Главные вкладки

    План-конспект урока по ОРКСЭ (4 класс) на тему:
    ОРКСЭ Тема. Природа - волшебные двери к добру и доверию.

    Овсиенко Татьяна Алексеевна

    Формирование чувства гордости за свою Родину;

    развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

    развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

    умение формулировать понятия, назвать правила взаимосвязи природы и жизни человека .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Конспект урока по ОРКСЭ19.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОРКСЭ  

    Тема. Природа - волшебные двери к добру и доверию.

    Цели урока. Изучить основные понятия «душа», её образные характеристики и определения. Сочетание и взаимодействие разума и чувств в состояниях души. Характеристика производного понятия «душевность». Пути творения души. Природа как добрая основа жизни. Значимость природы для человека. сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики. Объяснять в чём этическая и эмоциональная основа понятия «душа». Осознанно характеризовать понятия «духовность», «душевность». Определять смысловое значение понятия «справедливость». Осознавать взаимосвязь природы и жизни человека, аргументировать свои высказывания.

    Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

    Планируемые результаты:

    Личностные результаты:

    формирование чувства гордости за свою Родину

    развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

    развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

    умение формулировать понятия, назвать правила взаимосвязи природы и жизни человека ; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.

    Метапредметные результаты:

    адекватное использование речевых средств для решения различных познавательных задач;

    готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    определение общей цели и путей ее достижения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    Предметные результаты:

     знание, понимание, принятие и умение формулировать понятия и ценности: знание правил

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята!

    Дружно за руки возьмемся                                         

     И друг другу улыбнемся. 

    Всем, всем добрый день   

    И работать нам не лень.

    Садитесь, пожалуйста.

    - Ребята, мы - единое целое. От работы каждого из нас зависит общее дело, его результативность. У нас есть волшебные слова:

    1.Правила работы на уроке.

    Понапрасну не болтай,

    Рассуждай и убеждай.

    Здесь не нужен шум и гам.

    Ты решай задачи сам.

    Если же не сможешь вдруг,

    Пусть придёт на помощь друг!

    - У всех отличное настроение и у меня тоже. Я желаю вам, чтобы оно таким же и сохранялось у вас на протяжении всего урока. А если у нас хорошее настроение, то, как мы можем подарить его друзьям при встрече? Правильно, улыбкой. Давайте улыбнёмся друг другу. Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …»

    II. Самоопределение к учебной деятельности.

    - У всех отличное настроение и у меня тоже. Я желаю вам, чтобы оно таким же и сохранялось у вас на протяжении всего урока. А если у нас хорошее настроение, то, как мы можем подарить его друзьям при встрече? Правильно, улыбкой. Давайте улыбнёмся друг другу. Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …»

     III. Актуализация знаний и постановка темы урока.

    1. Вопрос-ответ.

    - Давайте попробуем, ответить на вопросы и подумаем над темой нашего урока. 

    - Когда я на природе, то… (Любуюсь, слушаю, смотрю и испытываю благодарность за подаренную красоту.)

    - Когда я прихожу в лес, я помню, что… (Нельзя нарушать его привычной жизни, портить его живую красоту.)

    - Когда я оказываюсь на лугу, я … (Не стремлюсь сорвать цветы, любуюсь красотой цветов и трав.)

    - Когда я собираю ягоды и грибы, то … (Не срезаю грибы, которые не кладу в корзинку, не обрываю незрелые ягоды. Не ломаю ветки.)

    -Природа это … (Волшебные двери к добру и доверию.)

    2. Рассказ.

         Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею.

    Великий педагог В.А. Сухомлинский говорил: "К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность".

    Природа - это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а "человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира".

    Какие задачи поставите перед собой на уроке? 

    - Сегодня мы постараемся затронуть откровенные чувства в сердцах каждого, высветлить в своем душевном мире искреннее, гуманное отношение к природе.

    III. Изучение нового материала.

    1. Чтение сказки о дубе.

    2. Ответы на вопросы.

    Физкультминутка.

     Ветер веет над полями

    Ветер веет над полями,

    И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

    Облако плывет над нами,

    Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

    Ветер пыль над полем носит.

    Наклоняются колосья —

    Вправо-влево, взад-вперёд,

    А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

    Мышки прячутся во ржи.

    Как увидеть их, скажи?

    В норке прячется полёвка.

    Покажись, скорей, плутовка! (Приседания.)

    Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

    И немного отдохнём. (Дети садятся за парты.)

    3. Работа у доски.

    - Подберите к каждой букве слово «ПРИРОДА» прилагательное – эпитет, которое раскрывает ваше понимание этого слова

    П – прекрасная, привлекательная, причудливая.

    Р – родная, разумная, разудалая, раздольная и т.д.

    И – интересная, известная, интеллектуальная, исключительная и т.д.

    Р – родная, разумная, разудалая, раздольная и т.д.

    О – огромная, открытая, очаровательная и т.д..

    Д – добрая, дорогая, душевная, достойная и т.д, 

    А - активная, актуальная, авторитетная, аккуратная.

    - Подберите однокоренные слова к слову «ПРИРОДА».

    4. Работа с пословицами.

    *«Мудрое слово».

     - Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и ёмким словом ПРИРОДА.

    - Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о ПРИРОДЕ.

    - Народ слагал о ней пословицы, поговорки, песни, придумывал сказки, много мудрых мыслей сказано.

    ПРИРОДА – ЭТО КНИГА, КОТОРУЮ НАДО ПРОЧИТАТЬ И ПРАВИЛЬНО ПОНЯТЬ.

    *Работа в группах.

    - Давайте соберём из разрозненных слов пословицу о Природе и объяснить ее значение.

    5. Самостоятельная творческая индивидуальная работа в тетрадях.

    -  Составьте синквейн по теме нашего разговора: существительное, существительное, существительное, прилагательное, прилагательное.

    Синквейн- «пять строк» в переводе с французского.

    Это стихотворение без рифмы в 5 строк, написанное по определенным правилам. 

    IV. Закрепление нового материала.

    - Ребята, подумайте, как вы относитесь к природе.

    ПРИРОДА – ВОЛШЕБНЫЕ ДВЕРИ К ДОБРУ И ДОВЕРИЮ.

    ВЫ ПОНЯЛИ ЗНАЧЕНИЕ ВНИМАТЕЛЬНОГО И ЗАБОТЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ И ЕЕ ОБИТАТЕЛЯМ, ПОНЯЛИ КАК ЭТО ВАЖНО ДЛЯ САМИХ ЛЮДЕЙ.

     1.Упражнение «Снежинка».

    - Я прошу вас выполнить одно простое упражнение. Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите его и четко выполняйте мою инструкцию:

    - сверните лист пополам и оторвите правый верхний угол,

    - сверните еще раз пополам и оторвите правый верхний угол, и еще раз  сверните пополам и оторвите правый верхний угол. Теперь разверните и сравните листы друг друга.

    - Что мы видим? У всех листы получились разные. 

    Это говорит о том, что все мы абсолютно разные: в мышлениях, поступках, привычках, национальности и культурных традициях, но независимо от этого, мы - единый народ с общей исторической судьбой и у нас одна на всех окружающая природа. Только вместе нам под силу оберегать, любить и заботиться о ней.

    V. Рефлексия.

    - Как вы думаете, знания, полученные на этом уроке  вам пригодятся в жизни или нет?

    У каждого из вас на столе лежит маленькое сердечко трех цветов (желтый, красный, оранжевый). Прикрепите одно сердечко к нашему дереву.

    Красный - очень много узнал на уроке, было очень интересно.

    Оранжевый – было интересно на уроке, много узнал нового.

    Желтый – было не очень интересно на уроке, много было непонятного.

    Посмотрите на наше дерево. Оно все усыпано вашими добрыми, любящими природу, сердцами. Я очень рада.

    VI. Домашнее задание:

    Нарисовать свой любимый уголок природы. Запиши к нему красивые строки из любимого стихотворения о природе.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    « Волшебные двери добра»

    Учащимся предлагается оценить свою готовность быть настоящим другом с помощью теста"Настоящий друг". ...

    Классный час в 3 классе "Открываем волшебные двери добра" (с презентацией)

    Классный час "Открываем волшебные двери добра" - это занятие - сказка. Третьеклассники "помогают" выбраться из заколдованного замка и вернуться домой детям, когда -то совершившим недобрые поступки. В ...

    Классный час "Отворите волшебные двери добра, доверия и вежливости"

    На классном часе дети работали с понятиями "добро", "доверие", "вежливость". С девочкой Машей и мальчиком Алёшей они оказались в сказке. Дети читали басню, стихотворения, которые учили их быть добрыми...

    В волшебном мире музыки, добра и красоты...

    Саратовская областная филармония им. А.Шнитке является одной из крупнейших концертных организаций России. Этот славный знаменитый коллектив артистов тесной дружбой связан с  администрацией, учите...

    Классный час для 4 класса «Открываем волшебные двери добра»

    Здравствуйте! Мне хочется, чтобы вы тоже со мной поздоровались. Только давайте это сделаем по-особому.Ребята 1-го ряда, вы говорите «привет» и машите правой рукой.Ребята 2-го ряда, вы говорите по-англ...

    Методическая разработка открытого урока по композиции во 2 классе "Добрые и злые образы в марийской народной сказке"Волшебный меч".

    Цель: 1. Формирование способностей к передаче эмоционального настроя, характера литературного героя с помощью цвета.2. Приобщение ребёнка к духовному, эмоциональному опыту через собственное творч...

    Природа - волшебные двери к добру и доверию.

    Изучить основные понятия «душа», её образные характеристики и определения. Сочетание и взаимодействие разума и чувств в состояниях души. Характеристика производного понятия «душевность». Пути творения...