«Природа - волшебные двери к добру и доверию»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Максимова Татьяна Валерьевна

«Природа - волшебные двери к добру и доверию»

На уроке используются различные методы: актуализация знаний, проблемно-поисковый, словесный.

Формы организации познавательной деятельности:  индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, работа в тетради.

Цели урока:

-  Показать значимость природы для человека. Сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики.

Осознавать взаимосвязь природы и жизни человека, аргументировать свои высказывания.

Задачи:

способствовать формированию понимания ребёнком того, что Земля – наш общий дом, а человек - часть природы;

- развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками; развивать самостоятельность и оригинальность мышления, готовность к социальному взаимодействию;

- формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят, учить прогнозированию последствий своих поступков;

- способствовать развитию чувства эмоционально положительного отношения к живой природе;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_orkse_.docx36.93 КБ

Предварительный просмотр:

СВЕТСКАЯ ЭТИКА В 4 КЛАССЕ

 Тема урока: «Природа - волшебные двери к добру и доверию»

Аннотация к уроку: урок в 4 классе по теме «Природа - волшебные двери к добру и доверию» соответствует программе, учебник Шемшуриной А.И. Это комбинированный урок.

На уроке используются различные методы: актуализация знаний, проблемно-поисковый, словесный.

Формы организации познавательной деятельности:  индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, работа в тетради.

Цели урока:

-  Показать значимость природы для человека. Сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики.

Осознавать взаимосвязь природы и жизни человека, аргументировать свои высказывания.

Задачи:

способствовать формированию понимания ребёнком того, что Земля – наш общий дом, а человек - часть природы;

- развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками; развивать самостоятельность и оригинальность мышления, готовность к социальному взаимодействию;

- формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят, учить прогнозированию последствий своих поступков;

- способствовать развитию чувства эмоционально положительного отношения к живой природе;

-формирование навыков работы с текстом

Планируемые результаты:

-  достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

 

Личностные результаты:

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

             •            умение формулировать понятия, назвать правила взаимосвязи природы  жизни человека ; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных   проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.

Метапредметные результаты:

  • адекватное использование речевых средств для решения различных познавательных задач;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей ее достижения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • Формировать навыки работы с текстом (информационная обработка текста)

Предметные результаты:

• знание, понимание, принятие и умение формулировать понятия и ценности: знание правил

Межпредметные связи:  русский язык, литературное чтение, окружающий мир, музыка.

Оборудование:

учебник по ОРКСЭ / А.И.Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс, Притчи для детей и взрослых  А. Лопатина, М. Скребцова, тетради, презентация, картинки, таблицы для заполнения, музыка.

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Учитель:

Здравствуйте, ребята! Вот мы вновь с вами вместе. Как у нас заведено – расскажем о нашем настроении. С каким настроением вы пришли сегодня в школу? Я тоже пришла с положительными эмоциями.

Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Чтобы наша работа была интересной, продуктивной, у нас есть золотое правило (прочитайте):

«Правила работы на уроке» (на слайде):

Понапрасну не болтай,

Рассуждай и убеждай.

Здесь не нужен шум и гам.

Ты решай задачи сам.

Если же не сможешь вдруг,

Пусть придёт на помощь друг! 

II. Актуализация знаний и постановка темы урока.

Учитель:

Сейчас вы послушаете музыку и подумаете, о чем мы будем говорить

- О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О природе….)

Человек живет в мире природы  всегда воздействует на природу, а природа воздействует на человека. Сегодня мы поищем ответ на вопрос «Чем для человека является природа?»

Тема урока:

- Природа - волшебные двери к добру и доверию

III. Изучение нового материала.

Представим, что мы на красивой поляне расположились у раскидистого дуба, около которого хочется поговорить и подумать. Помните, какие листья у дуба? Они кажутся резными с кружевными краями. И наша мысль, подобно тонкой нити, плетет незаметно свои узоры. И эти узоры мы начнем со сказки о Дубе.

Учащиеся самостоятельно читают текст.

Работа с текстом

Утверждения («Данетка»)

  1. Дуб благодарил природу за внимание к нему.
  2. Дуб был угрюм и неразговорчив, все сторонились Дуба, не хотели, чтобы он попадался им на пути.
  3. Солнышко делилось с Дубом своим теплом.
  4. Дождик не находил влаги для Дуба, потому что не хотел к нему приближаться.
  5. Ветер приберегал самые интересные свои рассказы для Дуба, потому что он умел слушать.
  6. Птицы никогда не вили гнезда на его ветках т. к. Дуб обижал птенцов.
  7. Дуб стали называть Дубом раздумий.

Вопросы для обсуждения текста

  1. Почем Дуб так привлекал к себе всё живое и силы природы?
  2. Почему путнику, остановившемуся отдохнуть в тени Дуба, он казался понимающим собеседником?
  3. В чем Дуб видел смысл жизни?
  4. Почему Дуб стали называть Дубом раздумий?
  5. Чему можно научиться у природы?

Физкультминутка: давайте немного поиграем в игру «Отгадай-ка»

Каждый из вас вытащит карточку, на которой изображено что-либо из мира природы. Без слов с помощью жестов постарается объяснить нам то, что нарисовано на карточке, остальные дети попробуют отгадать.

Чтобы продолжить наши размышления, я прочитаю вам притчу. В этой притче говориться об ученике, который многому научился у природы (нацелить на внимательное слушание)

Великая школа природы

Однажды пришёл человек к учителю и, поклонившись, сказал:

- С малых лет мне пришлось работать, но я никогда не учился. Хотя я уже не молод и не богат, прошу, возьмите меня в ученики.

- Хорошо, - ответил учитель, - можешь учиться бесплатно, но будешь делать всю работу по дому и в школе.

Небольшая школа находилась рядом с домом учителя. Каждое утро он приходил в школу за час до занятий, чтобы приготовить всё необходимое.

Но новый ученик пришёл ещё раньше и вымыл школу до блеска.

- Когда ты всё успел?! - удивился учитель.

- Солнце научило меня вставать с первым лучом, поэтому времени было достаточно, - ответил ученик.

Грамота давалась новичку тяжело, но он упрямо говорил:

- Я одолею знания, как горные реки одолевают скалы. Они научили меня упорству.

Младшие ученики часто подшучивали над новичком. Сначала он не обращал внимания на их шалости, но потом решил поговорить с одним озорником. Тот испугался и залез на высокое дерево. Вдруг ветка под юношей хрустнула, и он полетел вниз. Новый ученик мгновенно подставил под падающее тело свои сомкнутые кольцом руки. Раздался глухой удар, и оба покатились кубарем по траве. К счастью, они отделались только ушибами.

- Прости меня, товарищ, - попросил юноша.

- Я не сержусь. Моя мать велела мне учиться прощению у земли. Земля всегда прощает людей, - ласково ответил новичок.

- А чему ты ещё научился у земли? - поинтересовался учитель.

- Много чему, - улыбнулся ученик. - У цветов я научился любви, у воды - чистоте, у полей - щедрости.

- Оказывается, ты много и успешно учился. Великая школа природы - главная школа жизни, - одобрительно заметил учитель.

Задания к прочитанной притче

  1. Заполните таблицу (учащиеся индивидуально заполняют таблицу)

Чему можно научиться у природы?

У солнца

вставать с первым лучом солнца и все успевать делать

У реки

преодолевать препятствия и быть упорным

У земли

уметь прощать

У цветов

любить

У воды

быть чистым душой

У полей

Быть щедрым

Чему можно научиться у природы?

У солнца

У реки

У земли

У цветов

У воды

У полей

Обсуждение таблицы

  1. Давайте сделаем вывод: чем для человека является природа? (Школа)
  2. Как вы относитесь к природе? Продолжите фразы.

- Когда я на природе, то… (Предполагаемые ответы детей: любуюсь, слушаю, смотрю и испытываю благодарность за подаренную красоту.)

- Когда я прихожу в лес, я помню, что… (Предполагаемые ответы детей: нельзя нарушать его привычной жизни, портить его живую красоту.)

- Когда я оказываюсь на лугу, я … (Предполагаемые ответы детей: не стремлюсь сорвать цветы, любуюсь красотой цветов и трав.)

-Когда я собираю ягоды и грибы, то … (Предполагаемые ответы детей: не сшибаю ногами грибы, которые не кладу в корзинку, не обрываю незрелые ягоды. Не ломаю ветки.)

Резерв

Прочитайте пословицы на странице 54.

Какая из этих пословиц вам больше всего понравилась - озвучьте ее и запишите. Объясните, как вы понимаете её смысл.

В итоге можно сказать, что природа это … 

(Предполагаемые ответы детей: волшебные двери к добру и доверию.)

Домашнее задание страница 55

На выбор выполнить одно из 4 заданий

  1. Нарисуй свой любимый уголок природы и расскажи о нем.
  2. Сочини сказку о каком-либо лесном животном.
  3. Запиши в тетрадь свои рассуждения о смысле пословицы «Лес и вода – родные брат и сестра».
  4. Найди и запиши в тетрадь красивое стихотворение о природе. Выучи его наизусть.

Рефлексия.

Продолжите фразу:

  • Сегодня я узнал...
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Было интересно узнать, что…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Приложение

Великая школа природы

Однажды пришёл человек к учителю и, поклонившись, сказал:

- С малых лет мне пришлось работать, но я никогда не учился. Хотя я уже не молод и не богат, прошу, возьмите меня в ученики.

- Хорошо, - ответил учитель, - можешь учиться бесплатно, но будешь делать всю работу по дому и в школе.

Небольшая школа находилась рядом с домом учителя. Каждое утро он приходил в школу за час до занятий, чтобы приготовить всё необходимое.

Но новый ученик пришёл ещё раньше и вымыл школу до блеска.

- Когда ты всё успел?! - удивился учитель.

- Солнце научило меня вставать с первым лучом, поэтому времени было достаточно, - ответил ученик.

Грамота давалась новичку тяжело, но он упрямо говорил:

- Я одолею знания, как горные реки одолевают скалы. Они научили меня упорству.

Младшие ученики часто подшучивали над новичком. Сначала он не обращал внимания на их шалости, но потом решил поговорить с одним озорником. Тот испугался и залез на высокое дерево. Вдруг ветка под юношей хрустнула, и он полетел вниз. Новый ученик мгновенно подставил под падающее тело свои сомкнутые кольцом руки. Раздался глухой удар, и оба покатились кубарем по траве. К счастью, они отделались только ушибами.

- Прости меня, товарищ, - попросил юноша.

- Я не сержусь. Моя мать велела мне учиться прощению у земли. Земля всегда прощает людей, - ласково ответил новичок.

- А чему ты ещё научился у земли? - поинтересовался учитель.

- Много чему, - улыбнулся ученик. - У цветов я научился любви, у воды - чистоте, у полей - щедрости.

- Оказывается, ты много и успешно учился. Великая школа природы - главная школа жизни, - одобрительно заметил учитель.

Чему можно научиться у природы?

У солнца

У реки

У земли

У цветов

У воды

У полей

Чему можно научиться у природы?

У солнца

У реки

У земли

У цветов

У воды

У полей

Чему можно научиться у природы?

У солнца

У реки

У земли

У цветов

У воды

У полей

№ п\п

Утверждения («Данетка»)

Да/ нет

Дуб благодарил природу за внимание к нему.

Дуб был угрюм и неразговорчив, все сторонились Дуба, не хотели, чтобы он попадался им на пути.

Солнышко делилось с Дубом своим теплом.

Дождик не находил влаги для Дуба, потому что не хотел к нему приближаться.

Ветер приберегал самые интересные свои рассказы для Дуба, потому что он умел слушать.

Птицы никогда не вили гнезда на его ветках, так как Дуб обижал птенцов.

Дуб стали называть Дубом раздумий.

№ п\п

Утверждения («Данетка»)

Да/ нет

Дуб благодарил природу за внимание к нему.

Дуб был угрюм и неразговорчив, все сторонились Дуба, не хотели, чтобы он попадался им на пути.

Солнышко делилось с Дубом своим теплом.

Дождик не находил влаги для Дуба, потому что не хотел к нему приближаться.

Ветер приберегал самые интересные свои рассказы для Дуба, потому что он умел слушать.

Птицы никогда не вили гнезда на его ветках так как Дуб обижал птенцов.

Дуб стали называть Дубом раздумий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ Тема. Природа - волшебные двери к добру и доверию.

Формирование чувства гордости за свою Родину;развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;развитие доброжелательности и эмоциональ...

Природа-волшебные двери к добру и доверию.

Урок ОРКСЭ модуль Светская этика....

Технологическая карта по ОРКСЭ на тему «Природа - волшебные двери к добру и доверию» 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о природе как важнейшее условие жизни; изучение основных понятий о природе, её образные характеристики и определения.Планируемые результа...

Природа - волшебные двери к добру и доверию.

Изучить основные понятия «душа», её образные характеристики и определения....

Природа – волшебные двери к добру и доверию

Методическая разработка урока по ОРКСЭ....

Конспект урока "Природа - волшебные двери к добру и доверию"

Конспект разработан для проведения урока по этике в классе-комплекте. Расчитан на учащихся с ТУО 8, 9, 10 классов, 2 вариант....

Технологическая карта урока и презентация "Природа-волшебные двери к добру и доверию"

Вашему вниманию предлагаетсятехнологическая карта урока и презентация по ОРКСЭ. Тема "Природа -волшебные  двери к добру и доверию"....