технологическая карта урока ОРКСЭ 4 класс модуль ОПК
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Роменко Ольга Алексеевна

урок изучения и первичного  закрепления новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок ОРКСЭ55.97 КБ

Предварительный просмотр:

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Роменко Ольга Алексеевна

Район

Приморско-Ахтарский

Место работы

МБОУ СОШ № 9

Должность

Учитель начальных классов

Модуль

Основы православной культуры

УМК

А.В.Кураев Основы православной культуры

Тема урока

Зачем творить добро?

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель, задачи

Цель: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра;сформировать понимание того, что творить добро-духовная радость.

Задачи:

  • сформировать представление о мотивах доброделания  православных христиан
  • актуализировать собственный опыт  и помочь понять мотивы доброделания  православных христиан
  • мотивировать детей к диалогу о мотивах доброделания православных христиан
  • формировать умение работать с текстом учебника

Необходимое оборудование

Учебник А.В.Кураев «Основы православной культуры» 4-5 , М.Просвещение, 2013г. Рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, Мультимедийное оборудование, Книга для учителя

Дидактическое обеспечение

Карточки с заданиями, , слайды презентации, музыка

  • личностные

умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей, самостоятельно объяснять свои чувства, возникающие в результате обсуждения, наблюдения , просмотра видеосюжета

  • предметные
  • знать  этические и нравственные нормы  и традиции православия,  их значение в жизни людей.
  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
  • р.Умение ориентироваться в учебнике, работать по плану, делать выводы
  • п.умение перерабатывать информацию, находить ответы на вопросы, самостоятельно определять значение новых слов, готовить сообщения к уроку
  • к.умение слушать и понимать речь других, умение работать в паре, договариваться, общаться

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, составление синквейна, заполнение таблицы

Основная

А.В.Кураев Основы православной культуры М.; «Просвещение»2013

Дополнительная

Библия для детей

Интернет-ресурсы

http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson)

http://ww.or.ru/)

http://www.religio.ru/)


Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Учитель: Человеческая доброта удивительна,

А улыбка от души восхитительна,

Вы друг другу улыбнитесь,

И тихонечко садитесь.

-Меня зовут Ольга Алексеевна.

Сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир православной культуры.

Личностные УУД (учащиеся принимают важность атмосферы дружелюбия для продуктивной работы на уроке), регулятивные (учащиеся оценивают свою готовность к уроку: желание и возможность для  активной познавательной работы).

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Создание проблемной ситуации с помощью вопроса

Учитель:

Ребята, прослушайте одну притчу:

Давным  давно по жаркой пустыни шли два человека. Один был старик, а другой молодой человек. У них оставалось совсем мало воды и с большим сожалением  последнюю каплю молодой человек отдал старцу. Старец поблагодарил молодого человека и решил рассказать ему одну притчу про доброго и злого волка :  « в каждом человеке борется два волка, один представляет - зло, а другой- добро. Один олицетворяет зависть, ревность , эгоизм, а другой мир, любовь , надежду, истину , доброту.», молодой человек спросил: « И какой волк в конце концов побеждает?» Старец ответил «Тот, которого ты кормишь».  

- Учитель:-Как вы думаете, о  чём  мы будем говорить на уроке?  

 (Д: О добре, добрых поступках)

( (Частично-поисковый метод)

- Да, сегодня мы будем говорить о доброте. Почему-то в наше время доброта утратила свою нравственную силу, наблюдается дефицит милосердия. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность?
Доброта… Добро… Что же это такое?

Ответы учащихся

-это когда помогаешь маме

- это зло, только наоборот,

-это когда нет войны

- это помощь больным, немощным людям

- когда делишься деньгами с нищими

-это все хорошее и красивое

-это когда выполняешь домашнее задание.

 -Вспомните Золотое правило этики

(Д: «Во всем,  как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.»)Слайд 1

-  Учитель: Итак, живя с Богом в душе, живя по его заветам, христианин обретает счастье.

Принятие проблемной ситуации.

Ответы детей

Анализ стихотворения

Коммуникативные УУД (выполняют свои обязанности в группе и видят цель деятельности).

Познавательные (выявляют причинно-следственные связи), коммуникативные (высказывают свою точку зрения, грамотно оформляют свои мысли в устной речи), регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено).

 Познавательные (выявляют причинно-следственные связи), коммуникативные (высказывают свою точку зрения, грамотно оформляют свои мысли в устной речи), регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено и что вызывает затруднение).

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Работа с учебником.  стр. 68

Прочтите следующую фразу « У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами…»

Словарная работа.

Кто такие эгоисты?

Себялюбивые люди, заботятся об одном лишь себе, а до других ему нужды нет.

Дать определение понятия «эгоизм»

ЭГОИЗМ- Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.

-У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами.

 Прочтите первую причину. Благодарность за подвиг Христа.Слайд 2

 

  Благодарность -  какое удивительное слово. Из каких слов оно состоит?

Благодарность

 Благо                     дарить

Благо – это то, без чего человек не может жить в радости.

Древняя легенда рассказывает, как апостол Пётр пришёл в Рим.

Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого-то, напротив возмутили.

Работа с текстом.

(Давайте прочтём эту легенду)чтение учителем.

Слайд 4

Анализ текста.

-Понравилась легенда?

-Кого обвинили в поджоге города? -Христиан.

-Как с ними поступили? -Арестовывали, казнили.

 

-Почему Пётр решил покинуть Рим? -Он был христианином.

-Что это за странник повстречавшийся Петру? -Христос.

 

-Что спросил поражённый Пётр у Христа? -Куда ты идёшь, Господи?

-Что ответил Христос? -Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз.

-Почему Пётр содрогнулся от слов Христа? -Однажды он уже отрекся от своего учителя. Теперь он бросал ещё и своих учеников.

- Как поступил Пётр в минуту тяжких преследований? -Вернулся в город.

-Для чего, с какой целью Пётр решил вернуться в опасный для жизни город? -Чтобы в минуту тяжких преследований уберечь своих учеников  от трусости и предательства, поддержать их словом и примером…»

-Можно сказать, что Пётр подражал Христу и благодарен ему за его подвиг? -Да Пётр был благодарен Христу

-Как вы считаете, кто в этой легенде творил добро? -Христос и Пётр.

Возможно даже рискуя своей жизнью.

-Что говорил Христос, найдите в учебнике.

Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет быть ему благодарным за его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.

 Ученики Христа ,подражая его жертве, стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности.

Такое состояние человека называют самоотверженность.

Как вы понимаете это слово?

Словарная работа.

                                    Самоотверженность.

Самотверженность

человек      жертвование

Жертвование своими интересами ради других, ради общего блага.

Как подражали Христу его ученики?

Обратите внимание: В православии слова «святой» и «хороший,  любящий, самоотверженный» не считаются синонимами.

-Какого человека можно назвать святым?

Жирным шрифтом в учебнике выделено слово святой. Читаем.

Святой – такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт. У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости.

-Так чему же радуются святые?

Это ещё одна причина, по которой христиане стремятся творить добро и не быть эгоистами.

Учитель::А зачем нужно творить  добро?

 

Творческая работа. Рассуждение

Познавательные (выявляют причинно-следственные связи, проявляют умение сравнивать), коммуникативные (высказывают свою точку зрения, грамотно оформляют свои мысли в устной речи), регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено и что вызывает затруднение: возможно ли с точки зрения Церкви обращение людей к оружию?).

Коммуникативные (высказывают свою точку зрения, грамотно оформляют свои мысли в устной речи), регулятивные (ставят цель собственной познавательной деятельности).

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Работают с текстом учебника, Анализ текста,

 работая в парах.

Познавательные (проявляют умение  систематизировать (при составлении кластера), ориентироваться в тексте учебника, выделять важную для изучения нового материала информацию, разрабатывать план ее изучения), коммуникативные (высказывают свою точку зрения, грамотно оформляют свои мысли в устной речи), регулятивные (адекватно реагируют на замечания и принимают критику для коррекции результатов деятельности, ставят цель познавательной деятельности).

Здоровьесберегающие технологии.

Физкультминутка

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

Выполняют движения

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

4. Первичное закрепление .Работа в парах.

Работа с пословицами. (проверка фронтально)

Слушание  притчи  «В больнице»

Беседа

-Зачем больной, который лежал у кровати рассказывал,                                                                                                                                                                               что видел  лес, речку, облака, людей? Ведь он не мог этого видеть, он был слепым. (хотел утешить, приободрить, поднять настроение, облегчить страдания другому больному, который лежал у дверей) 

-Что можно сказать о слепом человеке? (добрый, заботливый, внимательный, чуткий, душевный, отзывчивый, проявлял сочувствие, сострадание и т.д.)

     -Что можно сказать о больном, который лежал у дверей? Какими качествами характера он обладал? (зависть, злоба, ненависть, эгоизм, равнодушие, жестокость, бессердечность)

-Какое самое страшное  его качество привело к несчастному случаю?

Вывод: Жизнь всегда дает нам шанс  проявить милосердие и здесь каждый человек выбирает сам по какой тропинке он пойдет – по тропинке  милосердия и помочь нуждающемуся или свернуть на тропинку равнодушия и пройти мимо, закрыв глаза.

-Как бы вам хотелось, чтобы закончилась притча?

Работа в тетради.

 ( проверка фронтально)

-Так что же такое добро для христианина?

- ДОБРО- все то, что помогает христианину, человеку и  обществу жить, развиваться , процветать.

 

- Понятие многогранно:

   добро- хорошие поступки, добрые дела;

   добро- качества человека.

  -Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное - настоящее.

 - Объясните, что лично вы относите  к полезному, приятному и истинному добру.

полезное- посадил дерево; приятное- сделал подарок; истинное- помог человеку в беде)

-Для чего рождён человек?

Человек рожден для добра, а не для зла.

-Какие же добрые дела вы уже совершили в своей жизни?

-Доброта — это отзывчивость, стремление делать добро.

-Милосердие -это готовность помочь из чувства сострадания.

-   Как вы думаете, ребята,  эти качества  сразу рождаются в человеке  развитыми и совершенными?

(Д:их нужно    растить и развивать в течение всей жизни)

 Милосердие и доброта подвигают нас на добро делание. Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Творить добро – значит жить в радости.

Можно искать радости во внешнем – играть в футбол, ходить в кино, лакомиться сладостями... Но, как вы думаете, надолго ли такая радость остается в нашем сердце?

Такая внешняя радость быстро проходит, она не поселяется в нашем сердце. А когда бескорыстно помогаешь другому человеку, душа озаряется светом и этот свет остается в твоем сердце навсегда. И чем больше ты совершаешь добра, тем светлее у тебя на сердце.

Работают в парах, взаимопроверка

Человек рожден для добра, а не для зла.

Коммуникативные

УУД:умение слушать и слышать собеседника

Регулятивные УУД:самоконтроль

Р. Проговаривание последовательности действий, формирование познавательной инициативы.

П. Умение находить и выделять необходимую информацию , умение выдвигать предположения и обосновывать их

К. Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения

Л. Умение осознавать ответственность  за общее дело, умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям

7. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

-   Всегда ли по внешнему виду человека и его действиям можно определить его сущность?  К сожалению, мы привыкли не только встречать,  но и судить человека по одёжке. Посмотрите внимательно на доску и скажите, что увидели?

(Д:Чёрную точку)

        .

Учитель:-   Все увидели только маленькую чёрную точку, и никто не увидел большого белого листа. Так и в жизни, мы часто судим о человеке по его малым недостаткам, не пытаясь разглядеть его достоинства.

Фронтальная  работа

Коммуникативные

УУД:учебное сотрудничество

Регулятивные УУД:самоконтроль

Личностные УУД:нравственно-этическая ориентация, интерес

Познавательные УУД:развитие логического мышления

8.Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Учитель:-   Почему-то в наше время доброта утратила свою нравственную силу, наблюдается дефицит милосердия. Порой мы нетерпимы и даже озлоблены по отношению друг к другу. Не стремимся к овладению умением слушать, чтобы слышать чужую боль и страдания.

        Поэтому, очень хочется, чтобы сегодня на уроке вы поняли значимость приобретения в жизни этих качеств, которые всегда подчёркивают и указывают только добрую  сущность человека. Мы завершим урок словами апостола Павла: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».

Мы понимаем, что полезнее всего в жизни идти дорогою добра. Этими словами мне бы хотелось закончить наш урок «Зачем творить добро?». Об этом поется и в известной вам песне «Дорогою добра».

Отметьте в оценочном листе  ваши впечатления об уроке.

Учитель: А сейчас давайте ответим на вопрос , поставленный в теме урока : Зачем творить добро?

Самооценка:

1

На уроке я работал

активно / пассивно

2.

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.

Урок для меня показался

коротким / длинным

4.

За урок я

не устал / устал

5.

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

Звучит песня : «Дорога добра»

Спасибо за сотрудничество!

Познавательные

УУД:сбор информации

Коммуникативные

УУД:сотрудничество

Личностные УУД:нравственно-этическая ориентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль основы православной культуры) № 7 "Христос и Его крест"

Тема: Христос и Его КрестТип урока: открытие нового знания Опорные понятия: Богочеловек, Боговоплощение, Крест.  Цель урока:формирование понимания значения креста для христиан....

Технологическая карта урока ОРКСЭ модуль ОМРК тема "Семья"

Технологическая карта урока ОРКСЭ модуль ОМРК тема "Семья"...

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль светская этика) Тема: "Добро и зло"

Представлена технологическая карта урока "Добро и зло"...

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс. Тема: "Библия - Священная книга христиан"

Технологическая карта урока и мультимедийная презентация знакомят учеников 4 класса с Библией. Можно использовать материал для проектной деятельности....

Технологическая карта урока ОРКСЭ ( модуль «Основы мировых религиозных культур»), класс - 4

Технологическая карта урока ОРКСЭ ( модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме "Семейные традиции", 4 класс....

Технологическая карта урока ОРКСЭ по учебному модулю Основы мировых религиозных культур по теме Священные сооружения в 4-ом классе.

Тема урока: Священные сооружения (1-й урок по теме)Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления знанийЦель урока: формирование представления о священных сооружениях через мировые рели...