Конспект урока "Совесть"
план-конспект урока по орксэ

Савенкова Наталья Юрьевна

Конспект урока "Совесть" по ОРКСЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovest.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Совесть

Цель: сформировать представление обучающихся об ответственности за свои поступки, нравственный выбор, помочь в осмыслении нравственного понятия «совесть».

Задачи

1.Обучающие:

- проверить степень усвоения ранее изученной темы;

-формировать навыки работы с терминами;

-совершенствовать умение работать с источниками;

2.Развивающие:

-продолжить развитие и становление интеллектуальных, коммуникативных  умений и навыков;

- обучать элементам творческой деятельности;

3. Воспитывающие:

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство  взаимопомощи, поддержки;

- акцентировать внимание обучающихся на собственную личность с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.

Виды деятельности: проблемное задание, мозговой штурм, составление плана, краткий пересказ,  самостоятельная работа с источниками, творческая работа – рисование по представлению, работа в тетради, ассоциативная цепочка.

Основные термины и понятия: совесть, стыд, размышления, чувства, воля.

Оборудование:  мультимедиа, карточки с пословицами и рассказами.

Словарь: Совесть, угрызения совести,  исповедь,  раскаяние, цинизм,  чувство вины, стыд, сожаление,  искупление.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

 

2. Проверка домашнего задания.  

- Ребята, какие пословицы о чести и достоинстве вы приготовили дома?

(Ешь с голоду, а честь береги смолоду.

Какову жизнь проживёшь, такову и славу наживёшь.

Честь нельзя отнять, её можно потерять.)  

- Сейчас прочтите пословицы и добавьте подходящее по смыслу слово. /слайд 2/

1.Всякому своя…(честь).

2.С честью выполняй свой … (долг).

3.В ком честь, в том и … (правда).

6.Без …(труда) чести не получишь.

7.Береги…(платье) снову, а честь смолоду.

3. Сообщение темы и цели урока.

Учитель читает стихотворение.
Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
-Что главное, скажите в человеке?
-Конечно,
разум- первый мне ответил.      (прикрепляю карточку)
С ним каждый путь и правилен и светел.
-Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил:
- Воля на пути,               (прикрепляю карточку)
Который  нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, заволновался третий.

Послушайте, что строго он ответил:

(пауза) Как вы думаете, что считал главным  в человеке третий мудрец?

(Учащиеся называют главные качества человека по их мнению. Ответы сравниваем с ответом мудреца.)

Да нет, не то, заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил:
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека
- совесть!          (прикрепляю карточку)

- Тема урока «СОВЕСТЬ», цель нашего урока – познакомиться с этим понятием.

4. Определение понятия «совесть» 

- А начнем  со знакомства с одним замечательным рассказом А. Гайдара «Совесть». И сами попробуем определить, что такое совесть и зачем она нужна человеку. /слайд 3/

(Чтение текста по 4 слайду.)

- А как вы думаете, что могла сказать Нина маленькому мальчику? (Предположения детей)

Чтение текста / слайд 5/.

- Как дальше себя поведет Нина, что она сейчас будет делать? (Предположения детей)

Чтение текста /Слайд 6/

- Выберите из предложенных слов те слова, которыми можно охарактеризовать главную героиню: а) в начале рассказа до встречи с малышом; в) в конце рассказа. Храбрая, решительная, находчивая, испуганная, сообразительная, умная, отзывчивая, справедливая, доброжелательная, равнодушная, ленивая, жалостливая, строгая, ответственная, безответственная.

- Как вы представляете себе совесть, если бы это было живое существо? (Выслушиваем варианты детей, устное рисование портрета совести). Представляю свое видение совести. /слайд7,8/. Обсуждение.

- Что такое по-вашему совесть? (Мозговой штурм). Как вы думаете,  совесть и стыд – это одинаковые чувства у человека или они различаются? /Слайд 9/  Обратимся к учебнику.  Вспомните, что такое стыд и найдите различия. ( чтение 1 абзаца, выводы)

- А сейчас мы посмотрим этимологию этого слова./Слайд 10/

- Со – это приставка, она передает смысл – вместе.

 Весть –  в значении слов знать, ведать. С кем вместе? И что  ведать? (Ответы детей)

- Человек вместе со своим внутренним миром знает, что такое добро и зло, что такое хорошо и что плохо. Давайте вспомним Нину Карнаухову и проследим, что происходит с человеком, когда он остается наедине сам с собой. /слайд 11/ .

Вот перед вами треугольник: ты- твой поступок – окружающие тебя люди. Совершая дурной поступок, ты остаешься наедине со своим поступком, для окружающих людей твой поступок обычно проходит незаметно. И наедине с собой

1) ты размышляешь, что ты совершил;

2) эта мысль преследует тебя;

3)ты понимаешь, что надо исправить свой поступок;

4) ты исправляешь положение;  наступает мир с самим собой.

- Что же такое совесть? И зачем она нужна человеку?  ( Совесть - это внутренний мир человека. Нужна,  чтобы жить в мире с самим собой.) /слайд 12/

- Посмотрим,  какое определение слову «совесть» дают в разных словарях. /слайд13, 14/ Что общего вы увидели в этих определениях? Сформулируем свое. (Дети сами дают определение, опираясь на статьи из словарей)

/слайд 15/ Сравним ваше определение. Запишите его в тетради.

/слайд 16/ Работа над высказываниями писателей и философов.

5. Самостоятельная работа по учебнику.

- Читая текст, из каждого абзаца  выберите главные понятия, которые связаны с понятием «совесть».

6. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

/Слайд 17/  Что это? ( Это план, это компоненты совести)

7. Физминутка.

8. Закрепление изученного материала

- Соберите слова по этим буквам. ( Работа парами)

Доброта, честность, справедливость.

- Есть у А.С. Макаренко великолепные слова: Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести, не тогда, когда на него смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит, и никогда не узнают, как это было. Надо поступать правильно ради правды, ради долга перед самим собой». В Жизни часто человеку приходится принимать единственное верное решение – по совести, по внутреннему убеждению. Здесь он сам себе судья. И по тому, какое он решение принял, люди судят какой он человек.  Но еще есть главный судья – совесть.

- Может ваша совесть толкать на плохие поступки. (Нет, чтобы наступил мир надо делать добро.)

9. Рефлексия

- А что надо человеку, чтобы быть совестливым? (Ответы детей) Спортсмен тренирует свои мышцы, чтобы быть сильнее, выше, быстрей, чтобы много знать нужно много читать, а что делать, чтобы стать совестливым человеком?

/Слайд 18/

10. Вывод по уроку.

- Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела: - Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек. - После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!». У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут. Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде. Например, радость, получаемая от интересной поездки, может исчезнуть - потому что совесть вдруг подняла из глубин твоей памяти что-то, о чем не хотелось бы помнить. Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.

/слайд 19/

11. Домашнее задание. С. 48-49 вопросы и задания. /слайд 20/

Прочитать рассказ «Гришкина милостыня» (дополнительно). Найти пословицы и поговорки о совести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...