ОРКСЭ урок № 8 Добродетель и порок.
методическая разработка (4 класс) по теме

Шкуридина Ольга Леонидовна

Целью данного урока является подведение учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_no_8.docx76.29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 8 «Добродетель и порок»

Цель:  подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.

Задачи: 

Обучающие:

 - уточнить смысл понятий «щедрость», «дружелюбие», «мужество»

Развивающие:

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

Воспитывающие:

- создать условия для осознания учащимися ценности добродетели в человеческой жизни;

- воспитывать желание быть духовно красивым человеком

- формировать умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;

- формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

Оборудование: мультимедийный проектор, рисунки детей со сказочными героями, индивидуальные листы, карточки со словами для составления кластера, костюмы для инсценирования, карточки для рефлексии.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Целевая установка.

Сегодня мы продолжим разговор о добродетели и пороке.         Слайд 1

Будем учиться определять истинную добродетель.

  1. Проверка домашнего задания.  

Как вы дома объяснили, что такое добродетель?

Добродетель– это привычка поступать хорошо, это готовность и способность человека сознательно следовать добру, это положительное качество человека.

А что такое порок?

Порок – это действие, причиняющее вред себе и людям, нравственный недостаток, отрицательное моральное качество человека.

На своих рисунках вы изобразили различных сказочных персонажей, обладающих добродетелями и пороками.  О своём герое расскажет…………………. . А…………………. расскажет о своем сказочном герое.

План:

  1. Название сказки, автор.
  2. Имя героя.
  3. Его добродетельные (порочные) поступки.
  4. Его добродетельные (порочные) качества.
  5. Как награждается добродетель (наказывается порок).
  1. Изучение нового материала.

Существует много добродетелей и пороков.

Древнегреческий философ Аристотель предложил свое деление и                    Слайд 2

понимание добродетели.

Он считал, что добродетель – это способность во всем поступать наилучшим образом.

И такая добродетель находится в середине между двумя пороками:              Слайд 3

избытком и недостатком. Сегодня на уроке поговорим о некоторых из них.

  1. Работа с учебником с 20 (2 абзац).

Самостоятельно прочитайте 2 абзац с 20.

О какой добродетели вы прочитали? (щедрость)                                                  Слайд 4

Кого можно назвать щедрым?

Назовите избыток.                                                                                                   щелчок

Кого можно назвать расточительным?  

Назовите недостаток.                                                            

Кого можно назвать скупым?                                                                               щелчок

  1. Инсценирование сказки.

Послушайте сказку Марии Скребцовой.

СКАЗКА О ЩЕДРОМ СЕРДЦЕ        

В одном городе жил щедрый старик,  и не было почти никого, кому, хотя бы раз, не помогла его щедрость. Всю свою жизнь старик проработал печником. Печки, которые он клал, славились на всю округу. Люди говорили, что в каждой печке — кусочек его горячего сердца оставлен!

Когда печник состарился и не мог больше работать, он часто вспоминал свои печки и даже мысленно разговаривал с ними.

Однажды во сне старик увидел печь. Она улыбнулась ему и проговорила:

— Не узнаешь меня? Я та самая печка, которую много лет назад ты сделал для одного человека. Сейчас мой хозяин тяжело болен, и вся его семья в безутешном горе. Если он умрет, некому будет его четверых детишек кормить! Старик, когда ты меня сделал, ты отдал мне что-то очень горячее. Только много лет спустя я поняла, что это частица твоего любящего сердца. Все эти годы я берегла и хранила ее, как зеницу ока. Но сегодня я услышала слова доктора. Он сказал, что спасти больного может только чудо. Вот я и решила подарить моему хозяину свое сокровище. Может быть, оно заставит его умирающее сердце биться сильнее?

Старик очень удивился и сказал:

— А ты не боишься после этого остыть?

— Я, старик, уже отжила свое. Если остыну, меня сломают, а на моем месте другую печку поставят. Только и всего!

Целый день сон не выходил из головы старика. Наступил вечер. Неожиданно в дверь постучали, и в дом вбежала встревоженная женщина.

— Милый человек, помогите! Мой муж умирает. Сейчас он мечется в жару и бредит, — взволнованно проговорила она, умоляюще глядя на старика.

— Но чем же я могу помочь? Разве что за доктором сбегать, — предложил старик.

— Нет, нет, вы можете. Мой муж зовет вас и все время повторяет ваше имя.

Тут старика даже в жар бросило. Он вспомнил свой странный сон, быстро поднялся и побежал за женщиной.

Как только старик вместе с женщиной вошел в дом, первое, что он увидел — была печь. Та самая, которая ему приснилась. Не мешкая, старик бросился к печке, открыл дверцу и вынул из золы что-то очень горячее. Затем он подбежал к постели больного и быстро сунул ему под рубашку найденный в печке предмет.

Некоторое время больной лежал неподвижно. Постепенно его щеки стали розоветь, он улыбнулся и произнес слабым голосом: ”Спасибо, старик”. 

Через несколько дней старик умер.

Говорят, что после его смерти, печки, которые он сделал, стали еще горячее, а в домах, где они стояли — навсегда поселилось счастье.

Как вы считаете, трудно ли быть щедрым?

Делитесь ли вы со своими родителями, братьями или сестрами, когда вам что-то дарят или когда вас чем-то угощают?

 Как вы думаете, что значит поделиться своим сердцем с другим человеком?

Перечислите всех, кто делится с вами частицей своего любящего сердца. А с кем можете вы поделиться вы?

  1. Работа с индивидуальным листом.

Возьмите индивидуальный лист и, следуя пониманию добродетелей Аристотеля, заполните пробелы в первой таблице.

Избыток

Добродетель

Недостаток

Не будь……………………., не будешь нуждаться. (Вальтер Скотт)

……………… человек – это тот, кто дает подходящему человеку подходящую вещь в подходящее время. (Аристотель)

………………  платит дважды.

(русская поговорка)

  1. Работа со словарём в парах.

Перейдем еще к одной добродетели, которая тоже находится между двумя пороками.

Самостоятельно прочитайте 1 абзац с 21.

О какой добродетели вы прочитали? (добролюбие)                                                Слайд 5 Кого можно назвать добролюбивым?

Назовите избыток.                                                                                                           щелчок

Кого можно назвать угодливым?  

Назовите недостаток.                                                                    щелчок

Кого можно назвать вредным?                                                                              

А можно ли за дружелюбие давать награду?

Такая награда существует в нашей стране – это Орден Дружбы.        Слайд 6

Ученик: Орденом Дружбы награждаются граждане за большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества наций и народностей, высокие трудовые достижения в развитии экономики России, за особо плодотворную деятельность в развитии науки, сближении и взаимообогащении культур наций и народностей, укреплении мира и дружественных отношений между государствами.

Ученик: В числе первых награжденных Орденом Дружбы – губернатор Самарской области Титов Константин Алексеевич. Он был награжден в ноябре 1994 года. В марте 1995 года были награждены сразу свыше ста ветеранов Великой Отечественной войны. Среди кавалеров ордена очень много глав и высших чиновников государственных аппаратов республик СНГ, служителей церкви, военнослужащих, артистов и спортсменов. Количество иностранных граждан, награжденных этим орденом, свыше четырехсот человек. Первый иностранец, получивший эту награду, Ульф Мербольд (награжден в 1994 году), космонавт - исследователь из Германии.

  1. Работа с индивидуальным листом.

В индивидуальном листе, следуя пониманию добродетелей Аристотеля, заполните пробелы во второй таблице.

Шакал в сказке «Маугли» всегда ………………….. Тигру Шерхану.

Ребята, давайте жить ……………!

Я почему…………… был? Потому что у меня велосипеда не было!

  1. Работа с учебником с 21 (2 абзац).

Перейдем к третьей добродетели, которая тоже находится между двумя пороками.  

 мужество                                                                                                                 Слайд 7                                                                                                                                                                           

 Избытком является безрассудная отвага , недостатком – трусость.                                                                                                                

Действуя в паре, найдите в словаре толкование слов   безрассудство,

                                                   мужество,

                  трусость.

Учащиеся зачитывают толкование слов из толковых словарей Ожигова и Ушакова.         Нужно ли за мужество давать награду?

В России и такая награда существует – это Орден Мужества.        Слайд 8

Ученик:  Орденом Мужества награждаются граждане за самоотверженный поступок, мужество и отвагу, проявленные при спасении людей, охране общественного порядка, в борьбе с преступностью, во время стихийных бедствий, пожаров, катастроф и других чрезвычайных обстоятельств, а также за смелые и решительные действия, совершенные при исполнении воинского, гражданского или служебного долга в условиях, сопряженных с риском для жизни.

Ученик: Орденом Мужества награжден посмертно житель Крымска Петр Остапенко, спасший девять человек во время наводнения. Петр — по профессии строитель — дом для своей семьи по улице Олимпийской, 13 возводил сам. В надежных и крепких стенах родители жили вместе с детьми — пятилетним Стефаном и трехлетней Настей. Стены устояли, а тот, кто возводил их — нет, хотя 34-летний Петр был опытным пловцом.

Он вынес девять человек из бурлящего водоворота, а сам был ранен проплывающим мимо бревном и ушел под воду на глазах жены и соседей. Спасти мужчину было некому — кругом одни женщины, дети и старики. “Петр Анатольевич достоин награды за мужество, смелость и решительность. Просим представить его к награде и помочь семье и осиротевшим детям“, — обратились к президенту страны спасенные погибшим строителем люди.

  1. Мужество проявляют не только взрослые люди, но и мальчики и девочки –ваши сверстники. Посмотрите видеосюжет о мужественной 15- летней девушке Агаджановой Юлии.

Просмотр видеосюжета.

  1. Работа с индивидуальным листом.

Возьмите индивидуальный лист и, следуя пониманию добродетелей Аристотеля, заполните пробелы в третьей таблице.

…………………………..

………………………..

…………………………….

  1. Работа в группах. Составление кластера.

Дружелюбие              приветливость

                          общительность

                                    доброжелательность

                                    дружественность

                                    благожелательность

                                    храбрость

Щедрость         не жадность

        великодушие

        милосердный на помощь

        широкая душа

        дающий милостыню

        общительность

Мужество         смелый

        храбрый

        героический

        стойкий

        твёрдый духом

        отважный

        не жадный

  1. Итог урока.

Исполним Песню о доброте.

  1. Рефлексия.

У вас на столе лежат три сигнальные карточки.

Если после нашего урока вы готовы быть щедрым, добролюбивым, мужественным, то поднимите зелёную карточку.

Если вы ещё задумываетесь о вашей готовности обладать этими добродетелями, то поднимите жёлтую карточку.

Если вы считаете, что вы ещё не готовы к этому, то поднимите красную карточку.

Поделитесь частичкой своего щедрого сердца с нашими гостями

(дети дарят сердечки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка и презентация урока по предмету ОРКСЭ на тему: " Добродетель и порок ". Модуль Основы Светской этики.

Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг.Изучая тему «...

Урок ОРКСЭ. Светская этика «Добродетель и порок»

Тема "Добродетель и порок" расчитана на два урока. Презентация прилагается....

Урок "Добродетель и порок". ОРКСЭ

Презентация урока курса ОРКСЭ. Модуль "Сетская этика". Урок "Добродетель и порок" (1 урок). 4 класс...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль ОСЭ: "Добродетель и порок"

Учащиеся знакомятся с такими понятиями как "добродетель" и "порок",  также знакомятся с "Притчей  двух волках"; делают анализ, проводится работа в группах, где каждая группа выполняет опреде...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Добродетель и порок"

Технологическая карта урока по ОРКСЭ  "Добродетель и порок"...

Конспект урока "Добродетель и порок"

Данный конспект могут использовать учителя по основам светской этики....

Конспект урока по ОРКСЭ «Добродетель и порок», 4 класс.

Конспект урока по ОРКСЭ «Добродетель и порок»....