Урок ОРКСЭ по теме "Вина"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Алипченкова Татьяна Владимировна

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме Вина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta._vina._styd.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме «Стыд, вина и извинение»

Ф.И.О. Алипченкова Татьяна Владимировна

Предмет: Основы светской этики. 
Класс:  4
Тип урока: открытие нового знания.

Тема

 Стыд, вина и извинение.

Цель

 Создать условия для формирования и развития  этических норм поведения в обществе и общения друг с другом.

Задачи

Образовательные: знакомство со значением понятий: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.

Развивающие: развитие этических знаний детей:

Воспитательные:  умение просить прощение, прощать других и отличать стыд от ложного стыда.

УУД

Личностные: знание основных моральных норм  и ориентация на их выполнение. Объяснять  и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.

 Регулятивные: умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале  в сотрудничестве с учителем. Адекватное восприятие и понимание оценки учителя.

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию. Умение в коммуникации строить  понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что – нет

Планируемые результаты

Предметные: познакомятся  со значением понятий: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.

Будут развивать умение просить прощение, прощать других и отличать стыд от ложного стыда.

Метапредметные: П. Анализ объектов с выделением  существенных и несущественных признаков. Подведение под понятие  на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Р. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале  в сотрудничестве с учителем. Адекватное восприятие и понимание оценки учителя.

К. Умение формулировать собственное мнение и позицию. Умение в коммуникации строить  понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что – нет.

Личностные: Развитие этических чувств  - стыда, вины, совести - как  регуляторов морального поведения. Знание основных моральных норм  и ориентация на их выполнение. Объяснять  и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими. Определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Опираясь на основы общечеловеческих нравственных ценностей, делать выбор в предложенных ситуациях.

Технологии, методы

Создание проблемной ситуации

Формы деятельности

Работа в группах, индивидуальная, фронтальная, комментированное чтение, работа с иллюстрированным материалом, работа со словарём С.И.Ожегова,

Средства обучения

Словесные, наглядные.

Ресурсы:

  •  основные
  •  дополнительные

Учебник, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал.

Л. Н. Толстой. «Косточка».

Репродукция картины Ф. Решетникова «Опять двойка»

Сборник русских народных пословиц и поговорок.

 

Этапы урока

Задачи

ЭОР

Учитель

Ученики

УУД

1.

 Организационный момент.

Вызвать интерес учащихся, настроить на работу на уроке.

Предлагает упражнение «Поздороваемся!»

-Вспомните «золотое правило» нравственности.

Слушают и  выполняют упражнение. В этой игре дети получают урок толерантности: все мы разные, но рады друг другу.

Не делай другим того, что сам считаешь злом.

Личностные: осознание  причастности к успеху учебной деятельности

2.

Постановка

 учебной задачи

Формирование у учащихся умения прогнозировать результат своей деятельности

Аудирование

Создание проблемной ситуации: прослушивание фонограммы рассказа  Л. Н Толстого «Косточка».

Обсуждение.

- Почему мальчик заплакал?  

-О каком чувстве будем сегодня говорить?

Эпиграфом к нашему уроку будут слова: «Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой» Л.Н.Толстой 

Слушают, отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока

Познавательные: поиск и выделение информации;

Регулятивные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;  учет разных мнений;  использование критериев для обоснования своего суждения.

Личностные: осознание  ответственности за общее дело.

3.

Открытие новых знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий.

- Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда? 

- Какие поступки вызывают такое чувство?

- Если я правильно вас поняла, то существует множество причин для переживания чувства стыда.

Работа с текстом учебника.

 Как вы понимаете, что такое стыд?

Прочитаем, как определяют это слово авторы учебника -стр. 44.

-Совпали ли ваши представления о понятии «стыд» с объяснением в учебнике?

Найдите в учебнике ответы на вопросы:

1) Как можно вызвать стыд?

2) Что такое "ложный стыд"?

- Выберите из данных слов  антоним к  слову стыд: огорчение, грусть, тяжесть на душе, вина.

   -Давайте узнаем об этом чувстве подробнее.

- Найдите в тексте отрывок, который раскрывает значение слова вина.

 - Слово «стыд» связано со словом «вина». Что оно означает?

 -А как объясняет это слово словарь?

Вина – 1.Проступок, преступление.

2. Причина, источник чего-либо неприятного.

Работа с репродукцией картины Решетникова «Опять двойка»

Зрителей всегда много перед ней, особенно школьников. Тут есть, на что посмотреть и над чем задуматься. Одни улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, вспоминая свои злополучные двойки. Но равнодушных людей перед этим полотном не бывает.

- Вопросы по картине

- В каких ещё  ситуациях люди испытывают чувство вины?

- Как вы думаете, как нужно

поступить, когда ты в чем – то провинился

-А что такое извинение?

Извинение – основание

 для  оправдания.

 Найдите в тексте учебника и добавьте свои слова-извинения.

Отвечают на вопросы

Работают с учебником

Выбирают антонимы

Чтение отрывка обучающимися.

Работают со словарём

Отвечают на вопросы

Работа с учебником

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; могут осуществить поиск необходимой информации в разных источниках.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности.

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют слушать друг друга, обмениваться мнениями, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы

4.

Физкульминутка

Презентация

Проводит физкульминутку.

Выполняют упражнения под музыкальное сопровождение.

5.

Первичное закрепление

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий

-Наряду с умением извиняться, важно уметь и прощать. Есть люди, которые легко прощают.  А есть люди, которым прощать трудно, которым надо этому учиться.  Это зависит от индивидуальных качеств человека.

Как можно вежливо ответить, когда у вас просят прощения или извиняются?

- Вернёмся к картине «Опять двойка»

Представьте себя корреспондентом, берущим интервью. Какие вопросы вы задали бы героям картины? 

Каждая группа получает задание взять интервью у своего героя.

Называют слова прощения

Обсуждение в группах и защита выступлений своей группы

Коммуникативные:  работа в малой группе, развитие умения  проявлять активность во взаимодействии для решения поставленных задач.

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Регулятивные:  умеют адекватно воспринимать высказывания товарищей.

6.

Самостоятельная работа с проверкой

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий

Работа по схеме:

Расположите слова по порядку

СТЫД, ВИНА, РАСКАЯНИЕ, ИЗВИНЕНИЕ, ПРОЩЕНИЕ

Работают с индивидуальными карточками

СТЫД, ВИНА, РАСКАЯНИЕ, ИЗВИНЕНИЕ, ПРОЩЕНИЕ.

Регулятивные: контроль (сличение с эталоном), коррекция

7.

Рефлексия

Дать оценку успешности достижения цели.

Презентация

Организует обсуждения и консультирует.

- Продолжите устно  написанное на слайдах.

-Что нового вы узнали на уроке?

-Что бы вы еще хотели узнать по этой теме?

-Какой момент урока вам понравился больше всего?

-Изменилось ли ваше настроение и как? С чем это связано?

Соотносят результат урока с целью

Продолжают  написанное на слайдах.

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать высказывания учителя, содержащие оценочный характер.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Домашнее задание

(на выбор)

Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания.

Объясняет домашнее задание.

1.Составить рассказ-продолжение истории о мальчике - герое картины "Опять двойка" 2.Вспомнить  литературные произведения, в которых герои испытывали чувство вины или стыда

Записывают домашнее задание, выясняют непонятные моменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...