Технологическая карта урока ОРКСЭ модуль ОМРК тема "Милосердие"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

trifonova-irina-anatolevna

Данный урок является уроком "открытия" нового знания. Цель урока - создание условий для формирования нравственной личности, для воспитания у обучающихся таких положительных качеств, как милосердие и сострадание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_orkse.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Трифонова Ирина Анатольевна

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики

Модуль: Основы мировых религиозных культур

Класс: 4

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Тема урока: Милосердие.

Цель: создание условий для понимания значения милосердия в формировании личности человека.

Задачи:

- познакомить обучающихся с этимологией и смыслом слова «милосердие», его пониманием в различных религиях;

- воспитывать в обучающихся чувства милосердия и сострадания;

- развивать коммуникативные качества обучающихся.

Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование добросердечного, милосердного отношения друг к другу; понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные:

- формирование первоначальных представлений о милосердии и сострадании;

- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- умение извлекать информацию, представленную в разных формах;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

- умение излагать свою точку зрения и аргументировать свой выбор;

- проведение рефлексии.

Регулятивные УУД:

- умение формулировать тему и цели урока (с помощью учителя или самостоятельно);

- планирование своей учебной деятельности;

- внесение корректив в свои действия;

- умение выдвигать версии;

- осуществление самоконтроля.

Коммуникативные УУД:

- умение работать в паре, группе;

- умение слушать и понимать речь других;

- умение договариваться и приходить к общему решению;

- умение правильно и четко формулировать свои мысли.

Основные понятия: милосердие, забота, милостыня, долг, ответственность.

Методы: частично-поисковый, наглядный, АМО.

Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.

Средства обучения: учебник А.Л.Беглова «Основы мировых религиозных культур», электронное приложение к учебнику, толковые словари, дидактический раздаточный материал, видеоролик песни-притчи Светланы Копыловой «Брошенный камень».

ТСО: мультимедиапроектор, ПК.

Методические рекомендации

Данный урок является уроком «открытия» нового знания. Цель урока – создание условий для формирования нравственной личности, для воспитания у обучающихся таких положительных качеств, как милосердие и сострадание.

На уроке используются разнообразные методы и приемы, соответствующие возрастным особенностям младших школьников. В ходе урока используются ИКТ-технологии, активные методы обучения, технология сотрудничества при работе в парах, группах. Просмотр видеоролика в начале урока повышает эмоциональный фон, настраивает учащихся на позитивную работу; общение во время работы в парах и группах плодотворно влияет на стремление детей достичь положительного результата. К тому же активная работа в группах, перемещение ребят по классу снимает необходимость проведения физминуток.

Перед уроком учителю необходимо подготовиться: проверить технические средства обучения, скачать необходимую информацию, приготовить дидактический материал: карточки с заданиями для работы в группах, бумажные сердечки, карточки с пословицами для индивидуальной работы; кластер на доске.

Использование приема «На ладошке», коллективная работа по составлению  общего сердечка снимает психологическое и физическое напряжение на уроке.

В целях здоровьесбережения  и в связи с требованиями СанПиНов экран проектора, когда не используется, выключается. Таким образом, время просмотра изображений на экране не должно превышать 15 минут.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация и самоопределе-ние к деятельности

(5 мин)

-Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с просмотра песни-притчи Светланы Копыловой «Брошенный камень».

- Прошу вас ответить на вопросы:

- какие чувства вызвала у вас притча?

- чему, по вашему мнению, она может научить?

Просмотр видео. (приложение 1)

Включение в диалог.

Возможные ответы обучающихся:

- чувство жалости к детям, чувство обиды на проезжающих мимо;

- научить не проходить мимо того, кто нуждается в помощи;

- уметь слышать просьбу, даже если она произнесена чуть слышно.

Личностные: эмоционально-положительный настрой на урок, самоопределение к деятельности.

Коммуникативные: установление взаимодействия учитель - ученик, ученик-ученик.

Регулятивные: внесение корректив в своё действие, умение выдвигать версии.

2. Актуализация знаний учащихся

(3 мин)

- Подберите подходящие прилагательные, чтобы охарактеризовать человека, который в прослушанной притче помог детям.

- Возможные варианты ответов: добрый, сердечный, милосердный, сострадательный, гуманный, жалостливый, сердобольный,.

Познавательные: анализ с целью выделения признаков.

Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения.

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

3. Постановка учебной задачи

(3 мин)

- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?

- Откройте урок 27.

- Прочитайте тему урока.

-Сформулируйте цели урока.

-Сравните их с вопросами автора учебника. Совпадают ли они?

- О доброте, о помощи. Может быть, кто-то скажет: о милосердии.

- Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

- Узнать, что такое милосердие; как разные религии учат милосердию и помощи людям.

- Да, очень похоже.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: формулирование познавательной цели.

4. «Открытие» нового знания

(10 мин)

- Кто может объяснить значение слова «милосердие»? Какие слова помогут вам это сделать?

- Как еще узнать значение слова?

- На какой из вопросов мы еще не ответили?

У вас на столах карточки с заданием. (приложение 2) Прочитайте текст учебника и запишите ответы на вопросы.

- Как в иудаизме учат милосердию?

- Что такое милосердие в христианстве?

- Как понимают милосердие в исламе?

- Что такое милосердие в буддизме?

- Какой вывод вы можете сделать?

- Милое сердце

- Посмотреть в словаре. (Учащиеся находят и читают определение термина «милосердие»).

- Как проявляется милосердие в разных религиях.

Работа в группах.

После завершения работы представители групп заполняют на доске свою часть кластера (приложение 3).

- Раздача милостыни, благотворительность.

- Помощь больным, бездомным, малоимущим, детям, инвалидам, тем, кто попал в беду, находится в тюрьмах.

- Обязательный налог – закят, который идет на благотворительность (в том числе помощь бедным, путешественникам). Есть еще милостыня «по внезапному побуждению» (добровольная, любого размера).

- Буддисты молятся за все живые существа и стремятся не допустить никакого вреда ни одной живой душе в этом мире. Пример милосердия – бодхисатвы (существа, добровольно отказывающиеся от нирваны, чтобы спасти другие живые существа).

- Религии разных народов учат милосердию, состраданию ко всему живому.

Познавательные: поиск и выделение информации, умение перерабатывать полученную информацию.

Регулятивные: определять средства решения проблемы;

планировать свою учебную деятельность.

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Личностные: понимание и сопереживание чувствам других людей.

5. Первичное закрепление

(5 мин)

- Посмотрите «Притчу о добром самарянине» (электронное приложение к учебнику).

- Как вы думаете, кто был ближе к путнику: священник, левит или самарянин?

- Почему вы так решили?

- Можем ли мы быть милосердными? Как?

Просмотр притчи.

Включение в диалог.

- Самарянин.

- Он помог путнику.

- Да. Можем совершать добрые дела, помогать тем, кто в этом нуждается.

Познавательные: умение извлекать нужное из полученной информации.

Коммуникативные: умение развивать свои суждения и доказывать их.

Личностные: понимание и сопереживание чувствам других людей, соотнесение своих поступков с поступками других людей.

6.Самостоятель-ная работа

(7 мин)

-Ребята, у вас на столах лежат бумажные сердечки. Напишите на них правила милосердного поведения в разных религиях. Из них мы соберем на доске большое сердце – символ милосердия.

Работа в парах.

Познавательные: выделение качеств милосердной личности.

Регулятивные: умение планировать и организовывать свою работу.

Коммуникативные: умение договариваться с партнером.

Личностные: самоопределение в жизненных ценностях.

7. Включение в систему знаний

(6 мин)

- Соберите пословицы о милосердии, доброте и сострадании, запишите их

Индивидуальная работа по карточкам. (приложение 3)

Познавательные: умение извлекать и анализировать информацию.

Регулятивные: умение планировать и организовывать свою работу, осуществлять самоконтроль.

8. Рефлексия

(4 мин)

Прием «На ладошке»

- Нарисуйте свою ладошку и напишите ответы на вопросы + или –

1.Сегодня я научился чему-то новому.

2.Сегодня я активно участвовал в работе на уроке.

3.Я внес весомый вклад в проект.

4.Мне было комфортно.

5.Я жду следующего занятия, потому что мне было интересно.

Учащиеся рисуют на листке бумаги ладошку и отвечают на вопросы.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

9. Итог урока

(1 мин)

-Ребята, растите добрыми, чуткими и отзывчивыми, умеющими разделить и горе, и радость близких и ближних людей. Ведь ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи.

Коммуникативные: воспринимать на слух информацию, данную в явном виде.

Личностные: самоопределение в жизненных ценностях.

10. Домашнее задание

(1 мин)

По выбору:

1) Рассказать, какие милосердные поступки ты совершил.

2) Нарисовать символ милосердия.

Выбирают свой вариант домашнего задания.

Личностные:

самоопределение.

Приложение 1.

Видеоролик песни-притчи Светланы Копыловой «Брошенный камень».

Приложение 2.

Карточки для работы в группах:

1 группа: стр.72 (1-2 абзац).

Прочитай текст учебника и найди ответ на вопрос: что такое милосердие в иудаизме?

2 группа: стр.72 (3-5 абзац)

Прочитай текст учебника и найди ответ на вопрос: что такое милосердие в христианстве?

3 группа: стр.72-73 (6-7 абзац)

Прочитай текст учебника и найди ответ на вопрос: что такое милосердие в исламе?

4 группа: стр. 73 (8 абзац)

Прочитай текст учебника и найди ответ на вопрос: что такое милосердие в буддизме?

Приложение 3.

Карточки для индивидуальной работы.

1 карточка – сила, милосердие, это, защитить, могущая, что, то, беззащитно.

2 карточка- сердце, болит, доброе, беде, чужой, о.

3 карточка- зря, милосердие, пропадет, не, никогда.

4 карточка- милосердный, человек, душе, своей, благотворит.

5 карточка- отболит, не, не, отсохнет, рука, дающая, берущая.

Ответы:

Милосердие- это сила, могущая защитить то, что беззащитно.

Доброе сердце о чужой беде болит.

Милосердие никогда не пропадет зря.

Человек милосердный благотворит душе своей.

Дающая рука не отболит, берущая не отсохнет.

Литература и ресурсы:

Учебник: «Основы мировых религиозных культур» 4-5. классы. - М: Просвещение,2012. (авторы А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов)  

Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику «Основы мировых религиозных культур» (авторы А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов)

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) – М. Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).

Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур: учебное пособие для 4-5 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль основы православной культуры) № 7 "Христос и Его крест"

Тема: Христос и Его КрестТип урока: открытие нового знания Опорные понятия: Богочеловек, Боговоплощение, Крест.  Цель урока:формирование понимания значения креста для христиан....

Технологическая карта урока ОРКСЭ модуль ОМРК тема "Семья"

Технологическая карта урока ОРКСЭ модуль ОМРК тема "Семья"...

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль светская этика) Тема: "Добро и зло"

Представлена технологическая карта урока "Добро и зло"...

технологическая карта урока ОРКСЭ, Род и семья – исток нравственных отношений, модуль "Основы светской этики",

Углубить сущность понятий род, семья, нравственные отношения и расширить знания об этих понятиях, учить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Формировать умение проводить наблюдени...

Технологическая карта урока по модулю курса ОРКСЭ "Основы православной культуры" на тему: "Дорога к храму"

Конспект урока по модулю курса ОРКСЭ на тему: "Дорога к храму" "Ищите к Господу дорогу, любите и хвалите Бога!"...

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс. Тема: "Библия - Священная книга христиан"

Технологическая карта урока и мультимедийная презентация знакомят учеников 4 класса с Библией. Можно использовать материал для проектной деятельности....

Технологическая карта урока ОРКСЭ ( модуль «Основы мировых религиозных культур»), класс - 4

Технологическая карта урока ОРКСЭ ( модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме "Семейные традиции", 4 класс....