Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Этикет"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Тема учебного занятия "Этикет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etiket.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока №27

Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Этикет.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимание этикета как системы норм и ценностей, регулирующих поведение людей.

П. Овладение способностями применения правил этикета в повседневной жизни. Умение осуществлять информационный поиск.

Р. Формирование умений контролировать и оценивать свои действия. Способность вносить соответствующие коррективы в своё поведение.

К. Умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Знакомство с понятием «этикет», правилами этикета и значением «этикета» в жизни человека. Формирование осознанного выстраивания конструктивных отношений в семье и обществе. Мотивация на саморазвитие этических чувств, как регулятора морального поведения.

Цель урока

Формирование культуры поведения учащихся в школе, дома в общественных местах; расширение знаний о правилах вежливости и отработка практических навыков поведения.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Этикет, уместность выбора одежды, речь общения, правила поведение, воспитанность.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Экспозиционный экран, телевизор с приставкой для просмотра мультфильмов.

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Учебное пособие для общеобразовательных учреждений «Основы светской этики» 4 – 5 классы; Богуславская Н.Е., Купина Н.А. «Весёлый этикет (развитие коммуникативных способностей ребёнка)» Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1997г.; С Н. Гернет, Д. Хармс; мультфильм «Бобик в гостях у Барбоса»; тест «Умеете ли вы вести себя за столом»; наглядные пособия по правилам поведения.

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 минут

Самомотивация

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о важных и нужных правилах вежливости.

Но перед тем, как мы начнем сегодняшний урок, я вас попрошу сосредоточиться на известном вам понятии «поведение». Подумайте и ответьте, какое отношение вопрос о поведении должен иметь к теме нашего урока, посвященного этикету?

- А что такое этикет?

(Правильно, этикет – это свод правил поведения, принятый в обществе. Это общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни и общение с людьми).

- Нужны ли такие общие правила? Почему?

Слово учителя

- Правильно, они помогают разумно и красиво вести себя, так, чтобы другие почувствовали ваше уважение к ним, чтобы им было приятно общаться с вами.

- На экране мысленного взора проверьте, как написано слово «этикет». Проведите всю необходимую работу по улучшению написания слова.

Регулятивные УУД:

«Сбор информации» (активизация через проблемный вопрос).

Познавательные УУД: «Прием информации».

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Личностные компетенции:

«Позитивная установка».

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

15  минут

Просмотр мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса».

- Как познает Бобик мир окружающих вещей в квартире?

- Что «побольше»  любит Бобик: сыр или котлеты?

- Как ведет себя Барбос, чтобы показать свою вседозволенность в роли хозяина? Где едят собаки и где спят? Как это характеризует их воспитание?

- Какой сон снится собакам?

- Что видит дедушка, который вернулся в квартиру после «гостеприимства» Барбоса?

Инсценировка  «Разговор по телефону»

Выходят несколько ребят, делятся на группы, показывают импровизацию звонков разных ситуаций:

1 ситуация: поздравление с «Днём рождения»

2 ситуация: звонок по телефону 01

3 ситуация …............

Импровизация стихотворения «Очень- очень вкусный пирог!»

- Ребята, давайте проверим, были ли вы внимательными слушателями. Ответьте, какие правила нарушили гости?

  1. Необходимо дождаться гостей и вместе садиться за стол. Опоздание допускается на 15 минут и то, если возникнут какие-то непредвиденные обстоятельства в пути.
  2.  Приходить в гости нужно аккуратным, в чистой одежде и обуви, одетыми по погоде. А гости по дороге растеряли свои вещи и промокли без зонта.
  3. Что нужно сделать перед тем, как пойти в гости?

Познавательные УУД: «Прием информации».

Коммуникативные УУД:  «Войти в образ героя»

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Познавательные УУД: «Прием информации».

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут

Деление на группы. Работа с карточками

Я раздам вам карточки, в которых напечатаны вопросы для того, чтобы вам легче было сформулировать правила поведения. Продумайте ответы на эти вопросы, вам отводится время для этого – 5 минут. Каждая команда выделяет своего представителя для ответа на вопросы. Затем по мере необходимости для раскрытия темы я дам вам слово каждой команде. У какой команды будет больше правильных ответов, та команда и победит.

(Карточки с вопросами и необходимой информацией для комментариев вы найдете в приложении).

Познавательные УУД: анализ, синтез, обобщение, сравнение.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

5   минут

1, 2, 3 группы отвечает на вопросы по карточке (вопросы проектируются на экране, чтобы их видели все участника).

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

8 минут

Обобщение учителя

- Ребята, вы уже поняли, что правила этикета доступны каждому из вас, что люди будут судить о вас по вашему поведению, внешнему виду, манерам и речи. Правилам этикета необходимо учиться и их соблюдать в повседневной жизни.

- Вы, наверное, сделали для себя выводы и теперь знаете, какое поведение считают вежливым, а какое невежливым. И мне очень бы хотелось, чтобы о ребятах нашего класса говорили, что они знают правила хорошего тона и ведут себя по-джентельменски.

Работа с учебником.

  • Раскройте учебника и рассмотрите иллюстрации справа на странице 57.  В какой ситуации и по какому случаю надо одеваться так, как одеты герои этих фотографий?
  • Культура внешности человека – составляющая этикетных ситуаций общения, поэтому лучше придерживаться правил приличия в отношении внешнего вида и помнить слова А.П. Чехова: “В человеке должно быть все красиво: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”.

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Домашнее задание

2 минуты

1. Прочитайте в учебнике страницу 56- 57, тема Этикет».

Ответить на вопросы учебника (стр.57).

2.Узнайте у родителей правила столового этикета, узнайте у них, что и как едят, кто и где сидит, как вставать из-за стола и многое другое.

  1. .Выполните проект: «Правила этикета.....»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...