Рабочая программа ОРКСЭ (модуль Основы исламской культуры) Школа России по Виноградовой 4 класс 2019 год
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Мареева Ирина Борисовна

Рабочая программа ОРКСЭ (модуль Основы исламской культуры) Школа России по Виноградовой 4 класс 2019 год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа № 87

Петроградского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА

Педагогическим советом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 87 Петроградского района      Санкт-Петербурга.

Протокол от 31.08.2018 №1.

 

УТВЕРЖДАЮ.

Директор Государственного бюджетного

общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 87 Петроградского района Санкт-Петербурга

 

__________________________

Муляр И.В.

Приказ от 31.08.2018 №143.

Рабочая программа

по ОРКСЭ

(модуль «Основы исламской культуры»)

для 4 класса

Срок реализации: 2018-2019 учебный год

Ф.И.О. учителя: Мареева Ирина Борисовна

Санкт-Петербург

2018 г.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для организации обучения учащихся 4а класса  ГБОУ СОШ №87 Петроградского района Санкт-Петербурга по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»  модуль: «Основы исламской культуры»  в 2018-2019 учебном году.

1.1. Нормативные правовые документы,

на основании которых разработана рабочая программа:

– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

– Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;

– Основная образовательная программа начального общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №87 Петроградского района Санкт-Петербурга;

– Учебный план Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №87 Петроградского района Санкт-Петербурга на 2018-2019 учебный год;

 – Годовой календарный учебный график Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №87 Петроградского района Санкт-Петербурга на 2018-2019 учебный год;

– Положение о рабочей программе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №87 Петроградского района Санкт-Петербурга.

1.2. Сведения о программах, на основании которых разработана рабочая программа

Рабочая программа разработана на основе:

∙ примерной образовательной программы «Школа России»  по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль: «Основы исламской  культуры» начального общего образования;

  • «Основы религиозных культур и светской этики», модуль: «Основы исламской культуры» Виноградова Н.Ф.  Рабочие программы.4 класс– М.: Просвещение, 2018 г.

Программа соответствует Федеральному государственному стандарту начального общего образования по русскому языку.

1.3. Место учебного предмета в учебном плане 

общеобразовательной организации

В учебном плане ГБОУ СОШ №87 учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этике»,  Модуль: «Основы православной культуры»  на ступени начального общего образования входит в Федеральный компонент и относится к числу обязательных базовых учебных предметов.

Предмет изучается в 4 классе в объеме 34 часов за весь период обучения в начальной школе:  в 4 классе – 34ч.

1.4. Информация о внесённых изменениях в примерную основную

образовательную программу или авторскую программу и их обоснование

Рабочая программа составлена в полном соответствии с авторской программой. Изменений нет.

1.5. Информация об используемом учебно-методическом комплекте

        УМК, используемый при реализация рабочей программы, включает:

Учебник: 1. Виноградова Н.Ф. Власенко В.И., Поляков А.В. «Основы религиозных культур и светской этики»: учебник для 4 класса нач. шк. М.: Вентана Граф, 2014;

Данный учебник входит в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253. 2. 2.

Учебник представляет введение в курс «Основы религиозных культур и светской этики», которое изучается в первом полугодии 4 класса и предшествует модульному изучению курса во втором полугодии. Учебник расширяет знания детей о традиционных религиях России, их вкладе в формирование общечеловеческих ценностей, воспитывает толерантные чувства по отношению к представителям других религий, интерес к культуре разных народов. 

2. Виноградова Н.Ф. «Основы  исламской культуры»: учебник для 4 класса нач. шк. М.: Вентана Граф 2018;

 Модульное обучение осуществляется во втором полугодии по учебнику «Основы исламской культуры».

        

         

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса  «Основы религиозных культур и светской этики»  в 4 классе обучающиеся  должны быть направлены на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение
    договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • адекватно оценивать поведение свое и окружающих.

Предметные результаты:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

3. Содержание учебного предмета

«Основы религиозных культур и светской этики»

Россия – страна, объединившая народы.

Россия – многонациональная держава. Родина – место, где человек родился, живет, где жили его предки.

Россия – наша Родина. Россия объединила более 100 разных народов. Российская Федерация – «братских народов союз вековой».

Конституция РФ – основной закон, гарантирующий равноправие и самоопределение входящих в ее состав народов, а также право на сохранение каждым народом родного языка и культуры. Русский язык – государственный язык России.

Как всё начиналось. История объединения славянских и неславянских земель (общее представление). Север, Поволжье, Забайкалье, Кавказ, Сибирь. Исторические примеры дружбы людей разных национальностей и уровня культуры.

Когда люди объединяются.

Защита Отечества – долг гражданина, вне зависимости от его национальности, вероисповедания. Великая Отечественная война – пример исполнения патриотического долга гражданами многонациональной страны. Подвиги воинов – представителей разных народов.

Многообразие культур народов России. Культура каждого народа неповторима. Жизнь и быт народов, населяющих Россию.

Культурные традиции разных народов РФ: особенности жилища, одежды, питания. Дружественные отношения народов России. Известные писатели, деятели искусства – представители разных народов.

Культура народа, рожденная религией. Традиционные религии России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Главные внешние особенности разных вероисповеданий (храм, служба, атрибуты).

Народные и религиозные праздники народов России: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха; Курбан-байрам, День рождения пророка, Навруз; Шабат, Пурим; Весак, Цаган Сар. Традиции, связанные с народными и религиозными праздниками.

Что объединяет разные народы. Какие ценности есть у человечества.

Правила поведения в обществе, их возникновение. Становление общечеловеческих ценностей: что относится к общечеловеческим законам нравственности.

Доброта, справедливость, честность, почитание родителей, щедрость, преданность, терпимость – общечеловеческие нравственные ценности. Независимость нравственных правил поведения от национальности, вероисповедания.

Примеры следования общечеловеческим ценностям в реальной жизни. Следование общечеловеческим ценностям в представлениях разных религий.

Представленность общечеловеческих ценностей в фольклоре разных народов (пословицы, сказки, легенды), в светской и религиозной художественной литературе, произведениях живописи. Последствия несоблюдения нравственных ценностей.

Модуль «Основы исламской культуры»

Россия – наша Родина. Как исторически развивалась Россия, и какое место в этом процессе занимает твое поколение. Что такое традиции и для чего они существуют. Традиции. Ценность. Духовные традиции.

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. История возникновения ислама. Что такое ислам. У какого народа возникла исламская религия. Как жили арабы до возникновения ислам. Ислам Арабы Язычники.

Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Как прошли детство и юность Пророка Мухаммада. Какие качества были свойственны Мухаммаду. Какой была семья Пророка. Посланник Бога. Пророк. Иудеи. Христиане. Проповедническая миссия Пророка Мухаммада. Начало пророчества.

Как Мухаммаду впервые было послано откровение Аллаха. Как Пророк стал призывать к новой вере. Как началось распространение ислама. Коран. Ангел. Божественные откровения. Язычники.

Прекрасные качества Пророка Мухаммада. Священный Коран и Сунна как источники нравственности. Общие принципы ислама и исламской этики. Вера в Божественные Писания. Вера в Судный день и судьбу. Столпы ислама и исламской этики. Какими словами мусульманин утверждает свою веру. Свидетельство веры (шахада). Что является главной формой поклонения Аллаху. Как происходит молитва. Молитва (намаз).

Исполнение мусульманами своих обязанностей. Обязанности мусульман. Пост в месяц рамадан (ураза). Пожертвование – закят. Для чего предназначены пожертвования. Как мусульмане относятся к богатству и к бедности. Пожертвование (закят) Подаяния (саадака). Хадж – паломничество в Мекку. Что является обязанностью и заветной мечтой мусульманина. Как появление Мекки описано в древнем предании. Какие обряды проводятся во время хаджа. Паломничество (хадж) Кааба Черный камень. Для чего построена и как устроена мечеть. Минарет.

Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Распространение, территории, где проповедуют ислам.

Семья в исламе. Семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Муж и жена. Взаимоотношения родителей и детей. Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд». Нравственные основы семьи в исламе. Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим, дружба, взаимопомощь, гостеприимство, любовь к отечеству, миролюбие. Забота о здоровье в культуре ислама. Ценность образования и польза учения в исламе. Мектебе и медресе. Шакирды. Ислам и наука. Авицена, Улугбек, Омар Хайям, Рудаки. Особенности летоисчисления в исламе. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Искусство ислама.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

4. Тематическое планирование

Учебно-тематический план

(1 час в неделю, всего – 34 часа)

Тема

Количество

часов

Россия-страна, объединившая народы.

4

Многообразие культур народов России

5

 Что объединяет разные народы

8

Ислам- религия мусульман

3

Основы учения ислама

6

Обычаи, традиции, искусство ислама

8

Всего

34 ч

Календарно-тематическое планирование

Дата урока

Тема

Кол-во часов

Примечание

1

04.09.2018

Россия- страна многонациональная. Введение.

1

2

11.09.2018

Период присоединения к России  соседних народов (Поволжье, Северный Кавказ, Сибирь).

1

3

18.09.2018

Период присоединения к России соседних народов (Поволжье, Северный Кавказ, Сибирь).

1

4

25.09.2018

Русский язык – государственный язык России.

1

5

02.10.2018

Культура каждого народа неповторима.

1

6

09.10.2018

Традиции и религии народов России. Православный храм. Рождество. Пасха.

1

7

16.10.2018

Буддистский храм. Праздник Весак.

1

8

23.10.2018

Мечеть. Курбан Байрам.

1

9

06.11.2018

Синагога. Пурим. Шаббат.

1

10

13.11.2018

Как возникли правила.

1

11

20.11.2018

Милосердие. Доброта.

1

12

27.11.2018

Почитай родителей своих.

1

13

04.12.2018

Будь щедрым.

1

14

11.12.2018

Не завидуй.  Не предавай.

1

15

18.12.2018

Терпимость. Прощение.

1

16

25.12.2018

Понятие чести.

1

17

15.01.2019

Добродетели ума.

1

18

22.01.2019

Ислам- религия мусульман.

1

19

29.01.2019

Где возник ислам.

1

20

05.02.2019

Ислам в современном мире и в России.

1

21

12.02.2019

Основы учения ислама.

1

22

19.02.2019

Пророк Мухаммад- избранник Аллаха.

1

23

26.02.2019

Последняя проповедь Мухаммада.

1

24

05.03.2019

Основы (столпы) ислама.

1

25

12.03.2019

Коран и Сунна.

1

26

19.03.2019

Чему учит ислам.

1

27

02.04.2019

Место, где совершаются земные поклоны-мечеть.

1

28

09.04.2019

Искусство ислама.

1

29

16.04.2019

Мусульманская семья.

1

30

23.04.2019

Заповеди ислама о семье.

1

31

30.04.2019

Исламский календарь.

1

32

07.05.2019

Праздники в исламе.

1

33

14.05.2019

Правила, о которых нельзя забывать.

1

34

21.05.2019

Итоговое обобщение по курсу ОРКСЭ.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паломничество в Мекку. План - конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Основы исламской культуры"

Вербицкая Татьяна Сергеевна ГБОУ СОШ №1236 г.Москва творческая группа соавторов предлагают вам план - конспект урока по курсу ОРКСЭ. Надеемся, что вам разработка поможет!...

Презентация к уроку ОРКСЭ модуль "Основы исламской культуры" 4 класс

ОРКСЭ модуль "Основы исламской культуры" 4 класс"Мекка и Медина - два священных города ислама" Мекка —  город в западной Саудовской Аравии, около 100 км от Красного моря.Медина — г...

Конспект урока по ОРКСЭ (Модуль "Основы исламской культуры") 4 класс

Тема урока: "Семья в исламе"Предмет:"Основа исламской культуры"Класс: 4Цель урока: Создать условия для формирования образа семьи у детей 4 класса. Образовательная: з...

Презентация по ОРКСЭ (Модуль "Основы исламской культуры") на тему "Семья в исламе" 4 класс

Тема урока: "Семья в исламе"Предмет: ОРКСЭ (Модуль "Основы исламской культуры"Класс: 4 Учебник:"Основы исламской культуры" 4 класс Муртазин М.Ф. 2010 Цель...

Методическое пособие по курсу ОРКСЭ ,модуль " Основы исламской культуры"

Учебное пособие знакомит школьников с основа­ми духовно-нравственной культуры ислама. Уча­щиеся узнают о жизни пророка Мухаммеда, об ис­тории появления, основах ислама и исламской этики, о...

Конспект открытого урока по ОРКСЭ (модуль «Основы исламской культуры») по теме «Семья в исламе»

На уроке создаются условия для формирования образа семьи у детей 4 класса,  дети знакомятся с понятиями род, родословная,  родственники, семья, как частица рода, в которой сливаются мысли, т...