Техкарта занятия по семьеведению в 1 классе на тему«Как научиться не огорчать близких.»
план-конспект занятия по орксэ (1 класс)

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: раскрыть значение понятий: семья, члены семьи, родственники, близкие люди.

          Задачи:

  • формированию представления о нравственном поведении, которое необходимо во взаимоотношениях между  людьми, между взрослыми и детьми;
  • содействовать усвоению основ нравственности во взаимоотношениях с родителями.
  • развитие уважения к своим близким, умение понимать родителей;
  • способствовать воспитанию любви, ласкового и чуткого отношения к самым близким людям - папе, маме, бабушке, дедушке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Соболева Надежда Николаевна

учитель начальных классов

Кужновский филиал МБОУ «Оборонинская СОШ»

Предмет: семьеведение  ( 1 класс)

Тема  занятия: «Как научиться не огорчать близких.»

         Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: раскрыть значение понятий: семья, члены семьи, родственники, близкие люди.

          Задачи:

  • формированию представления о нравственном поведении, которое необходимо во взаимоотношениях между  людьми, между взрослыми и детьми;
  • содействовать усвоению основ нравственности во взаимоотношениях с родителями.
  • развитие уважения к своим близким, умение понимать родителей;
  • способствовать воспитанию любви, ласкового и чуткого отношения к самым близким людям - папе, маме, бабушке, дедушке.
  • Планируемые результаты: 
    Предметные: осознание ценности понятий: «семья», «ближний», «милосердие», «забота», «сострадание». 
    Метапредметные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 
    Личностные: воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Этапы занятия

Планируемое время

Мотивация к учебной деятельности

2 минуты

Актуализация знаний.

8минут

Совместное открытие знаний

11минут

Физкультминутка .

3 минуты

Применение новых знаний

17 минут

Подведение итога урока, рефлексия.

4 минуты

                                                    Ход  занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

Результат

I этап «Мотивация к учебной деятельности».

Цель: создать эмоциональный настрой на эффективную работу.

Организует эмоциональный настрой на урок.

Отгадайте загадку:

Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная...(семья)

Ребята, расскажите, из кого состоит семья?

Семья – это ваши родители, сёстры и братья, бабушки и дедушки. То есть это ваши самые родные и близкие люди.

Послушайте стихотворение «Дома» Агнии Барто

На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.

Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное -
Домой так и тянет меня.

_ Почему герою стихотворения так хорошо дома?

(Здесь  его родные и близкие люди, которые любят его).

Садятся за парты.

Дети отвечают на вопрос.

Слушают стихотворение.

Отвечают на вопросы по содержанию стихотворения.

Личностные Самоопределение к деятельности;

Регулятивные

Самоконтроль, самооценка

Предметные Предметная готовность к предстоящей деятельности.

Включение в учебный процесс

II этап «Актуализация знаний».

Цель: мотивировать учащихся к предстоящей деятельности на урок.

- Как вы понимаете само слово семья?

Задайте вопросы о семье.

Наши родные и близкие люди – это наша семья, которая нас оберегает и любит.

        (слайд 1)        

- Я попросила вас принести фотографии своих семей.

- Как мы назвали стенд с фотографиями?

- Так о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- О дружбе, связывающей всех членов семьи, близких людей и товарищей. 

Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

-Тема нашего урока: «Как научиться не огорчать близких.»

Предполагаемые вопросы:

- Что такое семья?

- Кто входит в состав семьи?

- Каковы обязанности членов семьи?

 Дети отвечают на вопрос.

 

Личностные Смыслообразование слова "СЕМЬЯ", создаётся ситуация успеха.

Регулятивные

Выполняение учебных действий, осуществление контроля.

Познавательные

Установление причинно- следственных связей и формирование проблемы; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже изчестно и усвоено учащимися..

Коммуникативные

Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными ззадачами;

Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений),

III этап «Совместное открытие знаний».

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

Выясним, кто для вас является самыми близкими людьми?

Семья это объединение людей , сплочённых общими интересами.

 -Можно ли класс назвать семьёй?

- Чем семья отличается от другой группы людей?

- Как называют членов семьи?

Работа в группе.

У вас группе листочки с членами семьи, а рядом предметные картинки. Мы знаем, что у членов семьи есть свои обязанности. Приклейте предметные картинки в нужный, как вы считаете прямоугольник.

Обсуждение проделанной работы.

 

- Может быть так, что обязанности папы выполняет мама? Или наоборот.

- А кто из вас помогает дома по хозяйству?

- Так ли важно знать эти обязанности? Что же самое главное в семье?

- Верно. Когда в доме все дела делатся сообща, когда дом наполнен улыбками, в нём тепло и уютно всем. (слайды 2, 3)

Члены моей семьи.

Нет.

- Тем, что в семье живут близкие родственники, сплочённые общими интересами.

- Это и папа и мама, это бабушки и дедушки, это сами мы.

-Группа детей работая в группах  выясняют, что в каждой семье обязанности у членов маленькой ячейки общества разные.

Рассказы детей.

Ответы детей.

Рассказы детей

Обсуждение

Формулирование вывода совместно с учителем.

Самое главное -  выполнять все обязанности дружно, совместно.

Регулятивные

Формирование умения определять цель деятельности на уроке;

Познавательные

Подведение  понятия, выделение следствия.

Регулятивные формирование уменияопределять успешность своего задания.

Коммуникативные

Формировнаие умения совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные

 оценивние усвоенного материал, исходя из социальных и личных ценностей.

Коммуникативные

Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленныит задачами.

Познавательные

Формирование умения на основе анализа делать выводы;

Появление цели урока

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Умение ставить цели, планировать свою работу.

Высказывать суждения по результатам сравнения.

IV  этап Физкультминутка

Физминутка « Семья » (слайд 4)
Раз, два, три, четыре(хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире?(повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять(Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать  (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка , два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья!

Ученики выполняют задания

V этап «Применение новых знаний»

Цель: Активизировать знания, умения и навыки по теме урока.

Притча о любви к ближнему . (слайд5)                                               В больницу в тяжелом состоянии привезли трехлетнюю девочку Лизу. Состояние ее с каждой минутой ухудшалось. Нужно было срочно делать переливание крови. В зале ожидания находились ее родители и старший брат, которому недавно исполнилось пять лет. Мальчик в свое время перенес ту же болезнь, от которой сейчас страдала его сестра, и у него в крови выработались антитела. Поэтому врачи надеялись на успех переливания крови брата.
Врачу было необходимо уговорить ребенка, и он спросил у брата Лизы, готов ли он отдать кровь своей сестричке. На лице ребенка на мгновение отразилось сомнение, но потом, глубоко вздохнув, он сказал:
— Да, отдам, если это спасет Лизу.
Мальчика уложили рядом с сестрой и начали переливание. Братишка улыбался, видя, как щечки его сестры заливает румянец. Но вдруг он резко побледнел, улыбка исчезла с его лица. Он очень серьезно посмотрел на доктора и спросил дрожащим голосом:
— В котором часу я начну умирать?
Выяснилось, что малыш понял врача по-своему: он подумал, что должен отдать всю свою кровь. И, будучи уверенным в этом, согласился.

-Какой поступок совершил мальчик? Почему? Что вы можете о нём сказать?

- Что нужно, чтобы ваша семья жила весело и счастливо?

- Разбор ситуаций

Пусть никто не удивляется,

Если мама обижается.

Детям и взрослым должно быть ясно,

Что обида никогда не бывает напрасной.

- Вы согласны с этим мнением?

- Что может послужить причиной маминых огорчений?

- Что нужно делать, чтобы мама никогда не огорчалась?

 Берегите, дети, мам.
Никогда не огорчайте!
Даже если больно вам -
Им любовью отвечайте.

Чтобы с ней не расставаться,
И всегда счастливым быть,
Надо маме подчиняться,
Надо мамочку любить!    (
слайд 6)

 Игра «Уголки»

-А ещё от своих родителей ребёнок наследует внешний черты, особенности поведения, склонности и способности.

- Сейчас поиграем в игру, которая называется «УГОЛКИ»

-Встаньте:

В правый угол – кто похож на маму?

В левый угол - кто похож на папу?

Ко мне – кто похож сам на себя?

-В  правый угол – у кого есть сестрёнки?

-В левый угол – у кого есть братишки?

- Ко мне -  у кого пока никого нет?

Подойдите ко мне, кто любит свою семью, дорожит ею!                              (слайд 7)

Похлопайте!

- Да , вы счастливые дети.

Восприятие призведения по теме занятия.

Поведение детей.

Разбросанные игрушки. Непослушание, плохие отметки в школе…

Ответы детей.

Включение в процесс игровой деятельности

Познавательные

Установление причинно- следственных связей; выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные Осуществление контроля, внеся коррективы в свои действия.

Коммуникативные

Формирование собственного мнения.

Личностные Формирование способности к самооценке. Проявление интереса к новому.

Познавательные

Формирование умения синтезировать, умение устанавливать аналогии;

Умение систематизировать, обобщать изученное.

Реализация личностного потенциала. Правила и культура взаимодействия.

Анализирует личностное изменение в процессе учения.

VI I этап «Подведение итога урока, рефлексия»

Цель; соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

Ребята,   теперь вы знаете, что такое семья, как надо относиться к родным и близким.  Перед вами домик. Нарисуйте в каждом окошке тех ,кого вы больше всего любите -  кто живёт вместе с вами.

Удивительные люди живут в ваших семьях. Будьте, ласковы и добры с  близкими, проявляйте внимание и заботу, делайте это от души.                    (слайд  8)

 Не огорчайте  своих близких и родных.

Я надеюсь, что вы дома расскажите, какие знания вы получили на занятии. А если у кого  бабушки и дедушки живут не вместе  с вами, позвоните им и поделитесь своими знаниями и теплотой души. (слайд 9)

Ученики выполняют работу.

Регулятивные

Оценивание своих достижениий.

Личностные Формирование социальных и личностных ценностей

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность Прогнозиро-вание.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 1 классе по теме: «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова»

Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс)...

Родительское собрание для 2 класса на тему «Как научить ребёнка правильно выполнять домашнее задание».

В ходе родительского собрания обсуждаются такие вопросы, как правильно выполнять домашние задания учащимся в начальной школе, в каком порядке следует учить уроки. Родителям предлагаются советы для кон...

презентация к уроку окружающего мира 4 класс по теме "Мир древности: далекий и близкий"

Яркая и красочная презентация станет хорошим дополнением к уроку....

Методическая разработка занятия для учащихся 2 класса по теме : «Загадочное путешествие по Стране «Арифметики» («Обобщение изученного по теме «Что узнали. Чему научились»).

Аннотация       Проведение открытого урока в форме путешествия способствует сохранению эмоционального благополучия учащихся, проявления у них инициативы, помогает формировать ...

Презентация по курсу «Семьеведение». «Как научиться не огорчать близких».

Данный методический материал содержит презентацию занятия по семьеведению для 1 класса.  Формирует умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.уме...

Самостоятельная работа по окружающему миру 4 класс по теме - Мир древности - далекий и близкий

Самостоятельная работа по окружающему миру 4 класс по теме - Мир древности - далекий и близкий...