Разработка урока "Заповеди блаженства", проведенного совместно с представителем дховенства РПЦ
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Трунова Светлана Владимировна

Урок был проведен совместно с иереем Романом (Капитанюком). Ведущей технологией урока была определена технология критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-zapovedi_blazhenstv.docx25.85 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx1.94 МБ

Предварительный просмотр:

(4 классы, ОРКСЭ, ОПК)

РАЗРАБОТКА УРОКА

Тема урока: «Заповеди блаженств» (14.02.2020 г., 4 «В» кл.)

ПЛАН-КОНСПЕКТ

        Особенности урока: урок открытый и проводится совместно с представителем духовенства РПЦ настоятелем Храма Святого апостола Андрея Первозванного иереем Романом (Капитанюком).

ЦЕЛЬ: познакомить детей с Заповедями блаженств и осмыслить то, что следование

              им позволяет христианам чувствовать себя счастливыми в любых жизненных

              обстоятельствах (хотя призыв Заповедей блаженств зачастую несовместим с

              привычными представлениями современного человека о счастье).

Задачи:

- осмыслить новые термины и понятия в контексте Заповедей блаженств;

- дать понимание того, что Заповеди блаженства являются продолжением 10 Заповедей Закона Божия;

- подчеркнуть особенности Нагорной проповеди Иисуса Христа;

- научить детей самостоятельно добывать информацию из всех доступных источников;

- создать условия продуктивного сотрудничества в парах и группах, а также в

  соработничестве с иереем Романом.

        Ведущая технология урока – технология критического мышления.

Для более полной реализации задач урока определена стратегия смыслового чтения, используются активные и интерактивные методы обучения, применяется метод сюжетно-ролевой игры.

Формирование УУД:

Личностные:

- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими и духовными принципами, знание моральных норм и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- формирование мотивации изучения православной культуры;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Познавательные:

- знакомство с элементами мировой культуры посредством изучения Библейских сюжетов;

- изучение Заповедей блаженств;

- раскрытие новых возможностей в поиске источников информации.

Регулятивные:

- формирование умения определять цель, задачи урока и способы их решения;

- определять все доступные источники информации в игровой ситуации «Учитель

  отсутствует по уважительной   причине, урок необходимо провести самостоятельно»;

- умение корректировать свои действия в процессе знакомства с понятиями: «нищие духом», « кроткие», «милостивые», «чистые сердцем», «Заповеди блаженств».

- способность выстраивать логическую цепь рассуждений на основании сведений, полученных из различных источников;

- умение определить причинно-следственную связь между Законом Божиим и образом жизни православного христианина.

Коммуникативные:

- умение работать в соработничестве с учителем, сверстниками, родителями,

  священником;

- умение результативно работать в парах, группах.

Ожидаемые результаты:

1. Приобретение нравственного и духовного опыта учениками 4-го класса:

    - совершенствование навыков нравственного этического поведения и развитие умений

      общения;

    - преодоление психологических барьеров в разговоре со сверстниками, родителями,

      священником о любви, духовности, милосердии, добре и зле;

    - развитие доброжелательного отношения к людям, стремящимся жить по Закону

      Божиему.

2. Приобретение практических навыков и умения добывать нужную информацию из

    различных источников самостоятельно.

        Источники информации: учебник ОПК, православный календарь, Библия,

                                                      10 Заповедей Закона Божия, иконы с образами Иисуса

                                                      Христа и Богородицы, презентация к уроку, разговор

                                                      по телефону с родителями, диалог с иереем Романом.

        Для проведения урока также приготовлены:

- распечатки текста Заповедей блаженств и 10 Заповедей Закона Божия;

- карточки с ангелочками для рефлексии;

- аудиозаписи: Антифон III с Заповедями блаженств (мужской хор Валаамского

                                                   монастыря);

        В контексте разговора о милосердии (5 Заповедь блаженства) используется:

- видео материал: видеофрагмент из новостной программы1 канала «История 9-летней

  Рэйчел». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.1tv.ru

Глоссарий (термины записаны на доске): «соработничество», «блаженство», «Нагорная

                     проповедь», «нищие духом», «чистые сердцем», «кроткие», «милостивые»,

                     «алкать», «Царство Небесное», «Великий Пост», мученики», «исповедники».

Ход урока:

1. Организационный момент (приветствие детей, представление гостей, проверка

                                наличия необходимых ученических принадлежностей на столах).

2. Мотивация с помощью погружения детей в игровую ситуацию:

        «Представьте себе, что учитель был неожиданно отправлен на курсы повышения квалификации, а урок должен обязательно состояться. Предлагаем вам, ребята, извлечь информацию самостоятельно, в соработничестве друг с другом и с о.Романом.  

          Оглянитесь, посмотрите внимательно. Что может источником информации?».

3. Дети в сопровождении учителя находят источники информации, записывают с

    пояснениями, в тетрадь, первое слово из глоссария - «соработничество - после чего,

    разбившись на группы, определяют:

   - тему урока;

   - цель и задачи урока;

   - способы, приемы и пути решения учебных задач.

4. Повторение пройденного материала:

- что уже известно о понятии «ЗАПОВЕДЬ»?

- с именем какого ветхозаветного пророка связана информация?

- кому и для чего были даны 10 Заповедей?

5. Погружение в тему урока:

- записывается и объясняется второе слово - «блаженство» (синоним счастья, радости);

- (учебник, с.93) определяется тезис о том, что в вере православный христианин может

  быть счастливым, но понятие счастья христианина отличается от общепринятого

  понятия счастья светского человека, составляется в тетради сравнительная таблица;

- просмотр презентации, комментированное прочтение учебника, запись терминов

  глоссария, показ «Истории 9-летней Рэйчел»;

6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

7. Постановка проблемы (эта часть урока проводится о.Романом) – «Если Декалог

    Моисея и Заповеди блаженства объединяет понятие «заповедь», то между ними есть

    логическая связь. Какая?». Учащимся предлагается три варианта ответа:

1) разные, по сути законы, данные людям Богом в разное время;

2) Заповеди блаженств – это продолжение 10 Заповедей Закона Божьего;

3) Заповеди блаженства отменяют 10 Заповедей Закона Божьего.

        Учащимся дается возможность сравнить распечатки с Декалогом и Заповедями блаженства.

        После того как дети дали правильный ответ они приклеивают Заповеди блаженства в тетрадь и одновременно с этим для прослушивания ставится запись Заповедей в исполнении мужского хора Валаамского монастыря.

        Для более полного усвоения учебного материала о.Роман обращает внимание учеников на смысловые «ступени» Заповедей блаженств.

8. Вывод урока: «Обрати внимание, как расположены заповеди блаженств: нищий

                               духом непременно будет оплакивать грехи свои; плачущий будет

                               кротким, жаждущим правды и милостивым. Милостивый к другим

                               будет иметь чистое сердце и станет миротворцем; а кто всего этого

                               достигнет, тот не устрашится ни злословия, ни гонения. Такой человек

                               сделается лучшим из людей. И Евангелие показывает, как все эти

                               заповеди раскрылись в жизни Иисуса Христа, Сына Божия

                               и Сына Человеческого».

9. Работа с различными источниками информации (парами, группами).

Работа с церковным календарем (с помощью родителей).

Задание № 1 – «Когда начался Великий Пост? До какого числа Великий Пост будет

                         продолжаться?» (2 марта – 18 апреля)

Задание № 2 – «Когда весь православный мир будет праздновать Великую Пасху?»

                         (19 апреля)

       Учитель объясняет смысл Поста. Целесообразно сначала дать возможность ответить на вопрос «Что такое Пост и зачем он нужен?» родителям.

Работа с Библией (с помощью о.Романа).

Задание № 1 – Найти Заповеди блаженства в Евангелие от Матфея.

Задание № 2 - Найти Заповеди блаженства в Евангелие от Луки.

Работа с молитвословом (с помощью учителя).

Задание №1 – Определить, есть ли в молитвах (утреннем или вечернем правилах)

                        Заповеди блаженства.

10. Урок завершается игрой-рефлексией «Закончи предложение».

- «Блаженство» - это синоним слова … (счастья, радости)

- Заповеди блаженства – это законы, соблюдая которые христианин может быть … (счастлив в вере)

- Заповеди блаженства были даны людям … (Иисусом Христом)

- Господь произнес их в … (Нагорной проповеди)

- В Нагорной проповеди Иисус Христос впервые произнес молитву … («Отче наш»)

- В Нагорной проповеди Иисус Христос также произнес Золотое … (правило этики)

- Главную Заповедь, которую оставил Иисус Христос людям и произнес ее в Нагорной проповеди звучит так: … (Любите друг друга. Будьте совершенны как Отец ваш)

- Сегодня мы можем найти Заповеди блаженства в … (Библии. В Евангелие от Матфея и в Евангелие от Луки)

- Все заповеди раскрылись в земной жизни … (Иисуса Христа)

- Жить счастливо для православных христиан – это значит подражать …(Иисусу Христу)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

З АПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВ

Слайд 2

БЛАЖЕННЫЙ – от греч . μακα ριος – СЧАСТЛИВЫЙ Согласно христианскому вероучению , Заповеди Блаженств - это часть заповедей И.Х., произнесённая им во время Нагорной проповеди и дополняющая Десять заповедей Моисея. Заповеди блаженства вошли в Евангелие от Матфея и в Евангелие от Луки. Гора, на которой была произнесена Нагорная проповедь получила название «гора Блаженств».

Слайд 3

Небесное Царство Спаситель сравнивал с неводом, улавливающим рыб.

Слайд 4

Гора Карней Хиттин ( букв. «Рога Хиттина », поскольку она имеет две вершины)

Слайд 5

Нагорная проповедь Карл Блох, 1890 г.

Слайд 6

Нагорная проповедь . Фра Анжелико . Средневековая фреска.

Слайд 7

Нагорная проповедь Гравюра Гюстава Доре

Слайд 8

1-ая Заповедь блаженства: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное Смире́ние проявляется в том, что человек в любых обстоятельствах пребывает в мире с Богом, людьми и самим собой, не возвышает себя над кем бы то ни было, знает, что все хорошее в нем – дар Божий.

Слайд 9

Подлинное смирение не имеет ничего общего со слабостью, бесхарактерностью. Древнегреческие мудрецы говорили: «Кто не знает своих слабостей, тот не знает себя». Нищий духом становится самым духовно богатым человеком на свете, ибо в его душу входит Сам Христос. Признаки, по которым можно узнать смиренного, мирного человека: Тайно творит добро (скрывает свои хорошие поступки, не совершает их напоказ). Не обижается (обидчивость — основная примета гордыни). Не ищет недостатки в других, а наблюдает за собой.

Слайд 10

И будут многие последние первыми… Смиренным был святой адмирал Феодор Ушаков, в донесении о победе над турками не себе приписавший успех, но Богу и мужеству своих матросов. А горделивый человек ставит в центр мира себя. Он всюду желает быть первым: в знании, силе, богатстве. Хочет, чтобы только его считали самым умным и самым добрым, любит командовать. Как ты думаешь, какой человек скорее станет тебе настоящим другом — смиренный или гордый?

Слайд 11

… а многие первые последними На гордецах сбывается слово Евангелия: «Многие первые станут последними…». Как это случилось с современником адмирала Ушакова – Наполеоном. Гордецы часто кончают безумием. Появляется мания величия: "Я – Наполеон!" А смотришь на него – маленький такой! Торт, что ли, Наполеон?

Слайд 12

ВОДОПАД И РУЧЕЙ Кипящий Водопад, свергаяся со скал, Целебному ключу с надменностью сказал (Который под горой едва лишь был приметен, Но силой славился лечебною своей): «Не странно ль это? Ты так мал, водой так беден, А у тебя всегда премножество гостей? Не мудрено, коль мне приходит кто дивиться; К тебе зачем идут?» — «Лечиться», Смиренно прожурчал Ручей. Крылов И.А.

Слайд 13

Гордости пышное окружение Вы только посмотрите, сколько ядовитых всходов дает эта колючка: Непослушание, упрямство (чем упорство и твердость характера отличается от упрямства?), настойчивость в исполнении своих прихотей, нежелание просить прощения, высокомерие, преувеличенное мнение о своих способностях, хвастовство, жеманство, презрение, саркастические слова, склонность подмечать в других недостатки и преувеличивать их…

Слайд 14

Гордость делает человека слепым: он не видит своих пороков, в том числе и самой гордости, и не видит прекрасных качеств других людей и всех тех даров, которые дает ему Бог.

Слайд 15

2-ая З аповедь блаженства: Блаженны плачущие, ибо они утешатся Евангельские слезы — это те, что горюют о потерянном Рае, слезы покаяния, сокрушения сердечного о своих грехах, о своем бессилии справиться с тем злом, которое человек видит в себе. Такой плач обращает ум и сердце к Богу о помощи в духовной жизни. И здесь – конец одиночества, встреча с Богом. И молитва превращает эти слезы в слезы радости. ? Как вы думаете: слезы напоказ, слезы обиды, гнева, зависти можно назвать блаженными? ? Если человек помнит, что он сам не безгрешен, например, кого-то обидел, как он будет относиться к оскорблениям других людей? Мудрые люди говорят: «Не великое дело увидеть ангела, великое – увидеть свои грехи, как песок морской».

Слайд 16

3-я Заповедь б лаженства: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю Кроткий – тот, кто не отвечает злом на зло, но побеждает зло добром. Это великодушие, способность простить обидчика. Говорят, что кротость – это скала, о которую разбиваются волны раздражительности. То, что мешает кротости: гнев, обидчивость, злорадство, дерзость, раздражительность. Сила человека – в кротости, а слабость – в тщеславии .

Слайд 17

«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21) Грех – главный враг человека. Страсть – от слова «страдание» (мучает, разрушает). Поэтому тот, кто обижает нас, пленник греха. Ему гораздо хуже, чем нам! Молитву праведника услышал Господь. Что для тебя сделать? - обратился Он к праведнику, - проси, что захочешь. Если увижу Тебя в Царстве Небесном, что еще мне желать? Но если хочешь сделать мне милость, прости людей, преследовавших меня.

Слайд 18

4-ая Заповедь б лаженства: Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся Духовный голод , жажда святости (праведности). «Алчущие и жаждущие»: стремление к правде должно быть настолько сильно, насколько сильно желание голодного и жаждущего утолить голод и жажду. Недаром говорится: " святая правда ". Правда - это, прежде всего ответ на главный вопрос: как жить? Библия дает нам ответ: Возлюби Бога больше всего на свете. Никогда не предавай Его. Живи по заповедям, и как от огня убегай от всего, что Ему противно. И возлюби ближних, по крайней мере, не будь безразличен к ним – ко всем, бывшим "прохожим".

Слайд 19

ОН воспитывался как язычник, среди войн, идолов... Но когда он почувствовал, что настоящая жизнь не та, которую предлагает язычество, он стал искать Бога. Перед ним открылась красота Православия, и его жизнь изменилась. Для него, любившего войны, настолько важным стало умение прощать, что он даже хотел отменить смертную казнь в государстве. Со временем стала меняться вся Русь. ОН пришёл ко Христу и привёл за собой свой народ.

Слайд 20

5- ая Заповедь Блаженства: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут Правда – это милость, она делает сердце божественным. Милующее сердце утешит, посочувствует. Сорняки: равнодушие и осуждение. Чем больше ненавидишь грех, тем больше сострадаешь грешнику. Разделять грех и грешника. Молится за него. Священномученик Илларион Троицкий, страдая в заключении на Соловках, увидев , как в ледяном месиве океана тонет страшный для всех заключенных жестокий надзиратель, не раздумывая бросился спасать его.

Слайд 21

Молитва Христа на Кресте «Отче! Прости им, они не знают, что делают!»

Слайд 22

Получив добро, помни, а сделав – забудь. ( Менандр , др.греч . комедиограф) Важное правило: не ждать похвалы и награды за доброе дело. (Видео «История 9-летней Рэйчел »)

Слайд 23

Митрополит Антоний (Сурожский) из книги «Быть христианином» Во время немецкой оккупации я преподавал в Русской гимназии в Париже. Среди воспитателей был очень суровый, замкнутый человек, и никто не знал, в какой нищете он живет. И вот такая картина: мальчики, девочки бегут в школу, идет туда же этот воспитатель. У дороги сидит нищий, пред ним — шапка. Много народу проходит. Некоторые проходят мимо, “не замечая” его, потому что стыдно посмотреть и не дать ничего. А некоторые, проходя, просто в эту шапку кидают монетку, а на человека даже не посмотрят. Они свое сделали; он для них не человек, он — нищий; а нищий — это просто шапка. И вот подходит этот воспитатель. Он остановился, снял шляпу и что-то сказал нищему; ничего ему не дал, а нищий вскочил на ноги, обнял его, и они расстались. Это видели дети.

Слайд 24

Когда он пришел в гимназию, дети его окружили и засыпали вопросами: «Кто этот человек? Он что, вам родственник?..» И он ответил им приблизительно следующее: «Я шел пешком с другого конца Парижа, потому что у меня на метро денег не было; я шел по дороге и издали видел этого нищего; видел, как проходили люди мимо, видел, как некоторые бросали монетку в его шапку, даже не взглянув на него. И я подумал, что если я мимо него пройду и не окажу ему внимания, у него, может, умрет последняя вера в человека: на него не только не взглянули, но даже не потрудились от своего достатка самую малую полушку бросить ему. А денег не было! Давать было нечего... Я остановился и снял шляпу перед ним, чтобы он почувствовал, что мы на равных, что я в нем вижу равного себе человека, а не нищего, и ему объяснил: Простите — я ничего вам не могу дать: у меня ничего нет... И этот человек вскочил и меня обнял». Я сам с этим нищим говорил, и он мне сказал, что никогда его никто не одарил так богато, так щедро, как этот человек...

Слайд 25

7 заповедь: Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божиими Если человек стремится к Богу, достигает сердечной чистоты, он начинает ощущать в своей душе мир, тишину и покой. И этот Божий мир он излучает вокруг себя так же легко и естественно, как дышит. Он видит в других людях своих братьев и сестёр, ведь все мы дети одного Отца — Бога, поэтому для него невыносима любая вражда между людьми. « Стяжи дух мирен , и около тебя спасутся тысячи» (св. преп. Серафим Саровский ).

Слайд 26

Жили по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорились, виня друг друга во всех бедах, а другие жили мирно. Удивляется строптивая хозяйка счастью соседки и говорит мужу: «Пойди, посмотри, как у них так получается». Пришел тот к соседям, спрятался в укромном уголке и наблюдает. А хозяйка порядок в доме наводит, вытирает от пыли дорогую вазу. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола. Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Что будет-то?" – думает сосед. Подошла жена, вздохнула с сожалением и говорит мужу: «Прости, дорогой. Я виновата – так небрежно ее на стол поставила». – «Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну, ладно. Не было бы у нас большего несчастья». …Больно защемило сердце у соседа, вернулся он домой. Жена к нему: «Ну и как там у них?» – «У них-то все виноваты. А вот у нас все правы».

Слайд 27

8 Заповедь блаженства: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» Творцов мира Божия ждет война: враги правды и добра гонят их, но не могут заставить изменить правде. Это и есть МУЖЕСТВО.

Слайд 28

« Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно » Данте (ит. поэт, мыслитель, богослов) «Кто за правду горой, тот истинный герой» (народная мудрость)

Слайд 29

9 Заповедь блаженства: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас». Завершающая заповедь блаженств посвящена гонимым за Христа.

Слайд 30

ИКОНА Новомученики и исповедники Российские XX века Мы свято совесть соблюдём, Как небо утреннее, чистой, И радостно тропой тернистой К последней пристани придём (К. К. Романов)

Слайд 31

МУЧЕНИКИ – это святые, отдавшие жизнь за Христа и Его заповеди. ИСПОВЕДНИКИ – это святые, твердо стоявшие за веру Христову в гонениях. Есть на свете такая сила, перед которой оказываются ничтожными все трудности и испытания. Мученики были так полны Богом, что отречься от Него было просто невозможно. Именно в силе Божией, благодати, тайна терпения и мужества мучеников. Они знают, что душа человека после смерти его тела не умирает. Впереди у них вечность, наполненная счастьем общения с Богом. Ведь они достигли самой верхней ступени заповедей блаженств — жертвенной любви.

Слайд 32

ВЫВОД: Обрати внимание, как расположены заповеди блаженств: нищий духом непременно будет оплакивать грехи свои; плачущий будет кротким, жаждущим правды и милостивым. Милостивый к другим будет иметь чистое сердце и станет миротворцем; а кто всего этого достигнет, тот не устрашится ни злословия, ни гонения. Такой человек сделается лучшим из людей. И Евангелие показывает, как все эти заповеди раскрылись в жизни Иисуса Христа, Сына Божия и Сына Человеческого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила дорожного движения. Переход улицы. Внеклассное мероприятие, проведенное совместно с инспектором ГИБДД по пропаганде вопросов профилактики ДДТТ и изучению ПДД.

Внеклассное мероприятие, проведенное совместно с инспектором ГИБДД по пропаганде вопросов профилактики ДДТТ и изучению ПДД....

Разработка программы для проведения предметной недели в начальной школе.

Данная разработка представляет подробный план проведения предметной недели в начальной школе. тема " Птицы -наши друзья, обижать их нельзя"...

Методическая разработка "Материалы для проведения внеклассной работы по окружающему миру"

Материал  адресован учителям начальных классов для создания индивидуальной или школьной картотеки банка олимпиадных заданий по предмету, для проведения внеклассной работы.Полезный потенциал: овла...

Разработка технологической карты проведения урока математики во 2 классе

1.Рассмотреть табличные случаи умножения числа 3, составить таблицу умножения числа 3 на однозначные числа; учить вычислять значения произведений; повторить и закрепить знание и умение применять перем...

Методическая разработка по организации внеклассной совместной деятельности в образовательном процессе начальной школы "Весёлые превращения"

Данное внеклассное занятие является частью коррекционно- воспитательной работы основанной на адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубок...