Разработка урока по ОРКСЭ "Добродетель и порок"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Монахова Алевтина Владимировна

Этот урок был разработан на конкурс "За нравственный подвиг учителя" с презентацией, музыкой к уроку, технологической картой.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разделите слова на 2 группы Щедрость, гнев, мудрость, жестокость, зависть, ложь, справедливость, добро, хитрость, зло, честность, жадность, прощение, хвастливость, месть, доброта, любовь, скромность, воровство, обида, трудолюбие, лень, наглость, вежливость, трусость, глупость, терпение, храбрость, миролюбие

Слайд 2

добродетель щедрость мудрость справедливость добро честность прощение доброта любовь скромность трудолюбие вежливость терпение храбрость миролюбие гнев жестокость зависть л ожь хитрость з ло ж адность хвастливость, м есть в оровство о бида л ень наглость трусость глупость порок

Слайд 3

«Добродетель и порок» Тема урока:

Слайд 4

Добродетель выражает стремление человека к добру, стремление быть похожими на нравственную личность, которая является для него образцом. Порок ами называются действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям.

Слайд 14

Сегодня я узнал (а). Я понял (а)… Я почувствовал (а)… Я научился ( лася )… Я смог (смогла)… Было интересно… Меня удивило… Мне захотелось…

Слайд 15

1. Чтение по учебнику, с.16-17 2. Приготовь сообщение о знаменитых добродетельных людях (по выбору) Домашнее задание:



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Добродетель и порок.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимание добродетелей как  сплава нравственных качеств личности  и её противоположной стороны пороков  как проявления аморальных качеств души.

П Выбор способов решения этических задач. Способность анализировать этические понятия:  добродетель и порок с целью выделения их  существенных и несущественных признаков.

Р. Способность к прогнозированию и оценке своего  поведения на основе этических категорий добродетель и порок.

К. Умение работать в команде.

Умение определять общую цель и достигать ее. Умение выражать свою мысль и защищать этическую позицию.

Развитие этических чувств доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, умение поступать добродетельно и избегать порочного поведения, формирование самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлении о нравственных нормах.

Цель урока

Сформировать представления о добродетелях и пороках. Подвести учащихся к осознанию важности добродетели, как характеристики личности, по которой его оценивают люди.

Формирование нравственных убеждений, нравственных

чувств, нравственных отношений на основе понятий  добродетель и порок.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Добро, зло, добродетель, порок.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Мультипроектор, экспозиционный экран.

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Учебник «Основы светской этики», М. «Просвещение»,2012г.; рабочая тетрадь, «Сказка  о щедром сердце» М.Скребцов, притча «О двух волках», сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», интернет-ресурсы.

                                     Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

15 минут

1.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

 Дети рассказывают о добрых поступках, которые совершили сами, или приводят примеры из литературных произведений.

-Что же такое добро? И что такое зло?

Словарная работа с элементами игры: разбить слова на две группы.

Слайд 1

Подведение итогов.

-Почему знание о добре и зле важно для людей?

Вывод: основа определения добра и зла находится в нас самих. Все начинается с человека. Нельзя сразу стать добрым или злым. Такими нас делают поступки, наше отношение к миру, к окружающим нас людям. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором между добром и злом.

2.Работа над текстом «Сказка о щедром сердце» М.Скребцова.[1]

Размышление.

-О чем эта сказка?

-Кто герой сказки?

-К какой категории людей вы отнесете этого человека (хороших или плохих)? Почему?

Вывод: человека оценивают по его делам.

Совершая хорошие поступки, человек учиться быть добрым, становится ДОБРОДЕТЕЛЬНЫМ, а совершая плохие –ПОРОЧНЫМ.

( карточки со словами ДОБРОДЕТЕЛЬ и ПОРОК крепятся над столбиками слов)

Слайд 2.

- Тема сегодняшнего урока: Добродетель и порок  

 Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение с учащимися темы урока:

 -   Как вы думаете, чем понятие добродетели отличается от понятия добра?

 -   Известно ли вам понятие порока? Как вы думаете, что это такое?

Работа с учебником (с.16-17)

Задание: найти и подчеркнуть определения добродетели.

Слайд 3

-Добродетель- это…

-Порок-это…

(запись в рабочей тетради)

Игра «Кто Я?»

( У ребят на партах лист бумаги и цветные карандаши)

-Ребята, все чувства человека, его качества хранятся в нашем внутреннем мире. Это Храм нашей души. Давайте изобразим его в виде дома. Что хранит наша душа!?

-Учитель называет качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте красный кружок, если нет-черный.

(Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, весёлый, послушный, ответственный, старательный, внимательный, честный, совестливый, доброжелательный)

-Что у вас получилось? В каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы в вашем Храме было больше красных кружков. (Слушание песни)[2,3]

        Добрым быть совсем непросто,

       Не зависит доброта от роста,

       Не зависит доброта от цвета,

       Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть 
И в беде друг друга не забыть. 
И завертится земля быстрей, 
Если будем мы с тобой добрей. 

Познавательные УУД:  анализ, синтез, обобщение, сравнение.

Регулятивные УУД:

«Сбор информации» (активизация через проблемный вопрос).

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций» и «Вербализация эмоций».

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10  минут

Инсценировка отрывка из сказки А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке».[4]

Слайд 4

-О каком пороке идет речь?

-К чему приводят жадность?

-Подберите антоним к слову жадность.

Вопросы и задания к сказке:

1.Трудно ли вам быть щедрым?

2.Делитесь ли вы со своими родителями, братьями или сестрами, когда вам что-то дарят или когда вас чем-то угощают?

3.Как вы думаете, что значит поделиться своим сердцем с другим человеком?

4.Перечислите всех, кто делится с вами частицей своего любящего сердца.

Игра  «Добродетели и пороки»

(Дети получают сердечко, передают его из рук в руки и называют добродетели своего соседа по парте, своего друга, своего одноклассника).

Коммуникативные УУД: «Войти в образ героя».

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Личностные УУД:

«Вижу, слышу, чувствую».

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут

Учащиеся формируются в 3 группы. Ребятам предлагается прочитать притчу о двух волках[5]  и ответить на следующий вопрос:

-Что же имел в виду мудрый индеец?

 В нашей стране много людей, которые занимаются благотворительностью и являются примером для подражания. Этими людьми движет добродетель.

 Слайд  5. [6]

Вывод. Душа человека призвана всегда трудиться, поэтому надо так много работать над важнейшими качествами души – волей и чувствами. Поэтому для воспитания добрых качеств – ТРУДОЛЮБИЕ является одним из главных условий.

   Таким образом, ДОБРОДЕТЕЛЬ-это отдельное положительное качество человека, а порок-это недостаток человека.

- Сейчас вы будете работать в группах. У вас на парте лежат карточки слов добродетельных и порочных проявлений личности, а вы должны составить пары противоположных по смыслу понятий:

1 группа – трудолюбие, честность, щедрость, лень, ложь, жадность.

2 группа – доброта, скромность, вежливость, злость, хвастливость, грубость.

3 группа – терпение, храбрость, любовь, раздражительность, трусость, ненависть.

Например: кротость – распущенность, скромность – хвастливость и т.д.

Познавательные УУД: «Прием информации».

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии

                  Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

5   минут

Группы рассказывают о проделанной работе.

- Давайте подведем итоги нашей работы.

Первый вопрос самый простой:

- Что такое  добродетель? А что такое порок?

- Второй вопрос сложнее:

- Для чего люди должны знать, что такое  «добродетель» и «порок»?

Как вариант: что такое добро, какие поступки человека можно назвать добрыми.

Далее учитель называет положительных и отрицательных литературных героев

(Иван Царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная шапочка, Баба-Яга, Золушка, Морозко, Мальвина).

- Третий вопрос:

- На какого героя вы бы хотели быть похожими? Почему?

- На кого из реальной жизни вы бы хотели походить?

Четвертый вопрос:

- Как можно преодолевать пороки? Кто уже пробовал избавляться от пороков и что получилось?

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии

(Уровень знания – понимания).

Уровень знания – применения).

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

3 минуты

Обобщение учителя

- Мы познакомились сегодня со многими добродетелями. Вы увидели, что все в этом мире имеет свою противоположность. Можно утверждать, что каждый человек состоит из двух противоположностей: добродетельной и порочной. Важно только какая же из этих противоположностей  больше. Надеюсь, вы теперь сможете обнаружить свои и чужие добродетели и пороки.

Подведение итогов в форме устной рефлексии по пунктам:

Слайд 6.

- Ребята, на экране вопросы для оценки сегодняшней информации про добродетель и порок. Проведите работу в своих малых группах.

  1. Сегодня я узнал (а).
  2. Я понял (а)…
  3. Я почувствовал (а)…
  4. Я научился (лась)…
  5. Я смог (смогла)…
  6. Было интересно…
  7. Меня удивило…
  8. Мне захотелось…

По каждому пункту вслух спрашиваются 2-3 человека (в зависимости от ресурса времени).

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Домашнее задание

  1. минуты

Слайд 7.

  • Чтение по учебнику, с.16-17
  • Приготовь сообщение о знаменитых добродетельных людях (по выбору).
  • Составь совместно с родителями памятку « Как удержаться от пороков».

1. http://dobrieskazki.ru/books2_1.htm

2. https://cacophony.info/text/107702

 3. https://qmusic.me/mp3/

4. https://rustih.ru/aleksandr-pushkin-skazka-o-rybake-i-rybke/

5. https://idoorway.mirtesen.ru/blog/43722551120

6. https://yandex.ru/images/

Материал к уроку

СКАЗКА О ЩЕДРОМ СЕРДЦЕ

М. Скребцова

В одном городе жил щедрый старик, и не было почти никого, кому, хотя бы раз, не помогла его щедрость. Всю свою жизнь старик проработал печником. Печки, которые он клал, славились на всю округу. Люди говорили, что в каждой печке — кусочек его горячего сердца оставлен!

Когда печник состарился и не мог больше работать, он часто вспоминал свои печки и даже мысленно разговаривал с ними.
Однажды во сне старик увидел печь. Она улыбнулась ему и проговорила: 
— Не узнаешь меня? Я та самая печка, которую много лет назад ты сделал для одного человека. Сейчас мой хозяин тяжело болен, и вся его семья в безутешном горе. Если он умрет, некому будет его четверых детишек кормить! Старик, когда ты меня сделал, ты отдал мне что-то очень горячее. Только много лет спустя я поняла, что это частица твоего любящего сердца. Все эти годы я берегла и хранила ее, как зеницу ока. Но сегодня я услышала слова доктора. Он сказал, что спасти больного может только чудо. Вот я и решила подарить моему хозяину свое сокровище. Может быть, оно заставит его умирающее сердце биться сильнее?
Старик очень удивился и сказал: 
— А ты не боишься после этого остыть?
— Я, старик, уже отжила свое. Если остыну, меня сломают, а на моем месте другую печку поставят. Только и всего!
Целый день сон не выходил из головы старика. Наступил вечер. Неожиданно в дверь постучали, и в дом вбежала встревоженная женщина.
— Милый человек, помогите! Мой муж умирает. Сейчас он мечется в жару и бредит, — взволнованно проговорила она, умоляюще глядя на старика.
— Но чем же я могу помочь? Разве что за доктором сбегать, — предложил старик.
— Нет, нет, вы можете. Мой муж зовет вас и все время повторяет ваше имя.
Тут старика даже в жар бросило. Он вспомнил свой странный сон, быстро поднялся и побежал за женщиной.
Как только старик вместе с женщиной вошел в дом, первое, что он увидел — была печь. Та самая, которая ему приснилась. Не мешкая, старик бросился к печке, открыл дверцу и вынул из золы что-то очень горячее. Затем он подбежал к постели больного и быстро сунул ему под рубашку найденный в печке предмет.
Некоторое время больной лежал неподвижно. Постепенно его щеки стали розоветь, он улыбнулся и произнес слабым голосом: ”Спасибо, старик”.
Через несколько дней старик умер. Говорят, что после его смерти, печки, которые он сделал, стали еще горячее, а в домах, где они стояли — навсегда поселилось счастье
http://dobrieskazki.ru/edu_russian/book2_1_5.gif

Притча о двух волках.

Когда –то давно один старик открыл своему внуку жизненную истину:

-В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков

Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

 -А какой волк побеждает?

Старик улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает волк, которого ты кормишь.

А.С.Пушкин отрывок из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»

Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.

Музыка Игоря Лученка 
Слова Н. Тулуповой

Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста, 
Не зависит доброта от цвета, 
Доброта — не пряник, не конфета.
Припев:
Только надо, надо добрым быть 
И в беде друг друга не забыть. 
И завертится земля быстрей, 
Если будем мы с тобой добрей. 

Приложение

Домашнее задание к уроку (добрые дела и поступки)

C:\Users\я\Desktop\20190305_095011.jpg

Рисунки с урока ( «храм души», в котором  находятся качества и черты характера человека )

C:\Users\я\Desktop\20190305_142124.jpg

Фотографии  с урока

C:\Users\я\Desktop\IMG-20190306-WA0004.jpg

C:\Users\я\Desktop\IMG-20190306-WA0002.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ урок № 8 Добродетель и порок.

Целью данного урока является подведение учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди....

Основы светской этики. Урок №8 "Добродетель и порок"

Основы светской этики. Урок-презентация. По учебнику урок № 8, стр. 20-21...

Разработка урока по модулю "Основы светской этики" Тема: Добродетель и порок. 4 класс, урок 7.

Разработка урока по модулю "Основы светской этики" Тема: Добродетель и порок. 4 класс, урок 7....

Урок ОРКСЭ "Добродетель и пороки" 4 класс

Урок по теме « Добродетели и пороки».Цель урока: подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди. По этой теме зап...

Разработка урока по ОРКСЭ "Добродетель и порок"

Технологическая ката к уроку и презентация....

Урок ОРКСЭ "Добродетель и порок"

Урок ОРКСЭ "Добродетель и порок"...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Добродетель и порок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о роли добродетели и порока в жизни людей.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить обучающихся с понятием «добродетель» с точки зрения...