Уроки ОРКСЭ
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Уроки ОРКСЭ  разработаны и проведены  4-х классах для модулей " Основы православной культуры,"" Основы Светской Этики", "Основы мировых религиозных культур"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_r_o_k_orkse.docx30.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   У Р О К  ОРКСЭ

                     Модуль   «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

25 апреля 2019г.

Педагог – Рязанова Л.Г.

ТЕМА:   Подготовка творческих работ. Темы: « Памятники религиозной культуры в моем городе», « Как я понимаю православие».

ЦЕЛЬ:  Обучение создания творческих  работ по самостоятельно выбранной теме.

ЗАДАЧИ:  

                   - обучение  самостоятельности в выборе темы;

                   -  развитие коммуникативных умений;

                    - умение планировать свою работу;

                   -  воспитание патриотизма, любви к городу.

Оформление:

Интерактивная доска, раздаточный материал для учащихся,

наглядный материал: Библия, икона, иллюстрация  - рисунки  учащихся.

Технология критического мышления

ИКТ, работа в группах.

Ход занятия.

Учитель:  

     Завершается учебный год. Мы впервые  сделали  попытку совершить  путешествие не в лес, не в музей, а во внутренний  мир человека, в мир его души.

Давайте посмотрим на обложку. Как называется наш курс?

Ученик:  ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ.

Что означает слово  ОСНОВА ?

Ответы учащихся …___________________________________________________________________

ОСНОВА  - это корень, то, из чего растет все остальное.

Учитель: В основе православной культуры :

- БИБЛИЯ   И ЕВАНГЕЛИЕ;

-УЧЕНИЕ  ХРИСТА;

- ЖЕРТВА И ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТА.

Вопрос к учащимся:

Что вырастает из корня?

Ответы учащихся …__________________________________________________________________

Учитель:  А из этого корня вырастают плоды православной культуры:

- хорошие поступки;

- величественные храмы;

- прекрасные иконы;

-молитвы о себе и своих близких.

Показ:  Библии, иконы, рисунки храмов.

На прошлых уроках мы говорили о семье, о христианских традициях. Вы выполняли творческие задания, рисовали  храмы  нашего города. Многие из вас ходят в храмы с родителями.

Давайте вспомним  о наших  экскурсиях в Свято-Троицкую  Сергиеву Пустынь.

Показ фильма. Работа ученицы  ____________________________.

Раздать учащимся памятки.

 Тема 1: Попробуйте написать творческую работу на тему: «Храм в моем городе».

2.   Посмотрим,  с чего можно начать работу?

1.  Для работы нужно собрать материал.

2. Взять в библиотеке литературу.

3. Можно посоветоваться с родителями, обсудить с ними выбранную тему.

4. Найти  в Интернете информацию  о храме.

5.  Приложить  к работе  свой рисунок или  снимок храма.

6.Выразить свое отношение.

 ТЕМА 2 :  « Как я понимаю православную культуру?»

Какой материал можно взять для творческой работы?

Ответы учащихся ______________________________________________.

 1.Можно картину известных художников на евангельские темы;

2.Можно  взять икону, объяснить, кто изображен.

3. Можно записать несколько Заповедей Христа, объяснить их и ответить на вопрос

заданной темы:  Как я понимаю православную культуру?

Закончить  работу  предложением «Я понимаю православную культуру как…» дописать.

Эту работу  можно выполнить  с помощью родителей.

3. Продолжаем  показывать  творческие работы о христианских праздниках. Некоторые учащиеся показали уже  свои работы.  

4. Заполняем  «Ленту времени».  Нарисовать   на смайлике улыбку,  если вы удовлетворены работой на уроке,  и прикрепить к   заданию.

                                          Открытый урок по ОРКСЭ  

                                 Модуль «Основы православной культуры»    

от 18.11.2018 года

педагог -  Рязанова Л.Г.

ТЕМА УРОКА:    Десять заповедей 

ЦЕЛИ:

- воспитание духовно-развитой личности, готовой к самосовершенствованию в современном мире;

- освоение учащимися основ духовности и нравственности, заложенных в культуре России;

- формирование чувства любви и уважения к семейным традициям и ценностям.

ЗАДАЧИ:

- расширение и углубление знаний, формирующих характер и поведение обучающихся в обществе;

- развитие познавательной активности в области изучения культуры народа;

- способствовать нравственному, моральному и патриотическому  воспитанию школьников.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Интерактивная доска, учебник, раздаточный материал.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ:

ИКТ, работа в группах.

ХОД УРОКА:

УЧИТЕЛЬ:  Сегодня мы продолжим разговор о десяти заповедях, которые по преданию пророк Моисей получил от Бога на горе Синай. Нам известны  четыре заповеди об отношении человека к Богу.

Вопрос к учащимся:  Назовите их.

ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ:

1 заповедь. Я  есть Господь Бог твой; да не будут у тебя боги иные, кроме меня.

2 заповедь. Не делай себе идола и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что на воде. Не служи им и не поклоняйся.

3 заповедь. Не произноси имя Господа напрасно.

4 заповедь. Помни день седьмой. Шесть дней  трудись, а седьмой день покоя, да будет посвящен Богу.

УЧИТЕЛЬ: (вопрос к классу) Какой  это день? Почему его так называют? ВОСКРЕСЕНЬЕ

ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ:________________________________________.

УЧИТЕЛЬ:

6 заповедей  Господь посвятил отношениям между людьми. Сегодня мы  разберем одну из них.

Ребята, вспомним, что означает слово ЗАПОВЕДЬ?

ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ:__________________________________________.

УЧИТЕЛЬ: Заповеди – это духовные законы нашему миру, по которым должен жить человек, чтобы сохранить себя.

Вспомните однокоренные слова к слову заповедь.

УЧЕНИКИ называют слова: заповедник, ведать.

УЧИТЕЛЬ:

Откройте свои тетради,  прочитаем и назовем  заповеди.

 ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ:  каждая группа читает свои ответы.

1 группа – в 5-й заповеди говорится «Почитай отца и мать». Почитать – это значит уважать, быть внимательным, помогать, слушать.

2 группа – 6-я заповедь говорит «Не убивай».- Это значит, что всякое живое существо стремится к жизни.

3 группа – 7-я заповедь гласит  «Люби верно». Не предавай, цени дружбу.

4 группа – 8-я заповедь говорит «Не кради». Это значит – будь честен, не бери без спросу, не присваивай чужое.

5 группа – 9-я заповедь «Не лжесвидетельствуй». Это означает – не лги, не осуждай, будь правдивым.

6 группа – 10 заповедь звучит так «Не завидуй». Это означает – не желай себе того, что есть у других.

УЧИТЕЛЬ: Устали? Послушаем небольшой отрывок из  рассказа писателя В.Осеевой «Бабка» (читает учитель)

Беседа. Ребята, к какой заповеди можно отнести этот рассказ?

ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ: К 5-й заповеди.

УЧИТЕЛЬ: Правильно, молодцы!  5-я заповедь – «Почитай отца и мать, да будешь благословен    на земле и долговечен».

Вопросы к классу:

Чему родители, по совету бабушки, должны были радоваться?

Как вы понимаете слова бабушки  «Что убьете, то не вернете…»?

Какие  блага обещает Господь за почитание родителей?

ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ ____________________________________________________________.

РЕЛАКСАЦИЯ.  Учитель раздает  каждой  группе учащихся  рисунки и предлагает  поставить над каждым рисунком № заповеди,  можно рисунок  раскрасить, подписать работу и прикрепить к ней смайлик с оценкой урока.

Урок окончен.

 

                                                     УРОК ПО ОРКСЭ

                             Модуль «Основы мировых религиозных культур»

                                                    в 4 «В» классе

14.12.2018 года

Педагог: РЯЗАНОВА  Л.Г.

ТЕМА:  ДОБРО И ЗЛО. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЛА В МИРЕ. ПОНЯТИЕ ГРЕХА.

ЦЕЛИ: Познакомить учащихся с нравственными понятиями о добре и зле. Что есть добро  и что есть зло.

ЗАДАЧИ: Воспитание добродетели в детях, в выборе для себя  линии поведения на примере из жизни святых и из жизни окружающих их положительных героев.

ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска, учебник, иллюстративный материал.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

ИКТ, работа в  парах.

ХОД УРОКА:

УЧИТЕЛЬ: Что такое ДОБРО и ЗЛО? Как зло появилось в мире и  как должен вести себя человек? Издревле эти вопросы волновали человека. Разные религии отвечали на это по-своему.

О происхождении Добра и Зла объясняет Библия.

В нашем учебнике мы почитаем страницу 24-25. Запишем в словарь слова: ГРЕХ, ГРЕХОПАДЕНИЕ

И объясним их.

ГРЕХ -  непослушание человека БОГУ; ГРЕХОПАДЕНИЕ – первое нарушение заповеди.

Рассмотрим гравюру «Адам и Ева в раю»

Что мы узнали из этой  истории?

ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ:______________________________________________________.

УЧИТЕЛЬ:  За что были  изгнаны из рая люди? Почему  они раскаялись?

Как  вы думаете, просить прощение и  раскаяться – это одно и  то же?

Включаем интерактивную доску и слушаем притчу о блудном сыне. Рассматриваем иллюстрацию.

УЧИТЕЛЬ:

Как вы поняли смысл притчи?

Какую заповедь нарушил человек?

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ _______________________________________________________.

УЧИТЕЛЬ: Блудный сын раскаялся. Раскаяться -  это значит не совершать плохих поступков никогда.

Работа в парах: одни ученики выписывают плохие поступки героя притчи, другие – правильные поступки. Читаем.

РЕЛАКСАЦИЯ:

УЧИТЕЛЬ: Нарисуем в тетради цветок и на каждом лепестке запишем добрые поступки.
Выбрать  смайлик и оценить работу на уроке.

Урок окончен.

,

                                                          УРОК ОРКСЭ

                              Модуль «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

                                              в 4 «Б» классе

Педагог – Рязанова Л.Г.

ТЕМА  урока: « Добродетели и грехи».

Цели:

            -Познакомить учащихся с понятиями  добродетель и грех.

           -Формирование у младшего подростка мотивации к осознанному  нравственному поведению, основанному  на знании  культурных и религиозных традиций.

Задачи:

           -создать условия для познавательной активности учащихся;

             -способствовать нравственному, моральному  и патриотическому воспитанию  школьников;

              -Формирование у школьников  осознания необходимости для нравственного

развития таких качеств и добродетелей, как совестливость, верность, честность,

милосердие и сострадание.

Оборудование: интерактивная доска, иллюстративный материал.

Используемые технологии:  ИКТ, работа со словарем.

Ход урока

УЧИТЕЛЬ:  Тема  нашего урока «Добродетели и грехи». Ребята, почему гневаться - плохо? Ведь когда человек гневается,  в его душе нет мира, любви и покоя. В гневе человек может причинять  другому человеку зло. А Господь Иисус Христос  заповедал любить и не делать зла  другим людям. Вспомним «Золотое правило нравственности»: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

Работа  в тетради – напишите  слова – ассоциации к словам «добродетель» и «грех».

УЧЕНИКИ записывают________________________________________________________

УЧИТЕЛЬ: Добродетель -  это доброе качество человеческой души, это расположение сердца к добру. Добродетель помогает  человеку исполнять заповеди  Божии, любить ближнего.

Какие это добрые качества?

УЧЕНИКИ:______________________________________________________________

УЧИТЕЛЬ: Правильно. Это  слова - доброта, милосердие, честность, мужество, вера, надежда, любовь, терпение, кротость,, благодарность. Добрые качества воспитываются посредством добрых дел.

Запишем  в словарь слово «добродетель.»

Прослушаем песню-притчу С. Копыловой «О гневе» О чем эта песня?

ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ: _____________________________________________________.

УЧИТЕЛЬ: Почему гневаться плохо?  Ведь Бог добр и весь мир сотворил прекрасно. Однако и зла много на земле. Грешит человек словом, грешит делом, грешит злыми помыслами. Грех -  это духовная болезнь, поэтому важно знать, как беречь свою душу от греха.

Запишем в словарь и объясним слово «грех».

ГРЕХ – это отступление от заповедей Божиих, нарушение  Закона Божия.

УЧИТЕЛЬ:   Домашнее задание. Запишите пословицы в тетрадь и  объясните одну из них:

Все беды человека – от его языка.

Бог любит праведника, а бес – ябедника.

 Урок завершается рефлексией: закрашивайте смайлик, изображенный в тетради.

 С чего можно начать работу?

а) Собрать материал;

б) Взять в библиотеке литературу; найти сведения  о храме в Интернете;

в) Можно обратиться к родителям, обсудить с ними выбранную тему;

г)  Поместить в работу рисунок или  снимок храма;

В заключение  работы высказать свое отношение.

ТЕМА  2:  «Как я понимаю  православную культуру?»

 Учитель: Какой материал нужно подобрать для этой работы?

Ответы учащихся: ______________________________________________________

Учитель дополняет:

Мы изучали с вами  Основу православной культуры:

Можно взять  икону, объяснить кто изображен.

Можно  записать  несколько Заповедей Христа, объяснить их, подобрать иллюстрацию или самим нарисовать, привести отрывок из стихотворения, объяснить его и ответить на вопрос заданной темы: Как  я понимаю православную культуру?

Закончить работу  предложением «Я понимаю  православную культуру как…»

Эту работу можно выполнить вместе с родителями.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

Разработка урока ОРКСЭ Тема урока: «Хранители предания в религиях мира»

Данный материал адресован учителям, ведущим  в 4-х классах предмет Основы мировых религий и светской этики по модулю "Основы мировых религиозных культур". Разработка содержит подробный ...

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

Нравственные уроки притчи. Урок ОРКСЭ в 4 классе

Презентация используется к уроку по теме "Добро и зло"...

Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103   Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...