Методическая разработка урока "Добро и зло"
методическая разработка по орксэ (4 класс)

 Кислицина Анна Васильевна

Цель урока: Сформировать представления о добре и зле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx36.08 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по ОРКСЭ. Модуль «Основы светской этики».

Проект  урока  по предмету «Основы светской этики»

        

Составители

Попова Людмила Михайловна,  Кислицина Анна Васильевна, учителя начальных классов МАОУ «СОШ» с. Летка

Класс

4

Тема урока

Добро и зло

Цель урока

Цель урока: Сформировать представления о добре и зле.        

Задачи

Образовательные:

- Формировать представления о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике; умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта; умение правильно оценивать себя и других.

 Развивающие:

- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся; развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитательные:

- Содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру, чтобы поступки были сознательные, добровольные, бескорыстные.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знание понятий «добро» и «зло». Понимание ответственности человека за свои поступки.

Познавательные:  Формирования умений найти, выделить новую информацию в тексте, использовать различные источники для поиска информации.

Регулятивные: Развитие самооценки учащихся. Способность анализировать свои поступки и отслеживать действия своих товарищей. Развитие способности принимать и сохранять учебную задачу. Умение диагностировать свое психоэмоциональное состояние и корректировать его.

Коммуникативные:  Формулирование своего собственного мнения. Развитие речи учащихся, способности пополнять свой словарный запас с целью более точного выражения своих мыслей.

Развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки, совершаемые на основе морального выбора. Воспитание доброты и милосердия, доброжелательного отношения  друг к другу и окружающим.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
  3.  «Открытие» нового знания
  4. Первичное закрепление
  5. Самостоятельная работа
  6. Рефлексия.

Тип урока

Изучение нового материала.

Технологии, методы

Технология проблемного диалога, сотрудничества

Методы: проблемно-поисковый, практический, словесный.

Оборудование урока

  1. Основы светской этики 4-5 классы: учебное пособие для образовательных учреждений М.: Просвещение,   2014
  2. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Методическое пособие. 4 класс : пособие для учителей      общеобразоват. организаций / А. И. Шемшурина. — М. : Просвещение, 2015.
  3.   Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 60000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под общ.ред.проф. Л.И. Скворцова. – 25-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006. – 976 с.
  4.   https://pritchi.ru/id_3560
  5.   Раздаточный материал для работы в группе, парах.

Домашнее задание

Задание по выбору:

1)Нарисуйте символы добра и зла. Попросите родителей, бабушек, дедушек помочь вам в этом.

2)Напишите сочинение на тему «Добрые поступки, которые я могу совершать ежедневно».

Технологическая карта урока  по предмету «Основы светской этики»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент. 

Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

Круг радости

Звучит спокойная мелодия. Учитель предлагает учащимся встать в круг и условным жестом показать свое настроение. Если настроение хорошее – большой палец правой руки поднят вверх, если не очень хорошее – большой палец направлен параллельно полу, плохое – палец вниз.

Учитель шепчет на ушко рядом стоящему ученику фразу: «Ты самый лучший, самый добрый человек». Эти слова нужно шепотом передать другому учащемуся.

- Изменилось ли их настроение от этих слов и, если изменилось, нужно хлопнуть в ладоши.

- Как вы думаете, почему изменилось у нас настроение?

- Конечно же, настроение улучшается от добрых, ласковых слов. В сердцах людей зажигается огонек доброты.

И сегодня мы поговорим о том, как сделать так, чтобы этот огонек всегда согревал наши сердца и сердца окружающих нас людей.

Игра «Круг радости»

2. Актуализация знаний. Постановка проблемы.  

 Цель: Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе.

Создание проблемной ситуации.

-Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!

- А почему доктор Айболит добрый: потому, что он под деревом сидит?

- А если под дерево посадить Бармалея, он тоже будет добрый?

-Посмотрите на лист с заданием.

На партах:

добро                          

положительное        

хорошее                    

милое

полезное                  

- Напишите антонимы к каждому слову из первого столбика.

- Что такое антонимы?

– В нашем мире добро и зло всегда идут рядом.

-Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? Определите тему урока.

(Узнаем, что такое добро и зло, почему нужно стремиться к добру и избегать зла…)

- Как отличить добро от зла? Где проходит эта граница? (проблема!)

- Какую цель поставите перед собой?

Слушают, отвечают на вопросы.

Определяют тему урока, цель.

3.        «Открытие» нового знания

Цель:  Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о добре и зле, развития умений находить ответы на проблемные вопросы

1.Что такое добро?

- Где мы можем найти определение этому слову?

Так что же такое добро? Найдите определение этому понятию в учебнике на с.12.

Запишите определение в тетрадь.

Сергей Ожегов дал такое определение этому слову:  «Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок», а «доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим".

-Рядом с добром всегда шагает его противоположность. О чем это я?

2. Что такое зло? Найдите определение этому понятию в учебнике с.12. Запишите определение в тетрадь.

Найдем определение в словаре Ожегова. «Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок».

Работа с учебником, словарем.

-Итак, добро и зло являются основными понятиями этики, главными моральными понятиями в жизни. Они служат нам как бы ориентиром при освоении огромного морального мира. 

Работа с притчей.

- Ребята, вспомним, что такое притча?

- Притчи- это вековая мудрость народов всего мира. Зло и добро, мир и война, любовь и ненависть, глупость и мудрость, лень и трудолюбие. Все это темы притч. Притча – это маленькая сказка – быль, а всем известно, что сказка ложь, да в ней намек,- добрым молодцам урок!

«Пуговица»

Жил один человек, и жил он не очень хорошо, путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела, спасать душу. Делал их, делал, а особенного изменения в себе к лучшему не замечал. Как-то он шел по улице, видит — у одной старушки пуговица с пальто оборвалась и упала на землю. Увидел, и думает: «Да чего там! Пуговиц у нее еще хватит. Не поднимать же! Ерунда какая!» Но все-таки, кряхтя, поднял пуговицу, догнал старушку, отдал ей пуговицу и забыл об этом. Потом он умер, и видит — весы: слева - его зло лежит, тянет вниз, а справа — ничего нет, пусто! И зло перетягивает. «Эх, — говорит себе человек, — и здесь не повезло!» Смотрит, Ангелы пуговицу кладут... (пауза)

- Как вы думаете, что произошло дальше?

Продолжение чтения

И чаша с добрыми делами перевесила. «Неужели одна эта пуговица все мои злые дела перетянула? — удивился человек. — Сколько добрых дел я сделал, а их и не видно!» И услышал, как Ангел говорит ему: (пауза)

- Что мог сказать ему ангел?

Продолжение чтения

«Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!»

- О чём эта притча?

- Кто герой этой притчи?

- К какой категории людей (хороших или плохих) вы отнесёте этого человека? Почему?

- Как жил это человек?

- Что значит путано?

- Как он решил изменить свою жизнь?

- О каком добром деле он забыл?

- Как вы понимаете последние строки притчи?

- Как можно назвать положительные поступки  человека? (варианты высказываний детей фиксируются на доске)

- А как отрицательные? (варианты высказываний детей фиксируются на доске)

- Чему учит нас эта притча?

-Какое бы вы название придумали этой притче?

Ответы на вопросы.

Работа с притчей. Чтение с «остановками».

4. Первичное закрепление

Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

- Человек рано или поздно задумывается, по какому пути он идет: по дороге “добра” и “света” или по дороге “зла” и “тьмы”. У доброго человека и слова, и дела добрые.

-  А может ли в одном человеке уживаться и добро, и зло? Нет! Не может! Как не может быть одновременно в одном кувшине сладкая и горькая вода. “Каждый кувшин изливает то, что содержит”, - гласит пословица. Если сердце наполнено добром, то и изливается добро, и наоборот.

Добро и зло – особые слова.

Поиграем в «Ассоциации».

Перед вами на листочках таблица. Напишите, какой цвет, слово, поступок у вас ассоциируется с добром, а какой со злом.

 

Добро

Зло

Цвет

 

 

Слово

 

 

Чувство

 

 

Сказочный  герой

 

 

Поступок

 

 

-Посмотрим, что у вас получилось.

-Что проще: говорить о добре или делать добро?

Работа в группах

Прочитайте истории. Допишите их. Определите главную мысль.

1.В классе появилась новая ученица. Она сильно заикалась. Когда девочка отвечала, ребята смеялись. Учительница сказала: ____________

2. Миша бежал из школы. Дверь подъезда была открыта. В её проеме стояла инвалидная коляска. Мужчина никак не мог выехать из подъезда: колесо застряло в щели пола. Миша попытался помочь мужчине, но сил приподнять коляску не хватало.– Сейчас я позвоню папе. Он дома, придет, поможет, – сказал мальчик инвалиду. Через несколько минут все было в порядке.– Спасибо большое, – негромко произнёс инвалид. И добавил: – Правильный у вас сын растет! В ответ папа улыбнулся и сказал Мише: __________________.

3. У Миши пропали деньги. Ребята решили, что взял их Петя. Мальчик это отрицал, но одноклассники ему не верили. Они прижали мальчика в углу и стали грозить ему… Петя молчал и плакал. А потом деньги нашлись, оказывается Миша положил их в учебник. Петя сказал ребятам: ____________.

- Выскажите свое мнение. Обоснуйте свой ответ.

Ответы на вопросы.

Игра «Ассоциации»

Работа в группах.  Анализируют ситуации, высказывают свое мнение.

5. Физкультминутка 

Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации

Встаньте, ребята, возьмите зеркало.  Подарите себе свою улыбку. А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу.

6.Самостоятельная работа

Самостоятельная работа с последующей самопроверкой и самооценкой.

- Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир - это большое зеркало.
А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…
Мир именно таков, каким мы его делаем…»

– Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа. Большое количество пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость. 
Задание в парах. Соберите пословицы.

- Рубашка износится, а доброе дело не забудется. 

- За недобрым пойдешь - на беду набредешь.

- Доброе слово человеку, что дождь в засуху”. 

- Не одежда красит человека, а его добрые дела.

- Спешите делать добро. Доброта — стремление человека дать счастье всем людям. Путь к доброте очень нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты, падения, спуски и подъемы. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

Работа в парах. Собирают пословицы, объясняют их смысл.

7.Рефлексия деятельности (итог урока) 

Цель: Создание условий для рефлексии

- Я предлагаю вам построить надежный щит на пути зла. В помощь я вам даю слова – «кирпичики», из которых вы сложите стену – щит.

Выбирайте кирпичики с умом – ведь не каждый из них годится. («Кирпичики»: добро, любовь, терпение, зло, уважение, ласка, забота, гнев, сострадание, добродетель, улыбка, зависть, ослушание, честность, гордыня, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.) 

- Посмотрите, ребята, какие слова остались? Почему они не пригодились?

Мы продолжим на следующем уроке разговор о добре и зле. Я благодарю вас за теплый разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Хочу закончить наш разговор словами древнегреческого философа Аристотеля: «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добро, а для того, чтобы стать хорошими людьми».

Выбирают слова – «кирпичики», определяют важность  данных качеств для себя.

8.Домашнее задание 

Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание

Задание по выбору:

1)Нарисуйте символы добра и зла. Попросите родителей, бабушек, дедушек помочь вам в этом.

2)Напишите сочинение на тему «Добрые поступки, которые я могу совершать ежедневно».

Выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по программе «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Добро и зло». 4 класс

Цели и задачи:1.     познакомить с понятиями «добро и зло»;2.     воспитывать нравственные чувства и этическое сознание....

Методическая разработка урока "Добро и зло" по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика"

Урок в 4 классе по ОРКСЭ модуль "Светская этика" формирует  у учащихся представление об основных этических понятиях «добро» и «зло»....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В СКАЗКУ!»

Данный урок может быть использован  педагогами как дополнительный. Он построен с учетом занятости детей в общеобразовательном учебном заведении, не занимает много времени, но помогает создать неп...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Добро и зло".

Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет учителям, которые ведут этот предмет, доступно, компактно и интересно преподнести ребятам материал урока....

Методическая разработка урока основы религиозных культур и светской этики по теме "Добро и зло" с презентацией.

Методическая разработка урока основы религиозных культур и светской этики по теме "Добро и зло" с презентацией для учащихся 4 класса....

Методическая разработка урока "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния"

В методической разработке рассматриваются понятия добра и зла в мировых религиях....