Урок "Россия -наша Родина"
план-конспект урока по орксэ

Анищенко Оксана Михайловна

Проблема гражданско-патриотического воспитания сегодня особенно актуальна для нашего общества. Начальной школе отводится основная роль в формировании любви и преданности Отечеству, гордости за его прошлое и настоящее

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rossiya_-_nasha_rodina.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Модуль: «Основы светской этики»

Тема: Россия- наша Родина

Оборудование: учебник, сигнальные карточки, рабочий лист, карточки со словами и буквами, плакаты - Герб, Гимн, Флаг.

Термины: патриотизм, гражданин, Родина, Россия, Отечество,  геральдика.

Ход урока

1. Мотивация.

Дороже золота она,

В ней  красота и глубина.

В ней первый дом на свете твой

И милой мамы взгляд родной.

Её за деньги не купить

И невозможно не любить.

И любим тем её сильней,

Когда в разлуке долгой с ней.

- Сегодня у нас необычный урок. К нам в класс пришло много гостей. Каждому человеку бывает приятно, когда люди других национальностей приветствуют его на родном языке.

Исенмэ (татарский)

Шумбрачи (мордовский)

Сывлах сунатап (чувашский)

Барев дзес (армянский)

Шалом (иврит)

Салам (азербайджанский)

Как положено всем нам скажем: “Здравствуйте!” гостям.

2. Прогнозируемые результаты:

  • познакомиться с терминологией о Родине, России, её символах;
  • уметь анализировать информацию, высказывать свою точку зрения;
  • способствовать развитию навыков чтения, культуры речи, учить рассуждать на заданную тему;
  • воспитывать любовь к Родине, её истории, дружбу между народами, гражданственность;

3.Предоставление необходимой информации.

«…Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан»

Н. Некрасов

4.Интерактивные упражнения.

  • Разделение на группы (на усмотрение учителя по уровню подготовленности детей)
  • Инструктирование
  • Выполнение задания
  • Презентация

Приложение.

 1 группа Литераторы

Работа над пословицами.

-Прочитайте пословицы. Какое слово нужно вставить? Скажите, в какой из них говорится о малой родине, а в какой о большой стране?

Нет ничего на свете краше, чем … наша. (Родина)

На чужой стороне … милей вдвойне. (родина)

Родная сторона – …., чужая -… .(мать, мачеха)

Родная деревня краше… . (Москвы)

Результат: ватман с готовыми пословицами. 

2 группа:  Оформители

Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Главным назначением стяга было собрать «стянуть к себе» воинов для защиты своей земли, села или города. Потом стяги стали делать из ткани обычно красного цвета. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество ратникам (то есть воинам, защитникам).

Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали изображения святых – «знамения» («священные знаки»). Так появилось слово «знамя».

 Руководители всех государств договорились о размерах своих флагов. Флаги разных стран отличаются: на одних полотнищах изображены разноцветные полосы (вертикальные, горизонтальные), на других – звезды, различные орнаменты, на третьих – и то, и другое, но обязательно особым образом.

Цвету на флаге придается особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий – верность и правду, красный  – отвагу.

Белый, синий и красный – цвета, которые издревле почитались на Руси. Мы говорим «сине море», «белый свет», «весна красна», «красна-девица».

Белый, синий, красный – цвета, которые отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, добре и справедливости. Видимо, не случайно стали они цветами государственного флага России.

Задание 1: Выложить из полосок бумаги государственный флаг России.

Задание 2: Найти флаг России среди четырех предложенных флагов. (Флаги России, Нидерландов, Югославии, Франции).

Результат: аппликация флага, представление флагов других стран на карточках.

3 группа: Проектировщики

 На щите красного цвета изображен двуглавый орел. Это символ государства. Посмотрите внимательно на крылья орла – они похожи на солнечные лучи. Как солнце своими лучами проникает всюду, так и государство должно на своей территории все знать. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника – это святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, за плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которым он убивает дракона. Дракон – это символ зла. Изображение всадника, убивающего дракона, означает победу добра над злом. А от слова «копье» произошло слово «копейка», так как изображение Георгия с копьем издавна чеканили на мелких монетах. В правой лапе у орла – скипетр, в левой – держава (воспитатель показывает крупно нарисованные на альбомных листах державу и скипетр.) Это символы власти, управления государством. Скипетр, жезл – короткая палка, украшенная резьбой, золотом и драгоценными камнями. Он «указывает», «показывает», что нужно делать, чтобы государство было сильным и богатым. Покажите на гербе скипетр. (Дети показывают.) Держава – позолоченный шар с крестом наверху. Тот, кто управляет государством, должен охранять, «держать» его.

Задание 1: придумать герб своей группы.

Результат: защита своего герба.

  4 группа: Артисты

Текст сказки (5 действующих лиц)

Задание: Как изменился Сенька в течение сказки?

Рассказчик: У деревенского мальчика Сеньки было все: были у него отец и мать, изба, огород, сад, домашние животные. И жил Сенька хорошо, но вот появилась у него маленькая сестренка, и Сенька решил, что он у родителей стал лишний.

Сенька: Пора уходить. Теперь я для них совсем лишний.

Рассказчик: Идет Сенька по своей улице, а навстречу ему тетя Маша.

Тетя Маша: И куда это ты Сенька путь держишь?

Сенька: Здравствуйте, тетя Маша. Ухожу. Не хочу здесь жить.

Тетя Маша: А ты полезь на бугорок, да посмотри вокруг.

Рассказчик: Полез Сенька на бугор. Поднимается все выше и выше, и земля становится все шире. А когда он забрался на самый верх, то стало ему видно далеко-далеко. Вокруг разноцветные поля простирались. Овес ли, гречиха – у всего свой цвет. Под бугром красный клевер, сверху плотный, как бархат. У озера растут белоствольные березки. Темный орешник, бледная, как зеленый дымок малина возле болота. Деревенские жители, Сенькины соседи, кто на лошади сено везет, кто граблями работает, кто коров пасет. Всех сверху увидел Сенька. И других жителей из соседних деревень, и поезд увидел, и даже дальний город на горизонте. От своей земли, от ее прекрасного, широкого вида почувствовал Сенька в сердце тепло. Оборачивается и видит отца и деда.

Сенька: А вы тут зачем?

Отец: А за тем, за чем и ты.

Дед: Землю свою смотрим.

Сенька: Ух, ты! Куда от такой земли уйдешь, если она моя. И мама моя, и отец, и Сестренка, и все люди-соседи, и птицы – все мои. Потому мои, что я – их.

Рассказчик: Не знал пока Сенька, что называется все это Родиной. Что где бы он ни был после, хоть у самого дальнего моря, хоть на другой стороне земли, станет он видеть во сне бугор посреди клевера и все, что вокруг бугра.

Результат: оценить актёрское мастерство всех участников аплодисментами.

5.Подведение итогов.

- Понравился ли вам сегодняшний урок?

-Что нового вы узнали?

-С какими новыми словами вы познакомились?

-Вернёмся на начало урока. С чего мы начали? О чём это стихотворение? Прочитайте его ещё раз. И хочется завершить словами поэта:

И куда б судьба не заносила,

Не дано забыть нам об одном –

Эта ненаглядная Россия

Есть единственный наш отчий дом!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия – наша Родина.

Формировать общие представления о нашей стране - России,на отдельных примерах показать разнообразие природы России, формировать первоначальные умения, связанные с чтением карты, расширять...

Урок "Наша Родина-Россия"

Цель урока - познакомить учащихся  с понятием «Родина», с государственной символикой России. Урок представляет собой форум, в ходе которого проходит обзорное знакомство с нашей страной, с е...

Путешествие по природным зонам нашей Родины

Викторина "Путешествие по природным зонам нашей Родины"...

Интегрированный урок окружающего мира "Наша Родина" 3 класс

Данный урок был проведён в 3 классе , УМК "Планета знаний", с использованием активных методов обучения и с использованием методов и приёмов критического мышления....

квн "Путешествие по природным зонам нашей Родины" 4 класс

Данный материал подобран для того, чтобы в игровой соревновательной форме повторить и закрепить изученную тему "Природные зоны"...

Тема: Ю. Яковлев «О нашей родине», М. Пришвин «Моя Родина».

Конспект урока по литературному чтению....