Конспект урока. Тема "Совесть"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Мухомедьярова Ильмира Залимчановна

Тема урока "Совесть", модуль "Светская этика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_otkrytyy_urok.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Совесть

Дидактическая задача: формирование нравственных позиций учащихся в том числе позиции  честного, грамотного гражданина своей страны.                                                                                                                        

Задачи на урок:

  1. Личностные:

- воспитывать навыки коллективного творчества в процессе группового общения через совместные диалоги,     сюжетные инсценировки;

  - воспитывать стремление совершать добрые дела;

           - формировать умение поступать согласно чувству долга и совести;

- развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы. Понимать и принимать чужую точку зрения.

  1. Метапредметные:

- познавательные: извлекать информацию из разных источников, ориентироваться в выборе своих действий в общественно значимых ситуациях.

- регулятивные: развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы; учиться отвечать за свой выбор, свои решения.

- коммуникативные: формировать у учащихся культуру общения (слушать и  понимать других; доказывать и отстаивать свою точку зрения; умение работать в команде).

3. Предметные:

- анализировать понятия долг и совесть, взаимосвязь этих понятий в жизни;

- учить объяснять, что такое совесть и зачем она необходима людям

4. Оборудование:

1.Оргмомент.

- Добрый день, ребята. Посмотрите друг на друга, на наших гостей, улыбнитесь и  подарите всем частичку своего тепла. Хорошо.

2.Мотивация.

- Я предлагаю вам посмотреть мультфильм про Лунтика.(до слов, а что такое совесть?), попробуйте понять о какой нравственной категории пойдет речь на сегодняшнем уроке? (о совести)

3.Актуализация знаний

Давайте подпишем рабочие листы… и запишем в них  тему урока.

- Зачем совесть нужна человеку?(Ответы детей)

4.Формирование темы, цели и задач урока

- Сегодня на уроке мы будем говорить о совести, об ответственности за свои поступки.

-Ребята, а как бы вы ответили Лунтику, что такое совесть?

(Ответы детей.)

5.Работа со словом СОВЕСТЬ

- Давайте разберемся, что такое совесть.

-Найдите определение совести в различных источниках и запишите в рабочие листы.. Выберите то, которое понравится вам больше других (Читать нужно медленно, ставя логическое ударение. Между цитатами должны быть паузы, чтобы ученики смогли осмыслить услышанное).

1-я группа – учебник.

2-я группа – словарь Даля.

3-я группа – толковый словарь.

Ответы групп.

-Посмотрите сколько разных толкований одного и того же -слова.

Ожегов С.И.  «Совесть - чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом».

Бердяев Н.А.  «Совесть - это то глубинное в человеке, что напрямую связывает его с Богом. Тот, кто сверяет свои действия с совестью, чист не только перед собой, но и перед всеми, о таких людях говорят, что они живут по законам Божьим».г

Даль В.И. «Нравственное чутье в человеке, внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка. Способность распознать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла, невольная любовь к добру, истине»

- А как же ответил Лунтику дядя Корней? (досмотреть мультфильм)

Вывод: Мы вместе пришли к мнению, что совесть – это внутренний голос человека, который указывает нам на неправильные поступки.

6.Открытие новых знаний

Совесть - это нравственность, справедливость, добро, честность, порядочность, мораль. От нее зависит развитие человека и его совершенствование.

Совесть часто сравнивают с компасом, который так необходим путешественникам, чтобы не попасть в беду. Если компас правильно работает и если им пользоваться вместе с подробной картой, можно избежать беды. Это очень похоже на совесть. Если она правильно обучена, она нас будет защищать, но только если мы будем быстро реагировать на ее предупреждения. (читает Наташа Гребенщикова)

  1. Работа с притчей

 Нашел человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

Беседа по притче.

 - Как поступит герой притчи?

 -Почему он вернет кошелек хозяину?

 -Что помогает человеку отличить добро от зла?

7.Физминутка

8. Применение знаний.

  1. Обсуждение картины А.Венецианова «Вот те , и тятькин обед».

 -Кто изображен на картине?

- Как выглядит мальчик? ( грустный, расстроенный)

- Что же произошло?

- Мальчик нес обед отцу, заигрался  с собакой и пролил еду. Он понимает , что отец останется голодным.

Как вы думаете, сожалеет ли мальчик о содеянном?

- Почему вы сделали такой вывод?

- Кто ему сочувствует?

- Почему вы так решили?

- Испытывает ли мальчик «раскаяние»?

2..Отвечают на вопросы «мудрецов» (Одна группа мудрецы, а другие отвечают)

  1. Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).
  2. Жить честно, справедливо. (Жить по совести).
  3. Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).
  4. Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной
    совестью.) Ведь не случайно говорят: «Счастлив тот, у кого совесть
    спокойна».
  5. Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).

6. Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого-то… (поступок на его совести).

  1. Работа в группах.

Задание группам.

1-я собрать и объяснить пословицы.

Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет – и совести нет.

Совесть-не повесть: в архив не сдашь.

2-я объяснить поговорки

Нечистая совесть спать не даёт.

Совесть-верный советчик.

3-я, объяснить фразеологизмы.

Без зазрения совести(без стыда, нагло, без стеснения).

Совесть проснулась(стыдно за совершенное).

Работать на совесть(выполнять работу хорошо и добросовестно).

Ответы по группам.

-Что общего мы видим в пословицах, поговорках и фразеологизмах о  совести?

Ответы детей.

-Что гласит золотое правило нравственности.

-Народная мудрость гласит «Нужно жить и поступать по совести»

Как вы понимаете выражение «Кошки скребут».

-Когда у нас на душе скребут кошки.

- Это хорошо или плохо когда у нас на душе кошки скребут?

Ответы детей.

Как мы называем людей, которые поступают по совести?

-А людей которые потеряли совесть?

-Давайте попробуем изобразить души совестливого и бессовестного человека.(МУЗ И.С. Бах)

Анализ работ.

-Посмотрите, каждый рисовал так, как он сам видит души, а чем наши рисунки похожи?

-Многим людям совесть представляется огоньком свечи, который дарит нашей душе тепло и свет. Совесть-это СВЕЧА ДОБРА.

И сегодня на уроке мы зажжём этот огонёк для каждого из нас. Зажигаем свечу. Пусть он всегда освещает наш путь по имени ЖИЗНЬ, ведь в жизни всегда нужно поступать по совести.

На уроках мы разучили замечательную песню, давайте её споем.

а) Каждый из вас сейчас получит памятку с «золотыми» правилами порядочного человека. Прочтите их сами, раздайте друзьям.

Правила порядочных людей просты и хорошо всем известны:

  • Не берите чужого без разрешения.
  • Не желайте никому зла
  • Не допускайте грубости
  • Во всём помогайте ближним
  • Будьте добрым человеком

-Есть ли в памятке правила, которые вы не знали? Зачитайте.

б) Согласны ли вы с утверждениями:

-у всех людей есть совесть;

-«голос совести» можно услышать только после совершения плохого поступка;

-плохих людей, преступников совесть не мучает;

-бессовестному человеку жить легче?

- Запомните! Бессовестных людей нет! Просто совесть таких людей очерствела, как кожа после мозоли или ожога, где зарубцевавшиеся ткани становятся нечувствительными. (Иван читает)

Не игнорируйте и не подавляйте голос своей совести, и вы всегда будете идти правильным путем!

XI.Рефлексия. Оценка.

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постарались.

Вам понравилось, друзья?

Пусть каждый из вас поделится своими впечатлениями об уроке .

Не забывайте использовать слова: Сегодня я узнал…    Мне было интересно…

- Активно работали на уроке….

- Интересны были высказывания…

XII. Итог.

Совесть – это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Это очень важная штука. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд – близкие вещи. Надо уметь слушать совесть.

Пусть голос совести звучит в вашей душе звонко и отчётливо. Пусть она будет вестником хорошего, доброго в ваших сердцах.

Зачитывает стихотворение. (Светлана)

Мы делаем для памятки зарубки,

Не доверяя собственным следам,

А совесть помнит все наши поступки

И не стареет вопреки годам.

Она скромна, не говорит ни слова,

Пока не взвесит помыслов и дел,

И вдруг напомнит прямо и сурово

Как раз о том, что ты забыть хотел.

Ей всё равно – шумит ли в поле вьюга,

Поют ли в перелески соловьи –

Держи ответ и ни жены, ни друга

В свидетели напрасно не зови.

Будьте честными и добрыми людьми. Наши добрые дела в итоге составляют счастье. Будьте  счастливы !

XIII. Домашнее задание.

1.Написать сочинение на тему «Когда совесть раздавали, его дома не было»

2. Подберите пословицы о совести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...