Терпение и труд
методическая разработка по орксэ (4 класс)

конспект урока ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Модуль Светская этика16.28 КБ
Файл konspekt_uroka.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Терпение и труд»

Курс  ОРКСЭ модель «Основы светской этики», 4 класс.

 Тема «Терпение и труд» 1-ый урок

Тип урока: комбинированный

Цели урока: 

  • формирование у учащихся положительного отношения к труду, как высшей ценности жизни человека;
  •  вооружение учащихся основными трудовыми умениями и навыками самообслуживающего труда;
  •  формирование умения и привычку проявлять заботу о своих родных и близких;
  • Воспитание трудолюбия, целеустремленности и деловитости, ответственности за порученное дело, уважения к людям труда.

Задачи урока:

  1. Подвести детей к выводу, что только труд дает благосостояние, а не какая-нибудь случайность, какое-то чудо или что-либо подобное.
  2. Развивать любознательность, расширять кругозор.  
  3. Воспитывать уважительное отношение к любому труду и людям труда.
  4. Способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций анализа и синтеза.  
  5. Развивать творческие способности учащихся.    

Планируемые результаты

Личностные УУД:

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные:

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника и с другими источниками информации

Регулятивные УУД:

-оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме, аргументировано обосновывать свою точку зрения, слушать и понимать речь другого

- работать с разнообразными источниками информации

-учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию

Познавательные УУД:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний

-отличать новое от уже известного с помощью учителя

-находить ответы на вопросы, используя дополнительную информацию, свой жизненный опыт

-осуществлять синтез как составление целого из частей.

Оборудование

  • М. Т. Студеникин «Основы светской этики» 4 класс,  
  • презентация к уроку,
  •  видеофильм Доброе слово. В. И. Даль. Терпение и труд все перетрут. (https://www.youtube.com/watch?v=86UHAwlwjk4)
  • Задания для работы в группах;
  • Карточки для рефлексии

                                   



Предварительный просмотр:

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности

Содержание деятельности  обучающегося

(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности обучающегося

1

2

3

4

1.Мотивация  к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята. Пока вы стоите, я хочу вас попросить обернуться и зафиксировать самую дальнюю точку. Запомните ее. А теперь выполните то же самое ее раз, но так. Чтобы зафиксированная точка была бы дальше прежней. Получилось?

- Вот видите, ребята, человек всегда может расширить свои возможности. Я вам желаю расширить свои возможности на уроке.

-Без чего не может жить человек?

- И еще человек не может жить без труда.  Начинаем трудиться.

Дети выполняют просьбу учителя.

Ответы детей:без воздуха, без воды, без хлеба.

Ориентация на требования учителя, умение определять границы собственного знания и незнания, умение выражать собственные

2.Психологиче

ский настрой

Доброе слово. В. И. Даль. Терпение и труд все перетрут. (https://www.youtube.com/watch?v=86UHAwlwjk4)

Дети смотрят фильм

Учатся из увиденного выделять существенное

3. Сообщение темы урока. Определение целей урока

- Вы догадались, какова тема сегодняшнего урока? Слайд 1

- Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете всё добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда. Русские народные пословицы во главу угла всегда ставили труд

- Попробуйте сформулировать цели и задачи данного урока.

Дети формулируют тему, цели и задачи урока.

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

 

4.Актуализация знаний

5.Открытие нового знания, способа действия

- А почему эти два действия неразлучны? Свой ответ докажите примерами.

- Действительно, нельзя чего-то добиться в труде без терпения.

- Какими понятиями пополнится сегодня наш словарь?

-Попробуйте в группах раскрыть лексическое значение слов «терпение» и «труд».

- Молодцы! А теперь давайте заглянем в словарь. Слайды 2, 3

- У какой группы, на ваш взгляд. были самые точные ответы?

- Назовите антоним к слову труд.

- -Какого человека называют ленивым, лентяем?

- А как вы думаете, когда человек должен начать трудиться и каким должен быть его труд?

- Да, человек начинает трудиться с раннего детства.  Он приучается обслуживать себя:  учится самостоятельно кушать, одеваться, расставлять или складывать игрушки в определенное место, учится аккуратно вешать на стульчик  свои вещи и т д.

Дети,опираясь на собственный опыт, рассказывают о пережитых или вымышленных ситуциях.

Терпение, труд

Дети работают в группе над толкованием данных слов, а затем рассказывают свои версии.

Лень

Дети высказывают свои версии.

Развитие умения строить научное высказывание

Умение анализировать и оценивать работу

 

6.Знакомство с Конституцией.

 - У меня в руках Конституция РФ.

В Конституции записаны законы, по которым должны жить все граждане России. Одним из самых главных законов является закон о труде:  «Граждане России имеют право на труд». Это очень важный закон.

 Если человек хочет работать, приносить пользу,  то государство дает ему такое право и оплачивает его труд.

Выявить существенную информацию, полученную из сообщения учителя

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

6.Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным, опираясь на  приобретенный опыт

Я предлагаю вам в группах приготовить сообщение о том, как вы трудитесь.

У вас на партах есть листы с заданиями. Приготовьте лист с задание № 1.

1 группа –труд в классе

2 группа –труд дома

3 группа –труд на пришкольном участке или на даче

4 группа – какая польза от труда на огороде

Творческая работа в группах

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

7. Проверка творческой работы

Ответы детей подкрепляются слайдами

- А как вы думаете, ребята, можно ли лечиться трудом? Слайд 9

- Что обозначает слово депрессия?

-Молодцы, вы замечательно справились с заданием!

1 группа – слайд 4

2 группа – слайд 5

3 группа – слайд 6

4 группа – слайд 7, 8

Высказывания детей.

Физминутка

8. Работа с учебником

-  Каким же должен быть труд? Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике.

Задание:

Познакомиться с материалами учебника с . 90-91, обсудить его в группах и записать в тетрадь, каким должен быть труд.

Учитель проверяет выполнение задания.  

Учащиеся самостоятельно знакомятся с материалом учебника, обсуждают его и записывают  вывод в тетради

Дети на основании материала учебника и собственного опыта доказывают, что труд долен быть свободным, посильным и постоянным.

Поиск и выделение необходимой информации.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с темой,

владение монологической и диалогической формами речи

9. Работа в группах

Проверка

Задание 3.

 «Расширяем свой кругозор»

- Приготовьте, пожалуйста, листы с 3 заданием.

Прочитайте задание. Постарайтесь выполнить его  за 3 минуты.

 - А надо ли учиться? 

 - Учение – это большой труд. От человека требуется быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда всё легко даётся. Если математика даётся вам без труда, то каллиграфия требует от вас определённых усилий. Или, к примеру, никак не запоминается стихотворение. Что вы предпримите?

 Со временем труд должен стать привычкой, к которой быстро привыкаешь.

  (Пример свой как учителя - проверка тетрадей, подготовка к урокам и т.д.

Дети самостоятельно читают задание и готовят на него ответ.

Дети выступают

 Ответы детей

Развитие умения распределять время.

10. Рефлексия

- Наш урок подошел к концу. Подведем итоги. В начале урока вы убедились в том, что каждый человек может расширить свои возможности. Удалось ли вам расширить свои возможности на уроке?

- У вас у каждого на парте есть карточка. На ней написаны два незаконченных предложения и один вопрос:

Сегодня на уроке я понял, что . . . .

Сегодня на уроке я почувствовал, что . . . .

Что мне этот урок дал для жизни? (Оценка)

Сейчас на уроке вы можете выполнить одно любое из этих заданий. А кто захочет, может сейчас зачитать свой ответ.

-  Эти карточки останутся у вас, как память о нашем уроке.

Человек, который выбрал профессию по душе - счастливый человек.

Сегодня я счастлива, потому-то вы смогли понять меня, а я старалась понять каждого из вас.

- Спасибо, ребята, за урок. Мне было интересно с вами общаться.

Дети по желанию заполняют карточки.

Высказывания детей.

Развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с темой;

владение монологической и диалогической формами речи;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока по ОРКСЭ в 4 классе "Терпение и труд"

Формирование положительного отношения к труду, как высшей ценности жизни человека...

Конспект урока по светсткой этике "Терпение и труд"

Конспект урока по светсткой этике в 4 классе "Терпение и труд"...

ТЕРПЕНИЕ И ТРУД ВСЁ ПЕРЕТРУТ!

РАЗРАБОТКА  КЛАССНОГО ЧАСА О ЛЮБВИ К ТРУДУ....

Терпение и труд

Терпение и труд...

Терпение и труд все перетрут

Конспект классного часа в 4 классе...