Методическое сопровождение текстового материала, представленного в учебниках учебного курса ОРКСЭ.
учебно-методический материал по орксэ (4 класс)

Минеева Екатерина Петровна

Курс основы религиозных культур  является культурологическим и направлен на развитие у школьников  4-5 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

 

Курс ОРКСЭ делится на Модули:

Основы православной культуры;

Основы исламской культуры;

Основы буддийской культуры;

Основы иудейской культуры;

Основы мировых религиозных культур;

Основы светской этики

Выбор модуля ОРКСЭ  на каждый учебный год утверждается приказом на основании заявлений родителей, протокола родительского собрания и решения педагогического совета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 8»

Методическое

сопровождение текстового материала, представленного

 в учебниках учебного

курса ОРКСЭ.

                                 

Учитель начальных классов

                                    МБОУ «СШ№8»

                                 Минеева Е.П

г. Нижневартовск 2018г.

Методическое сопровождение текстового материала, представленного  в учебниках учебного курса ОРКСЭ.

                                 

Учитель начальных классов

                                    МБОУ «СШ№8»

                                 Минеева Е.П

Курс основы религиозных культур  Является культурологическим и направлен на развитие у школьников  4-5 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Курс ОРКСЭ делится на Модули: 

Основы православной культуры;

Основы исламской культуры;

Основы буддийской культуры;

Основы иудейской культуры;

Основы мировых религиозных культур;

Основы светской этики

Выбор модуля ОРКСЭ  на каждый учебный год утверждается приказом на основании заявлений родителей, протокола родительского собрания и решения педагогического совета.

Для изучения программы разработан Учебно-методический комплект ( представлены на слайде)

1. А.Я.Данилюк. ОРКСЭ. Программы общеобразовательных учреждений.4-5 классы. М.Просвещение,2012 г.

2.Рабочая программа модуля «Основы православной культуры».

3.Н.Ф.Виноградова. ОРКСЭ. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.Просвещение.2012 г.  

4.Электронное приложение к учебнику Н.Ф.Виноградова. ОРКСЭ. Основы православной культуры. 4-5 классы

Методические пособия включают в себя:

- поурочные методические разработки;

- дополнительные текстовые материалы для учителей, расширяющие содержание уроков, рекомендации по организации внеурочной деятельности обучающихся, рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся, систему межпредметных связей;

описание системы оценки достижения планируемых результатов образования

Сегодня мы поговорим о  работе  с текстом  на уроках ОРКСЭ

Цели и задачи работы с текстом на уроках ОРКСЭ

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий  для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

        - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

         - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества.

К активным методам обучения относится:

  • Практическая направленность;
  • Игровое действо;
  • Творческий характер обучения;
  • Интерактивность;
  • Разнообразные коммуникации;
  • Диалог ;
  • Знания и опыт обучающихся;
  • Групповая форма учебной деятельности;
  • Деятельностный  подход к обучению;
  • Рефлексия.

Активные методы обучения можно разделить на три группы:

  • методы, использующиеся в начале учебного занятия для создания благоприятного микроклимата урока,
  •  в процессе его проведения,
  • рефлексии.

Формы, методы, варианты проведения уроков ОРКСЭ это:

  • эвристические беседы;
  • различные виды дискуссий (дебаты, диспуты);
  • учебные и социальные проекты;
  • уроки-экскурсии;
  • деловые и ролевые игры;
  • практикумы;
  • различные  викторины и другие конкурсные события;
  • творческие мастерские.

К дополнительным письменным источникам информацииотносится:

  • ознакомительное чтение 
  • изучающее чтение 
  • поисковое чтение 
  • рефлексивное чтение 

При изучении текстового материала используются приёмы и задания:

  • Игры, упражнения  для общения;
  • Кластер –гроздь информации;
  • Работа в группах;
  • Кроссворды;
  • Анаграммы;
  • Использование синквейна; 
  • Буквомикс; и т.д.

Познакомимся с некоторыми из них:

Задание. Анаграммы
Даю задание заполнить табличку, для чего, необходиморешить анаграммы, объяснить значение слова, выбрать лишнее.

анаграмма               термин                     значение

рльома                       мораль    
родоб                         добро    
релспавдьивсто      справедливость    
рокпо                         порок    
бдосова                     свобода   

Приём Инсерт

  • При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки:
  • v - если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете; 
    –  если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;
  •  + если то, что вы читаете, является для вас новым; 
  • ? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Прием «Составление кластера»

Кластер (анг. гроздь) – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Допустим:  рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои.

«Синквейн»

  • Слово синквейн происходит от французского, означающего пять. Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
  • Правила написания синквейна:
  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
  • Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  • Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.(глаголами)
  • Четвёртая строчка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
  • Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Приём  Мимическая гимнастика

Для актуализации субъектного опыта на уроках ОРКСЭ детям предлагается продемонстрировать свое эмоциональное отношение к герою, ситуации с помощью мимики или жеста, т.е. выразить эмоциональное состояние без слов.

Приём "Встреча с героем."

Представьте, что вам предстоит встретиться с героем изучаемого произведения. У вас всего два вопроса, чтобы что-то узнать про него, про вас самих. Что вы спросите? Что, как вы думаете,  ответит герой?

В конце урока обязательно лист рефлексии

  • Я на уроке для того, чтобы…
  • Мне было интересно, когда…
  • Мне было сложно, когда…
  • Урок помог мне…
  • Я похвалил бы себя за…
  • Меня удивило…
  • Сегодня мне удалось…
  • Я мечтаю о …


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическое сопровождение текстового материала, представленного в учебниках учебного курса ОРКСЭ . Учитель начальных классов МБОУ «СШ№8» Минеева Е.П.

Слайд 2

Курс ОРКСЭ Модули: Основы православной культуры; Основы исламской культуры; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры; Основы мировых религиозных культур; Основы светской этики

Слайд 3

Выбор модуля ОРКСЭ Выбор модуля ОРКСЭ на каждый учебный год утверждается приказом на основании заявлений родителей, протокола родительского собрания и решения педагогического совета.

Слайд 4

Учебно-методический комплект 1. А.Я.Данилюк . ОРКСЭ . Программы общеобразовательных учреждений.4-5 классы . М.Просвещение,2012 г. 2.Рабочая программа модуля «Основы православной культуры». 3.Н.Ф.Виноградова. ОРКСЭ. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений . М.Просвещение.2012 г. 4.Электронное приложение к учебнику Н.Ф.Виноградова . ОРКСЭ. Основы православной культуры. 4-5 классы

Слайд 5

Методические пособия включают в себя: поурочные методические разработки; дополнительные текстовые материалы для учителей, расширяющие содержание уроков, рекомендации по организации внеурочной деятельности обучающихся, рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся, систему межпредметных связей; описание системы оценки достижения планируемых результатов образования .

Слайд 6

Работа с текстом на уроках ОРКСЭ

Слайд 7

Цели и задачи работы с текстом на уроках ОРКСЭ адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества.

Слайд 8

Активные методы обучения Практическая направленность; Игровое действо; Творческий характер обучения; Интерактивность; Разнообразные коммуникации; Диалог; Знания и опыт обучающихся; Групповая форма учебной деятельности; Деятельностный подход к обучению; Рефлексия.

Слайд 9

Активные методы обучения можно разделить на три группы: методы, использующиеся в начале учебного занятия для создания благоприятного микроклимата урока, в процессе его проведения, рефлексии.

Слайд 10

Формы, методы, варианты проведения уроков ОРКСЭ эвристические беседы; различные виды дискуссий (дебаты, диспуты); учебные и социальные проекты; уроки-экскурсии; деловые и ролевые игры; практикумы; различные викторины и другие конкурсные события; творческие мастерские.

Слайд 11

Дополнительные письменные источники информации ознакомительное чтение изучающее чтение поисковое чтение рефлексивное чтение

Слайд 12

Приёмы и задания: Игры, упражнения для общения; Кластер –гроздь информации; Работа в группах; Кроссворды; Анаграммы; Использование синквейна ; Буквомикс ;

Слайд 13

Задание. Анаграммы Заполните табличку, для чего, решите анаграммы, объясните значение слова, выберите лишнее. анаграмма термин значение рльома мораль родоб добро релспавдьивсто справедливость рокпо порок бдосова свобода

Слайд 14

Приём Инсерт При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки: v - если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете; – если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали; + если то, что вы читаете, является для вас новым; ? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Слайд 15

Прием «Составление кластера» Кластер ( анг . гроздь) – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои.

Слайд 16

СЕМЬЯ Заботиться о старших Организовывать современный досуг Воспитывать детей Вести общее хозяйство

Слайд 17

« Синквейн » Слово синквейн происходит от французского, означающего пять. Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Правила написания синквейна : В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Четвёртая строчка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Слайд 19

Приём Мимическая гимнастика Для актуализации субъектного опыта на уроках ОРКСЭ детям предлагается продемонстрировать свое эмоциональное отношение к герою, ситуации с помощью мимики или жеста, т.е. выразить эмоциональное состояние без слов. Приём "Встреча с героем." Представьте, что вам предстоит встретиться с героем изучаемого произведения. У вас всего два вопроса, чтобы что-то узнать про него, про вас самих. Что вы спросите? Что, как вы думаете, ответит герой ?

Слайд 20

Лист рефлексии Я на уроке для того, чтобы… Мне было интересно, когда… Мне было сложно, когда… Урок помог мне… Я похвалил бы себя за… Меня удивило… Сегодня мне удалось… Я мечтаю о …

Слайд 21

Спасибо за внимание!