Любовь и уважение к Отечеству
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Павлова Елена Валериевна

урок ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubov_i_uvazhenie_k_otechestvu.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

муниципального образования гимназия № 36

 г.Краснодар  

350000, г.Краснодар, ул.Красноармейская, д. 52             тел. 262-25-47

«Любовь и уважение к Отечеству»

Лучшая методическая разработка по предмету: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)

 

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 9 – 10 лет

                                                             Разработчик:

                                                              Павлова Е.В., учитель начальных классов

2019 г.

Тема урока «Любовь и уважение к Отечеству»

Цель урока: объяснить детям, в чём проявляется любовь и уважение человека к своему Отечеству, формировать чувство патриотизма, воспитывать желание чтить духовные традиции России.

Задачи урока:

-Воспитать чувства любви и уважения   к своему Отечеству, к его истории, к соотечественникам, развивать чувство патриотизма.

Ввести понятия: Отечество, патриотизм, духовные традиции России, любовь

  Планируемые результаты: 

-уметь сохранять духовные традиции России, воспитывать чувство патриотизма, стремиться помочь окружающим людям, проявлять интерес к культуре своего народа.

Формируемые УУД:

Личностные УУД:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения     новой задачи;

- уметь проводить самооценку успешной учебной деятельности. 

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- уметь проверять правильность выбранного решения

Познавательные УУД: 

-уметь находить ответы на поставленные проблемные вопросы;

-уметь работать с книгой, текстом и иллюстрациями;

-уметь сравнивать и анализировать;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

- уметь формулировать связный ответ на поставленный вопрос;

-уметь общаться друг с другом по правилам, принятым в обществе;

- учиться умению договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности в паре, в группе.

 Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, творческая деятельность.

Основные термины и понятия: Отечество, Родина, патриотизм, духовные традиции, любовь.

Оборудование и материалы:

 Презентация.

 Мультимедиа оборудование (компьютер, проектор).

 Учебное пособие «Основы православной культуры»

Творческие работы учащихся: рисунки, фотографии, сочинения.

Ход урока:

Постановка цели и задач урока:

- Сегодня на уроке мы будем говорить о вашем отношении к своему Отечеству.

Но прежде чем мы начнём наше занятие, я хотела бы узнать, а как вы понимаете, что такое Отечество.

(Отечество – это место, где родился и вырос человек)

- Каким синонимом его можно заменить? (Родина, Отчизна)

-  А что для каждого из вас означает это удивительное слово -  Родина?

(ответы детей)

- Часто люди говорят: «Родина мать». Как вы это понимаете эти слова?

(ответы детей)

-Ребята, а что является нашей Родиной?

 (Россия или Российская Федерация)

Звучит песня «Мать - Россия моя»     (Начинается показ презентации)

слова С. Острового, музыка С. Туликова

Мать — Россия моя,   (слайд 1-3)

С чем тебя мне сравнить?

Без тебя мне не петь,

Без тебя мне не жить...

 Припев:

Ты, Россия моя,

Золотые края,

Ты, Россия, родная, заветная,

За твою широту,

За твою красоту

Я люблю тебя,

 Родина светлая!

Все, что в сердце моем,

Все, чем в жизни живу,

Все, что было и есть,

Я Россией зову!

Припев.

Ты мудра и добра,

И народы земли

Славят сердце твое,

Славят думы твои.

- Какие мысли и чувства появились у вас, ребята, когда вы слушали песню? (ответы детей)

-Так получается, что Родина она здесь с нами, всегда рядом.  Начинается прямо с порога вашего дома. Она одна на всех. Это она нас всех связывает и роднит. Мы – дети нашего великого Отечества.

-Сегодня мы заканчиваем изучать курс «Основы православной культуры» в этом учебном году. Вы многое узнали, познакомились с великим духовным наследием нашего народа. Теперь вы знаете, что такое религия, когда Русь стала православной, у каждого из вас появились свои духовные идеалы, вы узнали, как жили и во что верили наши предки. Мы познакомились с удивительнейшей и прекраснейшей, самой читаемой книгой в мире Библией. Говорили о годах испытания, которые выпали нашему народу, познакомились с таким понятием как «подвиг».

Работа с учебником:

- Откройте 94 страницу учебника. Давайте узнаем, какие ещё вероисповедания есть в нашей стране. (работа с учебником)

-Ребята, а какая самая распространённая религия в нашей стране? (Православие)

-Конечно, вы правы. Это самая добрая религия. Ведь она проповедует любовь. Но был такой период истории в нашей стране, когда распространялись нерелигиозные культуры, формировалась светская этика. Но к счастью люди поняли, что без истинной веры счастливым стать невозможно.

Обратите внимание на отрывок из стихотворения А.С. Пушкина:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

- Как вы их понимаете?

Ученики читают 94 страницу.

- Ребята, а что такое традиции? (Это, то что досталось нам от наших предков: знания, праздники, культура). С какими традициями нашего народа вы уже знакомы?(ответы детей)

(слайд 4- 6) Традиции – это богатство нашего народа, нашей многонациональной страны. Это так всеми нами почитаемые праздники. Какие праздники отмечают в ваших семьях? ( Дни рождения, Масленицу, Рождество, Пасху, День Победы, День семьи Петра и Февронии и другие)

-Посмотрите наряду со светскими каждый из вас назвал православный праздник.

Работа с учебником.

-А что же нас всех объединяет, как вы думаете? Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос в учебнике. (Дети отвечают, что всех объединяет любовь)

- Так что же есть любовь? Какой она может быть? (ответы детей)

- Посмотрите, как правильно дано определение слову любовь в учебнике

«Любовь – это служение. Служение проявляется, прежде всего, в делах на благо людей, на благо нашей Родины»

Посмотрите на экран. Как вы думаете, эти люди любили свою Отчизну? (на слайдах священнослужители в годы Великой Отечественной войны)

- Служба в Никольском соборе блокадного Ленинграда (слайд 7)

(Учитель - Зима 1941-1942 года на редкость выдалась суровой. Город Ленинград был отрезан немецкими войсками. Взяв в блокадное кольцо Ленинград, гитлеровцы обрушили на него лавину огня. День и ночь бомбили фашисты мирный город. Бомбежки и обстрелы разрушали жилые кварталы, голод и холод тысячами уносили человеческие жизни, люди падали от слабости на улицах, у оставшихся в живых не было сил похоронить умерших, но город продолжал бороться. Обессиленные, больные люди становились к станкам и работали (городу для обороны нужны были снаряды), писали стихи и книги, дети продолжали учиться. Блокада Ленинграда длилась 900 дней. За это время погибло 800 тысяч человек. В осаждённом городе оказалось 2,5 млн. гражданского населения, в том числе 400 тыс. детей. Для всех осаждённых самым страшным испытанием стал голод. Важное значение для ленинградцев имела служба в Никольском соборе. День и ночь были открыты его двери. Двенадцать священнослужителей, не зная страха и усталости, вели службу. Многие ленинградцы признавались, что именно служба в соборе вселяла в них огромную веру и придавала бесконечные силы для работы в осаждённом городе.

- Передача танков. Митрополит Николай (Ярушевич) напутствует воинов. 

(Учитель- Видно, что митрополит одет в гражданскую одежду. Для него было привычным напутствовать наших воинов перед боем. Солдаты очень ждали встречи с ним. Они говорили, что с молитвой и верой никакой враг не страшен)

- Награждение попа партизанами (слайд 8)

(Учитель- Отец Иоанн был связан с партизанами Полесья. В январе 1943 года во время карательной операции, когда партизанскому отряду грозило уничтожение, к карателям были высланы священники во главе с Иоанном. Священники просили якобы защиты от партизан- «бандитов», сообщив, что их очень много. В результате операция была приостановлена.)

- А на этом слайде вы видите наших земляков казаков. (слайд 9)

Этим снимкам всего пять лет. В историческом временном промежутке это очень маленький срок. Но это величайшее событие для нашей Родины. Это день присоединения Крыма к России. Именно кубанские казаки оказались в тяжёлые минуты рядом с крымчанами. С верой в Бога, любовью к Родине, отважные наши соотечественники прибыли в Крым в самое тяжёлое время. Их не остановили распри завистников и врагов русской земли. Они знали, что их место там, рядом с народом, который считает себя русским. Все православные люди нашей огромной Родины молились в это время за крымчан.

Учитель- Ребята, как вы думаете, всех этих людей каким словом мы можем объединить, кем они являются для нас? (Ответ- Они все патриоты)

Прочитайте, пожалуйста, как точно объясняется понятие патриотизм в учебнике. (стр.95)

  Я сейчас прочитаю отрывок из стихотворения Л. Глебова. А вы, попробуйте ответить на вопрос, как этот человек относится к нашей Родине, можно ли его назвать патриотом? (слайд 10-11)

Отрывок из стихотворения «Мы не мыслим себя без России»:

Мы не мыслим себя без России.
Мы живём с ней судьбою одной.
И вдыхаем и веру, и силу,
От земли, нам навеки родной.
От земли, неподвластной забвенью,
В наших песнях - и радость, и грусть.
И обязаны мы вдохновеньем
Лишь тебе, наша матушка-Русь.

- Дети отвечают на поставленный вопрос.

Учитель - Всех нас объединяет любовь к родным и близким, к друзьям, к Родине.  Всё это и есть патриотизм. Так уж повелось на Руси, что святым долгом для россиянина была защита своего Отечества. А что вы можете уже сегодня сделать для своей Родины? (Хорошо учиться, чтобы вырасти грамотным и стать хорошим специалистом. Беречь природу. Помогать старшим и младшим. Знать культуру своего народа и жить по заповедям Божьим. Делиться своими знаниями с другими людьми. Почитать и чтить традиции предков, чтобы потом передать их своим потомкам. Беречь красоту родного языка.)

Я хочу закончить наш урок стихами всем вам известного поэта Г.Гладкова:

МОЯ РОССИЯ

О Господи! Спаси и сохрани
Мою Россию, Родину, Отчизну!
Я с нею связан всей моею жизнью -
О Господи! Спаси и сохрани!

Я без неё не проживу и дня.
Она моя печаль, моя отрада.
Мне без России ничего не надо -
Я без неё не проживу и дня!

Раскину руки, будто два крыла.
Она моя – от края и до края.
Страна моя, земля моя родная…
Раскину руки, будто два крыла.

О Господи! Какая красота:
Прожилки рек, и синие озёра,
Надежда, вера и любовь во взоре -
О Господи! Какая красота!

Спаси и сохрани её, Господь,
Мою Россию, Родину, Отчизну.
Как матери, я ей обязан жизнью.
Спаси и сохрани её, господь!

- Я надеюсь, что уроки по курсу Основы православной культуры помогли вам научиться отличать хорошее от плохого (слайд 10), не поддаваться соблазнам нашего сложного мира. Вы стали старше, мудрее. Пусть все ваши поступки послужат на благо нашему великому Отечеству. Перед вами лежат  ватманы и цветные карандаши. Я предлагаю вам сейчас разделиться на несколько групп и нарисовать рисунки по теме нашего урока. Дети решают, что будут рисовать и приступают к работе. Звучит Гимн клуба «Молодая Кубань» (другие регионы используют свой региональный компонент)

Это вовсе не гроза, в чистом небе синим,                              

Распахнула небеса молодость России,                                          

В жизнь большую подалась,                                                

Вольным ветром понеслась,                                                        

Эту песню нужно петь всем вместе.                                                  

Припев:

Молодежь Кубани - это сила                                                                                            

Потому, что с нами

Вся Россия.

Краснодарский теплый край -

Тополя до неба,

Снят богатый урожай

Золотого хлеба.

На комбайне - корабле

Мчим по золотой волне,

Эту песню будем петь все вместе.

Припев.

На огромных кораблях море покоряли,

И на полных парусах

Волны обгоняли,

Наш родной Российский флаг,

В небе водрузил и ,

И взлетела на орлах

Молодость России.

Припев.

В конце урока ребята подписывают свои работы и вывешивают их на магнитную доску.

Учитель- Вот и подошёл к концу наш последний урок Основам духовно-нравственной культуры народов России по курсу «Основы православной культуры». По рисункам вижу, что многое о чём мы сегодня с вами говорили, вы запомнили и даже запечатлели в своих работах. Однако многое мы не успели сегодня сказать. О любви и уважении к своей Родине можно говорить бесконечно. Ребята предложили провести внеурочное занятие, которое продолжит эту тему. Мы приглашаем всех желающих на наше занятие. Там будут ребята из третьих классов, которым предстоит в следующем году учить этот предмет. Так же я пригласила учеников пятых классов, которые расскажут вам некоторые секреты, которые они постигли на уроках ОДНКР. А также мы пригласили священнослужителей и родителей. Я предлагаю подготовить вам интересные вопросы по православной культуре, которые вам будет интересно задать своим друзьям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Любовь и уважение к Отечеству

Россия - огромная страна. В ней живут люди разных народов и национальностей, разных верований. Люди должны любить и уважать свою Родину....

Урок № 30 по Основам светской этики. Тема "Любовь и уважение к Отечеству"

Урок с презентацией. По тематике этот урок может быть использован в любом модуле этого курса. Позволяет расширить знания и представления о Родине. Много творческой работы с использованием активных мет...

урок ОПК по теме "Любовь и уважение к Отечеству"

урок по теме "Любовь и уважение к Отечеству"...

«Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Любовь и уважение к Отечеству».

Урок по курсу "Основы светской этики" в 4 классе с презентацией....

ОРК и СЭ "Любовь и уважение к Отечеству"

Занятие по ОРК и СЭ модуль «Основы православной культуры» по теме «Любовь и уважение к Отечеству»....

Внеклассное занятие "Любовь и уважение к Отечеству"

Внеклссное занятие для учащихся 3-4 классов по теме "Любовь и уважение к Отечеству"  Дети знакомятся с символикой РФ, замечательными городами нашей Родины и знаменитыми людьми нашей страны....