урок "Зачем творить добро"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Щербакова Анна Николаевна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem_tvorit_dobro.docx34.15 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 4

Тема урока: «Зачем творить добро?»

Тип урока: Открытие нового знания.

Цель: научиться видеть добро в жизни, быть благодарными людям.

Задачи:

-освоение знаний о значении доброты в нашей жизни;

- овладение умениями благодарить людей;

- развивать логическое мышление, речь, память, внимание.

Планируемые результаты

Личностные результаты

У учащихся будут формироваться:

Метапредметные результаты

Учащиеся будут учиться:

Предметные результаты

Учащийся получит возможность научиться:

  • Формировать умение к развитию мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
  • Развивать начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии.

Регулятивные:

  • овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения – РУУД;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата – РУУД;
  • Познавательные:
  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений – ПУУД.
  • Коммуникативные:
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач – КУУД;

- знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей;

- понимание значения нравственности  в жизни человека и общества.

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: раздаточный материал для самостоятельной работы (бумажная посуда) и рефлексии (яблоки)

Материалы для учителя: технологическая карта, презентация мультимедиа

Раздаточный материал для самостоятельной работы (бумажная посуда) и рефлексии (яблоки)

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Методы

1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас урок основы религиозных культур и светской этики.

В школе добрыми делами занята,

Тихо ходит в нашем классе доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час.

Здравствуйте

Слушают учителя

Эмоционально настраиваются на урок

ЛУУД (умение к развитию мотивации к продуктивной созидательной деятельности)

Формирование готовности восприятия учебного материала

Беседа

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

 Играет песня «Барбарики – Доброта»

Ребята, вы прослушали песню, о чем она?

-Верно, эта песенка о доброте.(СЛАЙД)

Слушают песню.

Отвечают на вопрос:

 - О доброте

-О том, что нужно быть добрыми

ПУУД (овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений)

Метод ведения разговора

Создание проблемной ситуации

3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1Целеполагание

3.2Открытие нового знания

3.3Первичное закрепление

Физ.минутка

3.4Самостоятельная работа

3.5Повторение и включение в систему знаний

Сегодня на уроке мы поищем ответ на интересный вопрос.

 «Зачем творить добро?». Важно, чтобы ответ на этот вопрос каждый человек дал для себя.(СЛАЙД)

- Вы уже догадались какая тема нашего урока?

- Что бы вы хотели от сегодняшнего урока чему хотели бы научиться, на какие вопросы ответить?

Я надеюсь, что сегодня мы ответим на все ваши вопросы.

Как вы понимаете выражение:

«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» ?(СЛАЙД)

А какие пословицы и поговорки вы знаете о добре? (СЛАЙД)

-На прошлом уроке, знакомясь с Заповедями Блаженств, мы с вами выяснили, что же христиане считают счастьем, и как его достичь.

- Какой синоним слову «счастье» в церковнославянском языке?

- Благо. Это слово означает и само счастье, и все те добрые дела, которые приносят человеку счастье.

-А какие сложные слова, начинающиеся со слова «благо» вы знаете?

 -В церковнославянском языке таких слов много.

Давайте поговорим с вами о слове «благодарить».

- Из каких слов оно состоит?

- Когда человек делает добрые дела, он благо творит.  Помощь, подарок -это не просто какое-то действие или какая-то вещь, которую мы кому-то отдали. Это, прежде всего, выражение нашего сердечного отношения к тому или иному человеку. Вместе с ощутимым делом, благотворящий человек делится своей любовью. Он отдает часть своего сердца, делая другого человека сопричастным себе, т.е. с частью своего сердца - счастливым. Когда человек отвечает любовью - он благо дарит.   Т.е., оказывая человеку почесть, творя ему благодарность, он делает его счастливым — сопричастным себе.

-  Благотворить и благодарить для души также необходимо, как для тела дышать. Посмотрите, как мы дышим?

- Без воздуха человеческое тело погибает. А душа наша дышит любовью. Т.е., чтобы душа жила, ей необходимо добро не только получать, но и давать его. Иначе она погибнет.

 - Может ли человек быть здоровым и полным сил, если будет дышать лишь изредка?

Кто из наших ближних больше всего творит нам добро, ничего не требуя взамен?

- Но часто ли мы их благодарим? Говорим ли теплые слова благодарности ? (слайд)

- Как вы думаете, чем отличается благодарный человек от неблагодарного?

 - Послушайте притчу и подумайте, о чем она.

Один селянин гнал на мельницу осла, нагружённого зерном. Тяжёлый мешок соскользнул со спины животного и упал на землю. Селянин был человек слабосильный и поэтому остановился в недоумении над своей бедой. Проезжал мимо какой-то богато одетый господин, но селянин не посмел просить его о помощи. Тот же, не дожидаясь просьбы, спрыгнул с коляски и помог селянину. Селянин снял шапку и, почтительно кланяясь помогавшему, спросил, чем он может отблагодарить за услугу.

- Это не трудно, любезный, - ответил проезжий.

- О чем  эта притча?

- Верно. Я надеюсь, что вы задумались над поступком проезжего.

- Когда вы кого-нибудь увидите в затруднительном положении, то вообразите, что это я и что я нуждаюсь в вашей помощи, и помогите.

Я заметила, что вы устали, поэтому, проведем физминутку. Поднимайтесь.

Откройте учебник на странице 69 и ответьте на 2 вопрос. Советуйте в паре.

-Сейчас проверим ваши ответы на вопрос.

(Выслушивает каждую пару)

-  Почему христиане благодарны Христу?

- Почему благодарность Иисусу Христу особенно побуждает - христиан к совершению добра?

- Да, потому что Господь Иисус Христос заповедал нам любить ближнего. Нарушая Христову заповедь, мы предаем тем самым Самого Христа.

 -  Как вы думаете, откуда в сердце человека появляется любовь?

- Есть слова Христа: «Даром приняли – даром давайте». Как вы их понимаете?

-А если человек вас обидел, как вы поступите, если ему нужна будет помощь?

Урок подходит к концу, и хочется прочитать вам стихотворение (под спокойную музыку)

Добро творить спеши, мой друг,

И для друзей и для подруг,

Порою им бывает худо,

Добро твое им будет чудом.

 Добро, как Божья благодать,

Спасеньем в жизни может стать,

Друг, не жалей огня души.

Дарить добро всегда спеши.

И слово доброе, и дело

Ты применить сумей умело.

Их не жалей любому дать.

Добром их души исцелять,

 С обидой в сердце трудно жить,

Добром за зло умей платить.

 Тот, кто добро творить умеет,

 Зла сотворить уже не смеет,

Дари, дружок, добро дари,

За все добром благодари!

Слушают учителя.

Да. Добро.

Задают вопросы.

-Нужно делать добрые дела и тогда тебе вернется добро. Нельзя обижать людей, если обидишь, то тебя тоже обидят.

Отвечают на вопрос.

-Благо

Благополучие,    благодарность, благовестие, благодетель, благодушие, благолепие (прекрасно украшено), благонадежный, благонравный, благообразный, благословение, благосостояние, благоугождать (делать приятно), благоухать (издавать приятный запах), благочестивый (набожный, имеющий благие чувства).

Отвечают на вопрос.

- Слово «благодарить» состоит  из двух частей. Благо - добро, добрые деяния, служащие счастью, прекрасные чувства и приятные ощущения; богатство, имение.  Дар - приношение, почет.

Слушают учителя.

-Мы вдыхаем воздух в легкие (берем, получаем) и выдыхаем его (отдаем, возвращаем).

- Нет, чтобы наше тело было здоровым и сильным, наши легкие трудятся без отдыха день и ночь. Вот так же и душа только тогда будет здорова, когда всегда будет желать, творить только добрые дела — дела любви.

- Наши родители.

- Отличие благодарного человека - это способность замечать чужой труд, чужую красоту, чужую любовь, чужие достоинства.

Слушают притчу.

Отвечают на вопрос.

- О том, что человек помог и без просьбы, из вежливости к селянину.

Выполняют физминутку.

Отвечают на вопрос учебника.

Отвечают на вопрос.

- Иисус Христос из любви пожертвовал своей жизнью ради спасения людей. И если даже благодарность к человеку  привносит в сердце покой и радость, то представьте себе, какое блаженство дает благодарность Богу. Человек никогда и нигде не сможет найти себе истинную радость в жизни, как только в Боге.

- Благодарность Богу неотделима от благодарности людям. Очень часто доброе мы получаем через людей, которых Господь делает участниками Своих благодеянии. И человек, творя добрые дела ближним, так благодарит Бога.

- Любовь, как добродетель, - это дар Божий. Желание творить добро -результат действия Бога в человеческом сердце. А действует Бог в человеческом сердце спасительной силой, которая называется благодать. Когда в сердце человека действует благодать Божия, душа чувствует особую внутреннюю радость. Каждое сердце человеческое, неважно, верующее или неверующее, имеет дыхание Божие, дыхание Божественной благодати. Но чтобы Божья благодать действовала в нашем сердце, оно должно быть открытым.

-Если подарили, то и ты подари. Будь благодарен, если благодарны тебе.

-Всё равно поможем. Добрые дела делаются бескорыстно.

РУУД (умение овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения)

КУУД (использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач)

ПУУД (овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений)

ПУУД (овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений)

КУУД (использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач)

ПУУД (овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений)

КУУД (использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач)

РУУД (умение овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения)

ПУУД (овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений)

ПУУД (овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений)

Проблемная ситуация

Беседа

Беседа

Рассказ

Беседа

Демонстрация

Рассказ

Самостоятельная работа

Проверка по эталону

Метод ведения разговора

Беседа

4.РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЯТЕЛЬНОСТИ

Сыграем в игру. Я говорю предложение, если вы согласны, то хлопаете. Если ответ нет, то топаете.

Доброе дело по-настоящему делается…

- по принципу «ты-мне, я-тебе» ? (нет)

- бескорыстно? (да)

- ради получения денег, награды?...

 -незаметно для других?...

- чтобы гордиться собой?...

-  не ради себя, а ради Бога?...

- из любви к ближнему?...

- потому что заставили?...

-Достигли ли вы цели, поставленной в начале урока?

 

Спасибо за урок. Желаю успехов!

Играют в игру. Хлопают, топают.

Отвечают на вопрос.

ЛУУД (развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии)

Самооценка

Беседа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Твори добро! Поговорим о милосердии»

 Тема: «Твори добро! Поговорим о милосердии»...

Твори добро!

Анализ воспитательной работы по  духовно- нравственной  программе " Твори Добро!" Полезно будет учителям начальнах классов....

Классный час "Твори добро"

Разработка классного часа в форме устного журнала для 3 класса...

Занятие "Спеши творить добро людям"

Цель: привитие уважения к окружающим людям. Задачи:          - дать понятие слова « добро»;- мотивировать детей на добрые по­ступки,...

Презентация к классному часу "Твори добро"

Презентация к  классному часу "Твори добро"...

Твори добро другим на благо

Много славных дел ждёт наших детей в будущем, но прежде всего они должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться  с детства. Вежливость, честность...