Технологическая карта урока
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Лариса Филаретовна Ильина

Священные книги религий мира 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkise.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Предметная область: Основы религиозных культур и светской этики

Учебный предмет: Основы религиозных культур и светской этики

Учебный модуль: Основы мировых религиозных культур

            Класс: 4 класс

            Тема урока: Священные книги религий мира (1-ый урок)

            Тип урока: урок открытия новых знаний

            Продолжительность урока: 45 минут

Технологическая карта

Тема

Священные книги религий мира.

Цели:

Образовательный аспект: дать представление учащихся о священных книгах  религий мира;  развивать умения выделять отличительные признаки священных книг; формировать умения находить нужную информацию, умения сравнивать, обобщать; воспитывать положительное отношение к разным религиозным традициям, выработать представления о единых общечеловеческих ценностях. 

Развивающий аспект: Развивать познавательный интерес и умения добывать информацию из различных источников, используя ее для обогащения личного опыта; развивать наглядно-образное  мышление  путем привлечения занимательного материала и создания проблемных ситуаций, способствовать развитию связной речи, памяти, внимания обучающихся; совершенствовать коммуникативные навыки.

 Воспитательный аспект:  Воспитывать любознательность, желание учиться и делать открытия;  воспитывать взаимопомощь, уважительное отношение к труду своих одноклассников и ответственность за выполнение полученной работы.

Формировать УУД:

- Личностные: формировать учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; правильно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

- Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, строить высказывание в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи.

Планируемые результаты

Предметные: 

Знать: названия священных книг каждой мировой религии: Коран, Священное писание, Танах, Тора,  Типитака, Пятикнижие, Евангелие, Апокалипсис 

Уметь:  определять Священные книги  по характерным отличиям, объяснять особенности каждой священной книги, находить нужные  ответя на поставленный вопрос, пользуясь учебником

Навыки: составлять и задавать вопросы,  устные рассказы,

Метапредметные:

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: принимать и сохранять учебную цель и задачи; подводить под понятие на основе распознавания объектов, анализировать полученную информацию и выделять существенные признаки.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в паре, группе

Личностные: осознавать, что в священных книгах разных мировых религий акцентируются одни и те же нравственные ценности, что эти книги являются объектами культуры, уметь контролировать и оценивать свои действия, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

Межпредметные связи

Литература, окружающий мир

Ресурсы урока:

- основные

- дополнительные

Учебник Л.А. Беглов, Е.В. Саплина.  Основы  религиозных культур и светской этики.   Основы мировых религиозных культур.  Учебное пособие  для общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2010, с. 16-21

- карточка – кластер

- карточки

- Священные книги

- компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, выполненная в программе Power Point,

Ход урока

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Этап 1.  Мотивация  познавательной деятельности

 Цель: подготовить  учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный  настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность.

- определить тип урока;

Его задача – подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Цель:

- создать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся.

-организует проговаривание правил поведения на уроке;

- организует проговаривание девиза урока;

-организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности;

создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Цель: оценить свою готовность к уроку.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Проговаривают девиз урока

- Пожелания друг- другу успешной работы на уроке.

Вспоминают правила «рабочего» человека.

Микроитог: готовы к уроку

1. Слайд 1.Давайте поприветствуем друг друга, улыбнемся друг другу.

2 Слайд 2. На протяжении всего урока будем  заполнять кластер. На карточке – кластере  нарисовать настроение в начале урока

 

3. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай, ищи и находи»

- Значит, чему будет посвящён урок? (Изучению нового).

2.Этап 2. формулирования темы урока, постановка цели

Цели:

- организовать работу по определению темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.

Задача этапа – обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.. 

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

Микроитог: определили вопросы.

Слайд 3: Определить тему нашего урока нам поможет загадка.

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.

О чем идет речь? О книге .  Правильно, но мы сегодня будем говорить не об одной книге. Предлагаю более  точнее сформулировать тему нашего урока.

Слайд 4-5. На какие 2 группы можно разложить наши книги? Как можно назвать первую группу книг - художественные книги.  Вторую группу – священные книги.

Тема нашего урока «Священные книги»

Запишем тему урока в кластер

- Для чего нужны священные книги?

 - Какую задачу мы поставим сегодня на уроке?

Значит, наша задача –ознакомится со священными книгами.

-Что бы вы хотели ещё  узнать о Священных книгах? На какие вопросы вы бы хотели получить ответы?

Вопросы детей (записываются на доске учителем)

 3. Этап открытия нового знания.

Цель: формировать личностные УУД  через учебную ситуацию «что я знаю?» «что я узнаю» развивать познавательных УУД через знакомство с понятиями Священная книга,  формировать   регулятивные УУД через  коллективную работу., коммуникативные УУД через умения  оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Задача  этапа – обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Организует, помогает. направляет, дает советы.

Осуществляет  проверку умения  учащихся работать с дополнительной информацией дома и умение представлять данную информацию обучающимся..

Решают поставленную проблему, находят пути реализации поставленной цели и способы , обсуждают пути решения проблемы.

Микроитог: ознакомились со священными книгами

Послушайте притчу

Один старик жил со своим внуком высоко в горах. Каждое утро дед читал священные книги. Внук старался быть похожим на деда и во всём подражал ему. Однажды внук спросил:  «Дедушка. Я стараюсь читать священные книги так же, как и ты, но не понимаю их. Так какая польза в их чтении?» Дед, клавший уголь в печь остановился и ответил: « Возьми корзину для угля, спустись к реке, наполни её водой и принеси  сюда». Мальчик старался выполнить поручение, но вся вода вытекла из корзины до того, как он успел вернуть домой. Рассмеявшись, дед сказал: « Попробуй идти быстрее». В этот раз мальчик бежал быстрее, однако корзина вновь оказалась пустой. Сказав деду, что невозможно принести воду в корзине, внук отправился за ведром. Дед возразил: « Мне нужна корзина воды, а  не ведро. Ты просто недостаточно стараешься». Мальчик снова набрал воды в реке и побежал так быстро, как только мог. Но когда он увидел деда, корзина была пустой. «Видишь, дедушка, это бесполезно!» - сказал, выдохшийся внук.«Так ты думаешь это бесполезно? Взгляни на корзину!» - ответил дед. Мальчик посмотрел на неё и увидел, что чёрная от угля корзина стала абсолютно чистой.

«Сынок, вот что происходит, когда ты читаешь священные книги.

Они меняют тебя как внешне,  так и внутренне!».

О чем повествует нам эта притча?

Предлагаю познакомится с этими книгами.

Слайд 6. Танах – иудаизм

Книга,  в которой записано всё то, во что верили иудеи, стала их Священным Писанием. Они считали, что в них сам Бог открыл людям истину. Свое Священное Писание иудеи называли Танах.

Обучающие заполняют кластер: религия – иудаизм, перевод названия – Священное писание, структура-24 книги

Слайд 7. Коран – ислам

Священная Книга ислама – Коран. В понимании мусульман Коран –  это прямая речь
Коран – от арабского слова «чтение»
- на арабском языке - существовал запрет на перевод Корана на другие языки- человека, который выучил весь Коран наизусть, называют хафиза
Коран разделён на 114частей, которые называются сурами. Суры состоят из различных отрывков, рассказов. В них рассказывается о загробной жизни, о пророках, которых Бог посылал к различным народам до Пророка Мухаммада. В других сурах говорится о том, как следует жить людям в мусульманской общине, даются предписания о том, как вести себя в семье, как выполнять религиозные ритуалы.

Коран является Словом Всевышнего Аллаха, и учиться читать его в соответствии с правильным произношением
- Брать Коран в руки лишь после омовения
- Коран необходимо читать в чистых местах
- Держать Коран на высоких местах, нельзя класть Коран на пол
- Строго следовать всем предписаниям, указанным в Коране
Бога, обращённая к людям, которая должна быть особым образом прочитана.

Обучающие заполняют кластер: религия – ислам, перевод названия –чтения, структура-114 сур

Слайд 8-9. Библия
Библия – от греческого слова «Книга»
Библия состоит из двух частей Ветхий Завет и Новый Завет.

Первая по времени создания часть Библии называется у евреев Танах, у христиан она получила название Ветхий Завет. Эта часть Библии является общей Священной Книгой  для иудаизма и христианства.

Ветхий Завет -Рассказывает о завете древних евреев с Богом

Новый Завет- Рассказывает о рождении Иисуса Христа, жизни, чудесах, смерти, воскрешении и вознесении.  Собрание состоит из 27 христианских книг.

- Книги Библии делятся на главы, главы — на стихи, а стихи и главы пронумерованы - В Библии 1189 глав, и в среднем человек может прочитать её за 80-100 часов. Если читать по 4 главы в день, Библию можно прочитать за год. Перевод Библии на славянский язык осуществили братья Кирилл и Мефодий в 9 веке (Сообщение ученика  о Кирилле и Мифодии)
Библия – священная книга христиан. Библию называют Книгой книг и величайшим памятником истории и культуры. Она была первой печатной книгой в мире. Переведена на 1907 языков. Даже для слепых есть Библия с особым шрифтом Брайля. По количеству выпущенных книг Библия занимает первое место в мире.

Обучающие заполняют кластер: религия – Христианство, перевод названия –книга, структура- 39 книг Ветхого Завета, 27 книг Нового Завета

Слайд 10. Трипитака – буддизм

Трипитака - Священная книга буддизма . Трипитака означает «три корзины мудрости» Винайя-питака (Виная-питака), Сутра-питака (пали: Сутта-питака) и Абхидхарма-питака (пали: Абхидхамма-питака)
Впервые учение Будды было записано на пальмовых листьях. Эти листья были помещены в три пальмовые корзины
Общий объем "каменной" книги составляет 1460 страниц, 730 мраморных стел. Над каждой стелой возведена каменная арка, защищающая письмена от палящего солнца, дождя и ветра
В 1871г. В Мьянме был созван буддийский собор, на котором 2тысячи монахов на основе различных рукописей и переводов создали общепринятый текст Трипитаки.После восстановления текста его вырезали на 729 мраморных плитах. Для каждой плиты построили отдельный миниатюрный храм. Так появился своеобразный городок – библиотека, хранилище Трипитаки, почитаемое сейчас большинством буддистов мира. Работа с учебником с 16 (Из Трипитаки)

Обучающие заполняют кластер: религия – буддизм, перевод названия – Три корзины, структура-Дисциплинарные правила, Наставления, Разъяснения Винайя-питака (Виная-питака), Сутра-питака (пали: Сутта-питака) и Абхидхарма-питака (пали: Абхидхамма-питака) 

Физкультминутка 

Цель: создать условия  для психоэмоциональной  разгрузки, снять напряже-

ние и усталость обуча-

ющихся создать усло-

вия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся.

Организует, выполнение движений  

Выполняют физические упражнения, развивают умение  концентрировать свое внимание на определенных действиях.

Микроитог: выпол-

няли физические упражнения.

Физминутка.

4 Первичная проверка понимания

Работа в парах

Цель: - проверить умение  работать в паре, умение  работать с информацией;

- организовать выполнение взаимопроверки

Организация  взаимопроверки

Работа в парах –взаимопроверка опираясь на эталон.

Микроитог: работали в парах, проводили взаимопроверку.

Выполните задание  карточки

Проведите взаимопроверку в парах.

- Как иудеи называли своё Священное писание?

- Из каких книг состоит Новый Завет?

- Как называется священная книга мусульман?

- Как называется  Священное писание буддистов в переводе на русский язык?

-Кто справился без ошибок, встаньте, пожалуйста.

- У кого одна ошибка?

Молодцы!  Хорошо справились.

А сейчас я вам предлагаю обратиться к кластеру.

Коллективная работа 

Цель: - проверить умение  работать в коллективе; оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, воспитывать уважение к пожилым людям , инвалидам и друг к другу.

Организация коллективной работы

Коллективная работа. Проводят обсуждение. Обосновывают  и доказывают свои ответы.

Микроитог: работали в коллек-

тиве, определили транспорт в зависимости от назначения.

Слайд 11-12. Коллективная работа: Нужно правильно соотнести слова.

Новый Завет, Винайя-питака, 729 мраморных плит, рождение Иисуса Христа,  арабский язык, Кирилл и Мефодий, Коран, Иудеи, Священное писание.

 5.Этап  первичного закрепления 

Цель: выявить  уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию (познавательные УУД); развивать устную речь учащихся (коммуникативные УУД); развивать внимание,  мышление, воображение, формировать навыки самоконтроля (личностные УУД )

Организует, помогает. направляет.

Организует  проверку умения работать с информацией.

Составляют при помощи кластера характеристику любого транспорта, используя три  значения

Микроитог: приме-

няли полученные знания.  составляли характеристики.

Слайд 13. У нас в кластере появилась  схема.

Глядя на кластер какой вывод мы с вами можем сделать?

Вывод: мы разделили  священные книги на группы в соответствии с религиозной культурой

- Попробуйте составить при помощи кластера  характеристику любой священной книге.

6.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. формирование регулятивных УУД через анализ и оценку успешности достижения цели.  Наметить перспективу последующей работы

Задача  этапа – анализ и оценка успешности дости-

жения цели; выявление ка-

чества и уровня овладения знаниями.

Организует итоговую беседу.

Организует самооценку учебной деятельности.

Организует рефлексию.

Цель:  представить  результат  своей  работы классу, в ходе подведение итога и выставлении оценки.

Отвечают на вопросы учителя.

Подводят итог урока и ставят задачи к следующему.

Дают оценку своей деятельности на уроке.

Рассказывают, что узнали.

Микроитог: подводили итоги, ставили задачи на следующий урок.

Подведение итогов

- Какова же была цель нашего урока?

- Достигли ли мы её?

- Можем теперь ответить на вопросы ,которые вас интересовали в начале урока?
- Были ли у вас затруднения?
- Смогли ли мы их преодолеть?
Оцените свои достижения на уроке используя  смайлики: зелёный - вам было все понятно на уроке и задания вы выполнили без ошибок., , жёлтый – вам было все понятно, но в ходе выполнения некоторых заданий у вас были затруднения, красный – вам было многое  непонятно на уроке и вы очень часто ошибались.  

А теперь обозначьте своё настроение в кластере.

(Учащиеся закрашивают в один из указанных цветов и зарисовывают настроение.)

Вывод: качественная оценка приобретённых знаний и умений учащихся.

7.Этап сообщение домашнего задания. Инструктаж.

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Задача: подобрать  домашнее задание, способствующее углублению полученных знаний, совершенствованию умений и навыков;

инструктаж по выполнению домашнего задания.

Объяснение домашнего задания.

Даёт комментарий к домашнему заданию.

Цель: осмысление связи домашнего задания с выполняемыми на уроке упражнении-

ями.

Слушают учителя, определяют пути решения домашней работы

Записывают домашнее задание в дневник.

Микроитог: слушали инструктаж, записывали домашнее задание.

  Инструктаж выполнения домашнего задания с помощью выданных карточек  с алгоритмом выполнения синквейна. - Молодцы! Спасибо всем за урок!

Д/З: Составить синквейн  любой Священной книги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...