Урок ОМРК 4 класс
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Лузина Ирина Александровна

Предмет ОРКСЭ. Модуль  "Основы Мировых Религиозных культур" . Технологическая карта урока в 4 классе, по учебнику Беглова А.Л., Саплиной Е.В. Тема урока "Семья и семейные ценности в различных религиозных традициях".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_omrk.docx50.01 КБ
Файл Презентация к уроку2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение:

Краснодонская основная общеобразовательная школа

Волгодонского района Ростовской области

   Конкурс методических материалов «Педагогическая идея»

 

                                                              Технологическая карта

                                     

                                                      Урок ОМРК

                    Учитель начальных классов Лузина Ирина Александровна

                                                                   февраль 2020г.

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики 4 класс

Модуль: «Основы мировых религиозных культур»

Тема урока: «Семья и семейные ценности в различных религиозных традициях»

Тип урока: урок закрепления новых знаний и выработка умений.

Цель урока: дать представление об отношении к семье традиционных религий; показать значение семьи в жизни каждого гражданина.

Задачи урока:

Образовательные:

- знакомство с понятиями семья, семейные ценности; раскрытие отношения к семье в традиционных религиях;

умение объективно оценивать себя и других.

Развивающие:

- создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся; развитие умения работать с учебником, словарём и компьютерными ресурсами для получения наиболее точной полной информации;

- развивать познавательный интерес к предмету;

Воспитательные:

- формировать уважительное отношение к семье;

- воспитывать ответственность по отношению к членам семьи;

- воспитывать через примеры урока понятие «дружной, счастливой семьи».        

Ресурсы:

Компьютер, проектор, презентация, учебник  Беглова  А.Л.,  Саплиной Е.В.  «Основы мировых религиозных культур», толковый словарь  Ожегова С.И., Ушакова Д.Н., раздаточный материал для работы в парах, в группах, цветы для рефлексии.

                                                                            Технологическая карта урока

Этапы урока, задачи в деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 Результат, универсальные учебные действия

  1. Организационный момент

  Задача: создать внутреннюю потребность включения в учебный процесс

      - Добрый день!

Ну а что это значит?

Значит, день был по-доброму начат,

Значит, день принесёт нам удачу.

Звучит «Гимн Семье»

(Приложение №1)

(Дети сидят по группам)

Психологический настрой к учебной деятельности

Учащиеся слушают гимн

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

  1. Актуализация знаний

     Задача: организация деятельности по определению темы, цели урока.

Повторение материала.

- Ребята, вспомните, о каких духовных ценностях, присущих человеку, мы с вами говорили на наших уроках?

- Какие качества вам бы хотелось видеть в человеке, людях  живущих рядом с вами? Почему?

- Ребята, перед вами лежат конверты. В  каждом из них задание: собери загадку и отгадай отгадку.

Загадка для 1 группы

«Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

 Загадка для 2 группы

«Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы — одна»  (семья)

- Как вы понимаете, что такое семья?

- Для чего люди создают семью?

- Послушайте стихотворение:

Как появилось слово «семья»?

«Когда - то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам;

Сейчас я тебе семь вопросов задам:

-Кто деток родит мне,  богиня моя?

И Ева тихонько ответила «Я».

- Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: "Я".

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все также ответила: "Я".

Кто платье сошьет, постирает белье.

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос,  подруга моя..?

- «Я, я, я» - Ева молвила «Я».

Сказала она знаменитых семь «Я».

И так на земле появилась семья».

 -Но есть ещё одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова «семя».

- Как вы думаете почему?

Вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как из зерна колосья.  Ребята, значит у семьи давние корни.

 

- Давайте проверим правильно ли мы с вами дали определение понятию семья. Для этого обратимся к словарям, которые лежат на ваших партах. Прочитайте толкование данного слова в словаре: 

1 группа  Словарь Ожегова С.И.: 
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

2 группа Словарь Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

(Приложение №2, слайд 4)

- Итак, семья - это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге, сплочённые общими интересами.

 А самое главное – они родные друг другу.

«Семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи.

-Это связано со средним числом детей в семье во времена образования этого слова.

(Приложение №2, слайд 5)

Ответы учащихся.

(Любовь, доброта, милосердие.)

Выполнение задания

Работа в группе

Отгадываю загадки

Высказывают свои предположения без научного объяснения.

Повторим правила работы в группе:

  • Говорим шепотом.
  • Работаем вместе.
  • Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает.
  • В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»
  • Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки.

Познавательные: установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: обоснование своего суждения.

Личностные: уважительное отношение к мнению одноклассника.

Регулятивные: выбор действия в соответствии с поставленной задачей,   планировать работу.

Познавательные: извлечение из памяти сохранённой информации, устанавливать причинно-следственные связи.

  1. Постановка учебной задачи

    Задачи: сформулировать и согласовать цель урока, определить средства достижения результата.

- Чтобы понять  тему нашего урока послушайте древнюю легенду:

 «Когда-то давным-давно жили на земле большие, талантливые, сильные люди. Жили они счастливо. И позавидовал им какой-то недобрый дух, и разделил каждого из них на две половины. Одну половину сделал женщиной, а другую мужчиной. С тех пор бродят по свету разъединённые люди, ищут свою половину. Если находят, возникает очень сильное чувство – любовь, образуется семья, в семье появляются дети. Чем больше любовь, тем крепче семья. Чем крепче семья, тем счастливее дети».

    Издавна на Руси семьи  были большие и крепкие. Уважали и почитали старших.    

Итак, какая же тема урока? (Семья.).

- Какие цели мы поставим на уроке?

Что же такое семья? Какое определение вы могли бы дать этому понятию «семья»?

И  сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.

Послушайте притчу, которую вам расскажет Данил.

Подберите слова, характеризующие счастливую, на ваш взгляд, семью.

Посмотрите мы все разные, но все хотим жить в счастливых семьях.

На чём основывается счастливая семья? Какие нравственные ценности способны укрепить её?

(Приложение №2, слайд 6)

Дружная большая, крепкая, заботливая, понимающая, любящая

Учащиеся высказывают свои предположения.

Ученик рассказывает притчу «Как появилась дружная семья».

Давным – давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал:

«Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (каких?)

Ответы детей

Познавательные: анализ текста, извлечение необходимой информации, установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: проявление активности во взаимодействии для решения познавательной задачи.

  1. Исследовательская деятельность учащихся.

Цель: каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже знает о добре и зле.

(Приложение №3)

У вас на партах лежат лепестки.

Мы сейчас должны с вами составить на магнитной доске ромашку. Есть только сердцевинка, а лепестков нет. Давайте вместе назовём семейные качества.

 (Учитель  организует работу в группах, выступает в роли помощника, консультанта)

Дети называют качества и пишут их на лепестках, потом выходят, и прикрепляет лепестки с названием качеств к ромашке.

А теперь давайте попробуем на основании этих качеств составить, какие правила должны быть в семье?

Давайте посмотрим, на чём держатся лепестки? К чему они крепятся?

- Что же символизирует сердцевинка?

Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевинку?

(Она разрушится)

(Приложение №2, слайд 7)

Это символ прочной, крепкой и большой семьи.

- Ромашка считается символом семьи. (Приложение №2, слайд 8)

В  России с 2008 года  8 июля – отмечается праздник  «День Семьи, Любви и Верности». В этот день православная церковь чтит память Святых Петра и Февронии.

(Приложение №2, слайд 9)

Они  были мужем и женой.  Эта супружеская чета княжила в городе Муроме в XIII веке. Петр и Феврония при жизни являли собой пример супружеской верности и любви. Согласно историческому источнику, Петр и Феврония умерли в один день. Тела княжеской пары, лежавшие в разных местах, по преданию, были впоследствии найдены в одном гробу. Это было настоящим чудом. Мощи святой пары хранятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме, и к ним не прекращается паломничество православных христиан, просящих у святых помощи и покровительства в любви и семейной жизни. 

- Ребята, я была в этом городе и в этом храме, видела, где хранятся мощи святой пары. А также видела памятник этой супружеской паре. И у меня остались впечатления на всю жизнь.

(Приложение №2, слайд 10)

- О чём мы с вами сегодня уже узнали на уроке?

- Как вы считаете, одинаково ли религии относятся к семье?

- Совпадают ли семейные ценности в разных религиозных культурах?

Вы сейчас высказали свои предположения, которые нам нужно будет проверить и доказать.

Мы сегодня на уроке должны ответить на вопрос: как традиционные религии России относятся к семье? (Приложение №2, слайд 11-12)

-Для того чтобы проверить ваши предположения и ответить на вопрос урока, вам сегодня предстоит побывать исследователями, которым нужно самостоятельно поработать с учебником стр. 103-104

Каждая группа представляет религиозную культуру. На листах вы должны будете записать семейные ценности религии, с которой работает ваша группа.

И заполнить таблицу  (см.Приложение № 4)

Дети записывают качества: Понимание, Любовь, Уважение, Доверие, Доброта, Забота, Помощь, Дружба.

1.Уважайте мнение всех членов семьи.

2.Старайтесь понять каждого и если надо простить.

3.Никогда не смейтесь над кем-то.

4.Уважайте родственников.

5.Почитайте родителей, и т. д.

Ответы детей.

Дети в каждой группе распределяют роли

Работа в группах.

 (Учебник стр. 103-104): Найти в учебнике ответ на вопрос

– Как должны жить люди в христианском браке?

– Какое значение имеет брак в иудаизме?

 – Какое значение имеет брак в исламе?

– Какое значение имеет брак в буддизме?

Познавательные работать с информацией: самостоятельно находить, осмысливать и использовать.

Регулятивные: развивать навыки анализа текста, принимать и сохранять учебную задачу, оценивать результат.

Коммуникативные: умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности, умение предлагать помощь. готовность слушать собеседника, вести диалог, работать в группах, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

Личностные: формировать отношение к семье как значимой ценности.

  1. Реализация проекта.

Цель: создание условий для выявления обучающимися новых знаний о семье, об отношении основных мировых религий к понятию «семья», развития умений находить ответы на проблемные вопросы; определение основных семейных ценностей.

- Учитель обобщает высказывания детей:

Иудаизм:

В иудаизме семья – это величайшая ценность, а брак и рождение детей

считаются одной из главнейших

заповедей, данной ещё Адамом и Евой.

Христианство:

Для православных христиан брак –

это одно из таинств, в которых Сам

Бог благословляет любящих друг

друга. Семья – это школа любви. Огромное значение в христианстве придаётся почитанию родителей

и уважительному к ним отношению.

Буддизм:

В буддизме все верующие делятся

на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Назначение семьи –

это ответственность и забота

о детях, о родителях, о монахах.

Ислам:

Ислам рассматривает брак

как обязательство перед Богом,

а многочисленное потомство

–это благословение всевышнего.

Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров.

- Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах?

- Какие ценности являются общими для всех семей, о которых мы говорили?

Ответы детей.

Семья  – это величайшая ценность. Почитание родителей,  уважительное к ним отношение, забота

о детях.

Познавательные работать с информацией: самостоятельно находить, осмысливать и использовать.

Регулятивные: развивать навыки анализа текста, принимать и сохранять учебную задачу, оценивать результат.

Коммуникативные: умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности, умение предлагать помощь. готовность слушать собеседника, вести диалог, работать в группах, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

Личностные: формировать отношение к семье как значимой ценности.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Организация подводящего диалога. Учитель организует работу в группах, выступает в роли помощника, консультанта.

Сейчас я каждой группе раздам по 2 карточки. Вы должны будете вписать, т.е. закончить высказывание.

- Содержание карточки:

1.В Христианстве семья - это школа…. (любви)

2.Согласно исламу, женатый человек имеет преимущество перед ….(неженатым)

3.В буддийской религии семья – это важнейшая часть…(жизни)

4.В иудаизме брак и рождение детей считается выполнением одной из… (главнейших заповедей).

Дописывают слова (любви, неженатым, жизни, главнейших заповедей).

Идёт обсуждение в группах с последующим озвучиванием.

Личностные:

воспитание доброжелательности

Познавательные:

расширение представления детей о семье

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, участвовать в коллективном обсуждении

  1. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

 Цель: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельностью.

Давайте вернёмся к задачам нашего урока. Удалось ли нам достичь их? Что такое семья? Как относятся к семье основные религии мира?

Какую семью можно назвать дружной, счастливой? (Приложение №2, слайд 13-16)

Организует рефлексию.

«Букет настроения»  

–Каждый цветок тянется к солнышку, купаясь в его лучах. Вот так и семья, как дар Божий, нуждается в любви и защите. Давайте беречь эту величайшую ценность – нашу семью.

Давайте цветочки соберем в одну большую, крепкую семью. Возьмите  ромашки, которые лежат на вашем столе, давайте соберём их в букет. Пусть наша школьная семья будет такой же дружной, крепкой. Чтобы было понимание, уважение, взаимовыручка и конечно любовь. (Приложение №2, слайд 17)

А ваша семья пусть она крепнет и процветает. Ведь крепкая семья – это сильная страна. 

(Приложение №2, слайд 18)

Учащиеся делают вывод.

Ответы детей.

Регулятивные: самооценка

8. Домашнее задание.

 Домашнее задание:

- Расскажите о своей семье. Составьте устно небольшой рассказ о своей семье.

- Подберите  пословицы народов России  о семейных ценностях.

- А закончить наш урок я хочу вот такими строками:

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, обиды и ссоры подальше гоните,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая эта семья!    

Спасибо за урок!

 (Приложение №2, слайд 19)

Высказывание детей.

Познавательные: работа с информацией.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ: Краснодонская ООШ Урок ОМРК Тема урока «Семья» 4 класс Учитель Лузина Ирина Александровна

Слайд 2

Семья и семейные ценности в различных религиозных традициях

Слайд 3

Семья в православии и исламе

Слайд 4

Определение семьи Семья –группа, основанная на кровном родстве, любви и ответственности. Семья - группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе .

Слайд 5

Особенности семьи Радость от любви и общения друг с другом. Все члены семьи любят друг друга. В семье царит дух уважения, доброты.

Слайд 6

Обязанности членов семьи Мужчина, муж, отец – глава семьи, ее защитник. Заботится о своей жене и детях. Жена уважает, почитает мужа, боится оскорбить неправильным поступком, дабы не внести разъединения. Мужчина — кормилец и защитник — обеспечивает семью всем необходимым. Женщина — хранительница очага — заботится о доме и детях.

Слайд 7

Семейные традиции почитание старших; забота о младших; любовь к ближнему; помощь и поддержка друг другу; приобщение к труду. «Не относится к нам тот, кто не проявляет милосердия к малым и не уважает старших». Пророк Мухаммад

Слайд 10

Город Муром, памятник Петру и Февронии

Слайд 11

Семья является основой жизни и в православии, и в исламе

Слайд 12

Моя семья

Слайд 13

Дружная, любящая, веселая, заботливая.

Слайд 14

Понимание, любовь, уважение, забота, согласие, выручка.

Слайд 15

Жалеем, заботимся, сочувствуем, ценим, помогаем, прощаем, терпим, любим.

Слайд 16

Поддержка, уважение, взаимопомощь, честность, доброжелательность.

Слайд 17

Согласную семью и горе не берет. Семья в куче – не страшна и туча. На что клад, когда в семье лад .

Слайд 18

Крепкая семья – сильная страна

Слайд 19

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

Программа обучения – Школа России.  Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах;          2. Углубление знаний о ж...

Методическая разработка урока Тема: Совесть (урок 23) Класс: 4

Сформировать в сознании детей понятие совести, расширить представление о значении совести в жизни каждого человека.Развивать познавательный интерес и творческие способности при решении определён...

урок ОМРК "Широкая Масленица"

в архиве сценарий урока - праздника "Широкая Масленица", презентация...

Презентация к уроку ОМРК 4 класс "Искусство в религиозной культуре".

Презентация к уроку ОМРК 4 класс "Искусство в религиозной культуре"....

Конспект урока по английскому языку "We Are Pirates" 2 урок 2 класс УМК "Английский язык. Brilliant" 2 класс Ю.А. Комарова

КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАТема: «We Are Pirates»Цели деятельности учителя: формирование произносительного навыка; закрепление ранее изученной лексики(black, white, red, yellow, blue,...

Технологическая карта урока математики 1 класс «Выражение». (1 урок) +1 класс ПРЕЗЕНТАЦИЯ тема: Выражения

Технологическая карта урока математики 1 класс «Начальная школа 21века»...