Православная молитва
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Чуличенко Наталья Евгеньевна

Урок по ОРКСЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 4. Православная молитва

           для 4 класса

Ключевые понятия: православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание

Цель урока. Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом

Оборудование урока: распечатка таблицы, предлагаемой для работы на уроке, цветные карандаши

Ход урока

I. Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Вопросы и задания».

II. Перед чтением статьи учебника учащиеся выполняют следующее задание:

предположи, о чём будет статья, если в начале урока ты выполнял задания, связанные со словами «православие», «молитва».

Чтение статьи учебника

III. Ответы на вопросы после чтения учебника

Что в высказанном тобой предположении оказалось верным? Что нового ты узнал?

Обобщим и повторим прочитанное в статье учебника.

Слово «православие» означает .....

Молитва – это...

Виды молитвы: молитва-..., молитва-..., молитва- …

Каково действие молитвы?

Как ты объяснишь, почему человек меняется во время молитвы?

Какие люди являются святыми?

Что называется православным Преданием?

IY. Осмысление прочитанного

О чём бы ты молил Господа? Согласен ли ты с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа? Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли... да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость… Что ты можешь сказать об этих людях?

А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?

Про себя (это будет твой секрет (!!!)  только твой) реши, на какого человека ты больше похож: первого, второго или третьего?

Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога?

Вспомни вчерашний день по минуткам. За что ты забыл вчера поблагодарить Бога?

Какое действие Бога называется благодатью? Как почувствует человек, что на него снизошла благодать Божья?

Ты носишь имя какого-то своего святого. Что ты знаешь о его жизни? Как на него снизошла Божья благодать, как она проявилась?

Y. Работа с дополнительной информацией (врезкой)

YI. Осмысление прочитанного. Работа с таблицей.

Человек культурный и человек православной культуры. Они чем-то отличаются друг от друга? Оба работают над собой.

Отметь характерное свойство человека православной культуры. Закрась нужный квадрат (один). Зачеркни тот квадрат (он один), в котором описано свойство, которое не может принадлежать человеку православной культуры.

Много читает, ходит в театры и музеи, может  рассказать о своих впечатлениях, дать оценку.

Не толкается в общественных местах, при входе в общественный транспорт;

не хохочет во всё горло в общественных местах, не говорит громко, привлекая к себе внимание.

Не ведёт пустых разговоров, не сплетничает, не разговаривает часами по телефону.

Красиво ест, не объедается, не жадничает за столом, умеет пользоваться столовыми приборами, не выносит из-за стола куски.

Внимателен к своему собеседнику, хорошо и заинтересованно слушает, не перебивает

Не спорит, уважительно относится к чужой точке зрения, умеет аргументировать свою точку зрения

Аккуратно, без вызова, но современно и, может быть, даже модно одет.

Уважает чужой труд, бережно относится к его результатам, ему не придёт в голову портить вещи или памятники,  что-нибудь отломать от него или нарисовать граффити.

Выключает мобильный телефон на собраниях, лекциях, в театрах, тем более в церкви,  не показывает, что он исключительно важный и занятой человек.

Умеет сдержаться, не ответить хамством или просто грубостью на обидную выходку.

Грамотно, красиво говорит и пишет, умеет высказать свои мысли на письме и устно.

Умывается, чистит зубы, моет руки перед едой; следит за чистотой белья,  одежды и обуви.

Не показывает виду, но втайне гордится собой, что много потрудился, чтобы быть человеком культурным.

Умеет признать свою вину, неправоту, не стыдится повиниться в этом, попросить прощения.

Хранит память о предках, чтит их могилы, помнит о главных событиях отечественной и общечеловеческой истории, уважает жизнь, подвиги и добрые дела ушедших поколений.

За лучшие качества, что находит в себе, за свои победы над собственными недостатками благодарит Бога.

Соблюдает субординацию, знает своё место в общественной иерархии, но при этом не унижает себя, не лебезит, не заискивает перед вышестоящими людьми и не унижает людей, уважает человеческое достоинство нижестоящих

Сделай вывод: в чём отличие человека православной культуры от любого другого культурного человека.

Дополнительный материал для учителя

Учитель, объясняя значение новых для учащихся слов, может воспользоваться следующими не вошедшими в учебник сведениями. Посмотрите в разделе «Термины» слова: Православие, Ликование.

YII. Подведение итогов урока. Ответы учащихся на вопросы учебника. Дополнительные вопросы.

1. О каких молитвах идет речь в стихотворении Константина Романова? Как ты понял выраженье «Когда креста нести нет мочи»?

В чём упрекнул поэт нас, т. е. всё человечество и себя лично?

2. Как ты считаешь, слова Бог и Господь говорят об одном и том же или о разном?

3. Перед тобой рисунок, изображающий ствол дерева и четыре ветви: три ветви цветущих, одна, нижняя, засохшая. Ствол – это молитва, просьба. Напиши на ветвях, о чём каждая молитва-ветвь. Какая ветвь-молитва будет самой высокой? Какую молитву символизирует засохшая ветвь?

4. Найди произведения русских поэтов с названием «Молитва» и прочитай одно из них.

5. С твоей точки зрения, быть справедливым и быть милостивым одно и то же? Как ты понимаешь разницу? Что труднее: быть справедливым или быть милостивым?

6. У православных есть такая молитва, которую знают наизусть все без исключения или, если не знают всей молитвы (ещё не запомнили), то хотя бы первые её слова? Произнеси эти слова.



Предварительный просмотр:

Урок 4.

Молитва «Отче наш»

Задание 1.

Прочитай молитву «Отче наш», объясни значение выделенных слов.

Отче наш, Иже еси на небесех!

да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.

Иже еси на небесех ___________________________________________________________

святится _____________________________________________________________________

яко __________________________________________________________________________

даждь _______________________________________________________________________

якоже ________________________________________________________________________

искушение ___________________________________________________________________

от лукаваго ___________________________________________________________________

Задание 2.

Подумай, что означает фраза «и остави нам долги наша...».

О каких долгах идет речь? ______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как ты думаешь, есть ли у тебя долги перед другими людьми?

Перед Богом?

Если да, то какие? _____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что ты сам(а) готов(а) простить своим друзьям и близким? ___________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Для тех, кто хочет знать больше.

Вот так пишется текст молитвы в церковных книгах:

Отче_наш_

Попробуй прочитать текст.

Какие буквы церковнославянского алфавита отличаются от русских?



Предварительный просмотр:

Урок №4

Православная молитва

Василий Великий


Для прочего всему свое есть время, по слову Екклесиаста: «время всякой вещи»; но для молитв и псалмопения пригодно всякое время.

Иоанн Златоуст


Молитва есть великое оружие, сокровище неоскудевающее, богатство никогда неиждиваемое, пристанище неволненное, невозмутимое отишье, — и бесчисленных благ корень и источник и матерь есть молитва: она могущественнее самой царской власти. Молитву же я разумею, не кое-какую, не нерадивую и рассеянную, но пламенную и притрудную, исходящую из души болезнующей и ума глубокособранного. Такая только молитва небовосходна.

Клайв Льюис


Все события на свете - ответы на молитвы, в том смысле, что Господь учитывает все наши истинные нужды.- Все молитвы услышаны, хотя и не все исполнены.

Франсуа Мориак


Не нужно иметь веру, чтобы молиться; нужно молиться, чтобы обрести веру.



Предварительный просмотр:

      А. С. Пушкин

        Отче наш

Я слышал - в келии простой
Старик молитвою чудесной
Молился тихо предо мной:
"Отец людей, Отец Небесный!
Да имя вечное Твое
Святится нашими сердцами;
Да придет царствие Твое,
Твоя да будет воля с нами,
Как в небесах, так на земли.
Насущный хлеб нам ниспошли
Своею щедрою рукою;
И как прощаем мы людей,
Так нас, ничтожных пред Тобою,
Прости, Отец, Своих детей;
Не ввергни нас во искушенье,
И от лукавого прельщенья
Избави нас!.."
Перед крестом
Так он молился. Свет лампады
Мерцал впотьмах издалека,
И сердце чуяло отраду
От той молитвы старика.



Предварительный просмотр:

                                                                                            Г.Х. Андерсен

Снежная королева (отрывок)

…Она побежала вперед что было мочи; навстречу ей несся целый полк снежных хлопьев, но они не падали с неба — небо было совсем ясное, и на нем пылало северное сияние,- нет, они бежали по земле прямо на Герду и, по мере приближения, становились все крупнее и крупнее. Герда вспомнила большие красивые хлопья под зажигательным стеклом, но эти были куда больше, страшнее, самых удивительных видов и форм и все живые. Это были передовые отряды войска Снежной королевы. Одни напоминали собой больших безобразных ежей, другие — стоголовых змей, третьи — толстых медвежат с взъерошенною шерстью. Но все они одинаково сверкали белизной, все были живыми снежными хлопьями.

Герда начала читать «Отче наш»; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман. Туман этот все сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие, светлые ангелочки, которые, ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах и копьями и щитами в руках. Число их все прибывало, и когда Герда окончила молитву, вокруг нее образовался уже целый легион. Ангелы приняли снежных страшилищ на копья, и те рассыпались на тысячи снежинок. Герда могла теперь смело идти вперед; ангелы гладили ее руки и ноги, и ей не было уже так холодно. Наконец девочка добралась до чертогов Снежной королевы.

Посмотрим же, что делал в это время Кай. Он и не думал о Герде, а уж меньше всего о том, что она стоит перед замком.

Стены чертогов Снежной королевы намела метель, окна и двери проделали буйные ветры. Сотни огромных, освещенных северным сиянием зал тянулись одна за другой; самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах! Веселье никогда и не заглядывало сюда! Хоть бы редкий раз устроилась бы здесь медвежья вечеринка с танцами под музыку бури, в которых могли бы отличиться грацией и умением ходить на задних лапах белые медведи, или составилась партия в карты с ссорами и дракой, или, наконец, сошлись на беседу за чашкой кофе беленькие кумушки лисички — нет, никогда этого не случалось! Холодно, пустынно, мертво! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было с точностью рассчитать, в какую минуту свет усилится и в какую ослабеет. Посреди самой большой пустынней снежной залы находилось замерзшее озеро. Лед треснул на нем на тысячи кусков, ровных и правильных на диво. Посреди озера стоял трон Снежной королевы; на нем она восседала, когда бывала дома, говоря, что сидит на зеркале разума; по ее мнению, это было единственное и лучшее зеркало в мире.

Кай совсем посинел, почти почернел от холода, но не замечал этого, — поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду, да и самое сердце его стало куском льда. Кай возился с плоскими остроконечными льдинами, укладывая их на всевозможные лады. Есть ведь такая игра — складывание фигур из деревянных дощечек, которая называется «китайскою головоломкою». Кай тоже складывал разные затейливые фигуры из льдин, и это называлось «ледяной игрой разума». В его глазах эти фигуры были чудом искусства, а складывание их — занятием первой важности. Это происходило оттого, что в глазу у него сидел осколок волшебного зеркала! Он складывал из льдин и целые слова, но никак не мог сложить того, что ему особенно хотелось, — слово «вечность». Снежная королева сказала ему: "Если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господин, и я подарю тебе весь свет и пару новых коньков«. Но он никак не мог его сложить.

— Теперь я полечу в теплые края! — сказала Снежная королева. — Загляну в черные котлы!

Котлами она называла кратеры огнедышащих гор — Везувия и Этны.

И она улетела, а Кай остался один в необозримой пустынной зале, смотрел на льдины и все думал, думал, так что в голове у него трещало. Он сидел на одном месте — такой бледный, неподвижный, словно неживой. Можно было подумать, что он замерз.

В это-то время в огромные ворота, проделанные буйными ветрами, входила Герда. Она прочла вечернюю молитву, и ветры улеглись, точно заснули. Она свободно вошла в огромную пустынную ледяную залу и увидела Кая. Девочка сейчас же узнала его, бросилась ему на шею, крепко обняла его и воскликнула:

— Кай, милый мой Каи! Наконец-то я нашла тебя!

Но он сидел все такой же неподвижный и холодный. Тогда Герда заплакала; горячие слезы ее упали ему на грудь, проникли в сердце, растопили его ледяную кору и расплавили осколок. Кай взглянул на Герду, а она запела:

Розы цветут… Красота, красота!

Скоро узрим мы младенца Христа.

Кай вдруг залился слезами и плакал так долго и так сильно, что осколок вытек из глаза вместе со слезами. Тогда он узнал Герду и очень обрадовался.

— Герда! Милая моя Герда!.. Где же это ты была так долго? Где был я сам? — И он оглянулся вокруг. — Как здесь холодно, пустынно!

И он крепко прижался к Герде…»



Предварительный просмотр:

К уроку №   4. Тема урока: Отче наш.

Цель урока: Познакомить учащихся с молитвой «Отче наш»

Задачи урока: 

Обучающая: узнать о происхождении молитвы «Отче наш», понять смысл входящих в нее слов и выражений.

Развивающая: понять, почему возможность называть Бога Отцом обязывает человека к нравственному совершенствованию;

Воспитывающая: усвоить суть слов «милость» и «помиловать», как отношения и действия не по правилам или по закону, а по любви

Ключевые понятия урока: Отче наш, Царствие Твое, воля Твоя. 

На доске выписаны слова: 

Отче                                                 долги наша                    

Иже                                                    Искушение                                

Еси                                                       лукавый  

Небеса

Хлеб насущный

Даждь

         Днесь  

Проверка домашнего задания. Обсуждение вопроса происхождения молитв, выяснение того, что «Отче наш» - единственная молитва, данная Богом.

Вопросы для повторения:

1. Что значит слово «молиться»?

2. Что означает слово православие?

Вопросы учителя, пробуждающие интерес к теме:

- Герда стала читать молитву «Отче наш» и победила ледяную армию. Как вы считаете, такое бывает только в сказках?  Почему?

- Кого люди, живущие в разных странах, могут назвать своим Отцом Небесным - «Отче наш»? (Г.-Х.Андерсен, автор сказки «Снежная королева», жил в Дании).

Описание урока

Осмысление статьи учебника. Обратить внимание на словосочетания «Отче наш» (Бог позволил людям считать Его их Отцом), «Да приидет Царствие Твое».



Предварительный просмотр:

К. Романов. Когда креста нести нет мочи

Когда креста нести нет мочи,

Когда тоски не побороть,

Мы к небесам  возводим очи,

Творя молитву дни и ночи,

Чтобы помиловал Господь.

Но если вслед за огорченьем

Нам улыбнется счастье вновь,

Благодарим ли с умиленьем,

От всей души, всем помышленьем

Мы Божью милость и любовь?



Предварительный просмотр:

          М.Ю. Лермонтов

               Молитва

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

                     



Предварительный просмотр:

Рабочая тетрадь. Урок 4

Православная молитва

Задание 1. Прочитай стихотворения. Определи и подпиши стиль обращения для каждого отрывка.

1. - Царь! - ответствует мудрец, -

Разочтёмся наконец,

Помнишь? за мою услугу

Обещался мне, как другу,

Волю первую мою

Ты исполнить, как свою.

Подари ж ты мне девицу. –

Шамаханскую царицу...

А.С. Пушкин

___________________________

2. Майор к себе вызвал Леньку,

Взглянул на него в упор.

— По вашему приказанью

Явился, товарищ майор.

— Ну что ж, хорошо, что явился.

Оставь документы мне.

Пойдешь один, без радиста,

Рация на спине.

И через фронт, по скалам,

Ночью в немецкий тыл

Пройдешь по такой тропинке,

Где никто не ходил.

Будешь оттуда по радио

Вести огонь батарей.

Ясно?— Так точно, ясно.

— Ну, так иди скорей.

К. Симонов

__________________________

3. Не смейте забывать учителей.

Ведь лучшее всё в нас —

От их усилий.

Учителями славится Россия.

Ученики приносят славу ей.

Не смейте забывать учителей.

А. Дементьев

______________________

4. Покосился повар:

"Ничего себе едок -

Парень этот новый".

Ложку лишнюю кладет,

Молвит не сердито:

- Вам бы, знаете, во флот

С вашим аппетитом.

Тот: - Спасибо. Я как раз

Не бывал во флоте.

Мне бы лучше, вроде вас,

Поваром в пехоте...

А. Твардовский

_____________________________

5. Завтра бой…

Шепчет юноша, скорбь затая,

Шепчет молитву.

Завтра утром в кровавую битву.

«Спаси, Господи, люди Твоя».

Завтра бой…

Федор Сологуб

_____________________________

Слова-подсказки: требование, просьба исполнить обещание, намек, молитва, приказ.


Задание 2. Проведи линии соответствия.

                                        благодарственные

                                        молитвы

        просительные                                                покаянные

        молитвы                                                        молитвы

                «Аллилуия!»                        «Подай, Господи!»

                                                                «Господи, помилуй!»

                                        «Слава Богу!»

Задание 3.

Знаешь ли ты кого-нибудь из русских святых? Напиши их имена.

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

Напиши имена людей, которые, на твой взгляд, внесли большой вклад в развитие русской культуры.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по ОПК "Православная молитва"

Технологическая карта урока с презентацией...

Урок ОПК №4 по теме "Православная молитва", 4 класс

ЭОР разработан с помощью программы RM Easiteach Next Generation для ИД Panasonic ElitePanaboard, содержит урок по ОПК "Православная молитва"http://metodisty.ru/m/files/view/volokitina_e-s-_boikova_o-v...

Урок по теме "Православная молитва" (модуль "Основы православной культуры")

Урок "Православная молитва" (модуль "Основы православной культуры") был разработан и проведён мною в 4 классе  в рамках практического семинара "Использование современных педагогических технологий...

Молитва – её происхождение и значение православной молитвы в современном мире

Молитвы в мировой религиозно-культурной практике известны со времен язычества. Языческие молитвы отличались пространностью и маломыслием. И даже в Ветхом завете молитвы не имели точных формулировок. В...

ОРКСЭ основы православной культуры "Православная молитва"

На уроке дети познакомятся с понятием "молитва", с видами молитв, проанализируют молитву "Отче наш"....

Методическая разработка урока в 4 классе по ОРКСЭ Тема: «Православная молитва» ( модуль «Основы православной культуры»)

Методическая разработка урока в 4 классе по ОРКСЭ Тема: «Православная молитва» ( модуль «Основы православной культуры»)...