Урок по ОРКСЭ в 4 классе "Десять заповедей"
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Тенисон Яна Евгеньевна

Данный урок проводится в рамках курса ОРКСЭ. Православная культура  в 4 классе. Целью урока является расширить знания учащихся о десяти заповедях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Десять заповедей74.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Десять заповедей».

Цели: 1. Познакомиться с Заповедями.

           2. Нравственное и эстетическое воспитание:  

               воспитание добра, милосердия, справедливости,  

               честности, верности, любви; нетерпимости к жестокости, злу, воровству, зависти.

           3. Развитие речи. Воспитание культуры устного ответа.

               Знакомство с художественным своеобразием  заповедей.

Оборудование:

           1. Рисунок – плакат, изображающий Скрижали.

2. Таблички с заповедями.

3. Стенд «Священные слова».

4. Выставка книг.

5. Плакаты «Библия в живописи».

                 «Библия в рисунках».

6. Грамзаписи:

- П.Чайковский «Времена года»

- А. Хачатурян «Приветственная увертюра».

- Р. Щедрин «Симфонические фанфары» из «Праздничной увертюры»

- «Спелым колосом лето клонится». Сл. и муз. В. Вихорева.

- Шуберт « Аве Мария»

- С. Рахманинов «Второй концерт».

Ход занятия:

    Одна из самых древних, мудрых и читаемых книг – Библия.

Без знания её нельзя понять Бианки и Пушкина, Гайдара и Толстого, Рублёва и Рафаэля, Моцарта и Рахманинова. Одним словом, без Библии нельзя стать культурным человеком.

   В Библии заключен драгоценный опыт народной мудрости.

 Беседа по повторению:

- Что такое Библия? /греч. – книга/

   Это собрание священных писаний.

- Из каких книг состоит?

- Из скольких?

- Какие Заветы знаете? /Ветхий. Новый./

- Что такое Завет? / договор/

- Кто были первые люди? /Адам и Ева/

- За сколько дней был создан мир?

  Мудрая книга – Библия!  Пересказать её невозможно, её надо читать – медленно, по фразе, по слову. В ней – множество событий, советов, притчей, преданий.

     Однажды Моисей получил от Бога скрижали – каменные доски с заповедями - наказом людям.

   / Словарная работа/

            Первая скрижаль – о Боге.

Заповедь первая.

Чтение теста.

Вывешивание карточки на доску.

Беседа:

- Кто он – Господь Бог?

  Дедушка с белой бородой, сидящий на облаках?

  Но сегодня и верующие, и неверующие знают, что на облаках никакого дедушки нет.

 Космонавты в космосе видели сияющие краски: лазоревые, зеленые, золотые, красные. Всякие. А вот Господа Бога видеть не приходилось.

   По христианскому верованию, Бог – это троица, Единая в трёх Лицах: Бог отец, Бог сын и Бог Дух Святой.

- Может ли кто- либо быть единым в трех лицах?

  Конечно, мы знаем людей:

прекрасных семьянинов,

прекрасных учителей,

прекрасных садоводов.

Большинство людей обладают несколькими лицами (качествами).             /»Троица» А. Рублёва»./

– Так как же выглядит Бог?

Демонстрируется картина А. Рублева «Спас»

Словесное описание иконы.

    Перед нами икона великого живописца Андрея Рублева (1360-1430) из Третьяковской галереи, написанная природными красками на глиняных досках в начале ХV века. Называется она «Спас».

   Спас – то есть Спаситель, защитник человека. Это по-русски. А по-гречески – Иисус. Христос – значит, мессия, посланник Божий, Человек, призванный спасти людей.

                     Иисус Христос.

                         Спас.

/ На фоне музыки А, Хачатуряна « Приветственная Увертюра»  

     описываем изображение на иконе./

     У него русые волосы, сильная открытая шея, широко поставленные глаза, какие бывают у людей, живущих в раздольной местности. Взгляд доброжелателен и мудр. Он не отталкивает, а приближает к себе и мягкой, и мудрой уверенностью вселяет в человека веру в свои силы и возможности.

    В Библии сказано, что Бог есть любовь. И русоволосый рублёвский Спас – это воплощение любви к людям, старым и малым, сильным и слабым. Он не вознесен над людьми, а приближен к ним.

     Ученые предполагают, что Рублев изобразил здесь своего учителя, собирателя и защитника земли русской Сергия Радонежского.

Демонстрируется изображение иконы Сергия Радонежского.

Сообщение ученика.

    Перед нами человек, в котором воплощены лучшие человеческие качества:

- любовь ко всему живому,

- доброта,

- милосердие,

- мудрость,

- духовное и физическое совершенство.

   И первая заповедь предлагает каждому считать идеалом такого человека и воплощать в себе его черты.

                - Где же живет Бог?

   Бог – любовь, доброта, мудрость – живет в каждом  человеке.

   Чем больше в человеке добра и света, тем осмысленнее и полезнее его жизнь для себя и других, тем чище вода, обильнее хлеба, слаще яблоки. Тем меньше насилия и болезней. Добро и Красота в человеке вечны.

Заповедь вторая.

   Послушайте музыку древнего слова и слога. В древности эти слова пелись или читались нараспев.

Чтение заповеди.    «Не сотвори себе кумира и никакого

изображения того, что на небе вверху, и    что   на земле внизу, и что в воде ниже земли, не поклоняйся им и не служи им».

           - Кто он - этот кумир?

  «Им» может быть человек. Человек в древности боялся природы и  уважал её. Страх породил поклонение кумирам.

  - Какие примеры из истории и жизни можем привести, подходящие этой заповеди?

* С Солнцем сравнивали Чингисхана.

* Культ личности Сталина.

*Культ Гитлера.

  Демонстрация скульптурного изображения Сталина – работы Эрьзи (Степана Дмитриевича Неферова, 1876- 1959).

Словесное описание.

 Голова изваяна из темно- коричневого, крепкого, как  железо, аргентинского дерева кебраччо (с исп.- «ломай  топор»).

Низкий лоб. Тяжелые надбровья. Глаза подёрнуты смертной пеленой. Во всем облике и глазах – жестокость, страх, мольба о помощи и угроза – обещание:

  Кумир порождает раболепие и страх. Правда – человеческое достоинство и великодушие.  

    - Чем близка эта заповедь нам?

  Создаем сами себе кумиров из певцов, спортсменов. Люди превращаются в стадо.  ( На концертах дежурит милиция, военные…). Ребята, открывшие для себя радость общения с книгой, счастье верной дружбы, в стадо не попадёт.

Заповедь третья.

«Не произноси имени Господа Бога

твоего напрасно»

Словарная работа:  напрасно – в «суете», в спешке, излишне  часто.

- О чем эта заповедь?

«Слово – серебро, молчание – золото»

Эта русская пословица очень близка к третьей заповеди.

     И пословица, и заповедь советуют: говори редко, да метко. О самом святом и сокровенном не распространяйся вслух, а храни его в душе.   (Н: о любви…)

Заповедь четвертая.

«Помни день субботний, чтобы святить его:

шесть дней работай и делай в них всякие дела

твои, а в день седьмой, суббота, Господу Богу

твоему».

Беседа: - Как был сотворен мир?

    Чтение текста карточки о последовательности «сотворения» мира.

      - Почему в заповеди днем отдыха названа суббота?

В старину неделя начиналась в воскресенья и заканчивалась субботой.

В древнерусском языке воскресенье называлось «неделей», понедельник – «после недели».

    Сообщение ученика из истории дней недели.

 Учитель: Седьмой день – праздник души! в этот день общайтесь с природой, с миром поэзии и музыки, с близкими   людьми. Пусть душа ваша испытывает счастье, если посадите  дерево или поможете слабому.

  Музыка С. Рахманинова.

Вторая скрижаль – о Человеке.

Заповедь пятая.

«Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле».

   На фоне музыки ведётся демонстрация иллюстраций и их словесное описание.

- На вологодском севере между двумя синими озёрами на зеленом холме белеет собор Рождества Богородицы. Сюда приезжают со всего света, чтоб увидеть росписи великого художника Дионисия (~ 1440-ь 1507) и его сыновей Владимира и Феодосия.

  Вот фреска « Ласкание ребенка».

    Родители Иоаким и Анна ласкают доченьку свою Марию. На ней белая рубашечка. Мария хочет обнять обоих: щёчкой и правой ручкой касается лица матери, а левой дотрагивается до отца; и по всем троим, идёт одно тепло.

    Фреска сияет природными красками. Она вся лучится радостью и передаёт её людям.

   - Главной, почитаемой, иконой на Руси была «Владимирская Божья Матерь». Привезена она из Византии в 1136 году. Написал её Лука – евангелист.

    На ней изображена Мария с сыном своим Иисусом.

    С какой печалью и милосердием она глядит на нас! В этих очах с красными от недавних слез глазами – великая мольба: «Люди, будьте добрее!» Мария предвидит судьбу своего сына – его гибель ради спасения людей. А сын, ещё не зная истинную причину скорби матери, изо всех детских сил старается утешить ее.

    Он прижался к матери, всматривается в её очи и как бы говорит:

    - Мама, я с тобой!  Я не дам тебя в обиду. Поделись со мной своей печалью.

  А как они прекрасны оба, мать и сын, в своей взаимной любви!

  У матери - благородное лицо, огромные очи, под которыми, как птицы, парят крылатые брови; на её одеждах – две небесные звезды.

   А третья звезда – её сын. Его одежда сияет золотом, и обликом своим, изгибом тела он похож на ясный месяц.

    Эта икона – прекрасная песнь материнской и сыновьей любви.

  В самую трудную пору древние воины брали с собой в бой эту икону, с ней побеждали захватчиков. Каждый воин видел в Марии лик своей матери. А мать проводила в поход и благословила на справедливую победу. И ещё воины видели в ней лик матери – Родины, которую надо спасать, ибо больше спасти её некому.

   Недавно в нашей стране был впервые поставлен памятник  не полководцу, не вождю…

                         Памятник Матери.

   Крестьянке Епистимье Федоровне Степановой. Она вырастила десятерых сыновей. И все они сражались, верные материнскому благословению, как герои, с фашистами, и все отдали свои жизни за родину.        

   Безмерно горе матери Епистимьи, и никто не может утешить в скорби её, только она сама может утешить её в скорби, только она сама может сказать себе:

 Они живы в сердце моем!

Дети мои живы.

Не для смерти я растила вас!

  Бронзовая Мать Епистимья в крестьянском платке похожа на Богородицу – на Владимирской иконе.

  Демонстрируется фото памятника. Рассказ на фоне музыки.

    Перечитаем текст заповеди.

- Чем близка эта заповедь нам?

 Прослушаем песню о родительском доме.

                           («Родительский дом»,

                   или: «Дорогие мои старики»

                            «Оренбургский платок»)

Заповедь шестая.

«Не убий!»

   Одним из самых любимых святых на Руси был Николай – Угодник – покровитель простого люда, земледельцев, купцов. Он приходил на помощь в трудную минуту.

Николай – Угодник изображен на фреске Дионисия.

/ Демонстрируется иллюстрация./

    Он отводит меч, занесённый палачом над невинно осуждёнными.

Рука у святого тонкая, вроде бы слабая, но невинных людей она спасает от смерти, потому что на его стороне – правда.

   Здесь с поэтической силой воплощена заповедь «Не убий!»

   - Убить можно не только оружием, но и словом.    /Примеры из жизни./  

      Наоборот, ласковое слово творит чудеса, даже излечить может.  

При любых обстоятельствах говорите людям только взвешенные, чуткие слова.

И никогда не желайте несчастья, тем более смерти.

   - Заповедь эта запрещает убивать растения, птиц, животных.

    - Знаете ли вы, ребята, про Красную Книгу?

 Что это такое?

     Туда записывают редких птиц и животных. В древнерусских книгах князья ездили на голубых скакунах. Голубые лошади встречаются и на древних иконах. А вот в жизни их сегодня нет.

                    Земля стонет:

  - Люди, одумайтесь и не убивайте меня. Я –Земля, Я – ваша – Мать. Если погибну я, то  погибнете и вы – все до единого.

    Помогает разрушителям невежество.

Сообщение учащегося об иконе «Чудо Георгия о Змие».

    - Знания победят невежество. И наша планета Земля, краешек которой изображен в правом нижнем углу иконы, как освобожденная царевна, воспрянет к жизни и станет ещё пленительнее.

-   Найдите в своей памяти поступок, от которого вам стыдно,- когда вы обидели кого-то.

    И когда вам было больно – вас обидели!

                          Дома посидите в тишине и подумайте об этом. И            

                           знайте: никогда не поздно попросить прощения…

/Музыка. Колокольные звоны./

Заповедь седьмая.

«Не прелюбодействуй».

Слово учителя.

    Верность в любви и дружбе во все времена была необходима для здоровья и счастья любящих, для здоровья и счастья их детей и всех людских поколений.

    Учитель читает стихотворение из Библии – великие строки о любви / на фоне музыки П. Чайковского./

Если имею дар пророчества,

и знаю все тайны,

и имею всякое познание

и всю веру,

так что могу и горы переставлять,

а не имею любви,

то я ничто.

И если я раздал все имение моё

и отдал тело моё на сожжение,

а любви не имею,

нет мне в том никакой пользы.

Любовь долго терпит,

милосердствует,

любовь не завидует,

любовь не превозносится,

не гордится,

не бесчинствует,

не ищет своего,

не раздражается,

не мыслит зла,

не радуется неправде,

а сорадуется истине;

всё покрывает,

всему верит,

всего надеется,

всё переносит.

Любовь никогда не перестает,

хотя и пророчества прекратятся,

и языки умолкнут,

и знание упразднится.

Рассматривание семейных фотографий, принесённых детьми.

Практическая работа: нарисуйте схему дома и

                                          поместите свою семью в него.

                          - Куда поместите себя?

                          - Куда – бабушку и дедушку?

                          - Кто главный в доме?

    Важно, чтобы в ваших семьях, в вашей жизни рядом с Любовью всегда находилась Верность.

Заповедь восьмая.

« Не укради».

     Сообщение учащегося:

В старину в селах:              - доверие,            

                                              - наказание жестокое.

                                    - помощь нищим,

                                    - презрение ворам;

 Памятник древнерусской литературы «Хождение

                                 Богородицы по мукам (12 век)»

  Демонстрация репродукции иконы с поэтическим названием:

   «Нечаянная радость»

   Разбойник (может, вор) стоит на коленях перед образом Богородицы. Она словно бы говорит ему:

     - Знаю, тебе опостылело воровать.

       Вижу, что раскаялся.

       Встань с колен и ступай жить честно.

   «Нечаянная радость»

    Конечно же, радость: обрести себя в добрых делах и открыто смотреть в глаза людям!  

- Чему учит нас эта заповедь?

   Если бы человек не грабил природу и ближних своих, то жизнь его была бы поистине радостной.

Заповедь девятая.

«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего»   Демонстрация иллюстрации фрески итальянского живописца Джотто (1267 – 1337) «Поцелуй Иуды».

 Сообщение ученика – описание фрески.

    Спустя две тысячи лет история повторилась поразительным образом! Людей, несущих Добро и Свет, арестовывали  ночами и убивали как особо опасных преступников.

    Почему?

   Потому что общество отвергало общечеловеческие  заповеди Добра и Света и вместо них придумало заповеди ненависти и борьбы.

    Волей правительства зачёркнуты заповеди любви и правды:

       - Не убий!

       - Не лжесвидетельствуй!

  И заменены заповедями крови и лжи:

    - Убей, если велят.

    - Солги, если велят.

Кровь и ложь поставлены рядом    

 Боролись с лучшими людьми, возмущающимися насилием

Последствия такой «борьбы» известны: опустошенные души и поля. Библия тысячу лет назад предвидела это:

   - Горе строящему свой храм на крови и созидающему крепости неправдою.

   Вот почему снова возвращаемся к древним и вечно новым заповедям.

 - Какое отношение 9 заповедь имеет к вам, ребята?

  Самое прямое.

   Страшно, когда ученики «стучат» друг на друга - учителям или более сильным физически ровесникам, передавать чужим людям сокровенные разговоры. Наговаривать и клеветать на ближних своих.

    Бывает случаи, когда надо словесно заступиться за друга, которого оговорили, а вы – смолчали. Такое молчание - тоже

лжесвидетельство: вы, молча, подписали приговор человеку.

…Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего.

                                Ближний – старинное надёжное слово:

                                 человек, твоя родня по планете Земля.

   Не лжесвидетельствуй – это значит: уважай и люби не только ближнего, но и народ его, ибо нет на свете плохих народов.

Заповедь десятая.

« Не желай жены ближнего твоего,

ни поля его,

ни раба его,

ни рабыни его,

ни вола его,

ни осла его,

ни всякого скота его, ничего,

что у ближнего твоего».

   Удивительно музыкальная заповедь! Вся она, как ясный день солнцем, пронизана созвучиями, рифмами, внутренними и внешними, объединена единым ритмом – мыслью и ограждена, или огранена, в единый кристаллический круг, где сочетание слов «ближнего твоего» начинает и завершает заповедь.

   Эта 10 заповедь предостерегает каждого из нас от самой опасной черты характера – от зависти.

   Той черной зависти, которая рано или поздно приводит к преступлению. В лучшем случае она изгложет человека изнутри, и он почернеет лицом и душою. Это душевное самосожжение  и будет тайным преступлением  перед собой и перед людьми.

   В худшем случае зависть приведёт к разрушительным действиям, преступлениям явным.    

    Ученики приводят примеры.

- Что защищает заповедь? Вчитайтесь в текст!

      1). Семью (основу жизни).

      2) Землю, обработанную человеком.

       Поле, что всех кормит.

  - Как относитесь к людям, уезжающим за границу? считаете ли, что отправляются они туда из зависти?

   Достоевский в романе «Бесы» писал, что  можно сидеть на бархате и есть на золоте. А чем напитать душу? Как быть с душой?

     Задумайтесь над этим, ребята.

Да, сейчас трудно, да, больше злобы и зависти, легко поддаёшься ожесточению. Труднее сохранить человеческое достоинство – душу живу, как говорили  в старину. Другого пути у нас нет. Рано или поздно всё наладится, надо в это верить и зазвучит вопрос:

       - Сохранили ли вы душу?

       - Душу живу?

     - Жива она или нет?

Обобщение: - Какая же самая главная заповедь?

Сам Иисус в Библии, в «Евангелии от Матфея», в главе 22 говорит, что главное, - «…возлюби ближнего твоего, как самого себя»…

  Перечитаем все заповеди. / На фоне музыки./

Запомните их и воспримите всей душою своею, чтобы жизнь ваша стала светлей, чтобы никакие искушения, испытания и беды не погубили  вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ "Заповеди" 4 класс Кураева

Конспект урока по ОРКСЭ модулю "Основы православной культуры" по теме "Заповеди" 4 класс Кураева...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль Основы православной культуры с презентацией.Тема "Заповеди"

Данный урок был мной проведен на районном семенаре по ОРКСЭ и заслужил высокую оценку присутствующих на нем гостей....

Конспект урока по ОРКСЭ: основы православной культуры по теме "Заповеди". 4 класс

Тип урока: изучение нового материала. Ставятся цель урока, обучающие, развивающие и воспитывающие задачи, описываются ожидаемые результаты. Содержание урока включает УУД с указанием конкретных действи...

Конспект урока по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс. Тема: «ЗАПОВЕДИ»

Конспект пригодится учителям, которые ведут уроки православной культуры. Тема "Заповеди"  - непростая тема. но тема вечная. Как подать материал по  этому вопросу, чтобы он был понятен и инте...

презентация к уроку по ОРКСЭ 4 класс «Религии и мораль. Нравственные заповеди».

Цель урока:предметные - подвести к понятиям: заповедь, мораль, нравственностьдеятельностные: - формирование способности учащихся к новому способу действия.Задачи:  - личностные: – развитие д...