технологическая карта
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Клеба Светлана Анатольевна

Технологическая карта к уроку ОРКСЭ модуль ОПК на тему "Милосердие и сострадание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_miloserdie.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ  модуль «Основы православной культуры» учитель Клеба Светлана Анатольевна,

 ГБОУ СОШ 473 Калининского района города  Санкт-Петербург.

УМК: Издательство «Просвещение».

Тема: «Милосердие и сострадание».

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Класс: 4

Цель урока: создание условий для формирования  представления о милосердии и сострадании, как неотъемлемой части жизни каждого человека, особенно воспитанного в духе православных традиций.

Задачи:

- познакомить с этиологией и смыслом слов: милосердие и сострадание, а так же христианское понимание значения слова «ближний» и отношение к личному врагу человека;

- содействовать воспитанию личности гуманной, стремящейся к доброте, милосердию,  состраданию к людям вне зависимости от цвета кожи, национальности и вероисповедания, а  так же личных отношений;

- способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся: памяти, внимания, умения сравнивать, анализировать и делать выводы;

-способствовать развитию готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию, понимать значение веры в жизни человека и общества, как основу моральных норм и этических правил.

Планируемые результаты:

Предметные: задумаются над понятиями милосердие и сострадание; узнают, что одно из дел милосердия – милостыня; познакомятся с притчей  о добром самарянине;  

Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;

Метапредметные:

- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;

- познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;

- коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;

- предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.

Основные понятия: милосердие, сострадание, ближний, милостыня.

Формы работы на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная,  групповая.              

Виды  деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации,  участие в учебном диалоге.

Оборудование: учебник  Кураева А. В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» 4—5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. — М. Просвещение, 2014, презентация, видеофрагменты индивидуальные листы, ноутбук, проектор, словари, лепестки.

Этап урока

                          Действия учителя

                Действия учащихся

Формирование УУД

1.Организационный

0,5

Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, всё ли готово у вас к уроку? Я рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь! Садитесь!

Здороваются с учителем.

Проверяют готовность к уроку.

Улыбаются друг другу и гостям.

Тихо садятся.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Делать выводы на основе анализа объектов.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

5. Использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

6. Устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

5. Умение работать в паре и группе.

2. Актуализация знаний. Формулирование темы и целей урока.

5

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску.

Что вы видите.

-Молодцы, правильно. Подберите имена прилагательные, которые будут указывать, какое бывает сердце.

-Посмотрите, сколько имен прилагательных окружает наше сердце. Давайте оставим только те, каким мы хотели бы видеть наше сердце.

-Молодцы. Составьте сложное слово из имени прилагательного и имени существительного «сердце» слово, которое будет отвечать следующему определению:

 это такое качество человека, когда он готов 

помочь тому, кто оказался в трудном положении, пожалеть его, проявить внимание, милость.

(Учитель прикрепляет на доске слова «Милосердие и ….)

-А как вы думаете, какое понятие идет всегда рядом с этим словом.

-Молодцы, но , чтобы точно дать ответ на этот вопрос давайте прочитаем небольшой рассказ.

- Какие чувства вы испытали, когда слушали?  

 - Каким качеством обладал мальчик?

 - Как назвал продавец мальчика? Почему?

В чем выражалось его милосердие?

Согласны ли вы, что нашего героя сделало милосердным страдание?

Чему он научился?

 

(

Учитель добавляет второе слово к теме урока).

Какая тема нашего урока?

Учитель зачитывает с доски стихотворение Андрея Дементьева.

Жизнь нуждается в милосердии.

Милосердием мы бедны,

Кто-то злобствует, кто-то сердится,

Кто-то снова в тисках беды.

Жизнь нуждается в сострадании

Наши души как топоры…

Слишком многих мы словом раним,

Позабыв, что слова остры.

Что сегодня мы на уроке можем узнать и чему научиться?

-Это сердце.

(Дети записывают на доске рядом с картинкой).

-Любящее, доброе, жестокое, каменное, милое, злое и т. д.

(Дети стирают имена прилагательные, которые дают негативную характеристику слову «сердце».)

-Это слово «милосердие». У него два корня, оно образовалось от соединения двух слов: милое сердце.

Предположения детей.

(Дети читают)

Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с надеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему - то явно от всех отставал. И как - то странно подтягивал заднюю лапку. – Скажите, а что с этим котенком? – спросил мальчик. Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. – Это на всю жизнь, так сказал ветеринар, – добавил мужчина. Тогда мальчик почему - то очень заволновался. – Вот его - то я и хотел бы приобрести. – Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам, – сказал продавец. Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. – Нет, я не хочу брать его даром, – напряженным голосом произнес ребенок. – Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил он. Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло. – Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята. При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца. – Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто - то, кто бы понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза…

Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. – Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты.

Дети отвечают на вопросы учителя по тексту и выводят второе слово «СОСТРАДАНИЕ».

 -Тема урока « Милосердие и сострадание».

Что такое милосердие? Что такое сострадание? В чем проявляется милосердие? Кто нуждается в сострадании?   Можно ли научиться быть милосердным и сострадать другим

3. «Открытие» нового знания.

5

Словарная работа. Работа со словарями.

- Ребята, как вы понимаете значение  слов «милосердие» и «сострадание».

- Найдите определения этих слов в толковых словарях русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля.

- Запишите значение этих  слов в тетрадь.

Чем похожи и чем отличаются между собой понятия страдание и сострадание?

Как вы думаете, что лежит в основе милосердия и сострадания?

- Молодцы! Верно! Любовь.

Работа со словарями в группах.

Находят и зачитывают значение слов милосердие.

В.И. Даль: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость».

 С.И.Ожегов: «Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».

Сострадание - способность переживать боль другого человека, как свою собственную.

Записывают значения этих слов в тетрадь.

-У этих двух слов одинаковый корень, но страдаешь ты сам, а сострадаешь кому-то.

В основе лежит Любовь.

4.Физкультминутка

0,5

Физкультминутка под музыку «От улыбки станет всем светлей» из мультфильма «Крошка енот»

Дети выполняют упражнения

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы.

2. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

3. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

Регулятивные

УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

5.Работа по теме урока

23

1.Работа по учебнику с текстом притчи « О милосердном самарянине»+просмотр видесюжета.

Беседа по притче

- Кто же такой добрый самарянин? Почему именно он оказал милость, проявил сострадание?

- А кто ближний? Запишите себе в тетрадь.

- Что же означает притча Христа?  

-Сложно ли любить и оказывать милосердие и сострадание своим родным и друзьям? А как же быть с людьми, которые нам не нравятся, обидчиками или даже врагами? Нужно ли проявлять милосердие и сострадание? Почему? Сложно ли это сделать? Какое чувство будет нами руководить и почему?

2. Понятие «сестра милосердия»

- Посмотрите на слайд.  Кто эти женщины на фотографии? Как их называют?

- Существует такое словосочетание – “сестра милосердия”. Это женщины, которые помогают, болящим.

Орден сестер милосердия в России основала великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, родная сестра русской императрицы Александры Федоровны. Когда началась Первая мировая война, Елизавета Федоровна помогала фронту, русским воинам. Трудилась день и ночь: создавала детские приюты, больницы, сидела с умирающими и молилась. Елизавета Федоровна возглавила Марфо-Мариинскую обитель милосердия.

В годы Первой мировой войны (1914-1918) помощь раненым оказывали и представительницы царского дома Романовых, жена и дочери Николая II. Александра Федоровна вместе с дочерьми ухаживала за ранеными в Царскосельском лазарете. Девушки перевязывали больных, присутствовали на операциях, подбадривали раненых солдат и офицеров. Царская семья участвовала в благотворительных ярмарках и базарах для сбора средств на помощь нуждающимся.

Видеосюжет об истории благотворительности в России.

3.Понятие «милостыня»

Одно из дел милосердия – милостыня.

- А как вы себе представляете, что такое милостыня? 

-- Христос говорил: «Всякому просящему у тебя – дай».

- А святой Дорофей пояснял: “Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведённого твоим поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее”.

- Но  у детей ещё денег нет. Как вы думаете, что можете сделать, пожертвовать вы?

Работа по учебнику с текстом притчи « О милосердном самарянине»+просмотр видеосюжета.

Добрый самарянин – незнакомец, чужак, который пришёл на помощь.

Ближний – тот, кто нуждается в твоей помощи.

Читают  со слов «Притча Христа означает…» в учебнике на стр.43.

Ответы детей.

Женщины, которые ухаживают и лечат больных, сейчас это профессия – медсестра.

Слушают и смотрят. Высказывают свое мнение.

В толковом словаре С.И. Ожегова дано следующее толкование: «Милостыня- то, что подаётся нищему, подаяние».

Чтение в учебнике «это интересно».

Мы можем пожертвовать свое время, проявить внимание и любовь к нашим родителям, родственникам, друзьям.

6. . Закрепление нового материала.

5,5

Игра на внимание.

- Выбери из перечисленных добрые дела. (Используется раздаточный материал)

Работа в парах: Игра “Собери пословицу”.

-  Народ сложил много пословиц, поговорок о добрых поступках и делах.

- Давайте вспомним некоторые из них.

-У вас на столах лежат листочки, где  написаны половинки  пословиц.   В течение нескольких  минут вам нужно найти свою пару к каждой из них, соединив стрелкой.

Добро помни…          два века живёт

Доброе дело…            добру и учит.

Добрый человек …     а зло забывай.

   -Читаем, что получилось. К чему призывает народная мудрость?                  

Выполняют задание.

Работа в парах.

Работа над пословицами.

Добро помни, а зло забывай.

Доброе дело два века живёт.

Добрый человек добру учит.

Читают пословицы, объясняют смысл пословиц.

Объясняют смысл пословиц.

 Творить добро.

7.Рефлексия

5

Просмотр концовки  мультфильма «Цветик – семицветик».

 Сколько было лепестков? Какой самый важный? Почему? Что проявила девочка? Можно ли научиться быть милосердным и сострадать другим?

  Мы сделаем свой цветок добра, у вас на столе лепестки, напишите на нем дело милосердия, которое вы хотели бы сделать

Прикрепите свой листок к сердцевине.

7 лепестков было у волшебного цветка, но только последний оказался самым важным. Так как девочка его использовала для помощи незнакомому мальчику, тем самым проявила милосердие и сострадание.

Милосердию и состраданию можно научиться, для этого надо творить добро.

Выполняют задание.

8.Итог урока

0,5

- Я искренне надеюсь, что сегодняшний урок оставит в вашем сердце и памяти только добрые, светлые воспоминания, поможет задуматься о том, как стать чище и добрее.

Духовно-нравственное воспитание.

  1. Прививать понятие о милосердии и сострадании, как традиционных ценностей русского народа, воспитанного в православной культуре.
  2. Гражданско-патриотическое воспитание.
  3. Воспитание трудолюбия и способности к познанию.
  4.  Воспитание нравственного чувства, этического сознания и способности совершать добрые поступки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...