Урок этики.4 класс.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Филатова Светлана Николаевна

Урок основ светской этики "Премудрости этикета" в рамках городского профессионального сообщества учителей основ светской этики "Активные методы обучения как средство реализации требований ФГОС на уроках основ религиозных культур и светской этики".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_etika.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК

В РАМКАХ ГОРОДСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

«Активные методы обучения как средство реализации требований ФГОС на уроках основ религиозных культур и светской этики»

Цели:

  1. Расширить знания детей о понятии «этикет» и его содержании,
  2. Обобщить и углубить знания детей о сфере применения правил этикета в повседневной жизни,
  3. Совершенствовать навыки культуры поведения у детей, общения с людьми,
  4. Разнообразить практические формы работы с учащимися по усвоению этикета, его норм.

ХОД  УРОКА:

1. Орг. момент:

-  Добрый день, уважаемые гости. Приглашаю Вас на урок в 4 А кл  по программе «Светская этика».  ( слайд №1)

-  Дорогие ребята поприветствуйте  гостей и займите места.( слайд  №2)

2.- Ребята, помогите мне отгадать это слово. ( слайд №3)    ЕТКИТЭ

- Что такое этикет?    

- стих-е

Что такое этикет?

Знать должны  мы с детских лет

Это нормы поведения

Как ходить на день рожденья

Как знакомиться, как есть,

Как звонить, как встать, как сесть,

 Как здороваться со взрослым

Много разных есть вопросов

И на них дает ответ

Этот самый ЭТИКЕТ.

ЭТИКЕТ- это внешнее оформление поведения человека в обществе, чтобы быть приятным другим людям. Чтобы жить достойно среди людей.

 ( слайд № 4)

Это правила хорошего поведения. Слово  «этикет» возникло во Франции от названия карточки-этикетки. Этикетка-описание товара, а этикет- описание образцов поведения.

Учитель: Человек встречается с родными и друзьями, ходит в школу и театры, магазины, ездит в транспорте, принимает пищу. Во всех этих ситуациях он оказывается среди людей, а значит должен правильно себя вести.

Наиболее  разумные правила человечество  пронесло через века, закрепляя уважение и доброе отношение к людям как норму. Многие правила этикета вобрали в себя народную мудрость и со временем стали пословицами и поговорками .

Работа в группах. Собери пословицу и объясни их смысл.  

Слайд 5 ( расспыпанные половицы)

Пообещал сделать – сделай . Не можешь – не обещай.                            

Не стыдно молчать, коли  нечего  сказать.                            

Говорит день до вечера, а послушать нечего.                                                                     Что в другом не любишь,  того и сам не делай.

  1. Работа с учебником.  ( СЛАЙДЫ НА ЭКРАН 6, 7, 8, 9. )

 Виды этикета:   речевой ,Деловой ,Столовый ,Праздничный Повседневный, профессиональный, Воинский, Этикет телефонного разговора и другие.

Большую часть времени мы проводим в школе. Давайте поговорим о нормах школьного этикета.

1  Рассмотрим несколько ситуаций из школьной жизни и постараемся вывести из них общие правила этикета. Страницы книги выведен на экран).

-Поздороваться с несколькими учителями, около двери.

- Помощь одноклассникам .

- В раздевалке.

- В столовой.

2.Школьный этикет охватывает нашу речь. (Текст Н.Носова) слайд № 10

Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома» ( отрывок)

Подумать только, как быстро время летит! Не успел я оглянуться, как каникулы кончились и пришла пора идти в школу. Целое лето я только и делал, что бегал по улицам да играл в футбол, а о книжках даже позабыл думать. То есть я читал иногда книжки, только не учебные, а какие-нибудь сказки или рассказы, а так чтоб позаниматься по русскому языку или по арифметике - этого не было. По русскому я и так хорошо учился, а арифметики не любил. Хуже всего для меня было - это задачи решать. Ольга Николаевна даже хотела дать мне работу на лето по арифметике, но потом пожалела и перевела в четвертый класс так, без работы.

- Не хочется тебе лето портить, - сказала она. - Я переведу тебя так, но ты дай обещание, что сам позанимаешься по арифметике летом.

Я, конечно, обещание дал, но, как только занятия кончились, вся арифметика выскочила у меня из головы, и я, наверно, так и не вспомнил бы о ней, если б не пришла пора идти в школу. Стыдно было мне, что я не исполнил своего обещания, но теперь уж все равно ничего не поделаешь.

 - Быстро и невыразительно

Речь наша должна быть не только наполнена смыслом, но и выразительна.

- Громко и тихо. Из школы вы приходите домой, где необходимо соблюдать этикет. Представьте, поздний вечер. Город засыпает и  вдруг в одной квартире….. Потом зазвонил телефон….. Но сегодня Варя сделает всё правильно согласно этикету . Пригласим её на сцену ( тихие аплодисменты).

 

5. Физкультминутка. Игра «Ручеёк» вместе с гостями.  ( слайд № 11)

Вы позволите Вас пригласить, Разрешите Вас пригласить.

После игры проводить гостью на её место.

  1. - Ребята, вы любите мультфильмы?

Смотрим отрывок, наблюдаем за героями. (Винни Пух )

Обсуждение.

Не ходят рано утром и поздно вечером.

О своем приходе предупреждают звонком.

Приходят к назначенному времени.

В гостях не теряют чувство времени.

Поблагодарить.

  1. Вы любите не только смотреть кино , но и читать. Много книг прочитано  за три года. Одной из любимых - Григорий Остер и его «Вредные советы» ( слайд 12)        

В шутливой  форме автор учит нас соблюдать правила приличия и этикета, чтобы не оказаться в неловкой ситуации. Вспомним….

Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов: «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.

Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лежа в луже, —
Ты ничуть не огорчен.
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.

А сейчас мы не только услышим, но и увидим …

8.Инсценирование правил этикета с последующим анализом

 СЦЕНКА : «В ТЕАТРЕ».

Ученик 1: (с шутливой интонацией)  

Посещайте почаще театральный буфет.

Там пирожные с кремом, с пузырьками вода,

Как дрова, на  тарелках шоколадки лежат,

И сквозь трубочку можно пить молочный коктейль.

Ученик 2:   (с шутливой интонацией)  

Не просите билеты на балкон и партер,

Пусть дадут вам билеты в театральный буфет.

Уходя из театра, унесите с  собой

Под трепещущим сердцем в животе бутерброд! (ученики расходятся)

     

СЦЕНКА: Звенят 3 звонка.

Васечкин в буфете берёт большой стакан с «попкорном», плитку шоколада, большую булку и, запыхавшись, бежит в « зрительный зал», где сидят «зрители» и внимательно «смотрят спектакль». Васечкин начинает пробираться между рядами, повернувшись спиной к сидящим, роняет стакан с «попкорном» на колени сидящих на первом ряду со словами «Зря деньги потратил».

Добирается до своего места, начинает расспрашивать, что уже показывали артисты, на него «шикают».

Васечкин начинает шумно разворачивать и есть (пачкает руки)  шоколад. Соседи тихо ему делают замечание. Громко зевает, смотрит на руки и начинает выбираться из зала со словами «Мне руки нужно помыть».  «Зрители» делают ему замечание.       

На последних словах артисты замирают в мизансцене.

ОБСУЖДЕНИЕ.

Спасибо артистам. Вам понравилось. Как поблагодарим артистов?

А ещё можно сделать КОМПЛИМЕНТ ….

10.Современный человек не может обойтись в общении без комплимента.

Комплимент  как элемент языковой культуры широко представлен в ситуациях повседневного речевого поведения и является одним из наиболее ярких и востребованных проявлений человека в ситуациях повседневного речевого взаимодействия.

- скажите комплимент  нашим артистам (Спасибо за  игру)

- девочке ( Тебе идет эта прическа, Ты хорошо выглядишь)

-родной школе 

1. Мне очень нравится школа. 2. Школа- это мой второй дом. 3. Когда я ухожу со школы, то мне очень хочется вернутся. 4. На каникулах я все время думаю о школе. 5. В школе у меня все друзья и любимые учителя. 6. В школе мне очень уютно.

- маме

  • самая замечательная, справедливая, любимая, умная, добрая;
  • веселая, прикольная, красивая и заботливая;
  • как хорошо, что ты у меня есть;
  • мне очень повезло с такой мамой;
  • дороже чем ты, у меня нет никого;
  • ты мое солнышко;
  • твоя улыбка самая добрая, лучезарная и яркая.
  • Обратите внимание на внешность. Такой комплимент всегда легко говорить, так как все изменения не должны проходить мимо вашего внимания. Не стесняйтесь! Поверьте, с каждым разом у вас это будет получаться все лучше и лучше.
  • Похвалите кулинарный талант. Наверняка у вас есть любимое мамино блюдо, которое она готовит лучше любого шеф-повара. Замечайте все ее успехи и достижения, ей это будет очень приятно.


11. – Ребята, а вы любите подарки?  

Правила этикета. ( подарки не дарят в коридоре, за исключением цветов.

Вручая подарок не торопясь , говоря при этом теплые слова.

Получая подарок, не откладывай  сторону, разверни упаковку и поблагодари.

-  Предлагаю сделать подарок нашим гостям – песню.

12. Итог урока. 

Правил этикета много

С другими можно познакомиться в этих книгах (ВЫСТАВА КНИГ), чтобы чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Хочется надеяться, что все о чем мы сегодня говорили вы не будете забывать.

Ведь вежливым человек не рождается, а становится.

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей.

Это родительское собрание, на котором рассматривается проблема поведения учащихся в школе и дома. Форма проведения - дискуссионный клуб.Обсуждаются следующие вопросы: "Что значит быть культурным челов...

Открытый урок по предмету «Основы светской этики» Класс 4 Тема : Жизнь священна

Познакомить уч-ся с понятиями: жизнь человека, единые общечеловеческие ценности;-учить формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с раз...

Справедливость и милосердие. Конспект урока 4 класс. Светская этика

Разработка урока по теме Справедливость и милосердие для 4 класса. Светская этика....

Методическая разработка урока по литературному чтению !Уроки этики в авторском произведении. Л. Муур «Крошка Енот».

Данная методическая разработка представляет собой пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания прим...

Урок этики "Мой класс-мои друзья"

Цели: 1. Расширение знаний детей о дружбе.2. Развитие умения аргументировать свою точку зрения, вести рассуждения.3. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, ...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки"

Публикация включает в себя технологическую карту урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки" и презентацию к уроку.УМК системы развив...

презентация к уроку этики в 4 классе "Стыд.Вина.Извинение"

4 класс Урок № 21 Модуль «Основы светской этики»Тема: «Стыд, вина и извинение»Цель:        Создать условия для формирования этических норм по...