мне.

Истинная дружба проходит испытание не только горем, бедой, но и радостью. Настоящий друг никогда не будет завидовать успехам товарища, наоборот, он искренне разделит его радость.

СПАСИБО команде.

Ребята поделились с нами решением ситуаций.

– А сейчас, ребята, я предлагаю вам всем побыть экспертами и обсудить стихотворение о дружбе О.Высотской «ЁЖИК»:

Чтение учителем первой части стихотворения:

Сережа очень нелюдим, 

Ох, как бы подружиться с ним? 

А, может быть, напрасный труд? 

Его не зря Ежом зовут. 

Девчонки просят: «Ежик!» 

Дай перочинный ножик. 

А Коля крикнет всех смеша. 

— Не уколитесь об Ежа! 

Но Еж как будто глух и нем, 

Сидит, не говорит ни с кем! 

— Сережа, взять билет в кино? 

А он сердито буркнет: «Нет! 

— А на коньках пойдешь кататься? 

— Нет, мама будет волноваться! 

Какое впечатление у вас сложилось о ежике – Сереже?

Чтение второй части стихотворения.

А вот уже под Новый год 

Узнали об Еже, что Ежик с матерью живет 

В подвальном этаже. 

Что нет отца, а мать больна, 

Давно уж не встает она. 

И Ежик ходит за обедом, 

И топит печь вдвоем с соседом. 

И должен в комнате прибрать, 

А иногда и постирать. 

Конечно, трудно одному 

Приходится Сереже. 

Как бы вы поступили, узнав о жизни Сережи- ежика? (в группе)

ЧТЕНИЕ ЦЕПОЧКОЙ КОНЦОВКИ стихотворения в учебнике с.71. :

Решил Алеша: мы ему 

Все вместе – ка поможем. 

Друзья стучатся у дверей 

— Открой, Сережа, поскорей! 

Мы в нашем переулке 

Тебе купили булки. 

И сахар взяли заодно 

А здесь в пакетиках – пшено! 

Давай готовить ужин. 

Сережа был сконфужен. 

Уж не казался он Ежом, 

Он стал совсем не колкий. 

Скорей за чайником пошел, 

Достал посуду с полки. 

Теперь хотел бы он дружить 

Пожалуй, с целым светом. 

Когда кому-то трудно жить — 

Должны вы знать об этом! 

Хорошо, что ребята, пусть и не сразу, но узнали о трудной жизни Сережи и пришли ему на помощь. Что заставило колючего Ежика спрятать иголки?     А как изменился Ежик?

Запомните, первое впечатление о человеке иногда может быть ошибочным, чтобы узнать человека, нужно с ним пообщаться.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Игра  «Это я, это я, это все мои друзья!»

А сейчас в стихах игра.

К ней готова детвора?

Я стихи буду читать,

А вы дружно отвечать:

«Это я, это я, это все мои друзья!» (маршировать во время произнесения)

Ясно?

Если я стихи плохие

Вам нечаянно прочту.

Вот тогда вы не кричите

И я с вами помолчу.

Ну, готова, детвора?

Начинается игра!

У кого всегда в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

(Дети: «Это я, это я, это все мои друзья!»)

Ну, а кто из малышей

Ходит грязный до ушей?

(Дети молчат.)

Кто из вас, хочу я знать,

Выучил урок на «пять»?

(Дети: «Это я, это я, это все мои друзья!»)

Кто из вас своим трудом

Украшает класс и дом?

(Дети: «Это я, это я, это все мои друзья!»)

Кто из вас не ходит хмурый,

Любит спорт и физкультуру?

(Дети: «Это я, это я, это все мои друзья!»)

Кто из вас приходит в класс

С опозданием на час? (Дети молчат.)

Кто из вас веселым

Каждый день шагает в школу? (Дети: «Это я, это я, это все мои друзья!»

Да, не всегда бывает все гладко в дружбе. Иногда вы не замечаете, что однокласснику необходима именно ваша поддержка и понимание. Как же понять, когда человек нуждается в помощи?

 Учебник может помочь найти ответ на этот вопрос.  Уч. С. 71

 (Внимательное, душевное отношение к другому человеку может подсказать, когда и как поступить. Главное, заметить неблагополучие во внутреннем состоянии человека. )

Это возможно только тогда, когда вы умеете быть ЧУТКИМИ.

 Мы уже не раз встречались с этим понятием. ЧУТКОСТЬ – что это?

Способность видеть состояние другого человека, сопереживать ему и этим оказывать поддержку. С.17

Замечательный писатель А. де Сент – Экзюпери в своей книге «Маленький принц» написал:

«Главного глазами не увидишь, чутко одно лишь сердце»

ЧУТКОСТЬ очень тонкое чувство. Оно БЕСКОРЫСТНО, так как идет от души.

Как вы понимаете слово БЕСКОРЫСТНО?  (на доске НОВИНКА)

1 ВАРИАНТ Я не помогаю вам, добудьте информацию.

2 ВАРИАНТ Как это поступать бескорыстно, вы узнаете из рассказа «Ни за то и ни за это» .с. 71

Пусть такое отношение станет девизом класса. Ведь говорят «самолюб» никому не люб! Почему?

Никому не нравится, если кто-то вредничает, ябедничает, жадничает, дерется, грубит. Всегда надо помнить не только о себе, но и о других.

ОБРАТИМСЯ к ПЛАНУ. (новое слово, решали проблемные ситуации)

Наконец, дошла очередь до нашей третьей группы – «Законодатели».

Мы подбирали законы или правила дружбы. Сначала нам показалось, что это легко, но это не так.   СЛАЙД

Умей дружить, умей общаться – все будет в жизни получаться.

Не будь зазнайкой, а умей чему – то научить друзей.

Делиться – это так чудесно! Играть всем вместе интересно!

Не обижай других ребят – и каждый будет тебе рад.

В проступках смело признавайся, и все исправить постарайся!

Поступок друга плох? Смелее: останови его скорее!

Ты другу с радостью поможешь – и он тебе поможет тоже!

Цени товарища совет – благодари его в ответ!

Во всем быть главным не стремись, и уважать других учись!

Умей проигрывать не злясь, а вместе с другом веселясь!

Всегда за друга заступайся, по пустякам с ним не ругайся!

Быть верным и надежным нужно, чтоб только крепла ваша дружба!

На доске прикрепляется плакат с правилами дружбы. (мы выполнили еще один пункт плана)

Спасибо команде.

ИТОГ УРОКА

Вернемся к теме урока, можете ли вы так сказать о нашем классе и почему? (обсуждение в группе)

Меня очень интересует ваше мнение по следующему вопросу:

Возможна ли дружба между взрослым и ребенком?

 А могу ли я назвать себя вашим другом, а вас своими друзьями?

Недавно мне в руки попала такая загадочная запись:

  Я   ТЫ    МЫ =

 Но она не закончена. Как бы вы закончили эту запись? (в группах) Я тоже предложу свой вариант.

РЕФЛЕКСИЯ

Дружба не знает границ, она соединяет сердца не только близко живущих людей, но и тех, кого разделяют тысячи километров. ДРУЖБА – это связь, которая как паутина опутала весь мир.

Я предлагаю вам сплести нашу паутинку дружбы. Паутинку дружбы 4класса. Давайте встанем в круг. У меня в руках клубок. Надо передавать клубок друг другу так, чтобы нить клубка переплеталась, как паутинка и при этом, передавая клубок, другу надо сказать хорошие добрые слова!

Класс наш обмотали тоненькие нити,

Нити доброты в наш современный век,

Совершите чудо, руку протяните

Надо чтобы в дружбу верил

Каждый человек!

Я рада, что вы есть, мои друзья – друзья –ученики, друзья – коллеги! Для вас с благодарностью этот замечательный клип.

Д.З предлагаю на выбор:

* Д.З с.72 – 73 рассказ «Долг» прочитать, сформулировать совет для себя;

* Написать сочинение о друге;

* Опиши хорошие черты ребят нашего класса

ОЦЕНИВАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе. Тема «Друзья-товарищи» С.Я. Маршак. Внеклассное чтение.

Цель:познакомить с произведением о дружбе.Задачи: Осмысление проблемы дружбы: кого можно назвать другом? Раскрыть содержание понятия: «настоящий друг».Закрепление представлений школьников о...

Урок-проект "Судим соревнование друзей" по математике к теме "Числовой отрезок", 1 класс, ОС "Школа 2100"

Урок - проект разработан в рамках реализации ФГОС, призван решать задачи, которые ставят стандарты второго поколения. Ребята самостоятельно создают модель числового отрезка, что невозможно без примене...

Конспект урока литературного чтения "Наши друзья и помощники" (Е.И. Чарушин "Томка") для 1 класса

Конспект урока литературного чтения "Наши друзья и помощники" (Е.И. Чарушин "Томка") для 1 класса по учебнику Г.М. Грехнёвой и К.Е. Кореповой. В материале представлен подробный конспект и два приложен...

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по программе «Школа 2100». Тема урока: Г.Цыферов «Про друзей».

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по программе «Школа 2100». Тема урока: Г.Цыферов «Про друзей»....

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса с использованием современных образовательных технологий. Тема: «Мой класс – мои друзья!»

Цель урока: создание условий для формирования представления о дружбе, взаимопомощи, взаимопонимании, как о важнейшей нравственной ценности.Задачи урока:– формировать навыки конст...