ОРКСЭ. Основы светской этики. Урок по теме: "Добродетель и порок". 4 класс.
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Аксёнова Елена Владимировна

Урок по теме "Добродетель и порок". Тип урока: урок открытия новых знаний. Используемые технологии: критическое мышление, продуктивное чтение, технология сотрудничества. Формы работы: групповая деятельность обучающихся. В материалах к уроку имеются конспект урока, презентация, приложения с картинками и заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon dorkse._svetkaya_etika._dobrodetel_i_porok.zip2.57 МБ

Предварительный просмотр:

             Государственное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

                                               средняя  общеобразовательная  школа № 692

                                                                 Калининского района

                                                                 г. Санкт - Петербурга

                Курс:  «Основы религиозных культур и светской этики»

                                 Модуль: «Основы светской этики»

 

                                                          Тема

                                   «Добродетель  и  порок»

                                       ( разработка урока №7)

       

                                                                       Аксенова Елена Владимировна

                                                                          учитель начальных классов

                                                        2017 г.

                                               

         

               Цель урока: создание условий для приобщения детей к человеческим ценностям, подвести  учащихся  к осознанию  важности  добродетели  как  характеристики личности, по которой ее оценивают другие люди.

Задачи урока:

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на

  основе представлений о нравственных нормах

-воспитывать желание быть духовно нравственным человеком

-создать условия для осознания учащимися ценности добродетели в человеческой

  жизни

-раскрыть смысл понятий «добродетель», «порок», «нравственный человек»

-подвести детей к осознанию важности самовоспитания

-развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе

  групповой работы

Технологии: продуктивное чтение, критическое мышление, технология сотрудничества.

Оборудование к уроку:

 -учебник «Основы светской этики» 4-5 кл. (М., «Просвещение», 2012)

-мультимедиа

-презентация

Для работы в группах:

-ватман (2 шт.), клей

-карточки с заданиями

-карточки со словами, обозначающими добродетели и пороки

-карточки с заданиями для самостоятельной работы

                                      Ход урока:

Класс делится на 3 группы.

I. Организационный момент.

1.Приветствие.     

2.Слайд 1   

Учитель: - Прочитайте, пожалуйста, пословицу и объясните ее смысл.

- С каким понятием связана пословица? (с понятием «добро»)

- Вспомните тему прошлого урока. О чем мы говорили? (о добре и зле)

- Что такое добро?

- Что такое зло? Глоссарий к слову зло.

II. Проверка домашнего задания.

Обсуждение результатов выполнения домашнего задания урока №6 «Добро и зло».

Вопросы и задания (стр. 15)

слайд №2.

Учитель: - Какими качествами обладает добрый человек?

- О каком человеке говорят «злой»?

III. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

Учитель: - Сегодня мы продолжим говорить о хорошем и плохом. Прочитайте тему

урока:  слайд №3.

Учитель: - Знакомы ли вам эти слова? Наша задача сегодня - раскрыть эти понятия.

2.Работа в группах.

Учитель: - Сейчас вы будете работать в группах. У каждой группы свое задание.

Прочитайте задание для группы и приступайте к его выполнению. Работать нужно

дружно и быстро.

Задание для 1гр.  Какие ассоциации возникают у вас со словом «добродетель»?

                               Напишите слова, выберите картинки и наклейте.

                                 добродетель

                         

Задание для 2гр.  Какие ассоциации возникают у вас со словом «порок»?

                               Напишите слова, выберите картинки и наклейте.

                                          порок

  Картинки см. в приложении 1.                          

Задание для 3 гр.  1) Составьте вопросы по теме урока, на которые вы хотели бы

                                    получить ответ.

           Сегодня на уроке мы хотели бы узнать:

1.…………………………………………………………?

2.…………………………………………………………?

З.…………………………………………………………?

                               

                       

                                 2) Откройте учебник на стр.16-17, рассмотрите иллюстрации

                                      и  подумайте  (предположите),  почему  фотографии  этих

                                      людей  размещены  в данной теме.

       ДОБРО

          ЗЛО

3.Проверка работы групп (1 и 2)

Доска разделена на две части.

После проверки работы 1гр., делается

вывод,  что  «добродетель»  связана  с

добром и работа помещается на доску.

Аналогичная  работа  проводится при

проверке работы 2 гр.

4.Определение круга вопросов.

Слайд №4.

Проверка работы 3 гр.

Стр. 16 (учебник).

5.Первый этап изучения нового материала (стр.16-17).

Раскрытие понятий «добродетель», «порок», «добродетельный человек», «порочный человек». Составление кластера.

Работа выполняется в группах.

1)Учитель читает первый абзац текста учебника (стр.16)

- Все ли слова понятны?

-Какими словами можно заменить слова «характеристика», «личность»?

-Сейчас мы начнем составлять кластер по теме урока, затем  вы  продолжите

  составление кластера самостоятельно  в группах. У нас должна получиться

  одна общая работа.

На доске два листа бумаги (ватман). На первом записано понятие «добродетель»,

на втором – «порок». Учитель вместе с ребятами начинает составление кластера.

Затем  первый  лист дается 1 гр., а второй  лист – 2 гр. Они продолжают  работу.

Заканчивает кластер – 3 гр.

Задание для 1 гр.   1) Внимательно прочитайте текст на стр.17

                                 2)Найдите в тексте ключевые слова и выражения

                                     для определения понятия «добродетель».

                                 3) Впишите их в кластер.

Задание для 2 гр.    1) Внимательно прочитайте текст на стр.17

                                  2) Найдите в тексте ключевые слова и выражения

                                      для определения понятия «порок».

                                  3) Впишите их в кластер.

Задание для 3 гр.    1) Внимательно прочитайте текст на стр.17

                                  2) Объясните друг другу, как вы понимаете,

                                      что такое «добродетель», «порок».

                                  3) Найдите  в толковом словаре  В.И.Даля

                                      определения добродетели и порока.

                                      Согласны ли вы с этими определениями? Почему?

                                  4) Разделите слова и картинки на две группы.

                                  5) Помогите 1 и 2 группам закончить кластер.

                                      Совет к работе: распределите работу в группе.

                                 

Слова: честность, щедрость, мужество, лживость, жадность, трусость.

Картинки: см. в приложении 2.

Учитель помогает ребятам выполнить задания, по необходимости направляет их

действия.

Проверка выполненных работ.

1гр. представляет свой кластер.

2 гр. представляет свой кластер.

Кластеры соединяются и вывешиваются на доску.

 Образец кластера см. в приложении 3.

Слайд 5. На слайде статьи из словаря В.И.Даля о добродетели и пороке.

3 гр.  высказывают и аргументируют свое мнение по вопросу в задании 3.

Вывод.

Учитель: - Как вы думаете, какими качествами обладает добродетельный человек?

                   - Какого человека называют порочным?

                               

    6.Второй этап изучения нового материала (стр.18-19).

Слайд 6.

Учитель: - Прочитайте мудрое высказывание Аристотеля на стр.19

                   - Для чего нам нужно знать, что такое добродетель?

                   - Вы знаете, как стать хорошим человеком?

                   - А хотите узнать?

 Работа с текстом (стр. 18-19)

Слайд 7.

Учитель предлагает ребятам прочитать текст и найти ответы на вопросы или

продолжение предложения.

1.Как поступает нравственный человек?

2.Как происходит моральное развитие человека?

3.Первым шагом к добродетельному поведению

   является………………………………………..

4.Что это значит?

5.Если человек будет совершать плохие поступки,

   то другие люди будут……………………………  

6.К чему нужно стремиться?

         

Ответы на вопросы ребята могут помечать в тексте.

Проверка понимания прочитанного.

Вывод. Учитель: - Как стать хорошим человеком?

IV. Закрепление изученного материала.

Слайд 8.

Самостоятельная работа (на карточках). Выполнение заданий, обнаружение своих

затруднений, их коррекция.

Задание 1. Прочитай утверждение. Ответь «да» или «нет», если ты согласен или

не согласен с утверждением.

1)Добродетель и порок - это две противоположные характеристики

   личности, по которым ее оценивают другие люди.

2)Добродетель - это способность  во всем  поступать  наилучшим

    образом.

3)Моральное развитие человека как личности происходит в 16 лет,

    а до этого возраста он может совершать любые поступки.

4)Ни один человек никогда не может стать полностью добродетельным.

Задание 2. Закончи предложения.

1)В своих поступках человек должен ориентироваться на…………….

………………………………………………………………………………

2)Человек становится добродетельным, когда…………………………..

……………………………………………………………………………….

V.Подведение итогов.

Учитель: - А теперь, ребята, подведем итоги нашей работы.

                   - Послушайте притчу.

Слайды 9, 10, 11. На слайде – текст  притчи, последнее предложение скрыто.

  Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

-В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

  Один волк представляет зло: зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь.

  Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, добро-

  ту, верность.

  Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом

  спросил:

-А какой волк в конце побеждает?

  Старик улыбнулся и ответил:

  ……………………………………………………………………………….

Учитель: - Ребята, как вы думаете, что ответил старик?

Выслушиваются предположения детей и записываются на доске.

Затем на слайде появляется последнее предложение:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Учитель: - Как вы понимаете эти слова?

                   - Вспомните пословицу (слайд 1.«Не суди по силе рук, суди

                     по силе сердца»). Опираясь на пословицу и притчу, сделайте вывод.

Ребята делают главный вывод урока: о человеке судят по его поступкам; чтобы стать хорошим человеком, надо самому воспитывать в себе добродетели.

Слайд 12.

Учитель: - Рассмотрите фотографии детей на стр.18-19. Приятно ли вам на них

смотреть? Почему?

VI.Рефлексия.

1)Учитель: - А сейчас посмотрите, пожалуйста, на экран, выберите подходящее

для вас начало предложения и продолжите его, помня тему сегодняшнего урока.

Слайд 13.

-Мне стало ясно…………………….

-Я понял(а) ………………………….

-Теперь я знаю………………………

-Я буду стараться……………………

Учитель: - Спасибо, ребята, за хорошую работу.

VII. Домашнее задание.

Слайд 14.

  1. Составь синквейн того качества личности, которое тебе ближе.
  2. Опиши свой добродетельный поступок. Кому он принес пользу?

Почему ты его совершил? (устно)

  1. Подготовь сообщение о знаменитом добродетельном человеке.

(Это задание выполняется по желанию)

                             

   

                                             

   

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по ОРКСЭ (Основы светской этики) 4 класс

Урок по новому предмету в рамках ФГОС....

Основы светской этики. Урок №8 "Добродетель и порок"

Основы светской этики. Урок-презентация. По учебнику урок № 8, стр. 20-21...

ОРКСЭ «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики», урок «Заглянем в бабушкин сундук».

У каждого народа России сложились определённые культурные традиции. Они уходят вглубь веков и неразрывно связаны с историей нашей страны. Изучая раздел «Многообразие культуры народов Р...

ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №2 «Знакомство с учебником «Основы светской этики»

ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №2 «Знакомство с учебником «Основы светской этики»...

Предмет. Основы религиозных культур и светской этики.Модуль. Основы светской этики.Урок 5.Тема. Добро и зло.

Тема урока: Добро и зло.На уроке предусматривается работа с текстом учебника, работа с иллюстративным рядом, самостоятельная работа....

ОРКСЭ. Основы светской этики. Урок по теме: "Нравственный поступок". 4 класс.

Урок по теме "Нравственный поступок". Тип урока: урок открытия новых знаний. Используемые технологии: технология критического мышления, технология сотрудничества. Формы работы: групповая дея...