Технологическая карта по ОРКСЭ на тему «Природа - волшебные двери к добру и доверию» 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Аверина Анжелика Николаевна

Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о природе как важнейшее условие жизни; изучение основных понятий о природе, её образные характеристики и определения.

Планируемые результаты

Предметные

знать: определение понятий «природа», «добро», «доверие»;

уметь: формулировать понятия, называть правила взаимосвязи природы и жизни человека;

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:        19.11.2019                                                                        ФИО учителя: Ходыкина Марина Юрьевна

Школа: МАОУ СОШ 152                                                        ФИ студента: Нагорняк Анжелика  

Класс: 4-В                                                                                ФИО методиста:  Мухина Ирина Георгиевна

Кабинет:  219   

Технологическая карта урока ОРКСЭ

Тема: «Природа - волшебные двери к добру и доверию»

Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о природе как важнейшее условие жизни; изучение основных понятий о природе, её образные характеристики и определения.

Планируемые результаты

Предметные

знать: определение понятий «природа», «добро», «доверие»;

уметь: формулировать понятия, называть правила взаимосвязи природы и жизни человека;

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: Шемшурина А.И. 4 кл. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Учебник. – М: Просвещение, 2017. – 159 с.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: монолог учителя

Наглядный: презентация

1 мин

Фронтальная  форма работы

Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анжелика Николаевна, и сегодня я проведу у вас урок ОРКСЭ.

Дружно за руки возьмемся                                        

 И друг другу улыбнемся.

Всем, всем добрый день  

И работать нам не лень.

Присаживайтесь, пожалуйста.

- У всех отличное настроение и у меня тоже. Я желаю вам, чтобы оно таким же и сохранялось у вас на протяжении всего урока. Давайте улыбнёмся друг другу. Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …» а вот чего вы пожелаете выберите сами.

-За активную работу на уроке будете получать смайлики. В конце урока определим самого активного в классе.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: чтение стихотворения под музыку

Наглядный: учебная презентация

Словесный: беседа

2 мин

Фронтальная форма работы

 Подведение к теме

- Давайте попробуем, ответить на вопросы, и подумаем над темой нашего урока. 

- Ваша задача прочитать и закончить предложения, используя обозначенные в скобках варианты.

- Когда я на природе, то… (Любуюсь, слушаю, смотрю и испытываю благодарность за подаренную красоту.)

- Когда я прихожу в лес, я помню, что… (Нельзя нарушать его привычной жизни, портить его живую красоту, обижать его жителей и растения)

- Когда я оказываюсь на лугу, я … (Не стремлюсь сорвать цветы, любуюсь красотой цветов и трав.)

- Когда я собираю ягоды и грибы, то … (Не сшибаю ногами грибы, которые не кладу в корзинку; не обрываю незрелые ягоды, не ломаю ветки)

 

Внимательно слушают и выполняют установку учителя

Любуюсь

-Обижать его жителей и растения

-Любуюсь красотой цветов и трав

-Не обрываю незрелые ягоды

П: осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

П: установление причинно-следственной связи,  осуществление обобщений, выводов;

III. Постановка учебной задачи

Словесный:

диалог

Наглядный:

 карточки на доске; наглядная презентация

 

Практический: составление деформированного предложения

Словесный:

чтение стихотворения

4 мин

«Собери предложение»

( проблемная ситуация)

 - Ребята, а теперь давайте попробуем сформулируем тему урока, она есть у нас на доске, правда есть одна проблема – слова в нем перепутались, нам нужно поставить их на место, чтобы узнать тему урока.

 (2 ученика на доске собирают деформированное предложение)

- И так, тема нашего урока:

«Природа - волшебные двери к добру и доверию» (Слайд )

- Какие задачи поставите перед собой на уроке?

- Сегодня мы постараемся затронуть откровенные чувства в сердцах каждого, высветлить в своем душевном мире искреннее, гуманное, доброе отношение к природе.

Чтение стихотворения

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…

Работают у доски, составляют деформированное предложение

Самостоятельно формулируют тему и цели урока

Р: целеполагание

К: адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; использование монологического высказывания;

IV. Открытие нового знания

Наглядный: демонстрация слайдов

Словесный: чтение определения понятия

Практический: работа с высказыванием – поиск необходимой информации

Словесный: постановка выводов

Словесный: обсуждение вопросов учителя

Наглядный: «снежинка»

Словесный: обсуждение

Практический:

Чтение сказки

Словесный:

 Беседа по содержанию сказки

2 мин

3 мин

5 мин

        Фронтальная форма работы

- Работа с высказыванием (Слайд)

На слайде высказывание: «Природа- это книга, которую надо прочитать и правильно понять».

-Похоже ли это высказывание на пословицу?

-Как вы можете объяснить эту пословицу: «Природа- это книга, которую надо прочитать и правильно понять».

   Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею.

    Природа - это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а "человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира".

Упражнение «Снежинка»

Учитель:

Я прошу вас выполнить одно простое упражнение. Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите его и четко выполняйте мою инструкцию:

- сверните лист пополам и оторвите правый верхний угол,

- сверните еще раз пополам и оторвите правый верхний угол, и еще раз сверните пополам и оторвите правый верхний угол. Теперь разверните и сравните листы друг друга.

- Что мы видим? У всех листы получились разные.

  Вывод: Это говорит о том, что все мы абсолютно разные: в мышлениях, поступках, привычках, национальности и культурных традициях, но независимо от этого, мы - единый народ  и у нас одна на всех окружающая природа. Только вместе нам под силу оберегать, любить и заботиться о ней.

Работа с учебником

-Откройте учебники на с.52, найдите сказку о Дубе, начинаем читать по цепочке

Работа по содержанию текста:

- сказка ли это?

- докажите, что это сказка.

- какие явления природы соприкасаются с Дубом?

- с какими живыми существами Дуб связан?

( Доказывается словами из текста.)

- чем Дуб привлек внимание человека?

-кого нашел путник в Дубе?

- так что же происходит с человеком при общении с природой?

- вот вы доверили бы свои мысли Дубу как другу?

Вывод: Дуб благодарен за то, что дарит ему природа – добро жизни. Он благодарит их всех, учится у природы Самому главному- вниманию ко всему живому , заботе и доброму отношению к окружающему миру.

Ответы детей

 -Да

Объясняют смысл пословицы

Выполняют упражнение, следуя инструкции учителя

-У всех разные снежинки

Читают по цепочке сказку о Дубе

-Да

-Дуб наделен качествами живого существа

-ветер, солнце, дождь

-птицы, животные, человек

-тишиной, спокойствием

-собеседника

-единение, душа человека откликается и разговаривает с природой

-да

Р: поиск информации в предложенных источниках;

К:формулирование собственного мнения и позиции;

К:адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

К:использование монологического высказывания;

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Динамическая пауза.

1 мин

-Ребята, сейчас мы немного разомнемся

V. Первичное закрепление во внешней речи

Наглядный: презентация

Словесный: беседа

Практический: работа у доски

5 мин

Парная работа

- Подберите к каждой букве слово «ПРИРОДА» прилагательное – эпитет, которое раскрывает ваше понимание этого слова (задание на листочках)

П–прекрасная,привлекательная, причудливая.

Р–родная, разумная, разудалая, раздольная и т.д.

И–интересная,известная, интеллектуальная, исключительная и т.д.

Р–родная, разумная, разудалая, раздольная и т.д.

О – огромная, открытая, очаровательная и т.д..

Д–добрая, дорогая, душевная, достойная и т.д,

А-активная, актуальная, авторитетная, аккуратная.

- Кто хочет прочитать, то, что у вас получилось?

- Подберите однокоренные слова к слову «ПРИРОДА».

Р: Осуществление выбора (будет активен или пассивен);

Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

К:формулирование собственного мнения и позиции;

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический:

Составление синквейна

Словесный: ответы на вопросы

4 мин

Индивидуальная работа

Работа в тетради.

- Ребята, а кто-то из вас знает, что такое синквейн?

 Синквейн- это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

  Первая строка- тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным;

  Вторая строка- описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными;

  Третья строка- описание действия в рамках этой темы  ТРЕМЯ словами, обычно глаголами;

  Четвертая строка- фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме;

  Пятая строка- ОДНО слово –синоним к первому.

Написание синквейна. (Слайд )

Девочки-  со словом - добро.

Мальчики –  со словом - природа.

- Теперь, обменяйтесь тетрадями и проверьте по слайду, все ли соблюдены условия

- Встаньте возле своих парт те, кто выполнил задание верно

- Молодцы!

Составляют синквейн

П: анализ объектов с выделением существен-х  признаков;

П: осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

П: установление причинно-следственной связи,  осуществление обобщений, выводов;

VII. Включение в систему знаний

Словесный:

инсценирование  сказки

5 мин

Групповая работа

- На слайде изображение дуба.

Посмотрите, здесь почти засохшее дерево. Корни оголены, нет ни одного листочка. Как вы думаете, можно ли ему помочь? Да, я тоже думаю, что можно.

Ваша задача обсудить в группе (по 4 человека) и решить, как можно помочь дереву, записать свои предположения на листок.

Вот вам по зеленому дубовому листочку -  предложите как восстановить , реанимировать дерево.

( ребята на листочках пишут свои предложения- полить, обрезать сухие листочки, побелить ствол, подкормить, замазать глиной раны и т.д.)

Дети записывают свои мысли, затем читают их .

Обобщение учителя.

Ребята, вы поняли значение внимательного и заботливого отношения к природе и ее обитателям, поняли как это важно для самих людей  ваше тепло, внимание, добро, подаренное окружающему миру, возвращается к вам.

Л: самооценка события, происшествия.

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной;

П:установление причинно-следственной связи,  осуществление обобщений, выводов;

П: построение речевого высказывания;

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: подведение итогов, самоанализ

2 мин

- Как вы думаете, знания,  полученные на этом уроке, вам пригодятся в жизни ? Где и как мы можем их применить?

- Кто может напомнить, что такое природа?

У каждого из вас на столе лежит маленькое сердечко трех цветов (желтый, красный, оранжевый). Выберите одно сердечко и поднимите вверх.

Красный - очень много узнал на уроке, было очень интересно.

Зеленый – было интересно на уроке, много узнал нового.

Желтый – было не очень интересно на уроке, много было непонятного. Я очень рада.

Домашнее задание: Найди и запиши в тетрадь красивое стихотворение о природе.  Выучи его наизусть.

-Давайте посчитаем ромашки, и узнаем кто самый активный.

-Ребята, наш урок подошел к концу, и я хочу вам пожелать духовного роста и всего наилучшего. Спасибо за урок.

Считают смайликии, записывают домашнее задание

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные: самооценка.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ Тема. Природа - волшебные двери к добру и доверию.

Формирование чувства гордости за свою Родину;развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;развитие доброжелательности и эмоциональ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Природа-волшебные двери к добру и доверию",4 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭТема урока «Природа-волшебные двери к добру и доверию»Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование представления учащихся...

Технологическая карта по истории ОРКСЭ «Природа – волшебные двери к добру и доверию» (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления учащихся о природе как важнейшее условие жизни; изучение основных понятий о природе, её образные характеристи...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Природа-волшебные двери к добру и доверию»

Тема занятия «Природа-волшебные двери к добру и доверию»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Формирование у школьников умения применять принципы общения, начало эколо...

Техническая карта урока ОРКСЭ «Природа - волшебные двери к добру и доверию», 4 класс

Тема урока «Природа - волшебные двери к добру и доверию»Тип урока: урок «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у школьников экологического сознания, экологически...

технологическая карта урока окружающего мира «Природа – волшебные двери к добру и доверию» (УМК "Школа России", 4 класс)

Тема урока: «Природа – волшебные двери к добру и доверию»Тип урока: урок «открытие» нового знанияЦель урока:  формирование представления учащихся о природе как ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Природа - волшебные двери к добру и доверию», УМК «Основы религиозной культуры и светской этики» издательство «Просвещение» Шемшурин А.И.-7-е изд., 4 класс

Цель урока: формирование знаний о значимости природы как источника жизни в соответствии с нравственными вопросами;Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Способствовать раскрытию смысла выраже...