Урок по ОПК "Знакомство с православным Храмом. Храмы Сергиева Посада"
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)

Еремеева Ирина Владимировна

Виртуальная экскурсия рекомендована при изучении модуля "Основы православной культуры и светскойэтики, а также при изучении храмов Сергиева Посада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект29.03 КБ
PDF icon презентация1.3 МБ
PDF icon творческая работа1.14 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№14»

города  Сергиев Посад Московской области,

    улица Куликова, дом 16, телефон 540-41-46; факс(496) 540-41-46

Урок-виртуальная экскурсия в начальной школе

Тема:

 ««Знакомство с православным храмом. Храмы Сергиева Посада»»

Автор:

Еремеева Ирина Владимировна

Сергиево-Посадский городской округ 

2023г.

Цель:

Познакомить детей с православным храмом как явлением русской духовной культуры и русского искусства

Задачи:

обучающие:

- показать детям выдающиеся сооружения византийской архитектуры и русского храмового зодчества,

- объяснить учащимся особенности внешнего облика и устройства православного храма.

развивающие:

- ввести в детский лексикон новые слова/ понятия, связанные с темой занятия, развитие речи учащихся, умения делать самостоятельные выводы.

воспитательные:

- содействовать формированию уважительного отношения к традиционной/ культуро образующей религии России и её святыням.

Техническое обеспечение: компьютер, проектор, документ-камера, презентация, колокольный звон (аудиозапись).

                                              Захарова Л.A. Храмоведение. Рабочая тетрадь.

Реквизит: творческий лист, простые и цветные карандаши/ фломастеры.

Продолжительность: 40-45 минут.

Ход занятия

1.Организационный момент.2 минуты

Приветствие. Проверка готовности к занятию

2. Актуализация знаний. 3 минуты

-Сегодня мне хотелось бы начать занятие со стихотворения

Вслушайтесь в эти слова, прочувствуйте силу этих простых слов.

Смотрю, не отрывая глаз,

На главки завитые…

Я видел церковь много раз,

Но близко так – впервые.

Сияют в лучиках кресты

Над голубком на крыше…

Ему оттуда, с высоты,

Кажусь я ростом ниже.

На купол солнце льёт и льёт

Сиянье золотое,

И кажется, что храм поёт

Застывшей красотою.

3.Постановка целей и задач урока.5 минут

- Так о чем же это стихотворение? /ответы детей/

Подумайте, чему будет посвящено наше занятие? Что мы узнаем, какие цели поставим перед собой? /ответы детей/

Все верно, молодцы!

Сегодня на уроке мы будем говорить об устройстве  храма. Для чего нужны храмы? Зачем люди строят храм? С какой целью приходят в храм?

4. Изучение нового материала. Презентация. 20 минут

  1. Вводная часть

1 слайд Мы живём в старинном русском городе, нас окружают различные здания. Некоторые из них украшают Сергиев Посад и охраняются государством. Мы сейчас увидим на экране несколько таких сооружений, вы назовёте их одним словом

2 слайдХрам, церковь

Наше занятие будет посвящено им. Мы узнаем, для чего люди строят храмы, что в них особенного.

  1. Основная часть

  1. Храм: его назначение и посвящение

Может, вы уже знаете ответ, для чего храмы предназначены и для чего туда приходят люди. И какие люди туда приходят?

3 слайд В храм приходят верующие люди помолиться Богу, святым, Богородице – не только индивидуально. Они собираются также на общую/ совместную молитву, во время которой духовенство совершает священнодействия. Кто ходит в православный храм? Православные христиане.

У нас с вами и у храма есть нечто общее. Догадайтесь, о чём речь.

4 слайд Учитель поочерёдно называет своё имя, имена детей и перечисляет названия храмов (Троицкий, Успенский, Вознесенский – рядом со школой, Пятницкий, Ильинский, Покровский…). У каждого храма есть имя – название. Названия даются в честь Божией Матери, святых, в честь православных праздников.

Слайд 5 В честь кого назван Сергиевский храм? Прп. Сергия Радонежского.

Слайд 6 -//- Троицкий? Святой Троицы

Слайд 7 -//- Рождественский храм? Рождества Христова.

  1. Храм: внешние формы и атрибуты

Вы увидели на слайдах храмы и сразу определили, что за сооружения перед вами. Как так? Почему? Чем внешне они отличаются от других зданий? Крест, купол, узнаваемые внешние формы. 

Крест и купол, форма отличают православный храм, но это не означает, что они все одинаковые. Точь-в-точь похожих храмов не бывает. Слайд 8

А) Основные формы храмов: крест, квадрат, круг, корабль, восьмиконечная звезда.

Показ-объяснение (Рабочая тетрадь, с. 30). Примеры на закрепление, дети должны определить форму храма самостоятельно. Слайды 9-16

Б) Крест на куполе храма. Только показ. Слайд 17

В) Основные формы куполов: полсферы/ небосвода*, шлемовидная, луковичная/ пламя свечи (показ-объяснение (Рабочая тетрадь, с. 33-34)). * Трактовка византийского купола в Рабочей тетради как «опрокинутой чаши» некорректна и ошибочна. Слайд 18-24

Количество куполов и их символика – один, три, пять, можно ещё 12 (показ-объяснение (Рабочая тетрадь, с. 30)). Слайд 25

Православные церкви строились по индивидуальным проектам профессиональными мастерами. Большинство старинных храмов впечатляют сегодня нас своей прочностью, своим внешним и внутренним убранством, они уникальны каждый по-своему. За красоту государство поставило их на особый учёт, внесло в список охраняемых сооружений (памятников). Порой запрещается строить дома вблизи храмов выше их, чтобы не закрывался живописный вид, обзор достопримечательности. Нанесение ущерба им, их умышленное повреждение карается законом, это преступление. Государство даже выделяет средства на восстановление разрушающихся от времени храмов (пример Троице-Сергиевой лавры).

  1. Храм: правила устройства, внутреннее убранство

Храмы можно возводить из разных материалов. Из чего их строили в нашей стране? В нашем городе и Троице-Сергиевом монастыре? Дерево, камень, кирпич.

При строительстве соблюдали правила и традицию. Православный храм имеет три части. Посмотрите на экран, прочитайте их названия. Слайд 26

Какая часть главная? – она на букву «А». Назовите её. Алтарь. С внешней стороны его обозначает полукруглая/ выпуклая стена, на которой никогда не бывает дверей, входного проёма. Здесь сосредоточены особые сакральные предметы, которые в руки брать могут только священнослужители, их используют во время богослужения. Входить в алтарь имеет право только духовенство и его помощники (за небольшим исключением).

Средняя часть так и называется. Во время службы в ней собираются/ находятся верующие.

Третья часть – притвор, он обозначает входную зону. Как верующие входят в храм? Они крестятся (движение правой руки изображают на себе четырёхконечный крест), кланяются. При входе в храм что должны сделать мужчины, мальчики? Снять головной убор. А женщины, девочки? Они, наоборот, покрывают голову платком/ шарфом и т.п. им также желательно быть одетыми в платье/ юбки.

Слайд 27 Часто над притвором располагаются площадки. Для чего? Послушайте… Включается колокольный звон. Площадки для колоколов, звонница, колокольня.

Слайд 28 В нашем городе много храмов, и, если быть внимательными, можно заметить, все их алтари ориентированы/ смотрят на одну сторону света, а точнее… Куда? Ориентируемся по указанию на слайде. На восток. (Рабочая тетрадь, с. 35)

Небольшая зарядка. Попросить детей встать, объяснить им, что они должны выполнить. Указать им в сторону ж/д вокзала – там у нас восток, задача детей повернуться на север (перед их глазами на экране схема), затем на юг, оглянуться на запад через северную сторону – через южную; крест и купол у храмов находятся высоко, чтобы их разглядеть надо поднять голову вверх и т.п.).

Слайд 29-31 А вам доводилось бывать в православном храме? Что можно увидеть внутри? Иконы, подсвечники, Крест, лампады, подставки для икон – аналои, святыни, например, мощи святых. Для верующих – это чтимые святыни, перед которыми они возжигают свечи, целуют их в знак своей любви к Богу, святым, украшают живыми цветами.

Если в храм приходят люди неверующие, инославные, они должны уважать мнение верующих людей, с почтением относится к их традициям, религиозным убеждениям, не мешать проведению службы. Что это значит, расшифруйте? Соблюдать тишину, не бегать, не толкаться, если нужно что-то спросить, надо извиниться за беспокойство и вежливо задать вопрос (и лучше у сотрудника храма).

  1. Выполнение творческой работы

Слайд 32 Предложить выполнить творческую работу «Рисунок Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры»: а) дорисовать купол шлемовидной формы, б) обозначить на пустых фрагментах блоки белого камня, из которого храм построен, в) раскрасить крест, купол и кровлю жёлтым цветом (в реальности они вызолочены), они помечены «крестиком», г) подписать внешние атрибуты (крест, купол, алтарь), д) на условном компасе поставить правильно буквы «В» и «З» (восток-запад).

5.Подведение итогов занятия.5 минут.

 Поблагодарить детей за активную работу на уроке. Подвести итог:

- сегодня дети познакомились с православным храмом. Что новоговы узнали?

- в честь кого или чего храмы называют?

- на сколько частей делится храм, какая часть главная?

- почему государство заботится о церковных зданиях?

- как себя следует вести в храме?

Поблагодарить детей  за ответы

Сделать вывод: Русские православные храмы – объекты нашего культурного наследия, важные памятники русского искусства. Их большое количество в старинных городах – показатель глубокой веры русского человека, серьёзного отношения нашего народа к духовным традициям (благочестию).

 

6.Рефлексия.Прием «Свеча».5 минут

На столе у детей на листках нарисована свеча.

-Ребята, давайте вспомним, как горит свеча. Иногда ее пламя желтого цвета, иногда она горит красным, а случается так, что свеча гаснет. Вам необходимо закрасить огонек свечи карандашом определенного цвета. Если урок прошел благотворно (все поняли, узнали много нового, было интересно) пусть свеча загорится красным огнем. Если урок дал мало знаний пусть свеча загорится желтым огнем. А если урок прошел впустую, тогда пусть огонек свечи не загорается.

Дети закрашивают огонек свечи и вывешивают их на доску.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу ОРКСЭ "Православный храм"

Курс  ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры". Урок №14. 4 класс....

Урок в 4 классе "Православный храм"

Представлен конспект урока в 4 классе на тему "Православный храм" в модуле "Основы православной культуры" по учебнику А.В. Кураева....

УРОК ПО ОРКСЭ «Основы Православной культуры» «ХРАМ»

Увлекательный урок в форме игры, расскажет обучающимся, о таинствах происходящих в православном храме.Доступно и увлекательно говорится о важных понятиях и ритуалах православия....

Православный храм. Урок по предмету "Основы православной культуры"

Разработка урока и презентация  по теме ОПК "Православный храм". Задачи урока - познакомить учащихся с понятием "Храм - дом Божий", назначением, внешним видом и устройством пр...

Презентация "Православные Храмы. Храм села Дивноморское"

Презентация использовалалась на уроке Кубановедения и ОПК"...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ «Православный храм». Урок в IV классе (дети с ОВЗ)

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве....