ОРКСЭ "Православный храм"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Филина Марина Александровна

Технологическая карта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ОРКСЭ "Православный храм"184.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Буныревская средняя   общеобразовательная школа № 14»

Алексинский район, Тульская область

                                             

Технологическая карта урока курса

«Основы  религиозных культур  и светской этики»

по модулю    «Основы православной культуры»

для 4 класса

на тему:  «Православный храм»

                                     

                                                                                                          Составитель-  учитель начальных классов

                                                                                                                        Филина Марина Александровна

2017-2018 учебный год

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество

Филина Марина Александровна

Район

Алексинский

Место работы

МБОУ «Буныревская СОШ №14»

Должность

Учитель начальных классов

Общая информация

Модуль

Основы православной культуры

Тема урока

«Храм»

Тип урока

Урок  «открытия» нового знания.

Цель, задачи

Познакомить обучающихся с устройством православного храма и   традициями поведения в нем

  • узнать об устройстве православного храма, назначении предметов, находящихся в храме;
  • формировать умения работать с учебным материалом, проводить сравнительный анализ;
  • усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме, воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию своего народа.

Необходимое оборудование

Мультимедийный проектор, компьютер.

Дидактическое обеспечение

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации, плакаты.

Планируемые результаты  урока

  • личностные

Формирование основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России.

  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
  • Умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
  •    Выделение и поиск необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
  •    Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Синквейн, тестирование «Это Я».

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

Учебник , рабочая тетрадь

Дополнительная

Толковый словарь.

ЭОРы

Диск «Основы православной культуры»,  аудиозапись.

        

Основные этапы урока

Деятельность учеников

 

Деятельность

 учителя

 

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

 

Планируемые результаты

 

Формируемые УУД

1. Мотивация (са-моопределение) к учебной деятель-ности.

 

Психологичес-кий настрой к учебной дея-тельности.

Слушание аудиозаписи.

Ответы детей  (фронтальная работа)

Подготовка эмоционального настроя к уроку,  положительная внутренняя мотивация.

Включается ауди-озапись колоколь-ного звона.

- Добрый день ребята, подарите мне свои улыбки. Я, надеюсь, что наш урок пройдёт интересно, оставит у вас добрые чувства, и вы сможете показать свои уме-ния активно работать.

- Сейчас вы, ребята, слышите колокольный звон. С этим звоном на Русской земле связано очень много. Колокола звенели и в праздники и в будни, в дни радости и тревоги. Вслушайтесь. Что вы представляете, когда слышите этот звон?

- Какие первые ассоциации у вас возникли? Запишите на листе бумаги слова, которые ассоции-руются у вас с колокольным зво-ном. Назовите эти слова.

- Какое слово встречалось в ваших ответах чаще всего? Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

Личностные УДД

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Коммуникативные УДД

Умение с достаточно полнотой и точ-ностью выражать свои мысли.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в проб-ном действии.

Обучающиеся отвечают на вопросы, делясь своими впечат-лениями от посещения хра-ма.

Примерные ответы учени-ков:

 «Мы должны сегодня узнать,  как устроен  храм и как  вести себя в нём».

Принятие проб-лемной ситуа-ции

Создание проблемной ситуации.

Фронтальная беседа:

  • Как вы понимаете слово «храм»?
  • Кто из вас был хоть раз в православном храме?
  • Зачем вы туда ходили?
  • Как вы там себя вели?

Определение  обучающей  задачи для данного урока.

- Что мы с вами должны узнать на уроке, с чем познакомиться?

Регулятивные УУД

 Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно.

Познавательные УУД

Самостоятельное выделение и формули-рование познавательной цели.  

3. Выявление места и причины затруд-нения.

Составляют предложения, затем озвучи-вают их перед классом.

Работа со слова-рем, толкование слов

Усвоение новых знаний. Прос-мотр слайдов презентации.

 Работа с поняти-ем «храм».

Рассказ с презен-тацией.

Внешние особен-ности храма.

Дом есть не только у человека. Раковина моллюска, пчелиный улей, птичье гнездо, нора зверька — тоже дома. Но храмы есть только у людей. Человек в мире, полном зла, несправедливости, всегда хотел выделить место, где обитала бы святость (мир, свет, любовь). Таким местом является храм.

1. Составьте и запишите два предложения со словом «храм».

2.Предлагается  записать опре-деление «храма» из словаря. Храм — архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов

 Православные храмы очень красивы и разнообразны: то огромные и величественные, то маленькие и уютные, то строгие, то узорчатые и радостные, даже веселые. На Руси много белос-нежных храмов, сияющих осле-пительной белизной на фоне неба, но есть и разноцветные, как сказочные терема, с любовью раскрашенные раз-ными красками.

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий.  По своей архитектуре  храмы бывают разные:

*В виде  креста. Это означает, что храм посвящен Господу, распятому за нас на кресте.   

*Храм  может быть в виде продолговатого корабля. Это  означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.

*Храм  иногда устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

*Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Познавательные УУД

Поиск и выделение необходимой информации.

4.Построение про-екта выхода из затруднения 

Работа в груп-пах.

Используют для своего выступ-ления диск «Основы православной культуры»

Используют материал учеб-ника стр. 48-51, иллюстрации.

Используя свои знания, учеб-ный материал, интернет-ресур-сы, обучюащи-еся разрабаты-вают правила этикета при посещении пра-вославного хра-ма.

Используя интернет-ресур-сы, учебник, плакаты, подо-брать изображе-ния храмов.

Распределение на группы

Предлагает про-читать текст  в учебнике.

Первая группа: «Экскурсия  по  храму».

Задача: подготовить рассказ об архитектуре храма  (внутреннее строение, назначение частей)

 

Вторая группа: Работа с понятийным аппаратом.

Задача: объяснить понятия - Царские врата, канун, икона, алтарь, свеча, иконостас, кадило икона, священник, паникадило.

Третья группа:  Правила  цер-ковного этикета.

Задача: разработать правила поведения в православном храме.

Четвёртая группа: Русские храмы.

Задача: подобрать изображения православных храмов различных исторических периодов, срав-нить их архитектурное устройст-во.

Регулятивные УУД

Определение последовательности своих действий с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Познавательные УУД

Описание объектов по совокупности признаков; сравнение объектов по признакам;  выделение существенных и несущественных признаков;  поиск и синтез  необходимой информации.

Коммуникативные УУД

Использование  речевых средств  для решения коммуникативных задач, построение  высказывания;  инициатив-ное сотрудничество в поиске и сборе информации.

5. Реализация пост-роенного проекта.

Каждая группа  защищает свой проект. Учащиеся дру-гих групп оце-нивают высту-пающих с учё-том содержания материала, зада-ют вопросы на понимание.

 Учитель предла-гает поочерёдное выступление группам.

Каждая группа, получив своё за-дание, готовит выступление.

Познавательные УУД

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и пись-менной форме.

Коммуникативные УУД

Умение слушать и понимать других

6.  Первичное за-крепление с прого-вариванием во внешней речи. 

 Работа в рабо-чей тетради.

Работа в парах.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Коммуникативные УУД

Сотрудничество с партнером, осуществление взаимного контроля, взаимопомощь, планирование общих способов работы, выстраивание продуктивного взаимодействия.

7. Самостоятельная работа с самопро-веркой по эталону.

Заполнение пропусков на схеме.

Самопроверка по образцу (схе-ма на слайде)

Индивидуальное задание для уче-ников  на карточ-ках.

У каждого ученика на столе схема храма, но без указания  его частей.    

shema_hrama

Регулятивные УУД

Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

8. Включение в систему знаний и повторение.

 Групповая работа.

Составление  синквейна

(существительное - ХРАМ)

Познавательные УУД

Умение выделять главное и второстепенное,  давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД

Сотрудничество с партнером.

9. Рефлексия учеб-ной деятельности.

 

Индивидуальн-ые ответы детей

- Какие чувства возникают у вас  при прослушивании стихотворения?

Прихожане в Божий храм
Ходят рано по утрам,
Пообщаться с Богом в нице,
Прислониться к плащанице.
Просят жизнь добрее стать,
Вам здоровья пожелать,
Свечи ставят на канон,
Свечи ставят у икон.
На помин чужой души
В Божьем храме помолчи,
Со слезою на глазах
Душа кается в грехах.
Приходите в Божий храм,
Очищайте душу там!

Фронтальная беседа.

- Скажите, поче-му православные христиане с такой любовью и забо-той относятся к храмам?

- Что вас порази-ло на сегодняш-нем уроке?

- Над чем заста-вил задуматься этот урок?

Любите, дети, старину

С её былинными веками,

С её старинными церквами,

К величию ведшие страну…

 Любите. Дети, старину!..

                            (С.С. Бехтеев)

- О чем бы вы хотели продол-жить разговор на следующем уро-ке?

- Что стало самым важным на уроке?

На последний вопрос предлагается поднять таблички  «Это Я»

                       отлично   

               

                        хорошо  

                          Плохо

-Мое ощущение на уроке:

 ( тестирование «Это Я»)

Домашнее задание с элементом творчества:  нарисовать храм.

Регулятивные УУД

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные УУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Личностные УДД

Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок?

Нравственно–этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу ОРКСЭ "Православный храм"

Курс  ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры". Урок №14. 4 класс....

Православный храм

Урок по ОПК (4 класс)...

« Православный храм и его устройство. Внутреннее убранство храма.»

Экскурсия к храму Покрова Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургском Государственном политехническом университете....

«Православный храм» (правила поведения в храме)

Издавна, где бы не селился русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой  только в Боге, п...

Тихвинский храм Божьей Матери - открытие храма и урок-экскурсия

Тихвинский храм Божьей Матери - открытие храма и урок-экскурсияПрезентация открытия храма по ссылке:https://disk.yandex.ru/i/g_6RzBbLgIVLPgУрок-экскурсия в Тихвинский храм Божьей Матери....

Презентация "Православные Храмы. Храм села Дивноморское"

Презентация использовалалась на уроке Кубановедения и ОПК"...

Урок по ОПК "Знакомство с православным Храмом. Храмы Сергиева Посада"

Виртуальная экскурсия рекомендована при изучении модуля "Основы православной культуры и светскойэтики, а также при изучении храмов Сергиева Посада....