Диянова Виктория Владимировна. Урок "Религии мира и их основатели"
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Диянова Виктория Владимировна

Разработка урока по ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур"), учебник издательства "Просвещение". Содержит технологическую карту урока, приложения (документы по теме) и слайдовые презентации

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова»

Возникновение религий. Религии мира и их основатели

(ОРКСЭ, 4 класс)

Автор: Диянова В.В., учитель истории

Время проведения урока:

5 октября 2015 г.

Заведующая кафедрой: Игошева Н.А._________


Технологическая карта занятия

Тема занятия

Возникновение религий. Религии мира и их основатели (ОРКСЭ, 4 класс)

Тип занятия

Изучение нового материала

Дата проведения занятия

5.10.2015

Образовательные ресурсы

Интерактивная доска, презентация урока, учебник Основы мировых религиозных культур.- М.: Издательство «Просвещение», 2012

Цель урока

Знакомиться с историей возникновения и особенностями мировых религий. Узнать о роли Иисуса Христа, пророка Мухаммада и Будды в возникновении мировых религий. Способствовать воспитанию коммуникабельности

Формы и методы, технологии обучения

Методы: объяснительно-иллюстративный; беседа; анализ; обобщение.

Формы: общеклассная и групповая.

Технология: урок в логике технологии развивающего обучения, обучение в сотрудничестве (групповая работа)

Основные понятия и термины

Буддизм – древнейшая мировая религия. Предпосылки возникновения буддизма. Мифы о Будде. Царевич Гаутама. Дерево пробуждения. Нирвана. Предпосылки возникновения христианства. Образ Иисуса Христа. Пророк Мухаммад – основатель ислама. Халифы.

Планируемые результаты

Личностные: формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, развитие навыков сотрудничества; понимание значимости своего участия в уроке для конечного результата.

Регулятивные: определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; овладение навыком работы по предложенному учителем плану; в диалоге с учителем определение степени успешности своей работы и работы других.

Познавательные: извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст, иллюстрация, устный рассказ).

Коммуникативные: умение согласованно выполнять совместную деятельность в группе, формулирование собственной позиции при решении учебной задачи, восприятие и понимание речи других.


Этапы занятия

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Организационный

этап

1 мин.

Проверяет готовность учащихся к уроку

Общение с учителем

Самоконтроль готовности к уроку

Актуализация знаний

1 мин

Повторение изученного материала:

Что такое религия?

Какие бывают религии?

Какие религии называются мировыми?

Участвуют в беседе, вспоминают сущность религий и их классификацию

Продуктивное общение

Определение пробелов в своих знаниях и умениях

Осуществление контроля над своими действиями по заданным правилам

Ситуация вызова. Постановка учебной задачи

4 мин.

Создает проблемную ситуацию, вместе с учениками определяет тему и задачи урока.

Известны ли нам имена основателей мировых религий?

На данном уроке нам предстоит выяснить:

Почему же именно они стали основателями мировых религий?

Чему они учили своих последователей?

Объявляет тему и план занятия.

План:

1. Самостоятельная работа в группах с текстом учебника (урок 5) и дополнительным материалом (предоставляется учителем)

2. Выступление групп

3. Подведение итогов

Предлагает выбрать тему и образует с учетом пожеланий учащихся 3 группы.

Вместе с учащимися определяет цель деятельности и критерии оценивания работы групп.

Предлагает группам прочитать соответствующий их теме раздел урока 5 и определить, какие сведения содержаться в нем о жизненном пути основателя религии, и какие – о вероучении.

  1. Создают группы, выбирают лидера группы
  2. Участвуют в определении цели своей работы и работы всего класса, а также в выработке  критериев оценивания работы групп.

Примерные критерии оценивания

Тема

Умение работать в группе

5 баллов

Выступление (полнота, последовательность изложения, соблюдение регламента)

15 баллов

Формулировка вопросов, ответы на вопросы

5 баллов

Итого

«5»: 25-23

«4»: 22-20

«3»: 19-17

баллов

Будда

Христос

Мухаммад

Умение согласованно выполнять совместную деятельность в группе

Восприятие и понимание речи других.

Выбор критериев для оценки групповой работы

Усвоение алгоритма деятельности

Определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя

Прогнозирование результата деятельности класса

Решение учебной задачи.

Самостоятельная работа в группах 10 мин.

Наблюдает.

Консультирует.

  1. На основе текста учебника (урок 5) и дополнительного материала (приложения 2-7) группы готовят краткий рассказ о жизни и содержании проповеди основателя религии
  2. Составляют по 3 вопроса слушателям от группы, например:
  • В каком городе родился Иисус?
  • Почему многие люди за ним последовали?
  • Какой город для мусульман считается священным? Почему?
  • Назовите пророков ислама.
  • Почему царевич Сиддхартха Гаутама покинул свой дворец?
  • Что означает слово Будда?

Построение связного рассказа по заданной теме; умение согласованно выполнять совместную деятельность в группе, формулирование собственной позиции при решении учебной задачи, восприятие и понимание речи других.

Извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст, иллюстрация)

Выполнение своей деятельности по заданному алгоритму

Решение учебной задачи.

Выступление групп

20 мин

Предоставляет слово группам. Следит за соблюдением регламента

  1. Рассказывают о жизни и проповеди основателя религии
  2. Отвечают на вопросы других групп
  3. Задают вопросы слушателям по содержанию выступления своей группы

Умение согласованно выполнять совместную деятельность в группе, восприятие и понимание речи других.

Извлечение информации, представленной в виде устного рассказа; понимание смысла и целостное восприятие темы

Выполнение своей деятельности по заданному алгоритму

Подведение итогов

4 мин

Предлагает обменяться мнениями о том, насколько выступления групп соответствовали заявленным критериям

Оценивают выступление своей группы и других групп

Формулирование собственной позиции при оценивании работы групп

Определение сильных и слабых сторон своей деятельности.

В диалоге с учителем определение степени успешности своей работы и работы других.

 



Предварительный просмотр:

Приложение I. Примерные критерии оценивания

Тема

Умение работать в группе

5 баллов

Выступление (полнота, последовательность изложения, соблюдение регламента)

15 баллов

Формулировка вопросов, ответы на вопросы

5 баллов

Итого

«5»: 25-23

«4»: 22-20

«3»: 19-16

баллов

Будда

Христос

Мухаммад

Приложение II. Буддизм.

Царевич решил во что бы то ни стало найти путь, который бы избавил людей от страданий. Он ушел из дворца в мир искать ответы на свои вопросы. Долгих шесть лет он питался крохами, его обнажённое тело обжигало солнце и сушил ветер. Однако в результате Сиддхартха понял, что полное отрешение от жизни не приносит облегчения. Тогда Гаутама сел под раскидистым баньяном и предался глубоким размышлениям. Бог зла и любви Мара насылает на него смерч, наводнение и землетрясение – бесполезно. Соблазняет властью, деньгами, дочерьми – безрезультатно. На 49-й день Сиддхартха познал истину, разрешил загадку страдания и понял, что должен делать человек для его преодоления. Так Гаутама стал Буддой – «просветленным»

Приложение III. Буддизм.

Будда учил, что каждое существо многократно перерождалось: оно могло родиться человеком, животным или божеством. Какой облик обретёт человек в следующем рождении, зависит от него самого. Если он не совершал злых поступков, не допускал злых мыслей и слов, то он родится человеком, а если он творил зло, то может стать животным. Но в любом случае человек испытывает страдания, потому что он не может удовлетворить все свои желания. Значит, чтобы не испытывать страданий, нужно избавляться от своих желаний. Как же это сделать? Человек должен совершенствовать себя: не допускать злых мыслей, не лгать, не убивать, не красть, не употреблять алкогольные напитки и наркотики. К миру и окружающим людям нужно относиться спокойно и доброжелательно.

Приложение IV. Христианство.

Иисус начал проповедовать свое учение после того, как ему исполнилось тридцать лет. Чему же он учил? Иисус призывал людей любить Бога, прощать обиды. Христос говорил: «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Когда его спросили, какова главная заповедь учения, Иисус ответил, что главных заповедей две – возлюби Бога всем сердцем твоим и всей душой, и возлюби ближнего твоего, как самого себя.

Но кто же такой – ближний? Может быть, это родственник, близкий друг? Так считали те, кто беседовал с Христом. Но Иисус объяснил, что ближний – это любой человек, который нуждается в твоей помощи и любви.

Приложение V. Христианство.

Однажды Иисус пришел в город Капернаум, и множество народа собралось около его дома. Иисус беседовал с собравшимися, когда принесли парализованного человека. Принесшие больного не могли протиснуться сквозь толпу, поэтому они разобрали кровлю дома, где остановился Иисус, и спустили больного через отверстие в кровле. Христос приказал ему: «Возьми постель твою и иди в дом твой». Парализованный исцелился и вышел из дома на глазах собравшихся.

Приложение VI. Ислам.

Имя Мухаммад означает «Достойный хвалы». По преданию, когда он родился, с неба лился удивительный свет, дрогнула земля. Отец Мухаммада не дожил до рождения сына, мать умерла, когда мальчику было шесть лет, поэтому Мухаммада воспитывали его дед и дядя. Семья была небогатой, и будущему пророку в детстве приходилось пасти овец. Когда Мухаммаду исполнилось двадцать лет, он поступил на службу к купеческой вдове Хадидже, принимал участие в торговле, а позже женился на своей хозяйке.

Приложение VII. Ислам.

Однажды в путешествии закончилась пища, и люди дошли до нищеты. Пророк Мухаммад приказал своему сподвижнику Умару: «Созови людей, и пусть они принесут всю еду, которая ещё осталась». Были расстелены шкуры, и вся походная пища была сложена на них.

Мухаммад поднялся и попросил Аллаха благословить её, затем он направил людей за посудой, и они начали брать из этой кучи до тех пор, пока каждый не взял себе достаточное количество. Затем посланник Аллаха сказал: «Я свидетельствую, что никто не имеет права, чтобы ему поклонялись, кроме Аллаха, а я его посланник».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Религии мира и их основатели. Иисус Христос

Слайд 2

Вифлеем

Слайд 3

Рождество Христиане считают, что Иисус рожден Девой Марией от Святого Духа

Слайд 4

Врата смирения – вход в базилику Рождества Христова

Слайд 5

Звезда, обозначающая место рождения Иисуса

Слайд 6

Святое семейство В него входили Иисус, Дева Мария и ее муж престарелый плотник Иосиф

Слайд 7

Назарет Около 30 лет семья Иисуса жила в Назарете

Слайд 8

Пещера Иоанна Крестителя Иоанн Креститель предсказывал пришествие мессии Тех, кто верил ему, он крестил в реке Иордан Здесь же принял крещение Христос

Слайд 9

Омовение паломников в Иордане

Слайд 10

Проповедь Иисуса Иисус ходил по городам и селениям Палестины и учил людей Вокруг Христа собралось много последователей, из которых он избрал 12 ближайших учеников — апостолов («посланцев») Своё учение Иисус подкреплял различными чудесами и прославился как пророк и целитель Он утверждал, что близится конец мира, погрязшего во зле и несправедливости

Слайд 11

Проповедь Иисуса Все страдающие в земной жизни получат утешение от Бога и будут приняты в Царство Божие Первая заповедь христианства – любовь к Богу, вторая – любовь к ближнему Надо любить всех людей, прощать их грехи, так как нет безгрешных людей Добро надо творить незаметно, не ожидая награды от людей

Слайд 12

Иерусалим

Слайд 13

Стены Иерусалима События последних дней земной жизни Иисуса Христа, принёсшие ему физические и духовные страдания, относят к Страстям (страданиям) Христовым За неделю до Пасхи Христос с учениками - апостолами приходит в Иерусалим

Слайд 14

Вход в Иерусалим

Слайд 15

Тайная вечеря – последний пасхальный ужин Христа и апостолов

Слайд 16

Гефсиманский сад Ночь после вечери Христос с учениками провел в саду Там же он был схвачен стражей, которая привела его на суд иудейского священства

Слайд 17

Суд Суд приговорил Христа, которого его последователи считали Сыном Божьим, к смерти, так как по иудейскому учению у Бога не может быть сына Под давлением суда римский наместник Понтий Пилат утвердил этот приговор

Слайд 18

Распятие Сначала над Христом всячески издевались, били его, надели терновый венец с острыми шипами Христа распяли на горе Голгофа Таким образом, Иисус добровольно принес себя в жертву за грехи людей

Слайд 19

Храм Гроба Господня

Слайд 20

Вознесение Христиане верят, что на третий день после смерти Иисус воскрес Затем он явился своим ученикам и велел им распространять учение среди всех народов На сороковой день он вознесся на небо


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Религии мира и их основатели Мухаммад

Слайд 2

Новорожденный Мухаммед на руках своей матери перед жителями Мекки Основатель ислама – пророк Мухаммед (570 – 632) Он родился в г. Мекка на Аравийском полуострове

Слайд 3

Рождение Мухаммеда

Слайд 4

Ангел очищает сердце Мухаммеда Мухаммед рано лишился родителей и воспитывался в доме своего дяди В 25 лет Мухаммед женился на купеческой вдове Хадидже и стал купцом

Слайд 5

Пророк Мухаммед По преданию, в 610 г. Мухаммеду явился ангел Джабраил (Гавриил у христиан) и стал диктовать священные тексты Они составили священную книгу мусульман – Коран Верхом на крылатом коне пророк был перенесен в Иерусалим, где встретился с Авраамом, Моисеем и Иисусом

Слайд 6

Ночное путешествие пророка Мухаммеда на седьмое небо на крылатом коне Бураке Мухаммед взошел на семь небес и предстал перед Аллахом Тот приказал мусульманам молиться 5 раз в день и познакомил с устройством рая и ада

Слайд 8

Мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме С этого места Мухаммед взошел на небеса

Слайд 9

Пророк Мухаммед В Мекке Мухаммед начал проповедь нового учения В отличие от многобожия, которое существовало у арабов, Мухаммед проповедовал единобожие

Слайд 10

Проповедь Мухаммеда

Слайд 11

Мухаммед перед послами из Медины Опасаясь врагов ислама, пророк со своими учениками в 622 г. переселился из Мекки в Медину Это переселение – хиджра – стало точкой отсчета мусульманского календаря

Слайд 12

Мухаммед и его последователи

Слайд 13

Мухаммед в бою Постепенно у Мухаммеда появилось много последователей Между мусульманами и их противниками из Мекки состоялось несколько сражений

Слайд 14

Ангел отдает Мекку Мухаммеду В 630 г. Мекка сдалась Мухаммеду Мухаммед стал не только главой мусульман, но и основателем арабского государства

Слайд 15

Мухаммед у святилища Кааба в Мекке Идолы Каабы были повержены, и пророк также велел стереть все изображения со стен этого священного строения

Слайд 16

Мухаммед закладывает черный камень в Каабу Почти всё население Мекки поклялось Мухаммеду в верности, после чего он вернулся в Медину После смерти Мухаммеда в 632 г. мусульман возглавили халифы (преемники пророка), государство стало называться халифат

Слайд 17

Гробница Мухаммеда в Медине

Слайд 18

Золотой ларец, в котором хранится зуб Мухаммеда

Слайд 19

Через сто лет после смерти пророка ислам распространился от Индии до Атлантического океана


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Религии мира и их основатели. Будда

Слайд 2

Будда – основатель буддизма Будда жил примерно 2, 5 тыс. лет назад. По представлениям буддистов, Будда прошёл множество перевоплощений: рождался и князем, и мусорщиком, и воином, и богом, и даже самим Брахмой, всего насчитывают до 550 воплощений (инкарнаций).

Слайд 3

Рождение Будды Для спасения людей Будда родился в Капилавасту, в южной части нынешнего Непала в семье князя племенного союза шакья Сиддхартха – «выполнивший предназначение», одно из имён Будды. Родовое его имя – Гаутама («успешный в достижении целей») Его родителям было предсказано, что он станет либо великим Правителем, либо Учителем Вселенной

Слайд 5

Воспитание Будды Храм Майя-Деви, матери принца Гаутамы Отец, твердо решивший, что сын должен быть его наследником, принял все меры к тому, чтобы сын не видел страданий мира. Принц растёт в отцовском дворце, вдалеке от жизни. Проявляет себя мудрецом и воином, женится и становится отцом.

Слайд 6

Четыре знаменательные встречи Однажды Гаутама выехал за пределы дворца. Впервые в жизни он увидел: старика; больного человека; смерть (похороны); истинную безмятежность – бродячего нищенствующего аскета. Аскет – человек, довольствующийся самым необходимым

Слайд 7

Четыре знаменательные встречи Гаутама понял, что три первые знамения указывают на постоянное присутствие страдания в мире. В четвертом знамении он увидел свою будущую судьбу.

Слайд 8

Шакьямуни Гаутама бросает всё, даже новорожденного сына, и уходит к отшельникам, там он получает прозвище «Шакьямуни», т.е. «мудрец из рода шакья» Переходя от одного отшельника к другому, он понимает, что жизнь аскета полна страданий, но не приводит к большему пониманию ее смысла, а просто затуманивает ум и изнуряет тело.

Слайд 9

Будда под деревом бодхи Однажды Гаутама уселся под деревом бодхи и дал обет, что не сдвинется с места, пока не разрешит загадку страдания. Бог зла и любви Мара насылает на него смерч, наводнение и землетрясение – бесполезно. Соблазняет властью, деньгами, дочерьми – безрезультатно.

Слайд 10

Будда под деревом бодхи На 49-й день Сиддхартха познал истину, разрешил загадку страдания и понял, что должен делать человек для его преодоления. Так Гаутама стал Буддой – «просветленным»

Слайд 11

Первая проповедь Будды Первая проповедь – в оленьем парке близ Бенареса, где вместе с учениками его слушают и животные. Вскоре Будда приобрел множество последователей

Слайд 12

Первая проповедь Будды

Слайд 13

Олений парк – место первой проповеди Будды

Слайд 14

Дерево бодхи

Слайд 15

Будда Будда вместе с учениками 45 лет распространял своё учение в Индии. Его последователями были как нищие, так и богатые и влиятельные люди

Слайд 16

Следы Будды Умер Будда в местечке Кушинагар, и его тело было по обычаю кремировано Прах Будды захоронили в восьми разных местах

Слайд 17

Место, где Будда ушел в нирвану Над этими захоронениями были воздвигнуты мемориальные надгробия — ступы. Согласно легенде, один из учеников вытащил из погребального костра зуб Будды Зуб стал главной реликвией буддистов (находится в храме города Канди на о. Цейлон).

Слайд 18

Статуя Будды, ушедшего в нирвану Буддисты считают, что Будда не умер, а ушел в нирвану Будда подчеркивал, что он не является богом. Будда — наставник для тех существ, которые решили достичь просветления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок 5 ОРКСЭ "Возникновение религий. религии мира и их основатели"

урок 5 в 4 классе по курсу "Основы мировых религиозных культур"...

Конспект урока по теме "Возникновение религий. Религии мира и их основатели".

Данный урок является продолжением по теме. Основные термины и понятия урока - христианство, ислам, буддизм, нирвана....

Возникновение религий.Религии мира и их основатели.

Учащихся получат первоначальные представления о культурологических основах мировых религий,познакомятся   с возникновением  мировых религий и их основателями, изучат понятия:...

"Возникновение религий. Религии мира и их основатели"

Этот конспект урока был отправлен на городской конкурс методических разработок - 2-е место....

Возникновение религий. Религии мира и их основатели

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") с использованием технологии АМО....

Конспект открытого урока по ОРКСЭ на тему «Возникновение религий. Религии мира и их основатели»

Конспект открытого урока по ОРКСЭ на тему «Возникновение религий.  Религии мира и их основатели»...

Всё о фразеологизмах (Виктория Владимировна)

Тема: " Всё о фразеологизмах" (Виктория Владимировна) Весь материал...