Урок ОРКСЭ (модуль "Светская этика")
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Лаврова Татьяна Геннадьевна

Тема "Чистый ручеек нашей речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_orkse.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

        

Общая информация

Модуль

Светская этика

УМК

Основы религиозных культур и светской этики

Тема урока

Чистый ручеек нашей речи

Тип урока

Изучение нового материала

Цель, задачи

Цель: создать условия для формирования ценностного мира ребенка.

Задачи: показать учащимся значимость речевого этикета, развивать речь учащихся, их активный словарь, воспитывать уважение к русскому языку.

Необходимое оборудование

Учебник А.И. Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс М.:Просвещение, 2018, презентация, мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер.

Дидактическое обеспечение

Электронная презентация, карточки для групповой работы, игры, тексты для чтения.

Планируемые результаты  урока

  • Личностные

--Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

- Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие слова и поступки считаются хорошими или плохими.

- Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила речевого этикета.

- Чувствовать ответственность за выбор слов, понимать, что человек всегда несет ответственность за свои слова и поступки.

  • Предметные

- Определять и объяснять  свое отношение к общественным нормам и ценностям.

- Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций  и отвечать за него.

- Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

Регулятивные УУД:

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу.
  • Совместно с учителем составлять план ее решения.

Познавательные УУД:

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников и других  материалов.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных форматах (текст, таблица, схема, рисунок и др.)
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний общечеловеческих законов.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать ее,  приводя аргументы.
  • Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задач, выполняя разные роли в паре, группе.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

Учебник А.И. Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс М.:Просвещение, 2018

Методическое пособие «Основы светской этики» А.И.Шемшурина

Дополнительная

Толковый словарь

Интернет-ресурсы

https://videouroki.net/video/9-chistyj-rucheyok-nashej-rechi.html, http://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fexperiment-opk.pravolimp.ru%2Flesson,

https://uchitelya.com/orkse/ 

ЭОРы


План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

- Ребята! С чего начинается каждый наш день?

Вот и сегодняшний урок мне хотелось бы  начать со слов

« Добрый день».

Давайте, возьмемся за руки, почувствуем тепло наших ладошек и поприветствуем друг друга.

Добрый день солнцу и птицам,

Добрый день улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть добрый день длится до вечера.

Мы рады видеть каждого из нас.

И пусть прохлада в окна дышит,

Нам здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

-со слов приветствия, пожелания друг другу здоровья

Положительное отношение к школе и учебной деятельности (Л)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

-Разгадайте ребус.

                 

-Правильно, речка.

Я теку издалека,

Омываю берега,

Широка и глубока,

Называюсь я РЕКА.

Кто из вас летом отдыхал на речке? Поделитесь своими воспоминаниями. Каждый из вас рассказал о своих близких,  друзьях, подаривших вам  радостные  минуты общения. Что мы используем, разговаривая друг с другом? Слова, словно маленькие ручейки,  стекаются в одно большое  понятие  «речь». Самые наблюдательные, наверное, заметили созвучие  слов «речка»  и  «речь».  Бывает вода в реке светлой, прозрачной, такой, что видно каждый камешек на дне, а бывает и другой  – мутной и зловонной. Так и наша с вами речь, подобно живой и мертвой воде, может излечить или искалечить.

Дети разгадывают ребус, называют слово

-Речка

Дети делятся своими впечатлениями.

Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи.(К)

Формировать умение выполнять анализ объектов с целью выделения признаков. (П)

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

-А  есть ли связь между словами  «речь» и «речка» поможет разобраться этимологический словарь. Пожалуйста, найди нужную статью. (Работа со словарем)

Дети работают со словарем, находят значение слов.

Включаться в диалог с учителем и сверстниками; (К)

Формировать умение выполнять анализ объектов с целью выделения признаков. (П)

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

- Как же звучит тема нашего урока?

- Эпиграфом к нашему уроку будет высказывание Аристотеля

Приятная речь для слуха – своего рода музыка”              (Аристотель)

-Как вы понимаете смысл этого высказывания)

-Послушайте стихотворение С.Есенина «Черёмуха» (аудиозапись)

-Почему с этих строк начинаем разговор о речевом этикете?

-Какие выразительные средства помогли автору?

-Перечитайте последние четыре строки. Какую картину вы представляете себе? (Словесное рисование.)

-Познакомимся с текстом учебника

- Что нового вы узнали?

- Как вы понимаете фразу «Произнесенное слово выражает смысл сказанного и придает ему эмоциональную окраску»?

Чистый ручеёк нашей речи

С древнейших времён люди заметили, что приятная для слуха речь – “своего рода музыка”.

-Поэзия С.Есенина – образец чистой русской речи. Его стихи красивы и музыкальны.

Эпитеты (душистая, золотистая, медвяная, пряная, серебряный, гремучею), сравнение (Что кудри завила), олицетворение(песенки поёт)

Ответы детей.

Чтение «по цепочке»

Ответы детей.

Строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами (К)

Формировать умение выполнять анализ объектов с целью выделения признаков. (П)

Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи. (К)

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Прочитайте рассказ В.А.Сухомлинского “Одни и те же слова”

Назовите эти слова.

 В чём вы видите эмоциональную окраску в произнесении одних и тех же слов?

- Прочитайте рассказ В.А.Сухомлинского “Я хочу сказать своё слово”

Какие разные оттенки настроения дал нам почувствовать автор в описании неба?

-Какой вывод мы можем сделать?

-читают рассказ

-пойди воды принеси

-ответы детей

-читают

-ответы детей

Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи. (К)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Разыгрывание ситуации.

Герои: Лёня и Коля.

- Привет, Коля! Ну, значит, пойдём в бассейн?

- Слушай, Лёня, я тебе сколько раз говорил, что нужно отвыкать от слов “ну” и “значит”. Это слова-сорняки, они засоряют речь.

- Ну а кто всё время говорит “ну”!

- Да ты только что сказал “ну”!

  -Ну что с тобой, Коля? Я, значит, ошибся!

- Опять говоришь так!

- Ну как же с тобой говорить?

- Без “ну” и без “значит”.

- Ну, значит, буду говорить так, как ты мне советуешь.

- Чем недоволен Коля? 

-Замечает ли Лёня в своей речи “лишние слова”?

-Как их называют?

-Почему? 

 -Какой вывод можно сделать, понаблюдав за разговором мальчиков?

-Чтобы речка текла плавно, была полноводной, ничто не должно мешать ее течению

Игра «Чистый ручеёк нашей речи»

-Нарисуйте ручеёк и напишите по берегам ручейка слова, засоряющие нашу речь. Зачеркните их. 

Чтение учащимися стихотворения С.Михалкова. 

Живёт на свете Саша.
Во рту у Саши каша –
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка, не овсянка
На сладком молоке
Когда он вслух читает,
Поймёшь едва-едва,
И звуки он глотает,
И целые слова.

- О какой каше идёт речь?

(Каша (в переносном значении) – невнятная речь, все слова смешались в единую массу, как зёрнышки в каше.)

- Какой вывод сделаем для себя?

-Что значит “чисто” говорить?

-Чётко выговаривать слова, правильно произносить звуки, “не спотыкаться” на трудных звуковых сочетаниях, не “комкать” концы слов и фраз, не “проглатывать” отдельные звуки и слова).

Работа с пословицами и поговорками о языке

-Перед вами лежат карточки, на которых перепутались пословицы. Соберите их, и объясните значение любого из них (Работа в группах)

Дети разыгрывают ситуацию.

-Речью Лени.

-Нет

-Слова-сорняки

- Они засоряют нашу речь.

-Не употребляйте в своей речи лишние, сорные слова, не имеющие никакого значения, а лишь мешающие людям понимать друг друга.

Работа детей в тетради.

Читают стихотворение.

-(Каша (в переносном значении) – невнятная речь, все слова смешались в единую массу, как зёрнышки в каше.

Вывод: Мы очищаем нашу речь от всего ненужного, говорить надо, чётко выговаривая слова

Ответы детей.

-собирают пословицы

- Объясняют их значение

-Приводят примеры

формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;(Р)

Выражать положительное отношение к процессу познания, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

- Попробуйте найти СВОЕ слово и его эмоциональную окраску к воображаемому ручейку у костра. Какой он? Запишите это слово в тетрадь.

-Назовите ваши слова.

- Давайте запомним и сохраним в душе эти красивые, яркие, теплые определения.

Дети определяют свое слово и записывают его в тетрадь.

Называют вслух свои слова-определения.

Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Работа с карточками (в парах)

Обсуждение ситуаций.

Карточка №1

Как поступить, если вы замечаете, что ваш рассказ не интересен окружающим:

а) немедленно прекратить рассказ, сменить тему или передать инициативу другому рассказчику;
б) ни в коем случае не прекращать рассказ; а сделать его более живым и интересным – наполнить сенсационными фактами, жаргонами словечками и т.д.;
в) остановиться и сделать замечание слушателям, чтобы не отвлекались?

Карточка №2

Как себя вести, если вам грустно, а вас пытаются развлечь, развеселить:

а) молчите, и тогда вежливые люди отстанут от вас;
б) постарайтесь внятно объяснить свое самочувствие, чтобы избавить собеседников от напрасных усилий;
в) изо всех сил постарайтесь скрыть свое психологическое состояние и проявить внимание к собеседникам?

Карточка №3

Можно ли, находясь в обществе, обсуждать внешность других людей:

а) это недопустимо; 
б) конечно, можно, особенно если она безупречна и внушает восхищение?

Карточка №4

Куда деть руки во время беседы:

а) если в руках нет ничего (сумочки, папки и пр.), то можно взяться за плечо, локоть собеседника, пуговицу eго пиджака и т.д.;
б) если в руках нет ничего (сумочки, папки и пр.), то они останутся свободно опущенными;
в) если руки некуда деть, то лучше скрестить их на груди?

Карточка №5

Можно ли, находясь в обществе, тихо напевать любимые мелодии:

а) конечно можно, это только порадует окружающих;
б) конечно можно, особенно если у вас хороший слух и голос;
в) даже при хорошем слухе и голосе от этого лучше воздержаться?

Карточка №6

Можно ли во время беседы потирать лоб, нос, почесывать шею, затылок и т.д.:

а) можно, если это помогает сосредоточиться;
б) нельзя, даже если это помогает сосредоточиться;
в) можно, но только с помощью носового платка?

Карточка №7

Допустимо ли в обществе беседовать с кем-либо шепотом:

а) недопустимо, лучше уединиться и поговорить;
б) допустимо, если предмет разговора – глубоко личный;
в) допустимо сказать собеседнику шепотом не более двух-трех слов?

Карточка №8

Как поступить, если, одолжив у друзей вещь, вы ее неожиданно сломали:

а) вернуть как есть, объяснив поломку низким качеством вещи; 
б) вернуть, предварительно отремонтировав; 
в) купить новую вещь взамен поломанной?

Мы с вами получили правила речевого этикета. Он бывает разный: речевой этикет вежливого человека, речевой этикет делового человека, речевой этикет равнодушного человека.

Дети обсуждают ситуацию, выбирают ответ, обосновывают его.

Включаться в диалог с учителем и сверстниками; (К)

Формировать умение выполнять анализ объектов с целью выделения признаков. (П)

Строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами (К)

Формировать умение выполнять анализ объектов с целью выделения признаков. (П)

Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи. (К)

формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;(Р)

Выражать положительное отношение к процессу познания, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Р)

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

-Итак, давайте подведём итоги сегодняшнего занятия. А для этого ещё раз вспомним, о чём же мы разговаривали?

-С чем часто сравнивают речь человека?

-Какие же советы мы дадим человеку, который хочет, чтобы его речь действительно как реченька журчала и была приятна окружающим?

Что для себя ты узнал на уроке?

Что расскажите о сегодняшнем уроке своим близким?

-Каждый из вас получает сегодня памятку с правилами вежливого человека.

-о речевом этикете

-с речкой

-ответы детей

Фиксировать в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке

Приложение:

Правила вежливого человека

  • Будь доброжелательным в отношениях с окружающими людьми. Помни народную мудрость: «Приветливость — это золотой ключик, которым открываются железные замки людских сердец».
  • Разговаривая, обращай внимание на интонации своего голоса. Добрый и ласковый голос всегда располагает людей, а грубые и недоброжелательные интонации в голосе могут обидеть и оттолкнуть.
  • Чтобы с тобой было интересно и приятно разговаривать, никогда не употребляй дурных и тем более нецензурных слов.
  • Говори спокойно, не повышай голоса, как бы ты ни был взволнован, обрадован или огорчён.
  • Помни, что искусство общения с людьми, наряду с умением вести разговор, включает в себя и умение внимательно слушать своего собеседника.
  • Поскольку устная речь неразрывна с жестами, следи за тем, чтобы твоя жестикуляция не была слишком энергичной или навязчивой: не хватай собеседника за лацканы пиджака, не тереби его пуговицы, не похлопывай по плечу, не толкайся и не размахивай руками во время разговора.
  • Употребляй только те слова, значение которых тебе понятно.

            Не засоряй свой язык словами-сорняками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта урока ОРКСЭ. Светская этика."Мораль и культура"

Представлен ход урока по учебному курсу ОРКСЭ. Светская этика...

Урок ОРКСЭ. Светская этика «Добродетель и порок»

Тема "Добродетель и порок" расчитана на два урока. Презентация прилагается....

Урок ОРКСЭ (светская этика) "Добро и Зло"

Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло —  с тьмой, тёмным, чёрным....

Урок ОРКСЭ (светская этика). В гости к дедушке Этикету. (Простые школьные и домашние правила этикета)

Урок ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) 4 класс. Тема "Этикет". Урок № 3 (9)...

Урок ОРКСЭ. Светская этика

Урок ОРКСЭ. Светская этикаКласс: 4 Тема урока: «Милосердие» Цель урока:формирование  этических  норм  поведения  в  общении друг  с  друго...

Урок ОРКСЭ Светская этика. Ценность рода и семьи

Конспект урока по теме "Ценность рода и семьи"...

Конспект урока ОРКСЭ «Светская этика» в 4 «б» классе МБОУ «СОШ №7», г.Реутов, Московская область

Тема урока: «Жизнь человека священна.» Разговор пойдет о таком важно понятии, как жизнь человека. О том как к ней надо относится....