Технологическая карта урока ОПК. Тема:"Добро и Зло"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Шпорт Светлана Леонидовна

Технологическая карта урока  ОРКСЭ

Автор: Шпорт С.Л., учитель начальных классов, ГБОУ лицей № 410

Класс: 4"В"

Модуль: «Основы православной культуры»

Тема учебного занятия: Добро и зло.

Продолжительность учебного занятия: 45 мин

Тип: Усвоение новых знаний

Цель: Формирование основ морали – осознанной необходимости определённого поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_tema-dobro_i_zlo.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     Технологическая карта урока  ОРКСЭ

Автор: Шпорт С.Л., учитель начальных классов, ГБОУ лицей № 410

Класс: 4"В"

Модуль: «Основы православной культуры»

Тема учебного занятия: Добро и зло.

Продолжительность учебного занятия: 45 мин

Тип: Усвоение новых знаний

Цель: Формирование основ морали – осознанной необходимости определённого поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.

Задачи урока:

1.Образовательные:

- формировать знания о понятиях самоотверженность, святой, добро и зло, умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта

2.Развивающие:

- создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся; развивать познавательный интерес к предмету;

3.Воспитательные:

- содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру, толерантности.

Методы обучения: 

- проблемно-поисковый

- практический

- словесный

Формы организации познавательной деятельности:

- фронтальная

- индивидуальная

- групповая

Ресурсы для проведения урока: учебник «Основы православной культуры»,  ПК, карточки с заданиями,  сюжетные картинки,  видеоролик «Дорога добра».

Планируемые результаты:

Предметные:

Усвоение новых понятий, умение ими пользоваться. Осознание представлений о нравственной ответственности человека за содеянное.

Метапредметные:

Познавательные: умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса, умение выделять главное и второстепенное, давать определение понятий: самоотверженность, святой, добро и зло, устанавливать причинно-следственные связи; умение анализировать, сравнивать, классифицировать.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель деятельности на уроке, предвидеть возможности получения конкретного результата, способность выделять осознавать учащимися того, что усвоено на уроке.

Коммуникативные: умение признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, ставить вопросы, обращаться за помощью к информационным источникам, учителю, одноклассникам.

Личностные: умение давать самооценку учебной деятельности на основе критериев успешности, формировать представление о добре и зле, позитивное отношение к людям, стремление совершать добрые поступки.

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятель-ность учащихся

Планируемые результаты

1.

Мотивации

Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

-Добрый день, ребята!

Проверьте, пожалуйста,

Готовы ли вы начать урок?                              

Все ль на месте, все ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка? 

Проверили? Садитесь! 

С усердием трудитесь! 

-Посмотрите какое у нас грустное солнышко (слайд 1), чтобы оно засияло своими лучиками нужно хорошо работать на уроке и быть в хорошем настроении.

-Посмотрите, у нас в классе стало светлее от ваших улыбок, как от солнца. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые добрые лица. Посмотрите как засияло наше солнышко( слайд 2)

Пусть это настроение сопровождает вас весь урок.

Проверяют свои рабочие места.

Настраиваются на урок.

Улыбаются друг другу.

Личностные УУД:

 сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.

Коммуникативные УУД:

 создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8

9

10

АКТУАЛИЗАЦИИ И  ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ

 Цель: создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе.

ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

Цель:Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА

Цель:  создание условий для выявления обучающимися новых знаний о добре и зле, развитие умений находить ответы на проблемные вопросы

Физминутка

Цель: создание условий для снятия утомляемости учащихся,  релаксация

ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ 
С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ

Цель: Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ.

ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ

Цель: создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Рефлексия

Цель: создать условия для определения степени успешности

Итог урока.

Цель: выяснение достигнутых результатов

Домашнее задание

Цель: создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцирован-ное творческое домашнее задание

Для определения темы урока дети слушают песню Ю. Энтина «Дорогою добра»(слайд 3)

Учитель: О чем эта песня?

Учитель: Кто уже понял тему нашего сегодняшнего урока?

(слайд 4)

-Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться?  (слайд 5)

Проблемная ситуация

-Можно ли за 45 минут научиться быть добрым, творить добро?

- Сколько времени понадобиться для этого?

- Правильно, всю жизнь.

- Как вы думаете, а что такое «добро»?

- Напишите какие слова-ассоциации у вас возникают с этим словом.

- Какого человека мы называем добрым?(слайд 6)

- Как вы думаете, кто является символом добра, милосердия и всего хорошего?

Работа над понятием

Для начала заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова. (слайд 7)

С.И.Ожегов: Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду”.

-Что является атонимом добра?

-Какого человека мы называем злым?

-Что является символом зла?

С.И.Ожегов: Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду”.

-Мы с вами разобрали, как понимается добро и зло в православной традиции. А теперь посмотрим, чему учит нас народная мудрость.

Работа с пословицами по группам.  (слайд 8)

Задание - собери  пословицу и объясни её смысл.

1 группа

За добро добром платят.

Доброе дело дороже богатства.

2 группа

Доброе дело само себя хвалит.

Доброе слово и железные ворота откроет.

3 группа

Доброе слово и кошке приятно.

За недобрым пойдёшь - на беду набредёшь.        

Проблемный вопрос.

-Почему в мире, который создал добрый, любящий  Бог, существует зло?

- В чем причина появления зла?

- Давайте посмотрим видеосюжет и ответим на эти вопросы. (слайд 9)

«Хлопушки-топушки»

·        Помочь пожилому человеку при переходе проезжей части.

·        Ученик не уступает место пожилому человеку в транспорте.

·        Старшие ученики обижают младших.

·        Ученики дарят цветы учительнице.

·        Ребёнок помогает маме в работе по дому.

·        Обидеть животное.

·        Помочь однокласснику в учебе.

·        Помирить поссорившихся друзей.

     ·           Отвести домой заболевшего друга.

-Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла?

-А вы хотите в этом разобраться?

- На этот вопрос однозначно ответить сложно. Разрешить этот вопрос помогут нам весы. (слайд 9)  На одну чашу весов мы будем класть зло. Это будут черные фишки. А на другую  – добро. Это будут белые фишки.

Работа со сказками (слайд 10,11,12,13,14,15)

Все вы любите сказки. В них встречаются и добрые герои, и злые. На слайдах вы увидите героев разных сказок. Вспомните сказку назовите героя: поместите на чашу весов: зло — добро.

Вывод: Чаша с добром перевесила, зло. Значит, добро побеждает зло. (слайд 16)

Работа в группах:

1. группа

Оценивают ситуацию

1/Ученик возвращался из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути.

 2/ Однажды утром  мальчик, торопясь в школу, увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону. Только старик хотел поблагодарить его, но мальчика рядом не оказалось.

3/ Однажды старушка – соседка попросила мальчика сходить в магазин и купить хлеб. Он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его.

2 группа

 Распределите слова в 2 группы:

Добро

Зло

Мир

честность

жалость

вежливость

верность

щедрость

любовь

ссора

ложь

грубость

лень

жадность

война

предательство

3 группа:

Распределите картинки на 2 группы: добрые поступки и злые поступки.

Выступление групп

Работа с учебником с. 68-69 "Зачем творить добро?

 (слайд 17)

1 группа

Изучают первую причину, по которой христианин творит добро.

2 группа:

Изучают вторую причину, по которой христианин творит добро.

3 группа

Формулируют понятия: самоотверженность, святой.

Выступление групп по данным вопросам (слайд 18)

Игра "Волшебное кресло"

Сейчас мы убедимся, как добрые слова могут поднять настроение. И после нашей игры вы поделитесь впечатлениями.  Обычный стул сегодня превратился в волшебное кресло. И так, к волшебному креслу вызывается……(имя ребенка)

Повторяй волшебные слова: «На яву, а не во сне, что прекрасного во мне?»

Ребята называют добрые поступки, черты характера этого человека.

Что вы испытывали? Какие чувства возникали?

- А теперь расскажите о своих впечатлениях те, кто говорил приятные слова.

Вывод: не стесняйтесь, говорить добрые слова. (слайд 19)

Игра «Найди пару» (на доске  висят таблички «начала» и «конца» правил)

Не наступить, а уступить.

Не разорвать, а склеить.

Не забрать, а отдать.

Не спрятать, а поделиться.

Не кричать, а выслушать.

Не кулак показать, а ладонь протянуть.

Рефлексия. (слайд 20)

«Зло»

 Изобразите зло на бумаге. А теперь порвите его на мелкие кусочки и выбросите.

  • Сегодня я узнал(а).  
  • Я понял(а)
  • Я научился(ась)…
  • Было интересно…

           Мне захотелось

Итог урока (слайд 21)

Вспомните вопросы, которые вы ставили в начале урока. Попробуем на них ответить.

 Песня «Дорогою добра» (видеоролик)

Стихотворение.

Люди! Я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Дружат пусть над светлым небосводом

И сосед с соседом, и народ с народом.

И живут, как братья, без войны и злости,

В гости приглашайте, приходите в гости!

Дифференцированное задание.  (слайд 22)

1 группа:

- Нарисуйте символы добра и зла.

2 группа:

 Найдите мудрые мысли, высказывания о добре и зле.

3 группа:

Написать сочинение на тему «Добрые поступки, которые я могу совершать ежедневно».

(слайд 23)

Смотрят видеоролик и определяют тему урока.

Формули-руют  цели и задачи урока

Ответы детей

Ответы детей

Ангел

Работают со словарём С.И. Ожегова.

Формули-руют понятия: добро, зло.

Зло

Сатана

Собирают пословицу, объясняют их смысл

Предполо-

жение учащихся.

Работают с иллюстра-циями из сказок и оценивают  поступки героев

Работают в группах.

Выступают группы.

Выполняют упражнение.

Работают с учебником по группам, выделяют главную мысль из прочитанной информации.

Формулиру-ют понятия: самоотвер-женность, свято

Один ученик сидит на волшебном кресле, другие вспоминают его добрые поступки, черты характера.

Делают вывод

Формули-руют правила добра.

Рисуют злое выражение лица на бумаге и разрывают её.

Продолжают высказыва-ние.

Вспоминают поставлен-

ные вопросы в начале урока и отвечают на них.

Поют песню «Дорогою добра»

Рассказыва-ют стихотворе-ние.

Познавательные УУД:

- логические:  установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения

- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы

Регулятивные УУД:

- целеполагание

Личностные УУД:

- интерес к изучению предмета

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные УУД:

- извлечение необходимой информации из текста, поиск и выделение той или иной информации ;

- переработка  и преобразование  информации;.

-умение анализировать, сравнивать, классифицировать.

Коммуникативные УУД:

- овладение  умения  работать  в группе

Регулятивные УУД:

- способствовать выполнению «открытия» новых знаний;

-  создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Личностные УУД:

-умение высказывать своё мнение

Коммуникативные УУД:

-умение оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других.

- умение договариваться, работать в группе.

Познавательные УУД:

- извлечение необходимой информации из текста, поиск и выделение той или иной информации ;

- переработка  и преобразование  информации;.

Коммуникативные УУД:

- овладение  умения  работать  в группе

Регулятивные УУД:

-  создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Личностные УУД:

- выделение значимых качеств личности

Регулятивные УУД:

- определение  степени успешности   своей  работы

Личностные УУД:

-самооценка учебной деятельности

Регулятивные УУД:

- выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока гимнастика. Тема: "Обучение технике выполнения упражнений с элементами акробатики и аэробики на уроке гимнастики".

Опыт работы, представленный в технологической карте урока физическая культура по разделу программы  -  гимнастика.Тема урока: " "Обучение технике выполнения упражнений с элеме...

План-конспект урока по иностранному языку (3 класс) на тему: Технологическая карта урока по теме "My favourite animal" в 3 классе

План-конспект урока по иностранному языку (3 класс) на тему: Технологическая карта урока по теме "My favourite animal" в 3 классе  План-конспект урока по иностранному языку (3 класс) на...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Добро и зло"

Тема учебного занятия "Добро и зло"...

4 класс. ОРКСЭ. Технологическая карта урока по теме "Добро и зло".

Технологическая карта урока ОРКСЭ в 4 классе по теме "Добро и зло" и информационные ресурсы, используемые на уроке....

Технологическая карта урока «В.Осеева «Добрая хозяюшка»

Урок литературного чтения во 2 классе по ОС "Школа XXI века"....

Технологическая карта урока по ОРКСЭ «Добро и зло в ходе истории» (УМК «Перспектива»,4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представления о добре и зле в ходе истории.Задачи урокаДидактические:1. научить различать проявления добра и зла в повседневной человеческой жизни;2.дать престав...