технологическая карта
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Технологическая карта к уроку ОРКСЭ модуль ОПК на тему "Милосердие и сострадание"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» учитель Клеба Светлана Анатольевна,
ГБОУ СОШ 473 Калининского района города Санкт-Петербург.
УМК: Издательство «Просвещение».
Тема: «Милосердие и сострадание».
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
Класс: 4
Цель урока: создание условий для формирования представления о милосердии и сострадании, как неотъемлемой части жизни каждого человека, особенно воспитанного в духе православных традиций.
Задачи:
- познакомить с этиологией и смыслом слов: милосердие и сострадание, а так же христианское понимание значения слова «ближний» и отношение к личному врагу человека;
- содействовать воспитанию личности гуманной, стремящейся к доброте, милосердию, состраданию к людям вне зависимости от цвета кожи, национальности и вероисповедания, а так же личных отношений;
- способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся: памяти, внимания, умения сравнивать, анализировать и делать выводы;
-способствовать развитию готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию, понимать значение веры в жизни человека и общества, как основу моральных норм и этических правил.
Планируемые результаты:
Предметные: задумаются над понятиями милосердие и сострадание; узнают, что одно из дел милосердия – милостыня; познакомятся с притчей о добром самарянине;
Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;
Метапредметные:
- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;
- познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;
- коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;
- предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.
Основные понятия: милосердие, сострадание, ближний, милостыня.
Формы работы на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.
Оборудование: учебник Кураева А. В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» 4—5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. — М. Просвещение, 2014, презентация, видеофрагменты индивидуальные листы, ноутбук, проектор, словари, лепестки.
Этап урока | Действия учителя | Действия учащихся | Формирование УУД |
1.Организационный 0,5 | Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, всё ли готово у вас к уроку? Я рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь! Садитесь! | Здороваются с учителем. Проверяют готовность к уроку. Улыбаются друг другу и гостям. Тихо садятся. | Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из текста. 2. Строить речевое высказывание в устной форме. 3. Делать выводы на основе анализа объектов. 4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей. 5. Использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. 6. Устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе. 5. Умение работать в паре и группе. |
2. Актуализация знаний. Формулирование темы и целей урока. 5 | -Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы видите. -Молодцы, правильно. Подберите имена прилагательные, которые будут указывать, какое бывает сердце. -Посмотрите, сколько имен прилагательных окружает наше сердце. Давайте оставим только те, каким мы хотели бы видеть наше сердце. -Молодцы. Составьте сложное слово из имени прилагательного и имени существительного «сердце» слово, которое будет отвечать следующему определению: это такое качество человека, когда он готов помочь тому, кто оказался в трудном положении, пожалеть его, проявить внимание, милость. (Учитель прикрепляет на доске слова «Милосердие и ….) -А как вы думаете, какое понятие идет всегда рядом с этим словом. -Молодцы, но , чтобы точно дать ответ на этот вопрос давайте прочитаем небольшой рассказ. - Какие чувства вы испытали, когда слушали? - Каким качеством обладал мальчик? - Как назвал продавец мальчика? Почему? В чем выражалось его милосердие? Согласны ли вы, что нашего героя сделало милосердным страдание? Чему он научился?
( Учитель добавляет второе слово к теме урока). Какая тема нашего урока? Учитель зачитывает с доски стихотворение Андрея Дементьева. Жизнь нуждается в милосердии. Милосердием мы бедны, Кто-то злобствует, кто-то сердится, Кто-то снова в тисках беды. Жизнь нуждается в сострадании Наши души как топоры… Слишком многих мы словом раним, Позабыв, что слова остры. Что сегодня мы на уроке можем узнать и чему научиться? | -Это сердце. (Дети записывают на доске рядом с картинкой). -Любящее, доброе, жестокое, каменное, милое, злое и т. д. (Дети стирают имена прилагательные, которые дают негативную характеристику слову «сердце».) -Это слово «милосердие». У него два корня, оно образовалось от соединения двух слов: милое сердце. Предположения детей. (Дети читают) Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с надеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему - то явно от всех отставал. И как - то странно подтягивал заднюю лапку. – Скажите, а что с этим котенком? – спросил мальчик. Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. – Это на всю жизнь, так сказал ветеринар, – добавил мужчина. Тогда мальчик почему - то очень заволновался. – Вот его - то я и хотел бы приобрести. – Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам, – сказал продавец. Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. – Нет, я не хочу брать его даром, – напряженным голосом произнес ребенок. – Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил он. Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло. – Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята. При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца. – Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто - то, кто бы понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза… Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. – Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты. Дети отвечают на вопросы учителя по тексту и выводят второе слово «СОСТРАДАНИЕ». -Тема урока « Милосердие и сострадание». Что такое милосердие? Что такое сострадание? В чем проявляется милосердие? Кто нуждается в сострадании? Можно ли научиться быть милосердным и сострадать другим | |
3. «Открытие» нового знания. 5 | Словарная работа. Работа со словарями. - Ребята, как вы понимаете значение слов «милосердие» и «сострадание». - Найдите определения этих слов в толковых словарях русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля. - Запишите значение этих слов в тетрадь. Чем похожи и чем отличаются между собой понятия страдание и сострадание? Как вы думаете, что лежит в основе милосердия и сострадания? - Молодцы! Верно! Любовь. | Работа со словарями в группах. Находят и зачитывают значение слов милосердие. В.И. Даль: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость». С.И.Ожегов: «Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия». Сострадание - способность переживать боль другого человека, как свою собственную. Записывают значения этих слов в тетрадь. -У этих двух слов одинаковый корень, но страдаешь ты сам, а сострадаешь кому-то. В основе лежит Любовь. | |
4.Физкультминутка 0,5 | Физкультминутка под музыку «От улыбки станет всем светлей» из мультфильма «Крошка енот» | Дети выполняют упражнения | Личностные результаты 1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы. 2. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм. 3. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. |
5.Работа по теме урока 23 | 1.Работа по учебнику с текстом притчи « О милосердном самарянине»+просмотр видесюжета. Беседа по притче - Кто же такой добрый самарянин? Почему именно он оказал милость, проявил сострадание? - А кто ближний? Запишите себе в тетрадь. - Что же означает притча Христа? -Сложно ли любить и оказывать милосердие и сострадание своим родным и друзьям? А как же быть с людьми, которые нам не нравятся, обидчиками или даже врагами? Нужно ли проявлять милосердие и сострадание? Почему? Сложно ли это сделать? Какое чувство будет нами руководить и почему? 2. Понятие «сестра милосердия» - Посмотрите на слайд. Кто эти женщины на фотографии? Как их называют? - Существует такое словосочетание – “сестра милосердия”. Это женщины, которые помогают, болящим. Орден сестер милосердия в России основала великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, родная сестра русской императрицы Александры Федоровны. Когда началась Первая мировая война, Елизавета Федоровна помогала фронту, русским воинам. Трудилась день и ночь: создавала детские приюты, больницы, сидела с умирающими и молилась. Елизавета Федоровна возглавила Марфо-Мариинскую обитель милосердия. В годы Первой мировой войны (1914-1918) помощь раненым оказывали и представительницы царского дома Романовых, жена и дочери Николая II. Александра Федоровна вместе с дочерьми ухаживала за ранеными в Царскосельском лазарете. Девушки перевязывали больных, присутствовали на операциях, подбадривали раненых солдат и офицеров. Царская семья участвовала в благотворительных ярмарках и базарах для сбора средств на помощь нуждающимся. Видеосюжет об истории благотворительности в России. 3.Понятие «милостыня» Одно из дел милосердия – милостыня. - А как вы себе представляете, что такое милостыня? -- Христос говорил: «Всякому просящему у тебя – дай». - А святой Дорофей пояснял: “Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведённого твоим поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее”. - Но у детей ещё денег нет. Как вы думаете, что можете сделать, пожертвовать вы? | Работа по учебнику с текстом притчи « О милосердном самарянине»+просмотр видеосюжета. Добрый самарянин – незнакомец, чужак, который пришёл на помощь. Ближний – тот, кто нуждается в твоей помощи. Читают со слов «Притча Христа означает…» в учебнике на стр.43. Ответы детей. Женщины, которые ухаживают и лечат больных, сейчас это профессия – медсестра. Слушают и смотрят. Высказывают свое мнение. В толковом словаре С.И. Ожегова дано следующее толкование: «Милостыня- то, что подаётся нищему, подаяние». Чтение в учебнике «это интересно». Мы можем пожертвовать свое время, проявить внимание и любовь к нашим родителям, родственникам, друзьям. | |
6. . Закрепление нового материала. 5,5 | Игра на внимание. - Выбери из перечисленных добрые дела. (Используется раздаточный материал) Работа в парах: Игра “Собери пословицу”. - Народ сложил много пословиц, поговорок о добрых поступках и делах. - Давайте вспомним некоторые из них. -У вас на столах лежат листочки, где написаны половинки пословиц. В течение нескольких минут вам нужно найти свою пару к каждой из них, соединив стрелкой. Добро помни… два века живёт Доброе дело… добру и учит. Добрый человек … а зло забывай. -Читаем, что получилось. К чему призывает народная мудрость? | Выполняют задание. Работа в парах. Работа над пословицами. Добро помни, а зло забывай. Доброе дело два века живёт. Добрый человек добру учит. Читают пословицы, объясняют смысл пословиц. Объясняют смысл пословиц. Творить добро. | |
7.Рефлексия 5 | Просмотр концовки мультфильма «Цветик – семицветик». Сколько было лепестков? Какой самый важный? Почему? Что проявила девочка? Можно ли научиться быть милосердным и сострадать другим? Мы сделаем свой цветок добра, у вас на столе лепестки, напишите на нем дело милосердия, которое вы хотели бы сделать Прикрепите свой листок к сердцевине. | 7 лепестков было у волшебного цветка, но только последний оказался самым важным. Так как девочка его использовала для помощи незнакомому мальчику, тем самым проявила милосердие и сострадание. Милосердию и состраданию можно научиться, для этого надо творить добро. Выполняют задание. | |
8.Итог урока 0,5 | - Я искренне надеюсь, что сегодняшний урок оставит в вашем сердце и памяти только добрые, светлые воспоминания, поможет задуматься о том, как стать чище и добрее. |
Духовно-нравственное воспитание.
- Прививать понятие о милосердии и сострадании, как традиционных ценностей русского народа, воспитанного в православной культуре.
- Гражданско-патриотическое воспитание.
- Воспитание трудолюбия и способности к познанию.
- Воспитание нравственного чувства, этического сознания и способности совершать добрые поступки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/28/picture-990460-1514450333.jpg)
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/17/picture-1305517-1610873445.jpg)
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия
1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...