Урок ОРКСЭ "Добродетель и порок"
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Урок ОРКСЭ "Добродетель и порок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_dobrodetel_i_porok.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

УМК: «Перспектива»

Тема урока: Добродетель и порок.

Тип урока: урок усвоения нового знания.

Цель: ознакомление учащихся с понятиями «добродетель» и «порок».

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить школьников с двумя противоположными характеристиками личности – добродетелью и пороком.

Развивающие: 

  • Способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.

Воспитательные:

  • Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Планируемые результаты:

Предметные: 

  • Умеют различать и осознают значение таких понятий, как «добродетель» и «порок».

Метапредметные: 

  • Замотивированы к совершению добрых и гуманных поступков.

Личностные: 

  • Отвечают за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Оборудование: презентация, учебник.

План урока:

1.Организационный момент. (3 мин.)

2.Введение в тему урока. (10 мин.)

3.Открытие новых знаний. (5 мин.)

4. Первичное закрепление. (23 мин.)

5.Подведение итогов урока. (4 мин.)

Этап урока

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы, формы и средства

Формируемые УУД

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Создать условия для повышения интереса перед предстоящим уроком, проверить готовность детей.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Эльзавета Петровна, я очень рада вас видеть!

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Ну-ка, дети, соберитесь,

И друг другу улыбнитесь!

Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой. Мы все улыбнулись и жизнь, пусть на маленькую капельку, стала радостнее и добрее.

Приветствуют учителя.

Форма: фронтальная

РУУД: Нацеливание на успешную деятельность. Умение организовывать свое рабочее место самостоятельно.

2.Введение в тему урока.

Определить тему урока.

Учитель начинает урок с притчи о 2х волках.

Ребята, сейчас я вам включу видео, смотрите его внимательно, потом я буду задавать вам вопросы.

Учитель начинает беседу с классом:

-Ребята, что хотел сказать дед этой притчей?

-Ребята, когда мы совершаем отрицательные (положительные) поступки какого волка в таких случаях мы кормим? Приведите примеры.

– Как можно назвать положительную сторону человека?

– А как отрицательную? 

Еще в далекие-далекие времена люди, уже научившиеся различать добро и зло, разделили свои качества на хорошие и плохие. Первые они назвали Добродетелями, а вторые Пороками. Вот о них мы и будем говорить сегодня на уроке. 

Смотрят видео.

Борьба зла и добра в душе.

Темного (светлого).

Учащиеся приводят примеры.

Справедливость, трудолюбие, скромность и т.д.

Тщеславие, лживость, подлость и т.д.

РУУД: Умение в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено. 

3. Открытие новых знаний.

Ознакомить учащихся с понятием «Добродетель и порок».

Ребята, откройте пожалуйста свои учебники на странице 17.

Давайте прочитаем что же такое добродетель. Кто желает прочитать?

По ходу чтения текста в учебнике, основные понятия показываются на слайдах.

Спасибо, кто теперь прочитает, что означает порок?

Давайте обобщим.

- Какого человека можно считать добродетельным?

- А какого порочным?

Вы все сказали верно.

Ребята, в нашей стране есть много людей, которые являются примером для подражания, они прославили нашу Родину своими подвигами и делами, многие занимаются благотворительностью. 
Одним из таких людей является Лев Яшин. Лев Иванович Яшин - великий вратарь не только нашей страны, но и всего мира. Он удивительный человек, 
спортсмен-легенда, символ московского «Динамо», и в какой-то мере всей Советской эпохи, по крайне мере, футбольной. Лев Иванович Яшин действительно легенда, его успехи и таланты признаны во всем мире. Достижений вратаря не счесть. Мы, знаем, что лучшие игроки мира получают такой приз, как «Золотой мяч». Примечательно, что за все время существования приза, только один вратарь получил его, и это – Яшин. Защищая футбольные ворота, он защищал честь страны.

Про таких людей, как Чулпан Хаматова говорят – человек с большой душой. И это правда, ведь только тот человек, у которого в сердце живет добро будет заниматься благотворительностью. Чулпан Хаматова не только актриса, но и общественный деятель. Когда она собирает деньги для детей, чтобы помочь им справиться с болезнью она делает добро не только им, а еще и нам. Чулпан дарит нам возможность помочь другим и это достойно уважения.

А сейчас посмотрите на этого улыбающегося человека. Ребята, наверное, вы все знаете кто это. Юрий Алексеевич Гагарин – первый человек, совершивший полет в космос. Ребята, как вы думаете, почему его взяли в космос, ведь кандидатов отправиться туда было много? Верно. Еще он был честным, уверенным в себе, был вежливым, скромным и чистосердечным человеком. За такие очень важные и сильные качества он был избран для первого полета.

Все эти люди, о которых я вам сейчас рассказала могут служить нам примером для подражания, и мы должны учиться у них добродетельности.

Чтение текста уч-ся.

Чтение текста уч-ся.

Вежливый человек, способный сопереживать, сочувствовать и т.д.

Жадный человек, хвастливый, ленивый.

Он был добрым, трудолюбивым.

Форма: фронтальная

Методы: беседа, работа с книгой

Средства: презентация, речь учителя, учебник

КУУД: умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос;

ПУУД: Умение осознанно и произвольно строить речь

4.Первичное закрепление.

Обеспечить усвоение нового материала.

Ребята, а сейчас самостоятельно выполните задание.

У вас на столах лежат листочки, на которых напечатаны сказка и рассказ. Прочтите их и дайте ответы на вопросы.  Затем мы вместе обсудим ваши ответы.

Сказка «Семь дочерей»

Было у матери 7 дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по матери.

-Я скучала по тебе, маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.

-Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая.

-Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья.

-Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветка, - щебетала четвертая.

-Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - промолвила пятая.

-Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, - сказала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.  (В.А. Сухомлинский)

Вопросы:

-Какую дочь можно назвать добродетельной? Почему?

-Как вы думаете, что труднее: говорить добродетельно или поступать добродетельно?

Рассказ «Юноша и морские звезды»

Как - то раз на рассвете один старик шел по берегу моря. Вдали он заметил молодого человека, подбиравшего на песке морских звезд и бросавшего их в воду. Поравнявшись, наконец, с юношей старик спросил его, зачем он это делает. Юноша ответил, что выброшенные на берег морские звезды умрут. Если их оставить под лучами солнца. «Но ведь побережье тянется на многие мили и морских звезд миллионы, - возразил старик.

Юноша взглянул на морскую звезду, которую он держал в руке, бросил ее в море и произнес: «Толк есть для этой звезды и тех, кого я уже бросил».

-Назовите добродетельные качества, которыми обладает юноша.

-Кто закончил, показываем готовность. Теперь давайте обсудим, какие ответы у вас получились? Почему вы так считаете?

Ребята, а сейчас выполним еще одно задание, у каждого ряда оно будет разное. Задание можно выполнять в парах.

Учитель раздает задания на карточках.

Задание по рядам.   1 ряд – Выбрать из   имен прилагательных добродетельные качества.

2 ряд – Выбрать из имен прилагательных качества порока (Сердечный, злой, жадный, щедрый, ленивый, милосердный, заботливый, равнодушный, гордый, бессердечный, честный, вежливый, жестокий, добрый, смиренный, бесчувственный, лживый, послушный, хвастливый, сопереживающий, завистливый, агрессивный, справедливый, сварливый, трусливый, сострадающий, упрямый, мстительный, безучастный, драчливый, терпеливый, добросердечный)

3 ряд – Составить пословицы. Пословицы зачитываются всему классу и объясняется их понимание.

Доброе слово лечит        и в воде не тонет

Доброе слово человеку                                 проживет век

Доброе дело                 что дождь в засуху

Добрый человек в добре                                      а злое калечит

Много желать            добра не видать             

А теперь проверим, что у вас получилось.

Вывод. Душа человека призвана всегда трудиться, поэтому надо так много работать над важнейшими качествами души – волей и чувствами. Поэтому для воспитания добрых качеств – ТРУДОЛЮБИЕ является одним из главных условий.

Таким образом, ДОБРОДЕТЕЛЬ – это отдельное положительное качество человека, а порок – это недостаток человека.

Выполнение задания самостоятельно.

Седьмую, т.к. она без слов сразу стала помогать матери.

Поступать.

Сочувствие, умение помочь, трудолюбие и т.д.

Ответы уч-ся.

Форма: фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Методы: беседа, упражнение

Средства: учебник, карточки с заданиями, презентация

Приемы: работа у доски, работа по карточкам

 

КУУД: умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос;

ПУУД: Умение осознанно и произвольно строить речь

5.Подведение итогов урока.  Рефлексия.

Дать анализ успешности достижения цели.

Подведем итог. Что необходимо, чтобы быть добродетельным?

Закончить урок хотелось бы стихотворением.

 Леон Кон «Учила меня бабушка»

Учила меня бабушка:

Живем под одним небушком,

Швырнули в тебя камешком-

Ответь на него хлебушком.

Всегда стараясь следовать

Советам своей бабушки,

Порой, в ответ на хлебушек,

Вновь получал я камешки.

Но все же не озлобился,

Проникся этой мудростью:

В добре удача кроется,

А не в злобливой глупости.

Уже и сам я дедушка,

Не за горами краешек.

Учу я внука: «Хлебушек

Подай в ответ на камешек».

Ребята, какой совет дает бабушка? Что в этом стихотворение означает хлебушек (камушек)?

Посмотрите на экран и выберете подходящее для вас начало предложения и продолжите его, помня тему сегодняшнего урока. 
Мне стало ясно… 
Я поняла… 
Теперь я знаю… 
Я буду стараться… 
Я узнала…

Совершать добрые поступки, быть честным, справедливым и т.д.

На зло не надо отвечать злом.

Добро (зло)

Форма: фронтальная

Метод: беседа

ПУУД: Умение осознанно и произвольно строить речь

КУУД: Умение выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Люблю, где случай есть, пороки посчипать"

Конспект обобщающего урока литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России" по творчеству И. А. Крылова....

Разработка и презентация урока по предмету ОРКСЭ на тему: " Добродетель и порок ". Модуль Основы Светской этики.

Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг.Изучая тему «...

Урок по теме «Добродетель и порок", 4 класс. Модуль "Основы светской этики"

Урок по теме «Добродетель и порок» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 4 класса. Теме «Добродетель и порок»...

Урок ОРКСЭ. Светская этика «Добродетель и порок»

Тема "Добродетель и порок" расчитана на два урока. Презентация прилагается....

Конспект урока по светской этике «Добродетель и порок. Жизнь дана на добрые дела»

Человеку свойственно ошибаться. Главное, чтобы человек мог осознать, что он неправ, и исправиться. Нужно постараться больше не совершать тех поступков, за которые было стыдно....

Урок "Добродетель и порок". ОРКСЭ

Презентация урока курса ОРКСЭ. Модуль "Сетская этика". Урок "Добродетель и порок" (1 урок). 4 класс...

Разработка урока по модулю "Основы светской этики" Тема: Добродетель и порок. 4 класс, урок 7.

Разработка урока по модулю "Основы светской этики" Тема: Добродетель и порок. 4 класс, урок 7....