Знакомство с учебником ОРКСЭ 4 класс
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)

Дудкова Анна Николаевна

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.
  1. Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе.

Характеристика пособия для учащихся.

- Рассмотрите обложку учебника, прочтите название.

- Учебное пособие познакомит вас с основами светской этики. (см.аннотацию)

Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? В этом поможет разобраться светская этика. Вы узнаете, что такое настоящая дружба, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет и многое другое.

- Как вы думаете, почему на обложке этого учебника изображена эмблема – дерево?

(Дерево знаний, дерево как символ развивающейся жизни и т.д.)

- Прочитайте на стр.3 («Содержание») темы предстоящих уроков. Читают по цепочке.

- Есть ли среди прочитанных слов такие, значения которых вам не известны?

- Какие темы занятий вас интересуют уже сейчас?

- Как вы думаете, почему изучение «Светской этики» начинается с темы «Россия - наша Родина»?

(Мы живём в обществе, среди людей. Мы являемся  частичкой этого общества, мы – граждане государства, мы – россияне.)

- Я хочу начать наш урок с просмотра видеофрагмента.

Слайд 2  Просмотр видеофрагмента.

(Звучит песня «Моя Россия». Во время просмотра видеофрагмента на данном слайде меняются картины природы нашей Родины)

- Что вы почувствовали при просмотре? (Раздолье, простор, гордость, одухотворенность и т.д.)

- О какой стране пелось в услышанной вами песне? (О России)

- Россия – удивительная страна. Она такая большая, что, когда в одном конце страны утро, в другом – глубокая ночь. Где-то тепло и светит солнце, а где-то метут метели и люди топят печки, чтобы не замерзнуть.

Одним милее осень,
Другим милей весна.
А родина Россия.
У нас у всех… (одна)!

Работа над новым материалом.

1. На слайде помещён рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»

Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина. (К. Д. Ушинский).

Задание: Прочитайте рассказ К. Д. Ушинского на слайде и абзац 2 учебника на странице 4. Обсудите в парах: Что общего у этих текстов? Что различного?

- Назовите синонимы к слову Родина. (Отечество, Отчизна, матушка)

- Почему Родину называют Отечеством?

- Почему Матушкой?

- Послушайте, как об этом говорят ваши ровесники.

Слайд 3Просмотр фрагмента видеофильма «Мой мир – Россия»

В ходе обсуждения фрагмента видеофильма и анализируя высказывания детей о Родине учитель предлагает детям выполнить задание.

Слайд 4 «Составьте пословицы»

 

Нет ничего на свете краше, 

Родимая сторона — мать,     

Всякому мила 

Чужбина — калина,

На чужбине родная землица

Береги землю родимую,                                                                                                                                                                                                                                    

...во сне снится.

...Родина — малина.

...как мать любимую.

...своя сторона.

...чем родина наша.

...а чужая — мачеха.

«Родина – значит родная, как мать и отец. Родина - место, где мы родились, страна, в ко-торой мы живем, где живут наши близкие, родные, где жили наши прабабушки и праде-душки. Родина у каждого человека одна.

Послушайте стихотворение о Родине.

Родина моя – бескрайняя Россия

И Сибирь, и Волга, и Урал…

Все места для русского святые,

Где бы ты в России не бывал.

Каждая березка, кустик каждый,

Задремавшие в снегу поля –

Все напомнит нам о самом важном,

Только здесь родимая земля!

И куда б судьба не заносила,

Не дано забыть нам об одном –

Это ненаглядная Россия

Есть единственный наш отчий дом.

                                                      Т. Коти»

- Всё это вдохновляло художников, поэтов, писателей, композиторов на создание произведений о Родине.

(  Показ иллюстраций картин известных художнико: И.Левитан «Тихая обитель», А.Саврасов «Грачи прилетели», В.Д.Полёнов  «Московский дворик» )

Вывод : родина у каждого своя.

- Работа с тетрадью.

(Рабочая тетрадь Т.В.Комаровой  с.7-8 задание № 8)

  1. - Что вы можете сказать о территории России, какие реки, моря, озёра, горы находятся на её территории? Какие города вам известны?

      « Наша Родина - это великая страна Россия. Россия – самая большая страна в мире! Тринадцатьморей и два океана омывают Россию. В России 120 тысяч рек. Среди них есть могучие реки - Волга, Обь, Енисей, все они несут свои воды в моря и океаны. Славится Россия своим великим озером Байкал. В России очень много городов, сел, деревень.

Богата наша Родина природными богатствами: лес, нефть, газ, каменный уголь. Но самое большое богатство – это люди, которые своим трудом и талантом преумножают богатство нашей России, вызывая чувство гордости за свою Родину и свой народ».

    5. -  Какие русские военачальники вам известны?  

- Что вам известно о защитниках нашей Родины?

(А.В.Суворов,  П.И.Багратион,  Г.К.Жуков)

- Можно ли этих людей назвать патриотами? Почему?

- Как вы понимаете значение этого слова?  

Патриот – человек, который любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Патриотизм – любовь, эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать её от врагов.

 - Все ли из перечисленных людей русские?

Вывод: Россия – многонациональное государство. Неважно, какой национальности человек. Важно, что каждый внёс вклад в развитие , свободное, независимое существование страны, в которой живёт.

IV. Закрепление.

 Самостоятельная работа.

 1. Дети читают текст по абзацам. Выделяют главную мысль.

   ( В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений. Россия стала такой большой именно потому, что она разрешила людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что  её граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это её люди.)

Продолжи фразу(слайд)

Тест(слайд)

2. Рабочая тетрадь Т.В.Комаровой  с.6 задание № 6

V. Подведение итогов урока.

-Чем богата наша страна? (природа, люди…)

6. Задание на дом.

Рабочая тетрадь Т.В.Комаровой  с.6-7 задание № 7

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.
  1. Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе.

Характеристика пособия для учащихся.

- Рассмотрите обложку учебника, прочтите название.

- Учебное пособие познакомит вас с основами светской этики. (см.аннотацию)

Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? В этом поможет разобраться светская этика. Вы узнаете, что такое настоящая дружба, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет и многое другое.

- Как вы думаете, почему на обложке этого учебника изображена эмблема – дерево?

(Дерево знаний, дерево как символ развивающейся жизни и т.д.)

- Прочитайте на стр.3 («Содержание») темы предстоящих уроков. Читают по цепочке.

- Есть ли среди прочитанных слов такие, значения которых вам не известны?

- Какие темы занятий вас интересуют уже сейчас?

- Как вы думаете, почему изучение «Светской этики» начинается с темы «Россия - наша Родина»?

(Мы живём в обществе, среди людей. Мы являемся  частичкой этого общества, мы – граждане государства, мы – россияне.)

- Я хочу начать наш урок с просмотра видеофрагмента.

Слайд 2  Просмотр видеофрагмента.

(Звучит песня «Моя Россия». Во время просмотра видеофрагмента на данном слайде меняются картины природы нашей Родины)

- Что вы почувствовали при просмотре? (Раздолье, простор, гордость, одухотворенность и т.д.)

- О какой стране пелось в услышанной вами песне? (О России)

- Россия – удивительная страна. Она такая большая, что, когда в одном конце страны утро, в другом – глубокая ночь. Где-то тепло и светит солнце, а где-то метут метели и люди топят печки, чтобы не замерзнуть.

Одним милее осень,
Другим милей весна.
А родина Россия.
У нас у всех… (одна)!

Работа над новым материалом.

1. На слайде помещён рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»

Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина. (К. Д. Ушинский).

Задание: Прочитайте рассказ К. Д. Ушинского на слайде и абзац 2 учебника на странице 4. Обсудите в парах: Что общего у этих текстов? Что различного?

- Назовите синонимы к слову Родина. (Отечество, Отчизна, матушка)

- Почему Родину называют Отечеством?

- Почему Матушкой?

- Послушайте, как об этом говорят ваши ровесники.

Слайд 3Просмотр фрагмента видеофильма «Мой мир – Россия»

В ходе обсуждения фрагмента видеофильма и анализируя высказывания детей о Родине учитель предлагает детям выполнить задание.

Слайд 4 «Составьте пословицы»

Нет ничего на свете краше, 

Родимая сторона — мать,     

Всякому мила 

Чужбина — калина,

На чужбине родная землица

Береги землю родимую,                                                                                                                                                                                                                                    

...во сне снится.

...Родина — малина.

...как мать любимую.

...своя сторона.

...чем родина наша.

...а чужая — мачеха.

«Родина – значит родная, как мать и отец. Родина - место, где мы родились, страна, в ко-торой мы живем, где живут наши близкие, родные, где жили наши прабабушки и праде-душки. Родина у каждого человека одна.

Послушайте стихотворение о Родине.

Родина моя – бескрайняя Россия

И Сибирь, и Волга, и Урал…

Все места для русского святые,

Где бы ты в России не бывал.

Каждая березка, кустик каждый,

Задремавшие в снегу поля –

Все напомнит нам о самом важном,

Только здесь родимая земля!

И куда б судьба не заносила,

Не дано забыть нам об одном –

Это ненаглядная Россия

Есть единственный наш отчий дом.

                                                      Т. Коти»

- Всё это вдохновляло художников, поэтов, писателей, композиторов на создание произведений о Родине.

(  Показ иллюстраций картин известных художнико: И.Левитан «Тихая обитель», А.Саврасов «Грачи прилетели», В.Д.Полёнов  «Московский дворик» )

Вывод : родина у каждого своя.

- Работа с тетрадью.

(Рабочая тетрадь Т.В.Комаровой  с.7-8 задание № 8)

  1. - Что вы можете сказать о территории России, какие реки, моря, озёра, горы находятся на её территории? Какие города вам известны?

      « Наша Родина - это великая страна Россия. Россия – самая большая страна в мире! Тринадцатьморей и два океана омывают Россию. В России 120 тысяч рек. Среди них есть могучие реки - Волга, Обь, Енисей, все они несут свои воды в моря и океаны. Славится Россия своим великим озером Байкал. В России очень много городов, сел, деревень.

Богата наша Родина природными богатствами: лес, нефть, газ, каменный уголь. Но самое большое богатство – это люди, которые своим трудом и талантом преумножают богатство нашей России, вызывая чувство гордости за свою Родину и свой народ».

    5. -  Какие русские военачальники вам известны?  

- Что вам известно о защитниках нашей Родины?

(А.В.Суворов,  П.И.Багратион,  Г.К.Жуков)

- Можно ли этих людей назвать патриотами? Почему?

- Как вы понимаете значение этого слова?  

Патриот – человек, который любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Патриотизм – любовь, эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать её от врагов.

 - Все ли из перечисленных людей русские?

Вывод: Россия – многонациональное государство. Неважно, какой национальности человек. Важно, что каждый внёс вклад в развитие , свободное, независимое существование страны, в которой живёт.

IV. Закрепление.

 Самостоятельная работа.

 1. Дети читают текст по абзацам. Выделяют главную мысль.

   ( В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений. Россия стала такой большой именно потому, что она разрешила людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что  её граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это её люди.)

Продолжи фразу(слайд)

Тест(слайд)

2. Рабочая тетрадь Т.В.Комаровой  с.6 задание № 6

V. Подведение итогов урока.

-Чем богата наша страна? (природа, люди…)

6. Задание на дом.

Рабочая тетрадь Т.В.Комаровой  с.6-7 задание № 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по литературному чтению  на тему: "Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника" 1 класс (конспект + презентация)...

МИР ОБЩЕНИЯ (17 часов) Знакомство с учебником. Мир общения. Собеседники. Урок освоения новых знаний и способов действий. Знакомство с письмом как разновидностью текста

- объяснять значение жестов, мимики и рисунка для передачи информации;- обогащать запас слов-приветствий, использовать их в речи;- уметь находить слова с изученными в 1 классе орфограммами, объяснять ...

Конспект урока на тему: Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. 1класс

Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. 1класс...

ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №2 «Знакомство с учебником «Основы светской этики»

ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №2 «Знакомство с учебником «Основы светской этики»...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Что значит быть моральным?" (Учебник ОРКСЭ 4-5 класс)

Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение моральных норм и ценностей современного общества.Задачи урока:Дидактические:Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовн...

Презентация к уроку литературного чтения: "Знакомство с учебником" (1 класс, УМК "Школа России")

Презентация к уроку литературного чтения: "Знакомство с учебником" (1 класс, УМК "Школа России")...