Урок по теме "Совесть"
учебно-методический материал по орксэ (4 класс)

Белова Татьяна Юрьевна

Тема: Совесть

 

Цель урока: развивать представление о ценности осознанного нравственного поведения человека, помочь учащимся осознать чувство совести,  как одну  из морально-этических ценностей в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sovest.docx241.16 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_sovest.pptx1.37 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Совесть

Цель урока: развивать представление о ценности осознанного нравственного поведения человека, помочь учащимся осознать чувство совести,  как одну  из морально-этических ценностей в обществе.

Задачи урока:

- показать значение совести в поведении человека

- учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»

- развивать умение объективно оценивать свои поступки

- формировать умение  и стремление объективно оценивать чужие поступки

- формировать чувство ответственности за свои поступки.

- стимулировать у  учащихся желание проявлять самоконтроль и ответственность в повседневном поведении.

Предметные результаты: усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, ответственность; развитие объективной самооценки, развитие умения  анализировать свои поступки и  поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение и принимать чужое.

Познавательные УУД: умение выделять неизвестную информацию, ставить познавательную задачу, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий,  овладение логическими действиями:  сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные УУД:   умение контролировать своё поведение, ответственность за свои поступки, умение направлять свои действия в соответствии с задачами познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение строить рассуждения,  умение корректного ведения диалога и обсуждения, уважительного отношения к чужому мнению, умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласовывать принятые решения друг с другом.

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения,  развитие  моральной  самооценки, формирование  желания проявлять  в конкретных ситуациях доброжелательность,   внимательность.

Метапредметные результаты: умение извлекать информацию из текста, анализировать её в рамках поставленной задачи,  умение формулировать понятия.

Виды деятельности: беседа с элементами дискуссии, комментированное чтение, обсуждение в парах или группах,  самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Оборудование: ноутбук и экран , учебник, тетради, распечатки с заданиями( пословицы и высказывания для домашнего задания), текст притчи.  

ХОД    УРОКА

  1. СЛАЙДЫ 1-3

Чтение текста (Возможно прогностическое чтение: после слов «… а я…» задать вопрос: «Как вы думаете, что сделал мальчик?»)

Обсуждение  текста

- Почему мальчик бросил яблоко в корзину?

- Почему мальчик  заплакал?

- Перед  кем ему стало стыдно?

- Как назвать чувство, когда человеку стыдно перед самим собой?

- Как вы считаете, у героя рассказа есть совесть?

2. СЛАЙД  4  (вопросы появляются по щелчку)

- Сегодня на уроке мы будем говорить о СОВЕСТИ. Мы постараемся понять, что такое совесть, что она делает для человека, почему человеку нужна совесть.

3. СЛАЙДЫ  5-8

- Великие мыслители в разные времена старались объяснить, что такое СОВЕСТЬ.

(Чтение и обсуждение высказываний)

4. ЧТЕНИЕ  УЧЕБНИКА (с. 48, абзац 1 и 2 )

-   Можно ли сказать, что стыд и совесть это одно и то же? Чем они похожи, чем отличаются?

Работа в парах

Обсуждение ответов

5. СЛАЙД  9

Чтение  таблицы    

6. СЛАЙД  10  (надписи перемещаются по щелчку)

- К какому рисунку вы отнесёте понятие «стыд», а к какому – «совесть»

-  Что сильнее действует на человека -  стыд или совесть? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте притчу.

7. РАБОТА  С  ПРИТЧЕЙ

«Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.

Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой. 
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.
- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.

Беседа по притче.

- Как вы понимаете слова слепого?

- Может быть, этот человек зря приехал извиняться через столько лет? Это правильный поступок?

- Кому этот поступок был нужнее – слепому или главному герою?

-  Как вы понимаете слова: « Мучила его совесть, грызла, не давала спать.»

8. СЛАЙД   11

- Великие писатели тоже считали, что совесть более сильное чувство.

ПРОБЛЕМА

- Значит, совесть может осуждать наши поступки, заставить говорить правду. А может совесть хвалить нас?

9. СЛАЙД   12

Случай из жизни (Монах Варнава (Санин))

Нашел человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек.

- Как вы думаете, чему он обрадовался?

СЛАЙД  13

 Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

Беседа по тексту.

- Чему обрадовался человек на самом деле?

 - Как поступит герой притчи?

 - Почему он вернет кошелек хозяину?

- Кто «подсказал» человеку такое решение?

- Почему герой обрадовался тому, что можно вернуть деньги?

10.  СЛАЙД   14

Чтение и обсуждение высказываний.

- Прочитайте высказывание Л. Толстого. Что совесть делает для человека?

11. СЛАЙД  15

 - Чтобы руководить нашим поведением, совесть постоянно работает.

12. СЛАЙД  16

- Народная мудрость создала много сказок, притч, поговорок о совести. Помогите собрать народные поговорки. (Работа в парах)

Без рук  - калека,  

Нечистая совесть  

От человека скроешь,

Совесть без зубов,

Чистая совесть  

самая  лучшая  подушка.

а от совести не утаишь.

без совести - полчеловека.

спать не даёт.

а грызет.

13. СЛАЙД 17

- Давайте ещё раз прочитаем определение совести.

- Что значит, жить по совести, жить в ладу со своей совестью?

- Закройте глаза и тихо скажите себе, хотите ли вы жить по совести?

14.  Домашнее задание

1) Прочитать учебник с. 48-49

Творческие задания (2 любых по выбору)

1) Обсуждение с родителями утверждений.

-у всех людей есть совесть;

-«голос совести» можно услышать только после совершения плохого поступка;

-плохих людей, преступников совесть не мучает;

-бессовестному человеку жить легче?

2) С помощью родителей  объяснить выражения:

Жить  по совести -________________________________________________

Сделать на совесть - _______________________________________________

Поступать против совести - __________________________________________________________

Делать без зазрения совести - ________________________________________________________

3) Найти пословицы о совести

4) Нарисовать  совесть

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста. Итальянская пословица.

В ком стыд, в том и совесть. Русская пословица.

Ожегов С.И.  «Совесть - чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом».

Бердяев Н.А.  «Совесть - это то глубинное в человеке, что напрямую связывает его с Богом. Тот, кто сверяет свои действия с совестью, чист не только перед собой, но и перед всеми, о таких людях говорят, что они живут по законам Божьим».

Самое главное украшение – чистая совесть.              - Цицерон

Даль В.И. «Нравственное чутье в человеке, внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка. Способность распознать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла, невольная любовь к добру, истине»

Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце.

Пушкин А. С.

Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать.

Паскаль Блез

Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.

Кант И.

Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае.

Суворов А. В.

Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких.

Гольбах П.

Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла.                

Дени Дидро

Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.

Д. С. Лихачев

Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности.

С. Моэм

             Совесть.
Словно ненаписанная повесть.                                                                              

Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес? 

Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах -
Сразу же теряет свой покой. 

А другой - уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось, ровно дышит
Человек, что совесть потерял. 

Знаем, что она - бывает чистой;
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять. 

Как маяк дана нам Духом Божьим
Совесть, чтоб могли свой видеть путь:
Можно - жить по совести, а можно -
Навсегда дать совести уснуть.

                                                     Яна Кузовлева

В Шотландии на задней площадке трамваев и автобусов есть небольшой ящик. Этот специальный ящик там для того, чтобы положить туда свою плату, если кондуктор занят на другом конце трамвая или автобуса и не может подойти к вам. Он называется "ящик совести". Я с интересом наблюдал за людьми, когда они выходили из трамвая. Если кондуктор не дошел до них, они клали свой трех-пенсовик или шестипенсовик в тот ящик. Когда я заговорил с кондуктором о ящике, он сказал: "Ящик совести полный каждый день". Те люди спали ночью хорошо.


Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста. Итальянская пословица.

        И.Кант считал, что совесть – это показатель человечности

 она не зависит ни от каких материальных условий и причин, это как бы голос Бога в нас, а А.Шопенгауэр, напротив, полагал, что совесть на девять десятых – результат страха перед общественным порицанием: я не поступаю плохо, потому что боюсь наказания.

Какая точка зрения более правильно выражает, по вашему мнению, природу человека?

«Категорический императив Канта»

«Представьте себе, что один человек строит свое благополучие за счет другого. Знакомая ситуация? Наверное. Удивляет, нас такая ситуация? Нисколько. Ведь вполне естественно для человека думать о собственной выгоде, улучшать собственную жизнь, следовать инстинкту самосохранения и проявлять эгоизм. Так существует вся природа: одно растение устремляется к солнцу и забивает собой другое, одно животное поедает другое т.д. Жить по закону личной выгоды и эгоизма - значит жить по закону природы. И если человек так живет, то в этом нет ничего удивительного, ибо так он проявляет себя как природное, естественное существо. Однако иногда человек поступает не по законам природы, а, вопреки, им. Например, бросается в ледяную воду и спасает тонущего, хотя сам при этом может утонуть, или делится последним, куском, хлеба, с нуждающимся , хотя, прекрасно знает, что сам будет голодать. Откуда в человеке такие порывы? Ни из каких законов природы они не следуют. А если не от природы, значит от Бога…Ведь предположить больше нечего.

Устраивать собственную жизнь, за счет своего ближнего - это естественное для человека проявление природы, а если порой он поступает сверхъестественно, например, рискуя собственной жизнью, спасает ближнего, значит, есть Бог, от которого исходят такие проявления человека. Все благородное, честное, доброе, бескорыстное и жертвенное в нас говорит о том, что помимо природы, есть Бог. Когда человек живет по закону личной выгоды и эгоизма, он очень недалеко стоит от природы и поэтому является не столько человеком, сколько суперобезьяной. Почему супер? Потому, что более хитер, умен, ловок, чем обезьяна, потому, что лучше знает, где достать пищу. Человек становится выше законов природы тогда, когда способен, рискуя собой, спасти другого, когда живет, по чести и справедливости, когда не способен на подлость, даже если она принесет немалую выгоду.

Можно найти тысячи оправданий и мотивов для плохих поступков: был, слаб, струсил или, известная формула,- все так делают. Но как понять, как объяснить, почему, рискуя жизнью, спас, тонущего, почему бросился один против хулиганов, пристававших к девушке, почему сказал правду, когда все вокруг молчали? На все эти вопросы нет ответа.

А ответ есть: это голос СОВЕСТИ, самое прекрасное, что есть в человеке. Совесть ставит человека выше законов вселенной. Совесть, - показатель человеческого в человеке. Совесть как внутренняя красота и совершенство человека заставляет нас трепетать и приближает нас к Богу. Это и есть знаменитый категорический императив: живи всегда по совести, не придумывай оправданий, умей искренне раскаиваться в своих неблаговидных поступках, будь ответственным за все свои дела.

Полное отсутствие совести, даже при блестящей внешности, выдающемся уме и высоком социальном положении, говорит о том, что перед нами не человек, а всего лишь суперобезьяна.» Так говорит Иммануил Кант.

         В нашем селе садов практически ни у кого не было. А тогда я был маленьким и совсем не думал и не понимал, почему у нас не было сада. И, конечно же, яблоки были необыкновенным лакомством.   Я и мой друг Коля шли на озеро. Мама позвала меня к себе. Я, конечно, обрадовался и быстро побежал, а друг Коля остался ждать меня поодаль. Она достала из сумки два красно-зеленых яблока. Но они были разной величины. Отдавая мне яблоки, мама сказала: «Которое побольше - возьми себе, а которое поменьше, отдай Коле». Принимая от мамы яблоки, я в мыслях сразу же не согласился с этим. Что-то мне изнутри подсказало, что нельзя так делать, так будет неудобно перед Колей. Но и маму можно было понять. Ведь если бы у нее было много яблок, то она бы и не подумала делить их между нами по величине. А так как это тогда для нас было редкостью, то из жалости ко мне, она именно так решила их поделить. Я взял яблоки. Мама поехала дальше, а я медленно пошел к Коле, соображая, как мне правильно поступить. Я думал, а расстояние между нами сокращалось, и мне надо было принять решение. Подойдя к Коле, я протянул ему руку с большим яблоком. Коля взял яблоко, и мы пошли дальше, откусывая на ходу сочные сладкие кусочки. Я шел и думал, а знает ли Коля, что я ему отдал большее яблоко, а себе оставил меньшее. Если бы он знал, то, наверное, понял бы, что я из-за уважения так поступил. Но Коля, как мне кажется, не понял, а я ему и не говорил об этом. Он с наслаждением ел яблоко, а я не стал жалеть о своем поступке и никогда не жалел, что поступил так, как мне подсказала моя совесть.

                                                                                                                               Николай Чербаев

Без совести и при большом уме не проживешь.

М. Горький

Самый тяжкий стыд и великое мучение — это когда не умеешь достойно защищать то, что любишь, чем жив.

М. Горький

Высший суд — суд совести.

В. Гюго

Разум и совесть не могут быть лишены своих прав. Им можно налгать, но их нельзя обмануть.

И. Гёте

Никто не может судить о других, пока не научится судить о себе самом.

И. Гёте

Чистая совесть — самая лучшая подушка.

Г. Ибсен

Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.

Кант

Наша совесть — судья непогрешимый, пока мы не убили ее.

О. Бальзак

Честь, порядочность, совесть — это качества, которыми дорожить нужно так же, как мы дорожим своим здоровьем, ибо без этих качеств и человек — не человек.

Д. С Лихачев

О своей репутации заботятся многие, о совести же — лишь некоторые.

Публилий Сир

Раны совести никогда не зарубцовываются

Публилий Сир

Совесть карает иногда даже там, где закон этого не делает.

В ком нет чувства стыда, на того подействует лишь страх.

Публилий Сир

Стыду научиться нельзя, с ним нужно родиться.

Публилий Сир

Кто не стыдится своего проступка, тот вдвойне виноват.

Публилий Сир

Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный — невозможно.

А. С. Пушкин

Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.

А. С. Пушкин

Отчитываться перед своей совестью несравненно труднее, чем перед другим человеком. Если ты наедине с самим собой делаешь что-то плохое и полагаешь, что об этом никто не узнает,— ты ошибаешься. Прятаться от людей — низость, прятаться от себя — низость, помноженная на подлость и лицемерие. Будь предельно честен наедине с самим собой.

В. А. Сухомлинский

Стыд перед людьми — хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.

Л. Н. Толстой

Совесть — верный руководитель жизни людей.

Л. Н. Толстой

Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды. Для меня моя совесть значит больше, чем мнения всех.

Цицерон

Человек должен быть властелином своей воли и рабом своей совести.

                                                                                                                                 М. Эбнер-Эшенбах

Демокрит, живший на рубеже V и IV вв. до н. э., еще не знает специального слова «совесть». Но он требует нового понимания постыдного: «Не говори и не делай ничего дурного, даже если ты наедине с собой. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других». И в другом месте: «Должно стыдиться самого себя столько же, сколько других, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому неизвестным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя, и в каждой душе должен быть начертан закон: «Не делай ничего непристойного»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

По улице шла старушка с корзинкой . В корзинке были яблоки, красные и жёлтые, очень красивые яблоки. Вот бы мне одно! Я тихонько подкрался сзади, схватил яблоко и сунул его в карман. Старушка ничего не заметила.

Слайд 2

Она остановилась и сказала: - Поди-ка сюда, мальчик! Старушка выбрала самое румяное и самое большое яблоко: - Съешь! Это из моего сада. Яблоко – то, что в кармане, - прямо жгло мне ногу. Почему ты не хочешь взять яблоко? Старушка стояла с протянутой рукой, а я…

Слайд 3

А я выхватил яблоко из кармана, бросил его в корзину и убежал. Когда я прибежал домой, то заплакал. Сам не знаю, почему я заплакал? Буков Е.

Слайд 4

СОВЕСТЬ Почему человеку нужна совесть? Что делает совесть для человека? Что такое совесть?

Слайд 5

СОВЕСТЬ нравственное чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка. В . Н. Даль

Слайд 6

Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. Кант И.

Слайд 7

Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких. Гольбах П.

Слайд 8

Не говори и не делай ничего дурного , даже если ты наедине с собой . Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других. Демокрит .

Слайд 9

СТЫД СОВЕСТЬ Чувство вины, переживание позора за своё поведение Перед людьми Перед самим собой После поступка, когда ругают, наказывают После поступка, даже если не осуждают. Перед поступком

Слайд 10

СТЫД СОВЕСТЬ

Слайд 11

Презирать суд людей нетрудно, презирать суд соб­ственный — невозможно. А . С. Пушкин Отчитываться перед своей совестью несравненно труднее, чем перед другим человеком . В . А. Сухомлинский Стыд перед людьми — хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой. Л . Н. Толстой

Слайд 12

Нашел человек чужой кошелек . А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило . Да еще и осталось! Обрадовался человек .

Слайд 13

Обрадовался человек. Но не деньгам . А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило !

Слайд 14

Самое главное украшение – чистая совесть. Цицерон Чистая совесть — самая лучшая подушка. Г. Ибсен Совесть — верный руководитель жизни людей. Л . Н. Толстой

Слайд 15

ругает за плохие мысли и поступки. учит отвечать за своё поведение. не слушает хитрые самооправдания. заставляет говорить о себе правду. СОВЕСТЬ подсказывает добрые мысли и дела. напоминает об обязанностях, о долге.

Слайд 16

От человека скроешь, Совесть без зубов, Чистая совесть - Без рук – калека, НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ Нечистая совест ь а от совести не утаишь без совести - полчеловека а грызёт. спать не даёт самая лучшая подушка

Слайд 17

« Совесть - чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом ». Ожегов С.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...