Технологическая карта и презентация к уроку ОРКСЭ по теме "Икона"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Технологическая карта и презентация к урроку ОРКСЭ по теме "Икона"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc57.5 КБ
Файл ikona._prezentatsiya_k_uroku.pptx1.84 МБ

Предварительный просмотр:

 

 Технологическая карта  урока

1. Ф.И.О. учителя: Ротарь Алёна Валерьевна

2. Класс:  Дата: ______________Предмет  ОПК                             № урока по расписанию: 15 

3. Тема урока:___Икона_________________________________________________________________________________

4. Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия новых знаний

5. Цель урока: углубление знаний об иконе и её роли в православной культуре; освоение основных понятий урока: икона, чудотворная икона, нимб, образ Божий.

 

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организацион

ный момент

 Чтение стихотворения. Читает заранее подготовленный ученик:

Благослови, Господь, меня

На утро нынешнего дня,

На первый миг, на первый вдох,

На день — хорош он или плох. 

Благослови еще меня

На все дела в теченье дня,

На каждый час, на каждый шаг,

Чтоб не осилил меня враг, 

На перекрестках всех путей,

В лесной глуши, среди людей…

И, наконец, на склоне дня

Благослови на ночь меня!

дня,

На первый миг, на первый вдох,

На день — хорош он или плох. 

Благослови еще меня

На все дела в теченье дня,

На каждый час, на каждый шаг,

Чтоб не осилил меня враг, 

На перекрестках всех путей,

В лесной глуши, среди людей…

И, наконец, на склоне дня

Благослови на ночь меня!

 -Сегодняшний урок мы начнем замечательными стихами Монаха Варнавы.

 Их прочитает нам Саша.

(http://mozhblag.prihod.ru/2015/02/20

/monah-varnava-sanin-duhovnie-

stihi-dlya-detej-pervaya-molitva/)

 

 Ответьте на вопросы:

-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему?

- Кто благословляет нас на все дела?

 Выявление восприятия к новой теме, повышение мотивации

 учащихся

 Личностные:

осознание этнической принадлежности и культурной идентичности

Проверка домашнего задания

  Учащиеся отгадывают загадки

 1. Храм

2. Алтарь

3. Амвон

4. Купол

5. Колокола

6. Иконостас

 Учитель загадывает загадки на тему прошлого урока:

(https://azbyka.ru/deti/stihi-zagadki-po-liturgike-dlya-detej)

1. Службу служит иерей
Предстоит от всех людей
Дух Святой сослужит там,
Дом Господень или

2. Восседает на Престоле
В славы жарком ореоле
Наш Отец и Государь.
Здесь Ему священник служит,
Здесь он просит все, что нужно.
И сейчас, совсем как встарь,
Божий дом — святой

3. Чтобы Чашу, где Христос,
Кто пока что не подрос,
Видеть мог со всех сторон,
Возвышается

4. Посмотри, туман окутал
Паперть, храм
и даже

5. Чтоб мелодия простая
В предрассветной дымке тая,
Выводила к Церкви Божьей
И к молитве нас звала,—
Бьет звонарь в

6. Отделен алтарь от храма,
Здесь висят иконы в рамах,
Пред киотами лампады
Зажигаются как надо,
Перед службою, как раз.
Это что?

 Фронтальная работа

Учащиеся отгадывают загадки по теме прошлого урока

 

 Закрепить, изученное на предыдущем уроке

  Регулятивные: оценка качества усвоение материала

Познавательные :переработка информации, анализ

Коммуникативные:

Четко излагать свои мысли.

Изучение нового материала

 Учащиеся отгадывают загадку: Иконам

1.Что такое Икона?

2. История возникновения икон

3. Знаменитые иконописцы

4. Чем икона отличается от картин?

  Отгадайте еще одну загадку и узнаете тему нашего нового урока

К этим я изображеньям
Приступаю с уваженьем.
Приложусь благоговейно,
И от них святым елеем
Я помазания жду.
Я молюсь, кладу поклоны
Образам, святым

Как вы думаете, о чем мы должны узнать на этом уроке?

Совершенно верно. Для ответов на поставленные вопросы мы разделимся на группы:

1. Летописцы (отвечают на вопросы: Что такое икона? История возникновения икон.)

2. Иконописцы ( 3 группы: Феофан Грек, Андрей Рублев  и Даниил Чёрный)

3. Критики (Чем икона отличается от картин. Особенности икон.)

 Учащиеся формулируют тему урока: Иконы

Постановка целей и задач

Работа в группах

Используя учебник, тексты и интернет сайты, учащиеся работают в группах.

 познакомить с особенностями иконописного изображения, понять различия написания иконы и картины; познакомиться с великими русскими иконописцами
уяснить, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир.

 Регулятивные: Самостоятельно дифференциро-

вать известное и неизвестное, формулировать цель учебной задачи

Познавательные:

Самостоятельно выделять  и формулироватьпознавательную цель,

Применять методы информационного поиска,  создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера,

Коммуникативные: самостоятельно

планировать учебное сотрудничество

 со сверстниками

Закрепление нового материала

 Выступления групп

  Примерные тексты выступлений см.в приложении

 Самооценка группы по проделанной работе. Взаимооценка одноклассников

 дать представление о понятиях « Икона», молитва «перед иконой», «ценность».

 Регулятивные: Самостоятельно определять отклонения и отличия от эталона в своей работе

Коммуникативные:

контролировать, корректировать действия партнера, давать  им оценку

Контроль

 Учащиеся индивидуально или в парах заполняют кроссворд.

 Учитель выдает кроссворд (см. в приложении 2)

Игра: картина или икона (Приложение 3)

-Разложите в два столбика: в первый, если считаете, что это изображение иконы, во второй – изображение картины

  Индивидуальная работа или работа в парах

Заполнение кроссворда по теме: Икона

Учащиеся отделяют изображение икон от изображения  картин

 усвоить отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан  образов; создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры, закрепить отличие икон от картин

 Регулятивные:

Определять  то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Познавательные:

Самостоятельно   контролировать и оценивать

процесс своей деятельности и его результаты

Рефлексия

 Ответы учащихся

  - С какими чувствами вы заканчиваете урок?

- Что больше всего запомнилось?

-Чем вы захотите поделиться?

 Закончить сегодняшний урок я бы хотела стихотворением “Любите, дети, старину” С. С. Бехтеева.

Любите, дети, старину
С ее былинными веками,
С ее старинными церквами,
К величью ведшие страну…
Любите, дети, старину!

Любите. Дети. Отчий дом
И нежность материнской ласки,
Любите бабушкины сказки
В кругу внучаток вечерком
У печки с ярким огоньком!..

Любите кровли белых хат,
Любите звон наш колокольный,
Характер русский, хлебосольный
И тех, кто, будучи богат,
Добром делиться с нищим рад!..

Любите Русь – святынь оплот,
Мир кроткой кельи монастырской,
Дух мощный рати богатырской.
Нас всех хранящей от невзгод!..
Любите, дети, свой народ!

 Фронтальная работа

 

 Личностные:

Формулировать собственную точку зрения на предлагаемый материал или ситуацию, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы Православной культуры Благослови, Господь, меня На утро нынешнего дня, На первый миг, на первый вдох, На день — хорош он или плох. Благослови еще меня На все дела в теченье дня, На каждый час, на каждый шаг, Чтоб не осилил меня враг, На перекрестках всех путей, В лесной глуши, среди людей… И, наконец, на склоне дня Благослови на ночь меня! Автор презентации : Ротарь А.В.

Слайд 2

Отгадайте загадки 1. Службу служит иерей Предстоит от всех людей Дух Святой сослужит там, Дом Господень или 2.Восседает на Престоле В славы жарком ореоле Наш Отец и Государь. Здесь Ему священник служит, Здесь он просит все, что нужно. И сейчас, совсем как встарь, Божий дом — святой

Слайд 3

3. Чтобы Чашу, где Христос, Кто пока что не подрос, Видеть мог со всех сторон, Возвышается 4. Посмотри, туман окутал Паперть, храм и даже

Слайд 4

5. Чтоб мелодия простая В предрассветной дымке тая, Выводила к Церкви Божьей И к молитве нас звала,— Бьет звонарь в 6. Отделен алтарь от храма, Здесь висят иконы в рамах, Пред киотами лампады Зажигаются как надо, Перед службою, как раз. Это что?

Слайд 5

К этим я изображеньям Приступаю с уваженьем. Приложусь благоговейно, И от них святым елеем Я помазания жду. Я молюсь, кладу поклоны Образам, святым

Слайд 6

ИКОНА 1.Что такое Икона? 2. История возникновения икон 3. Знаменитые иконописцы 4. Чем икона отличается от картин?

Слайд 7

Летописцы Слово «икона» – греческое, означает «образ», «изображение». Икона – это священное изображение Господа, Матери Божией, ангелов, святых. Иконы пишутся строго в соответствии с иконописным каноном. Икона – это образ, возводящий ум к первообразу, помогающий духовно соединиться с теми, кому молятся. Кто и когда написал самую первую икону? – Церковное Предание утверждает, что первая икона Спасителя появилась во время Его земной жизни. Это образ, который мы знаем под названием «Нерукотворный Спас».

Слайд 8

Феофан Грек Доподлинно не известно точно, когда родился Феофан Грек, художник, который стал гордостью русской иконописной школы. Источники указывают приблизительно 1340 год, а родом художник был из Византии, отчего получил на Руси прозвище "Грек". В Византии художник расписал 40 церквей в Константинополе и Халкидоне . К сожалению, не сохранились даже фрагменты этих фресок. В какой-то степени сохранились фрески в храме Дмитрия Солунского в Феодосии, где художник работал до того, как перебрался на Русь, в Новгород в 1370 году. Именно здесь, на Руси, мощно развилось его творчество и были оценены дар и индивидуальность живописца! В Новгороде свою работу Феофан начал с росписи церкви Спаса Преображения. Заказали эту работу художнику местный боярин Василий Данилович и жители улицы на которой стоял храм в году 1378. Уцелели эти фрески фрагментарно, но эта работа является единственной, которая имеет документальное подтверждение авторства.

Слайд 9

Андрей Рублёв Св . Ан­дрей ро­дил­ся око­ло 1360 г. Про­ис­хо­дил из об­ра­зо­ван­ных кру­гов, от­ли­чал­ся необык­но­вен­ной муд­ро­стью, о чем сви­де­тель­ству­ет его твор­че­ство. Жи­во­пис­но­му ма­стер­ству учил­ся в Ви­зан­тии и Бол­га­рии. Св. Ан­дрей неко­то­рое вре­мя ра­бо­тал вме­сте с Фе­о­фа­ном Гре­ком и, воз­мож­но, был его уче­ни­ком. Вся жизнь пре­по­доб­но­го свя­за­на с дву­мя мо­на­сты­ря­ми: Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­рой и Спа­со-Ан­д­ро­ни­ко­вым мос­ков­ским мо­на­сты­рем. Ки­сти свя­то­го Ан­дрея Рубле­ва при­над­ле­жит зна­ме­ни­тый чу­до­твор­ный об­раз Пре­свя­той Тро­и­цы, ко­то­рый до сих пор яв­ля­ет­ся непре­взой­ден­ным об­раз­цом в ико­но­пи­са­нии . Свя­той Ан­дрей рас­пи­сы­вал Бла­го­ве­щен­ский со­бор в Мос­ков­ском Крем­ле, ико­но­стас и сам Успен­ский со­бор в г. Вла­ди­ми­ре (1408 г.).

Слайд 10

Даниил Черный Во времена самые тяжкие для Руси работал великий иконописец Даниил Черный (1350–1428). Народ томился под игом пришедших с востока войск Батыя. Они жгли и разоряли города, посады, села и уводили в полон русских людей. Жизнь иконописца Исторических источников совсем не сохранилось. Достоверных сведений об иконописце не осталось. Даниил Черный творил в те темные и мрачные времена, когда пожары были повседневностью. В монастырях, центрах культуры, горели рукописи и летописи. Поэтому мы практически ничего не знаем о том, как жил Даниил Черный. Биография его скрыта в веках. Даниил Черный расписывал фресками Успенский собор во Владимире-на- Клязьме и писал иконы. Икона «Иоанн Предтеча» посвящена небесному покровителю, который способствует миру и исцеляет от болезней, когда к нему идут с молитвой и верой.

Слайд 11

Критики Картина – средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть как сугубо индивидуальными, так и выражать характерные общественные умонастроения. Икона – средство для общения с Богом и святыми Его. Авторство иконописца намерено скрывается, так как икона – творение соборное. Цель иконы – показать сокровенный мир души святого человека, высший. В иконах не показано движение, это не портрет, она показывает духовное состояние). Свет иконы . -В иконе все пронизано светом. Поэтому ни один предмет на иконе не отбрасывает тени. Свет на иконе проступает через лицо и фигуру святого человека, а не падает на него извне. Цвет имеет богатую символику в иконе. Красный – это цвет земной, цвет крови и жертвы. Синий цвет – это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту. Зеленый цвет – цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения. Белый – это свет цвет былых одежд праведников. Черный цвет тьмы, бездны ада. Золотой – это цвет Горнего Иерусалима, который описан в Откровении Иоанна Богослова как сияющий город. Нимб. Вы видите на голове святого золотой круг. Это нимб – знак Божией благодати, которая пронизала жизнь и мысль святого человека .

Слайд 12

ПРЕКРАСНЫЙ ЛИК, ПЕЧАЛЬНЫЙ ВЗОР, МЛАДЕНЕЦ НА РУКАХ: ТО БОЖЬЯ МАТЕРЬ. С ДАВНИХ ПОР ОНА ГЛЯДИТ СКВОЗЬ ГОДЫ И ВЕКА. НЕСЕТ МНЕ СВЕТ ЛЮБВИ И ДОБРОТЫ, НЕСЕТ МНЕ СКОРБЬ И НЕЖНОСТЬ ЧИСТОТЫ И ПОНИМАЕТ ВСЕ, ЧЕМ Я ЖИВУ, И ВЕРИТ – Я ЕЁ ПОЙМУ.

Слайд 14

н и м б и к о н а л к м р о т ч е н и е ф о

Слайд 15

Икона или картина?

Слайд 19

Спасибо за урок! Любите, дети, старину С ее былинными веками, С ее старинными церквами, К величью ведшие страну… Любите, дети, старину! Любите. Дети. Отчий дом И нежность материнской ласки, Любите бабушкины сказки В кругу внучаток вечерком У печки с ярким огоньком!.. Любите кровли белых хат, Любите звон наш колокольный, Характер русский, хлебосольный И тех, кто, будучи богат, Добром делиться с нищим рад!.. Любите Русь – святынь оплот, Мир кроткой кельи монастырской, Дух мощный рати богатырской. Нас всех хранящей от невзгод!.. Любите, дети, свой народ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси» (4 класс)

Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру 4 класс «Из книжной сокровищницы Древней Руси». (Программа "Школа России".)Цель: - формировать представление о возникновении сла...

Технологическая карта и презентация открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Имя существительное"

Технологическая карта и презентация открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Имя существительное"...

Конспект,технологическая карта и презентация к уроку русского языка в 3классе по теме: "Сочинение по картине И. Я. Билибина "Иван-царевич и лягушка-квакушка" УМК В.П.Канакиной ("Школа России")

Данный материал содержит технологическую карту, конспект  с презентацией к уроку развития речи в 3классе по теме "Сочинение по картине И. Я. Билибина "Иван - царевич и лягушка-квакушка" (по учебн...

Технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения в 4 классе А .П. Чехов "Мальчики"

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, по программе "Школа России". Предлагаемая разработка является завершаемым этапом работы с текстом произведения и предполагает анализ характер...

«Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном» Технологическая карта и презентация к уроку русского языка в 4 классе по системе "Школа России"

Открытый урок по Русскому языку в 4 классе на тему "Повторение изученного об имени существительном и прилагательном" по системе "Школа России" (Т.Г. Рамзаева)...

технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)

материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...