«Нравственного учения Конфуция и его актуальность в современной правовой практике. »
статья по орксэ

Воскобойник Ольга Николаевна

 

В современном мире вряд ли можно встретить человека, который не слышал бы о знаменитом Конфуции (551—479 гг. до н. э.) и его учении. Для многих миллионов людей Конфуций стал нравственным идеалом. В древних книгах его порой называют просто Введение Учителем; на его высказывания ссылаются философы, политики, ученые всего мира, а фразы его стали «крылатыми» и сегодня их можно услышать в самых разных ситуациях. Уже в раннем возрасте родители, воспитатели в дошкольных учреждениях учат детей: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Оказывается, что многие даже не знают, что это высказывание принадлежит китайскому философу Конфуцию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _._.rar30.54 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение        3

Глава 1. Нравственные учения Конфуция        3

1.1 Учение о человеке        4

1.2. Учение об обществе        7

1.3. Учение о государстве        9

Глава 2. Актуальность учений Конфуция в современной правовой практике        11

 Заключение        14

Список литературы        16

Введение.

В современном мире вряд ли можно встретить человека, который не слышал бы о знаменитом Конфуции (551—479 гг. до н. э.) и его учении. Для многих миллионов людей Конфуций стал нравственным идеалом. В древних книгах его порой называют просто Введение Учителем; на его высказывания ссылаются философы, политики, ученые всего мира, а фразы его стали «крылатыми» и сегодня их можно услышать в самых разных ситуациях. Уже в раннем возрасте родители, воспитатели в дошкольных учреждениях учат детей: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Оказывается, что многие даже не знают, что это высказывание принадлежит китайскому философу Конфуцию.

Во все времена в обществе признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, и сейчас эта проблема имеет большое значение. Тот нравственный беспредел, с которым встретилось современное общество, оказывает пагубное воздействие на подростков и молодёжь. В подтверждение этому можно привести растущие цифры преступности, особенно среди молодёжи, а также готовность многих людей действовать в достижении своего материального благополучия, переступая порой грани закона. Снижение уровня нравственности означает смену ценностных ориентаций в обществе под влиянием различных обстоятельств.

Актуальность идей конфуцианских мыслителей во многом обусловлена тем, что основной темой их рассуждений были человек, общество и государство. Заложенные ими социально-политические нормы и принципы явились основным стержнем, вокруг которого вращались теоретические разработки проблем общественного и государственного обустройства.


Глава 1. Нравственные учения Конфуция

Первым исторически достоверным творцом философской теории в Китае был Конфуций (551-479). Он создал философско-религиозное учение. Учение Конфуция повлияло на последующее развитие Китая. Аргументирующее в пользу иерархической системы организации общества и первичности интересов государства. Сегодня во всем мире вряд ли найдется человек, не слышавший о конфуцианстве и его знаменитом основателе Конфуции, имя которого по-китайски звучит как Кун-цзы или Кун-фу-цзы (Мудрец Кун). В традиционных трактатах чаще всего Конфуций упоминается не под именем собственным, а обозначается просто иероглифом «цзы» - «Учитель», выступая тем самым как фигура скорее знаковая, нежели как индивидуальный человек. Но читателю сразу становится ясно, что речь идёт о великом наставнике, который стал нравственным идеалом сотен миллионов людей. На высказывания Конфуция ссылаются философы, политики и учёные всего мира, а фразы из «Лунь юя» - одного из наиболее знаменитых текстов Дальнего Востока, сегодня можно услышать даже от малограмотного китайского крестьянина. «Люнь-юй» - главная книга конфуцианства, составленная учениками Конфуция из кратких заметок, фиксирующих высказывания, поступки учителя, а также диалоги с его участием.

Конфуций описал свой жизненный путь всего в нескольких фразах: «В 15 лет я обратил свои помыслы к учебе. В 30 лет я обрел самостоятельность. В 40 — сумел освободиться от сомнений. В 50 лет я познал волю Неба. В 60 лет научился отличать правду ото лжи. В 70 лет — я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал Ритуала». Конфуций в этих высказываниях выступает как человек и как идеал традиции. Он прошёл путь от учебы через познание «воли Неба» к «свободному следованию желаниям сердца» и добровольному соблюдению норм поведения, которые он считал священными. Его путь стал нравственным ориентиром всей китайской традиции. Учение Конфуция многогранно — это совокупность этических, духовных и социальных норм и правил, которые передавались из поколения в поколение на протяжении почти 2,5 тысяч лет.

Нормы и правила касались воспитания человека, определяли его поведение в обществе, в семье, на службе. И в настоящее время во всём мире перед любым человеком встают проблемы, которые касаются процесса воспитания. Причины этих проблем заложены в постоянной смене ценностей общества.

Одна из главных мыслей в учении Конфуция — это забота о старших и о близких людях. Философ считал, что это должно установить связь между современным обществом и его предыдущими поколениями, а значит, обеспечить преемственность традиций, опыта и т. д. Особое место в учении занимает чувство уважения и любви к людям, живущим рядом. Если общество пропитано таким духом, то очень сплоченно, а значит и способно к быстрому и эффективному развитию.

Мудрый Учитель считал, что нравственность является главной основой поведения человека, и поэтому людей рассматривал и оценивал, с позиции морали. С точки зрения философа, все люди по своей природе близки между собой, но они имеют разные привычки. Она часть становятся добрыми и нравственными, а другая часть — дурными и злыми. Конфуций называл высшего человека «благородным мужем» и противопоставлял ему «низкого человека», который лишен нравственности.

Китайский философ Конфуций считал, что благородные люди должны оберегать и распространять в народе нравственные ценности, и в этом он видел одну из главных составных частей «здоровья» общества, а его атрибутом — считал знание.

На вопрос о том, что же такое знание, Конфуций отвечал, что «употреблять все свои силы к исполнению того, что справедливо и прилично человеку; чтить духов и гениев и держаться в почтительном от них отдалении — вот что называется знанием».

Учение Конфуция можно разделить на три тесно взаимосвязанные условные части, объединяемые идеей центральности человека во всем конфуцианстве.

Первое и главное во всех трех учениях - само Учение о человеке.

1.1 Учение о человеке

Конфуций создавал свое учение на основе личного опыта. На основе личного общения с людьми вывел закономерность о том, что нравы в обществе со временем падают. Разбил людей на три группы: распущенные, сдержанные, глупцы.

Приводя примеры, характеризующие поведение людей, принадлежащих к определенной группе, доказал это утверждение и попытался найти причины данного явления, и, как следствие, силы, движущие людьми в процессе жизнедеятельности. Анализируя и делая выводы, Конфуций пришел к мысли, выраженной в одном изречении: «Богатство и знатность - вот к чему стремятся все люди. Если не установить для них Дао в достижении этого, они этого не достигнут. Бедность и презренность - вот что ненавидят все люди. Если не установить для них Дао в избавлении от этого, они от этого не избавятся». Эти два основных стремления Конфуций считал заложенными в человеке от рождения, то есть биологически предопределенными. Поэтому эти факторы, по мнению Конфуция, определяют как поведение отдельных индивидуумов, так и поведение больших коллективов, то есть и этноса в целом.

Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни, главным для него было уяснить скрытую природу человека, то, что движет им и его стремлениями.

Во многих изречениях Конфуция фигурирует Дао. Что это такое? Дао - одна из основных категорий древнекитайской философии и этико-политической мысли. Лучше всех это понятие попытался раскрыть знаменитый русский ученый-востоковед Алексеев: «Дао - есть сущность, есть нечто статически абсолютное, есть центр круга, вечная точка вне познавания и измерений, нечто единственно правое и истинное... Оно - самопроизвольное естество Оно для мира вещей, поэта и наития есть Истинный Владыка... Небесный станок, лепящий формы... Высшая Гармония, Магнит, притягивающий не противящуюся ему человеческую душу. Таково Дао как высшая субстанция, инертный центр всех идей и всех вещей». Таким образом, Дао - предел человеческих стремлений, но достичь его, дано не каждому. Но Конфуций не считал, что достичь Дао невозможно. По его мнению, люди могут осуществить свои стремления и даже избавиться от ненавистных состояний, если будут неуклонно следовать «установленному для них Дао». Сопоставляя Дао и человека, Конфуций подчеркивал, что человек - центр всего его учения.

1.2. Учение об обществе

Конфуций жил в период внедрения в китайское общество системы доносов. Умудренный опытом, он понимал, какую опасность несло распространение доносительства, тем более на близких родственников - братьев, родителей. Более того, он понимал, что такое общество просто не имеет будущего. Конфуций улавливал необходимость срочной выработки каркаса, укрепляющего общество на нравственных началах, и добиться, чтобы общество само отторгало доносительство.

Именно поэтому решающей мыслью в учении проходит забота о старших, о родне. Конфуций считал, что это должно было установить связь между поколениями, обеспечить полную связанность современного общества с предыдущими его стадиями, а значит, обеспечить и преемственность традиций, опыта и т.д. Также важное место в учении занимает чувство уважения и любви к людям, живущим рядом. Общество, пропитанное таким духом, очень сплочено, а значит и способно к быстрому и эффективному развитию.

Взгляды Конфуция базировались на нравственных категориях и ценностях тогдашней китайской деревенской общины, в которой главную роль играло соблюдение традиций, заложенных в глубокой древности. Поэтому древность и все, что с ней связано, ставилось Конфуцием в пример для современников. Однако Конфуций внес и много нового, например, культ грамотности, знаний. Он считал, что каждый член общества обязан стремиться к знанию, прежде всего собственной страны. Знание - атрибут здорового общества.

Чтобы стать достойным членом общества, нужно углублять свои знания о природе. Эта мысль вытекает из вывода Конфуция о необходимости образованности общества, особенно развития знаний об окружающем мире, и дополняет его.

Только природа способна дать человеку и обществу жизненную силу и вдохновение. Этот тезис напрямую перекликается с древнекитайскими учениями, пропагандирующими невмешательство человека в природные процессы и лишь созерцание их в поисках внутренней гармонии. Бережное отношение, как к живому миру, так и к природным ресурсам. Уже в то время Конфуций предостерегал человечество от бездумного расточительного подхода к использованию природных ресурсов. Он понимал, что в случае нарушения существующих в природе балансов могут возникнуть необратимые последствия как для человечества, так и для всей планеты в целом.

 Регулярное благодарение Природе. Этот принцип уходит корнями в древнекитайские религиозные представления.

1.3. Учение о государстве

Конфуций высказывал несколько своих пожеланий об устройстве и принципах руководства идеальным государством.

Согласно схеме Конфуция, правитель возвышается над главой своей семьи лишь на несколько ступенек. Подобный универсальный подход превращал государство в обычную семью, только большую. Следовательно, править в государстве должны те же принципы, что и в обществе, то есть проповедуемые Конфуцием отношения гуманности, всеобщей любви и искренности.

Исходя из этого, Конфуций отрицательно отнесся к вводимым в то время в некоторых царствах Китая фиксированным законам, считая, что равенство всех перед законом базируется на насилии над личностью и, по его мнению, нарушает основы управления государством. Была и еще одна причина неприятия Конфуцием законов, он считал, что все, насильственно навязываемое человеку сверху, не дойдет до души и сердца последнего, а значит, неспособно эффективно функционировать. Каркас модели государственного устройства, предложенной Конфуцием, - Правила.

К тому же в создании их, по мысли Конфуция, принимали участие все члены общества. В условиях, когда управление государством и народом предполагалось на основании «ли», эти Правила выполняли роль закона.

Правитель обязан следить за выполнением Правил, а также смотреть, чтобы общество не сошло с истинного пути. Концепция за данности с ориентацией на древность оказала огромное влияние на дальнейшее ход развития политической мысли Китая. Политики искали решения насущных проблем в «идеальном» прошлом.

Людей Конфуций разделил по отношению к управлению государством на две группы: управляющие, управляемые.

Даже будучи сторонником авторитарной системы, Конфуций был противником излишней абсолютизации царской власти, и в своей модели ограничивал права царя, большое значение, придавая тому, чтобы основные решения принимались не одним человеком, а группой лиц. По мнению Конфуция, это исключало возможность субъективного подхода к ращению различных проблем.

Выделяя главное место в своей системе человеку, Конфуций, тем не менее, признавал высшую над людьми волю, Волю Неба.

Уделяя основное внимание управляющим людям, Конфуций подчеркивал, что главный фактор стабильности государства - доверие народа. Власть, которой не доверяет народ, обречена на отдаление от него, а значит, на неэффективность управления и в этом случае неизбежен регресс общества.


Глава 2. Актуальность учений Конфуция в современной правовой практике

Основным положением философии Конфуция является вера в то, что любой человек может стать лучше, умнее и прекраснее.

Мыслитель, не проповедовал какие-либо новые идеи. Он твёрдо верил в своё призвание воскресить в памяти людей повеления древних мудрецов, стремился противодействовать злу и несправедливости, хотел сделать китайский народ добродетельным, счастливым и процветающим.

Философ никогда не занимался вопросами богословия, считал, что «если мы не знаем людей, то, как познать духов? Если не знаем еще жизни, то, как познать смерть?».

Учение Конфуция наполнено сознанием нравственного роста человека в гармонии с природой, и именно эта гармония определяет нормы нравственности.

Люди всегда во все века высоко ценили нравственную воспитанность. В настоящее время глубокие социально-экономические преобразования, которые происходят в современном обществе, заставляют размышлять о будущем России, о её подрастающем поколении. Сегодня нравственные ориентиры подвержены многочисленным изменениям; очень часто это выражается в бездушии, безверии, агрессивности. Именно поэтому в данной работе были затронуты проблемы нравственности общества.

Китайский философ Конфуций предлагал изменять мир к лучшему изнутри. Поэтому, в современном мире, чтобы изменить наше общество к лучшему, надо опираться на учение Конфуция и его нравственные идеалы.

В современном обществе конфуцианство должно не только служить духовным руководством китайской нации, но и играть достойную роль в содействии миру во всем мире, повышении нравственных качеств человечества, многообразии и общем процветании мировой культуры и равенстве мировых религиозных направлений. Конфуцианство приобретает все большую популярность в мире, становится одним из важных символов культуры Востока в сокровищнице мировой истории и культуры. По мере того как на пути к новому международному порядку возникает все больше экономических вызовов, все громче звучит призыв к созданию гармоничного всемирного сообщества на основе проверенных тысячелетиями ценностей. Конфуцианское мировоззрение уже оказывает существенное влияние на фукционирование глобального рынка.

Конфуцианство сыграло огромную роль в развитии Китая и китайского народа. Конфуцианство в лице Конфуция призывает брать уроки из истории, он заставляет расстаться с традицией прислуживания к Небу, а вместо этого старается объяснить, что существуют некие универсальные нормы жизни. Он основывался на взаимоотношения человека с человеком, личности и государства. Он утверждает, что человек должен с одинаковой искренностью и преданностью относиться и к Небу, и к правителю, и к своей семье. И, говоря словами великого Конфуция, «Государь должен быть государем, Сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном».

Что касается культов конфуцианства, они сыграли большую роль в развитии общества. Культ семьи и клана  держал многих не родственных людей в отношениях близких к родственным. Это осуществлялось благодаря уважению к старшим. Также с этим культом связано и то, что Китай в настоящее время занимает лидирующую позицию по численности населения среди всех крупнейших стран.

Цивилизация старого Китая уже ушла в прошлое. Но ее мудрость, вобравшая в себя опыт духовных исканий и подвижничества сотен поколений, не умерла и не может умереть. Конфуцианство, как часть и, может быть, самая важная часть этой мудрости, не потеряло своей жизненности и сегодня. Заветы Конфуция обращены к каждому, кто желает познать загадку истоков всего происходящего, кто не удовлетворяется условностями цивилизаций, морали, идеологий, но ищет истинно великое и вечное, кто имеет мужество отказаться от мелочных приобретений ради того, чтобы вместить в себя весь мир.

Заключение

В заключение хочется вспомнить великие слова Конфуция: «Чтобы достигнуть нравственного совершенства, нужно, прежде всего, заботиться о душевной чистоте. А душевная чистота достигается в том только случае, когда сердце ищет правды, и воля стремится к святости. Но все это зависит от истинного знания».

Конфуцианством называется этико-политическое учение, которое сформировалось в Древнем Китае спустя триста лет после ухода их жизни Конфуция. Свыше 2000 лет конфуцианство оказывало величайшее значение на политику, общество, духовную жизнь Китая. Базовая основа рассматриваемого учения была заложена в 6 в. до н. э. самим Конфуцием. Конфуций открывает человека и постигает своеобразие его бытия в мире. Конфуцианство выражало интересы наследственной аристократии, участвовало в общественных движениях. Целью конфуцианства в общественной сфере было укрепление общественного строя и государства при помощи строгого соблюдения догм и традиций из древности. С этических точек зрения конфуцианство признавало правильность существования бедных и богатых, людей трудящихся и людей умственного труда. Управление государством, мораль и управление были главными вопросами конфуцианства. Жэнь – понятие гуманности в конфуцианстве, которое постичь могут только избранные. Достичь его можно благодаря саморазвитию и совершенствованию на базе соблюдения этикета и традиций: уважение к старшим, почитание родителей, повелителя, вежливость и пр. Итак, этическое учение Конфуция – это гуманизм определенных взаимоотношений человека. Нравственное учение Конфуция базируется на человеческом согласии, которое главнее абстрактных истин. Человечность является главным принципом. Ритуал – это нравственная мера поведения, благодаря которому люди согласно существуют между собой. Ли нельзя разрушать, но, несмотря не это, ли гибок и подвижен. Стандарты и норму поведения задает древность. Усилия в сфере нравственности человека должны быть устремлены к тому, чтобы подняться до уровня идеального прошлого. Человеколюбие основывается на почтительности к родителям и уважительности к старшим братьям. Итак, главная проблема, решаемая Конфуцием – это проблема человеческого взаимопонимания. Перемены, говорит Конфуций, не должны посягать на культ предков. Если родители согласны на перемены, то изменения возможны. Конфуций говорит о том, что дети могут менять обычаи, которые были заложены отцом, но только по истечении трех лет после его смерти. Новое, говорит Конфуций, это переделанное старое. Идеалы нужно брать из прошлого, а не в будущем. Итак, сыновняя почтительность по Конфуцию – это и есть сама мораль. Отец – это нравственный пример для сына. Первично почтение сына к отцу. Также важна забота отца о сыне. Ничто не может оправдать донос на отца. Поэтому человеколюбие является тождественным сыновней почтительности. Этот принцип впоследствии закрепился в практике юристов: в I в до н.э. были изданы законы, которые предписывали детям укрывать своих родителей. В Средние века китайские законы говорили о каре в виде смертной казни при доносительстве на своих родителей. Также следует сказать, что Конфуций первым поделил людей на группы в Древнем Китае. Также можно сказать, что благородный муж Конфуция существует до сих пор как идеал личности человека, в том числе и идеал личности в правовой сфере. Конфуций определил проблему, которая актуальная по сей день: носитель власти обязан быть принципиальным. Иначе это уже не политическая власть, а иное.

Список литературы

  1. Алексеев В.М. Китайская литература (Избранные труды) / М. - 1978.
  2. Автореферат диссертации Фахрудиновой Э.Р. «Проблема мудрости и морали в философии Конфуция», Саратов — 2012 г.
  3. Автореферат Прушеновой Е.Ц. «Идеология конфуцианства как отражения становления государственности в Китае», Улан-Удэ — 2007;
  4. А. Чанышев. Курс лекций по древней философии. М: Высшая школа, 1981.
  5. Конфуций. Изречения. - М.: - 1992.
  6. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба, М. - 1989.
  7. Попова Л. А. Этика: курс лекций. – М.: Центр, 2009. 6) Философия. – М.: Гардарики, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение на тему: «Духовно-нравственное учение Иисуса Христа по Евангелию от Матфея».

 Евангелие – благовест. Что оно принесло человеку и человечеству? Что такое православие, которое мы исповедуем?   В христианстве произошло то, что не могло случиться ни в н...

«Формирование гражданской компетентности личности как актуальная задача современного образования»

Сообщение подготовлено для выступления на МО классных руководителей МБОУ «СОШ» с. Гурьевка учителем начальных классов Рубцовой А.М.Становление активной гражданской позиции подростков предс...

« Актуальные проблемы теории и практики современного специального образования»

Международная научно-практическая конференция « Актуальные проблемы теории и практики современного специального образования»...

Актуальные педагогические технологии и практика работы педагога-воспитателя группы продленного дня в условиях реализации ФГОС.

В данной работе рассмотрены наиболее актуальные педагогические технологии в работе воспитателя ГПД в современной школе....

Актуальные проблемы современного начального общего школьного образования.

Начальное общее образование в нашей стране представляет собой первый этап общего образования у детей и является обязательным и общедоступным.Начальное образование имеет свои о...

Актуальные проблемы современного начального общего образования

Начальное общее образование в нашей стране представляет собой первый этап общего образования у детей и является обязательным и общедоступным.Начальное образование имеет свои о...