Тема: Буддизм в культуре и традициях народов России (5 класс)
план-конспект урока по орксэ

Бочкарева Татьяна Владимировна

Основы религиозных культур народов России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buddizm_v_kulture_rossiii.docx33.34 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ №1 с углубленным изучением «Полифорум»

Предмет: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России.

Класс: 5 класс

Тема: Буддизм в культуре и традициях народов России

Тип урока: изучение нового материала.

Учитель: Бочкарева Т.В.

Цели:

Образовательные: познакомить с религиозными традициями  буддизма у малых народов. Сформировать представление о культуре и традициях бурятов, калмыков, тувинцев. Применение полученных знаний в сравнительном анализе.

Развивающие: развитие мыслительной деятельности, анализ, обобщение, систематизация полученных знаний.

Воспитательные: воспитание уважительного  отношения к традициям любого народа России, развитие толерантности.

Оборудование: презентация, оценочный лист, ЭОР.

Учебник: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 5 класс.  

Авторы учебника: Сахаров Андрей Николаевич, Кочегаров Кирилл Александрович, Мухаметшин Рафик Мухаметшович.

Этап урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности).

-  Сегодня мы продолжим с вами  путешествие по России.

- У вас на парте лежит оценочный  лист. С ним мы будем работать на протяжении урока. Он поможет вам оценить свои знания.

Слайд №2

-Давайте вспомним, какие религии самые распространенные в нашей стране? Поможет нам при ответе карта России. Слайд 3.

 Определяют религии, работая с картой России (метод сравнительного анализа).

- Перед вами оценочный лист.

- Вы будете работать с ним в течение урока, оценивая свои знания и умения. Вспомните, какие знаки мы используем при оценке:

Улыбка – все сделано правильно,

Спокойствие – получилось, но были затруднения,

Грусть – не получилось или сделано неправильно.

(Заполняют оценочный лист–пункт 1.  Оценивают свою работу смайликами).

                               

   

Регулятивные

(умение оценивать учебные

действия  в  соответствии

с поставленной задачей)

Коммуникативные (умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем)

II. Тема и цель урока.

- К какой религии относятся священные предметы и сооружения? Слайд 4,5,6.

-  Сформулируем тему нашего урока?

- Буддизм в России исповедуют, буряты, калмыки и тувинцы.

Слайд 7,8,9.

-Что бы вы хотели узнать об этих народах?

- Сформулируй цель нашего урока.

- Все предметы относятся к буддизму.

(Заполняют оценочный лист–пункт 2.)

- Буддизм в культуре и традициях народов России.

(Заполняют оценочный лист–пункт 3.)

Ответы учащихся.

-Узнать о буддийских  традициях  малых народов. (Заполняют оценочный лист–пункт 4.)

Регулятивные (умение самостоятельно  формулировать тему и цели деятельности на уроке)

III. Актуализация знаний.

1) Празднование Нового года у бурят

Физминутка

Работа с учебником.

- Какой праздник приближается?

Сегодня наши экскурсоводы-------------- расскажут нам как встречают буддийский Новый год в Бурятии.

.

(Как встречают буддийский Новый год в Бурятии www.youtube.com видиоролик используется по усмотрению учителя)

   

Специальные жесты при встрече со взрослыми - знак уважения.

- Давайте разучим их. Слайд 16.

- По легенде, на восходе солнца богиня Лхамо объезжает землю. Тем, кто в это время будет спать – в новом году удачи не видать.

Слайд 17.

- Дополните  рассказ  о богине Лхамо информацией из учебника

 с. 90 .

- Какая традиция вам больше всего понравилась?

 Рассказ экскурсоводов.

Рассказ о Саалгане

  Сагаалган у бурят отмечается ближе к началу весны и празднуется целый месяц. Связано это с национальной особенностью – бурятские поселения находились далеко друг от друга. Слайд 10.

   Чтобы объехать всех родственников, нужна была не одна неделя. Традиция ходить в гости сохранилась и до наших времен. Слайд 11.

   Сагаалган символизирует не только начало нового года, но и очищение от всего плохого. По традиции, перед празднованием Нового года буряты убирают дом и выбрасывают старые, сломанные вещи. Слайд 12.

   В дацанах – религиозных сооружениях – идут праздничные молебны и обряд очищения. Сам Новый год начинается не ночью, а рано утром. Слайд 13.

   У бурятского народа есть и национальный Дед Мороз – Белый старец. Он отличается большой добротой и согласно традиции, заходит в каждый дом. Но подарки не дарит – буряты это делают сами. Слайд 14.

   На столе в этот день обязательно должна быть белая пища. Обычно это сыр, творог и традиционный чай с молоком.

Слайд 15.

Обучающиеся по ходу урока заполняют «Дневник путешественника» (вносят в тетрадь новые понятия).

(Разучиваются жесты приветствия)

Работа с учебником с 90 (нахождение новой информации).

(Заполняют оценочный лист–пункт 5,6)

Познавательные (умение  добывать новые знания  из  предложенной  информации)

Личностные (умение высказывать свою точку зрения)

Коммуникативные (понимать  и  принимать  точку зрения другого).

2) Празднование Нового года у калмыков.

   - А теперь я предлагаю вам отправиться в Калмыкию посмотреть видиоролик http://www.youtube.com/watch и послушать рассказы о празднике Зул ( продление жизни). Слайд 18.

- Калмыки чтут память предков и стараются соблюдать все традиции. Калмыки думают, что чем больше огня, тем солнце больше одарит  их тепло.  Ламы молитвенным свертком задевают людей и просят больше зажигать лодочек жизни. Слайд 19,20.

- Перед вами традиционная сдоба калмыков. Что она символизирует? Слайд 21.

( Познакомились с традициями калмыков)

(Ответы:  Халтха-солнце. Символ бас – помещение для скота. Чем больше  борцков, тем больше прибыли и богатства.) 

(Заполняют оценочный лист–пункт 7)

Коммуникативные (овладение диалогической и монологической речью).

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ)

3) Праздник тысячи лампад.

Работа с учебником

  Лодочки жизни делали из пресного теста. Ставили  в нее пучки из травы жанец или ковыля, столько сколько вам лет плюс еще три. (Вам 6 лет плюс один год в утробе и плюс еще два или три пучка  для продления жизни.) Слайд 22.

 Дополните мой рассказ  выдержками из текста с.93

Мастерят «лодочку жизни»

(Дополнили  рассказ учителя новыми фактами)

Познавательные (умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник).

4) Празднование Нового года у тувинцев.

Свой репортаж о Новом годе у тувинцев представит нам-------- (ученик).

(Учитель может использовать

видиоролик www.youtube.com

Шагаа обряд "Сан салыр")

Рассказ обучающегося.

  В новогоднюю ночь проходят молебны и тувинцы не спят. Новый год  начинается между 3-5 часами утра.  Люди омываются водой, считают это  очищением.

Около костров шаманы проводят ритуалы. Встречают Новый год с очищающими кострами и горловым пением. Слайд 23.

С восходом солнца совершается обряд Сан салыр (преклонение огню). Приходят мужчины и бросают в  жертвенный  огонь сладости, ламы читают сутры.

Познавательные (умение  добывать новые знания  из  предложенной  информации)

5.Мистерия « Цам».

Работа с учебником.

- Найдите в тексте  ответ на вопрос. Как  буддисты организовывают праздник ЦАМ? Слайд 24,25.

Предлагаю вашему вниманию посмотреть  празднование «ЦАМ» www.youtube.com

Мистерия "Цам" Духовой оркестр Правительства Тувы

(С. 94 зачитывают ответ на вопрос.)

Просмотр видиоролика.

Познакомились с традициями тувинцев.

(Заполняют оценочный лист–пункт 8)

Познавательные (умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник).

IV. Закрепление изученного 

Работа по карточкам.

Тест

   Когда все обряды закончены, принято ходить в гости, обмениваться поздравлениями и подарками. Перед нами хозяева поставили свое национальное блюдо.

- К какой религии относятся эти национальные блюда? Слайд 26.

Каждый гость должен высказать пожелания хозяину.

- Попробуйте  придумать пожелания хозяину дома.

                   

- Соедини иллюстрации и названия. Слайд 27.

(Работа в группах. Карточка на каждой парте.)

Обучающиеся говорят свои пожелания.

(Заполняют оценочный лист–пункт 9)

Взаимопроверка (работа в парах). (Заполняют оценочный лист–пункт 10)

Личностные (умение сотрудничать в совместном решении проблемы)

Познавательные (умение  добывать новые знания  из  предложенной  информации)

VI. Рефлексия

- Вы оценили свою работу на всех этапах урока.

- Какой этап был самым сложным?

- Какими знаниями вы можете поделиться с другими?

- Какие знания были самыми  интересными?

- Что удивило вас?

Анализ собственных ответов. Высказывают свое мнение.

(Заполняют оценочный лист–пункт 11)

Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

VII. Домашнее задание.

Если вам посчастливиться побывать у других народов с другой религией, обязательно познакомьтесь поближе с их культурой. Предлагаю приготовить презентацию буддийских  традиций, о которых мы еще не слышали. А я желаю всем мира и добра, и поздравляю вас с приходом  Нового года.

Обучающиеся работают с информационными источниками.

Регулятивные

(развитие навыков  работы с различными источниками информаци)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ

Теоретическая  обоснованность  опытаПроблемаС конца XX века большое внимание стало уделяться процессам, протекающим в мировой и, в частности, отечественной культуре, чему способствовали соци...

Мультимедийная презентация к уроку по культуре и традициям народов Дагестана на тему: " Традиционные и мусульманские праздники народов Дагестана".

Мультимедийная презентация к уроку по культуре и традициям народов Дагестана на тему: " Традиционные и мусульманские праздники народов Дагестана"....

Мультимедийная презентация по культуре и традициям народов Дагестана " Духовная культура Дагестана".

Мультимедийная презентация по культуре и традициям народов Дагестана  " Духовная культура Дагестана"....

Внеурочное предметное мероприятие по культуре и традициям народов Дагестана в 4 классе "Игровое путешествие по Открытой книге любознательности и интеллекта.".

В данной методической разработке описывается подробный сценарий проведения внеурочного предметного мероприятия в 4 классе по предмету : « Культура и традиции народов Дагестана». Разработка представляе...

Исследовательский проект на тему : "Культура и традиции народов Поволжья"

Исследование культуры и традиций народов Поволжья. Посещение Саратовского Этнографического музея....

Технологическая карта урока ОРКСЭ, УМК "«Основы православной культуры» под ред. О.Ю. Васильевой «Основы православной культуры: религиозные традиции народа, система нравственных ценностей и воспитание", 4 класс, тема: "Церковнославянский язык"

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о церковнославянском языке.Задачи урока Дидактические: 1) познакомить обучающихся с понятиями: «церковнославянский язык», «молитв...