Разработки уроков № 1, 16. 30, 31 ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Зинченко Зинаида Васильевна

Цели уроков:

  • дать первоначальное представление о культурных традициях;
  • познакомить с понятиями духовный и материальный мир;
  • воспитывать у обучающихся чувство патриотизма, уважительного отношения к своей Родине.
  • подготовить учащихся к созданию творческих проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Уроки 1,16, 30,31 ОРКСЭ36.25 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Зинченко Зинаида Васильевна,

МБОУ СОШ № 16 Белоглинского района.

Разработки  уроков по курсу  ОРКСЭ модуль « Основы православной культуры».

Тема 1: Россия – наша Родина

Пояснительная записка

Данный урок является сквозным во всех 6 модулях и проводится первым. Он рассчитан на 1 час для  детей 4-ых классов.

Цели урока: 

  • дать первоначальное представление о культурных традициях;
  • познакомить с понятиями духовный и материальный мир;
  • воспитывать у обучающихся чувство патриотизма, уважительного отношения к своей Родине.

В ходе урока используются следующие методы: частично-поисковый, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный диалог.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, фронтальная.

Средства обучения: раздаточный материал, мультимедиа проектор, учебник, рабочая тетрадь, материал для прослушивания: «Хор Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинка, Г. Струве. «У моей России» , «Вспомним, братцы, россов славу».

Ожидаемые результаты: расширение представления о  Родине, Отчизне, о духовном мире человека, о культурных традициях страны;

Ознакомление с новым предметом «Основы православной культуры».

Ход урока

I. Орг. момент

(Звучит песня В.Баснера – М.Матусовского "С чего начинается Родина?"

II. Актуализация опорных знаний.

– Как вы думаете, почему наш урок начался с такой песни, какая будет тема сегодняшнего урока?

– Правильно, сегодня мы с вами поговорим о Родине.

- Подберите к этому слову синонимы (Отчизна, Отечество)

- Что же такое Родина, Отчизна, Отечество? (дети объясняют смысл данных слов)

- Сегодня на уроке мы начнём вести словарик новых понятий и слов, давайте запишем в него эти слова.

– Откуда произошло слово “родина”?

Слово “родина” произошло от древнего слова “род”, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого – либо старинного древнего рода. А само слово “род” обозначает древнейшего бога славян Рода.

– Какие однокоренные слова слову “родина”, вы можете привести?

Родители – отец и мать, у которых рождаются дети. Родич – родственник, член рода. Родня – родственники. Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.

На столе у обучающихся конверт со словами пословицы. Дети работают в парах.

- Ребята, соберите пословицу и объясните её смысл. Двое обучающихся работают у доски.

На доске появляется пословица:

Где родился, там и пригодился.

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна.

– Мы должны любить свою Родину, быть готовыми в любую минуту встать на ее защиту и, конечно же, хорошо знать историю своей страны.

– А как называется наша Родина?

– Наше государство называется Россия, Российская Федерация.

– Как называется столица нашего государства?

– Какие ещё города России вы знаете?

– Оказывается, как много в нашей стране городов и как много в ней народностей проживает.

Заранее подготовленные ученики читают стихотворение.

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву,
Другим – степной простор.

У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один – черкеску носит,
Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.
Одним – милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина Россия

У нас у всех – одна.

III.Открытие новых знаний.

1.Все мы гордимся своей Родиной, одни посвящают ей свои стихи, песни, другие пишут картины. А вот великий поэт А.С. Пушкин написал в свое поэме «Руслан и Людмила» следующее:

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух... там Русью пахнет!

-Как вы понимаете выражение «Русский дух»? Подберите к  слову дух однокоренные слова. (духовный, душевный)

- Наш мир, ребята делится на внешний - материальный и внутренний - духовный.

-Что же такое духовный мир?  Обратимся к учебнику (стр.4)

Обучающиеся читают в учебнике определение духовного мира. Запишите словосочетание в словарик.

 Игра «Плюс - минус»

( На доске нарисованы контуры двух сосудов. Над одним контуром стоит знак «+», над другим – «-»)

Как во внешнем, так и во внутреннем мире есть светлое и тёмное, высокое и низкое, красивое и безобразное. Давайте мы сейчас с вами проведём небольшую игру «Плюс - минус». Вы будете называть различные черты характера, а мы должны их будем распределить по сосудам.

-

+

злость

доброта

ненависть

любовь

- Какой сосуд вам больше нравиться и почему?

- Какого человека называют духовным?

Человек сам вправе определять, что из этого выбрать, чем питать свою душу. И этот выбор никогда не бывает лёгким.

 Знакомство с новым предметом.

  Сегодня вы начинаете изучать новый школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Я надеюсь, что на этих уроках вы сумеете найти ответы на многие интересующие вас вопросы, важные для каждого человека. Эти уроки помогут вам разобраться во внутреннем мире человека, научат жить в мире и согласии с людьми разных национальностей и веры, познакомитесь с их культурными традициями.

Вечные ценности – то, что ценится во все времена. Как вы думаете, вечные ценности относятся к материальному или к духовному миру?

У каждого народа – своя культура и свои традиции.

- Как вы понимаете, что такое традиции? Давайте обратимся к толковому словарю.

Традиция - (от лат. traditio - предание ) - передача образцов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение.

- Запишите данное слово в свой словарик.

IV.  Закрепление. Работа с материалом учебника на странице 5.

 -Самостоятельно прочитайте текст с 3 абзаца  до конца страницы и попробуйте привести примеры традиций нашей страны.

V. Рефлексия

- У вас на столах лежат полоски  со словами, выберите те слова, которые можно отнести к сегодняшнему уроку. (слова написаны на полосках двух цветов: жёлтые: интересный, добрый, светлый, заставляющий думать, яркий; голубые: скучный, непонятный, сложный, простой, грустный; )

1-2 ученика читают выбранные слова, комментируя свой выбор.

VI. Итог урока.

Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. Вы граждане многонациональной страны объединенной одними государственными символами. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы дети России - вы надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках!

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые трудности мы осилим

И только в единстве сила России.

VII. Домашнее задание.

- Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье.

- Оформите страницу вашего словарика своими рисунками или  иллюстрациями объясняющими смысл данных слов.

Урок  16 курса  «Основы Православной культуры».  Зачетные задания

Цели урока: подготовить учащихся к созданию творческих проектов.

В ходе урока используются следующие методы: частично-поисковый, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный диалог.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая, фронтальная.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, мультимедиа проектор.

Ожидаемые результаты: расширение представления о  Родине, Отчизне, о духовном мире человека, о культурных традициях страны;

I. Орг. момент.

   Добрый день, рада вас видеть. Сегодня у нас необычный урок. Мы немного волнуемся. Давайте настроится на совместную работу. Для этого я вас попрошу встать и дружно  взяться за руки. Передайте соседям положительный импульс. Надеюсь, весь урок вы будете так же внимательны   друг к  другу.

II. Введение в тему.

Завершается учебный год. Он был необычен, так как мы впервые сделали попытку совершить путешествие не в лес и не музей, а во внутренний сокровенный мир человека – в мир его души.

В названии нашего курса – «Основы православной культуры» — для нас очень важно первое слово.

Основа — это корень, то, из чего растет все остальное. Основы православной культуры – это:

- вера в Бога,

- вера в учение Христа,

- вера в Его жертву и воскресение;

- Библия и Евангелие;

- стремление жить по заповедям;

- забота о чистоте своей души и о пользе ближнего.

Из этого корня, общее имя которому Христианская Вера, вырастают плоды православной культуры, в частности:

- милосердные дела и героические поступки христиан;

- величественные храмы;

- прекрасные иконы;

- молитвы христиан о себе и о других.

В пятом классе мы продолжим наш разговор.

III. Работа в группах.

А сейчас сделайте  небольшую творческую работу. Из перечисленных выше тем выберите  одну. Вспомните , как об этом мы размышляли на наших уроках. В своей работе попробуйте  объяснить, почему вам кажется, что эта сторона веры и жизни христиан важна для человека. Опишите, как то или иное верование помогает умножать количество добра в мире.

Можете написать сочинение  на тему «Как я понимаю «золотое правило этики»? В группах дети обмениваются мнениями и распределяют темы для творческих работ.

IV. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

V. Домашнее задание. Выполнить творческие задания. При подготовке работы совсем не запрещается обращаться к помощи старших членов семьи. Кстати, если во время каникул вы с семьей или друзьями увидите православный храм, можете зайти туда для того, чтобы ты сам провел в нем экскурсию, используя знания, которые ты получил на наших уроках. Можно использовать интернет-ресурсы    

http://lib.pstgu.ru/icons/

http://pravolimp.ru

http://zakonbozhiy.ru

http://azbyka.ru/tserkov/

Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Цель. создать условия для формирования ценностей культуры России, чувства патриотизма,  толерантности и прав человека.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия: Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности. Народ

Средства наглядности: символика России, карта России, мультимедиа проектор, записи песен  «Я, ты, он, она», «Ты, да я, да мы с тобой».  

Ход урока: Организация деятельности учащихся.

  1. Рассказ учителя. Наше Отечество зародилось на равнине. Вокруг нашей страны не было ни высоких гор, ни морей, которые отделяли бы нас от соседних народов.

Более того, с самого начала первые русские города соседствовали с поселениями других народов. Карелы, литовцы (литвины), ненцы, вепсы – наши древнейшие сограждане.

С южными и восточными соседями у Руси и позднее у России были сложные отношения. Были и войны и мирное сотрудничество. Но порой более далекие и грозные народы угрожали нашим ближайшим соседям – и тогда они просили у России защиты.

Например, уже в 15 веке калмыки стали все дальше уходить от невзгод, происходивших у них на родине (сегодня это Китай). Через двести лет непростых странствий калмыки подошли к берегам Волги, то есть к тогдашним границам России.

Они попросили у русского царя принять их в подданство и выделить им земли в пределах России. Царь Алексей Михайлович пригласил калмыков перейти Волгу и не потребовал от них отказаться от их веры (буддизма) и принять православие. Так калмыки стали единственным народом в Европе, который исповедует буддизм.

Калмыкам было разрешено сохранить их традиции и законы. Они продолжали жить по своему так называемому «Степному уложению».

С каждым веком все умножалось число мусульманских народов, входивших в состав России. Им разрешалось соблюдать мусульманские законы.

Так в России сложилось два уровня законов.

Один – гражданский, обязательный для всех ее граждан, независимо от их веры и национальности.

Другой, религиозный, свод законов был значим только для тех людей, которые сами хотели жить именно по нему. Религиозные общины могли сами управлять своей жизнью. Правила жизни православных христиан не были обязательны для мусульман, а законы, дорогие для мусульман, не имели власти над людьми других религий.

За более чем тысячу лет своей истории Россия не знала религиозных войн. Ни один ее народ никогда не нападал на соседей для того, чтобы навязать ему свою веру.

С каждым веком раздвигались границы России. И с расширением своих границ Россия становилась все более и более разнообразной, разно-национальной, разноязыкой.

Обилие народов, языков, культур и религий России мы рассматриваем сегодня не как угрозу или проблему, а как богатство. И в прошлом и в настоящем многие беды и победы стали общими для всех нас. Одни поля, одни леса и реки радуют всех нас своей красотой. Здесь, в этой общей земле лежат наши предки. Здесь будут жить и ваши дети.

При многовековой совместной жизни наши народы, конечно, многое перенимали друг у друга. И всегда мир православия был открыт для людей любой национальности. Среди народов, которые решили вместе с русскими идти путем Православия, можно назвать якутов, чувашей, мари, мордву …

Среди великих государственных деятелей России, ее художников, ученых, воинов, писателей вы еще не раз встретите людей, чьи корни уходят в другие народы и страны. Но эти люди искренне полюбили Россию и православие, и в итоге своими талантами они обогатили православную культуру.

Православие призывает любить Христа. Но если кто-то верит и молится иначе – нельзя в этом видеть повод для оскорбительного отношения к этому человеку.

Было бы хорошо, если бы по завершении наших встреч вашей поговоркой стало бы присловье святого Амвросия Оптинского: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем моё почтение».

  1. Беседа. Примерные вопросы для беседы с учащимися:

Как вы понимаете любовь и уважение к отечеству?

Как вы понимаете патриотизм?

Почему Россия многонациональное государство?

Какие народы и народности, населяющие Россию, вы можете назвать?

Могли бы вы показать место их проживания на карте?

Почему Россия многоконфессиональное государство?

Какие основные конфессии в России вы знаете?

  1. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? 1. Нарисуйте в тетради  контуры  человека. Мы не знаем, где живет этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек.  Подумайте и напишите, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля.(звучит песня «Ты, да я, да мы с тобой»)    Проверка выполнения задания и запись на доске качеств характера. Вывод: Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать, и ненавидеть друг друга. Все равно, какой ты национальности, какого цвета кожи.
    – Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно.

2. Нарисовать в центре листа круг, в нем написать "Я могу”. Вокруг изобразить лучи, вдоль которых написать, что ты можешь сделать для других. При этом надо постараться, чтобы этих лучей было как можно больше. По завершении каждый прочитает и прокомментирует написанное.

Вывод: Каждый человек – уникальная личность. В чем-то он совершенно не подражаем и вне всякой конкуренции. И верить в свою исключительность необходимо каждому.

  Народное творчество, стихи, песни, кухня народов России.

(подготовленное выступление группами уч-ся, отчёт по проектам).

  1. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.
  2. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).
  3. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.
  4. Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Отечество, любовь к Родине, уважение, патриотизм, народ.
  5. Обсуждение результатов самостоятельной работы.
  6. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.  
  7. Рефлексия. 

 В конце  мне бы  хотелось  сказать, что наш  класс – это маленькая семья. Все мечтают, чтобы в их семье  всегда  царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было  бы ни ссор, ни ругани. А что  же для этого нужно?

Детское братство. Хоровод дружбы.

 _А сейчас я предлагаю вам попробовать сделать всем вместе из бумаги символ братства.

   1. Возьмите альбомный лист бумаги  сложенный гармошкой.

   2. Вырежьте по контуру сложенную фигурку. Придерживайте бумагу, чтобы  слои не смещались.

   3. Раскройте гармошку – у вас получатся держащиеся за руки человечки. Им  можно нарисовать лица.

   - А теперь давайте склеим руки крайних человечков вместе – получится хоровод дружбы.

(Звучит песня «Я, ты, он, она».)

           Очень важно жить в дружбе, и тогда  братская дружба станет непобедимой силой.

Традициями добрососедства испокон веков славился русский народ.

 Земля русская собиралась веками; за её целостность и безопасность заплатили жизнями миллионы русских людей. Они надеялись, что когда- нибудь жить станет легче и счастливее, если не детям, то внукам, не внукам, то правнукам – и их труды не пропадут напрасно. Поэтому они завещали нам беречь нашу Родину. Свято следовать этому завету – значит быть патриотами.

   - Гордитесь, дети, своей страной, прославляйте её добрыми и нужными стране делами, учитесь, чтобы стать полезными своей стране, помните святые страницы истории своего города и старайтесь идти по миру с миром.  На столах у вас есть смайлики, один веселый, а второй грустный. Если вам понравилось наше занятие и вы чувствовали себя хорошо прикрепите на солнышко весёлый, а если тебе было грустно и не интересно, то прикрепите грустный.

  1. Задание на дом: обратившись за помощью к членам семьи, подготовьте сообщение о православии по вопросам.

Вопросы

1. Знаете ли вы, какие еще религии, кроме православия, исповедуются народами России?

2. Что такое свобода совести?

3. Может ли нерусский человек быть членом Русской Православной Церкви? А ее священником?

4. В чем отличия гражданского закона от религиозных законов?

Урок 31. Подготовка творческих проектов

Виды деятельности: самостоятельная деятельность учащихся

Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинений и исследовательских работ.

Ход урока:

  1. Обсуждение темы, организация творческих групп, планирование деятельности.
  2. Индивидуальная работа групп.

Примерные темы творческих работ:

  1. Темы сочинений

«Как я понимаю православие»

«Что такое этика?»

«Значение религии в жизни человека и общества»

«Православный храм как произведение архитектуры»

«Экскурсия в православный храм»

«Православные святыни»

«Шедевры православной культуры»

«Православные праздники»

«Крещение Руси как начало великой русской культуры»

«Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?»

«Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»

«Возможен ли подвиг в мирное время?»

«Мое отношение к миру»

«Мое отношение к людям»

«Мое отношение к России»

«С чего начинается Родина»

«Герои России»

«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»

«Мой дедушка – защитник Родины»

«Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий»

  1. Темы исследовательских работ:

Как христианство пришло на Русь

Христианское отношение к природе.

Святые в отношении к животным.

Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского, праведного Феодора Ушакова, Александра Суворова или других)

Уроки 32 – 34. Презентация творческих проектов

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...