Духовно –нравственное воспитание пятиклассников через учебные предметы ОРКСЭ и ОДНКНР. ( выступление на педсовете)
статья по орксэ

Костырева Татьяна Анатольевна

Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. Данный материал раскрывает цели и задачи духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения, принципы организации обучения в 4 и 5 классах, планируемые результаты изучения предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России», формы организации образовательного процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Духовно –нравственное воспитание пятиклассников через учебные предметы ОРКСЭ и ОДНКНР (выступление на педсовете)

Об актуальности духовно- нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Поэтому появилась необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими основами, структурой, целями и способами реализации.

Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Главная цель - формирование человека, способного к принятию ответственных решений, и проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.

Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России": "Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России".

1. Нормативно-правовой основой введения в учебный процесс
школ нашей страны  предметных областей ОРКСЭ  и ОДНКНР  являются:

  • Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка";
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
    гражданина России;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84-р, начиная с 1 сентября 2012 года установлено обязательное изучение комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики".
  • Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей „Основы религиозных культур и светской этики“ и „Основы духовно-нравственной культуры народов России“»;

2. Учебный предмет ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной дисциплиной. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых учащимися должно быть обеспечено в процессе освоения курса, а также в системе содержательных, ценностно-смысловых связей курса с другими гуманитарными предметами начальной школы.

Учебный предмет ОРКСЭ включает в себя модули:

- Основы православной культуры;

- Основы исламской культуры;

- Основы буддийской культуры;

- Основы иудейской культуры;

- Основы мировых религиозных культур;

- Основы светской этики.

Один из модулей изучается обучающимся по выбору его родителей (законных представителей) на основе письменного заявления одного из родителей (законных представителей) в 4 классе. Базовые модели – два последних. В нашей школе выбор осуществлен в сторону Основ светской этики.

Цель обеих предметных областей тождественна. Ключевые понятия выделены на слайде. В 4 классе – зажечь искру, а в 5 не дать ей потухнуть. Цель предметной области ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный предмет ОРКСЭ изучается в 4-м классе в объеме 34 часов. ОРКСЭ развивает и дополняет обществоведческие аспекты предмета "Окружающий мир", который изучается в начальной школе. С другой стороны, этот курс, в содержательном плане связанный с историей, предваряет изучение систематического курса истории, закладывая общие представления о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских духовных традиций России в историческом контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы в 5 классе и обеспечивает знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

3. Принципы организации обучения.

  • Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рождённой религией. Всё это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства — толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.
  • Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне жизни. Вместе с тем важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности.
  • Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка становится коммуникативная деятельность, необходимо создать условия для её развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.
  • Принцип краеведения. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина — часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда — один из элементов общероссийской культуры.
  • Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьёзные проблемные задачи.
  1. 4. Планируемые результаты изучения предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

В результате освоения каждого модуля предметной  области выпускник научится:

  • понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
  • осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;
  • развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;
  • ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести.

Предметная область ОДНКНР обеспечивает достижение следующих результатов:

  1. Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
  2. Знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве.
  3. Формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности.
  4. Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества.
  5. Формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

5. К наиболее предпочтительным формам организации образовательного процесса на занятиях в рамках курса ОДНКНР  относятся:

  • взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами.
  •  взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания.
  • беседа. Является фронтальной формой работы, поэтому важно, чтобы она не превращалась в лекцию учителя. При организации и проведении беседы учителю необходимо владеть способами установления, поддержания и активизации механизмов обратной связи. В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера.
  • интервью. Эта форма деятельности может быть использована в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы). Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам изучения темы.
  • анкетирование, социальные опросы на различные темы.
  • драматизация (театрализация). Эта форма обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации.

Написание сочинений – рассуждений, эссе,    на такие философские темы как «Что значит быть свободным?», «Для чего живет человек?», «Что такое счастье» в этом возрасте конечно сложная работа и предполагает помощь со стороны родителей.  

А завершить свое выступление хочу притчей:

-   о двух соседях: один человек построил красивый дом, посадил сад, развел цветы и  прекрасно чувствовал себя в своей обители. Рядом жил бедный ленивый человек в покосившемся домике с упавшим забором и завидовал соседу. Пытаясь вывести его из себя, тот устраивал скандалы и бросал мусор во двор.

Однажды сосед, который жил в красивом доме, встав утром и выйдя во двор, увидел ведро с мусором . Он вычистил до блеска ведро, наложил в него крупных яблок и пошел к завистнику. Тот, увидев в окно идущего, обрадовался: «Наконец я его достал,» предвкушая радость ссоры. Сосед поставил яблоки на порог и сказал: «Кто чем богат, тот тем и делится».

Убеждена, что если мы будем поступать как этот человек. То у нас все будет замечательно. «Любовь, Терпение и Прощение – это основа не только хороших взаимоотношений , но и мира в целом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "духовно-нравственное воспитание детей через образы букв русской азбуки"

Доклад на конференции I Межрегионального фестиваля старообрядческой культуры "Белая Гора" в г. Белокурихе (июнь 2012г) "Духовно-нравственное воспитание детей через образы букв древнерусской  азбу...

Духовно - нравственное воспитание школьников через внеурочную деятельность..

Мы живем в сельской местности, где низкий уровень культуры, кроме клуба и библиотеки ничего нет. Это сказывается на развитии способностей, уровне знаний и кругозоре детей. Сегодня от школы зависит - к...

Духовно - нравственное воспитание школьников через реализацию основной образовательной программы Лицея №1

Духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы....

Статья «Духовно-нравственное воспитание учащихся через предметы ОДНКНР и КНЯ».

В статье раскрываются особенности духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Перечислены методы нравственного просвещения, даны некоторые рекомендации педагогам....

«Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края через проектную деятельность»

Этот материал можно использовать при организации проектной деятельности среди учащихся образовательных школ...

Выступление по теме «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»

Выступленние по теме «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»...