"Дружба и порядочность"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Гоппе Наталья Сергеевна

Конспект урока курса "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы светской этики", 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_orkse.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы светской этики»

          Тема урока: «Дружба и порядочность»

Количество часов: 1 ч., урок №9

Класс: 4

Цель урока: создание условий для формирования у младших школьников понятий «дружба», «качества дружбы».

Методы, технологии, используемые в уроке: словесные, практические,  дискуссия, элементы проблемного обучения, игровые методы, наглядные.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная творческая работа, работа в группах, в парах.

Техническое оснащение, наглядность: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, иллюстративный ряд, художественная литература, учебник  М.Т. Студеникин «Основы светской этики», Толковый словарь С. И. Ожегова,  печатный раздаточный материал.

 Ожидаемые результаты:

по результатам урока учащиеся должны прийти к выводу о том, что они должны уважать друг друга, дружить, стремиться быть терпимыми в обществе людей, быть добрыми, отзывчивыми;

усвоить понятия: дружба, порядочность, избирательность, бескорыстность, взаимная симпатия, общность интересов;

понимать значимость дружеских отношений.

Ход урока.

  1.  Организация деятельности учащихся.

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь работать на уроке.

Игра «Улыбочка».

— Я рада приветствовать вас на уроке, посвященном одной важной теме. Мы продолжим наш разговор о человеке и его личностных качествах. Думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь, посмотрите своему соседу в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке…».

  1. Проверка  домашнего задания.  (Слайд 1)

Ответьте на вопросы:
1.Как назвать одним словом отзывчивость, благожелательность, стремление помогать людям. (Доброта).
2.Как называют человека высоконравственного, самоотверженного, честного и открытого. (Благородный).
3.Умение разумно решать разные сложные вопросы, давать нужные советы. (Мудрость).
4.Это свойство души можно увидеть во взгляде человека, услышать в его голосе. (Нежность).
5.Как называют экономного человека. (Бережливый).
6.Этим словом называют человека исполнительного, соблюдающего порядок, выполняющего всё старательно и точно. (Аккуратный).

  1. Формулирование темы и цели урока. Постановка проблемы.

Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех нас таящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие!

— Ребята, определите ключевое слово стихотворения.
— Сформулируйте тему урока.

-Какие вопросы мы поставили перед собой, что мы хотим узнать сегодня на уроке?

— Мы поговорим с вами о дружбе, друзьях — о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим Человеком.

IV. Поиск решения проблемы. «Открытие новых знаний».

1. Упражнение «Мозговой штурм».
— Какое красивое слово «Дружба»! Взрослые часто говорят вам, что нужно быть дружными, уметь дружить, т. е. дружно жить. Так что же такое дружба?
2. Упражнение «Расшифруйте слово».
— Давайте расшифруем слово «дружба» необычным способом. Используя каждую букву, назвать слова, объясняющие, что такое дружба…

Д — доверие, доброта, доброжелательность
Р — радость
У — уважение, ум, уверенность
Ж — жизнь, желание, жалость
Б — борьба, благодушие, бескорыстие, благополучие
А — активность, аккуратность

3.Работа с толковым словарём. (Слайд 2-3)
— Обратимся к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова. Найдите в словаре слово «дружба» и узнайте его значение.
Дружба — близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
— Владимир Иванович Даль в своем знаменитом «Толковом словаре» проводит такое определение дружбы: «Дружба — … это бескорыстная приязнь». Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.
4.Работа со статьёй учебника «ОСЭ» с.50.
— А теперь мы узнаем ещё одно мнение о понятии дружба. Учебник с. 50.
— Что нужно, чтобы дружба была прочная (из текста).
5. История возникновения слова «дружба». (Слайд 4)
Прежде всего, слово «дружба» имеет не одно, а несколько различных значений. И не только в наше время. Две тысячи лет тому назад это обнаружил Аристотель, который как раз и пытался дать определение различным типам дружбы, чтобы выделить среди них истинную дружбу. Он различает главным образом дружбу, основанную на интересе, и дружбу благородную, которая одна только и заслуживает права считаться настоящей. Поэтому даже в Древней Греции отношения, связывающие двух деловых людей, воспринимались не как дружба, а как заинтересованность в успехе общего дела.
По одной версии — слово дружба произошло от глагола «дружить».
По другой версии от слова «дружина», которое в русском языке означает воинский отряд. Но по славянскому и болгарскому языку означает домочадцев и семью.
6. — Ребята, назовите однокоренные слова к слову дружба.
(Дружина, подруга, друг, друзья, дружить, дружок, содружество, дружненько).
— Подберите к нему синонимы.(Дружелюбие, лад, мир, единение, единство, согласие, общение).
— Мы вместе составили многоаспектный анализ слова «дружба».
7. — Послушайте, как о дружбе говорят поэты. (Заранее подготовленный ученик читает стихотворение «Что такое дружба»)
Что такое дружба?
Спросила я у птицы.
— Это, когда коршун
Летит рядом с синицей.
Спросила я у зверя:
«Что такое дружба?»
— Это, когда зайцу
Лисицы бояться не надо.
А после спросила я у девочки:
«Дружба что такое?»
— Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это, когда ребята все сразу,
Вместе играют.
Это, когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!

Вопросы учащимся:
— А считаете ли вы что дружить должны все на свете?
— А кто это все на свете?
— Почему должны дружить все на свете?

— Действительно, как сказал древний философ Марк Туллий Цицерон «Без истиной дружбы жизнь — ничто».
— Объясните смысл этих слов.

8. Работа по учебнику с. 32–33. Самостоятельная работа. (Метод кластера).

— Дружба имеет свои отличительные черты. Пользуясь учебником, найдите этот материал. При чтении делайте пометки на полях «+« — знаю, «v» — новое.
— Составим кластер (в центре ключевое слово дружба).
— Назовите отличительные черты дружбы.
(Вокруг ключевого слова понятия: избирательность, бескорыстие,  порядочность, взаимная симпатия, общность интересов).
Избирательность — человек не может выбрать себе соседей или одноклассников, он не обязан с ними дружить, достаточно просто ровных и доброжелательных отношений. Друзей же человек выбирает сам. Не зря же говорят «Скажи мне кто твой друг и я скажу кто ты».
Бескорыстие — ещё одна отличительная черта дружбы. Это отсутствие стремления к личной выгоде, наживе. Друзьям просто приятно во всем помогать друг другу. Друзья делятся друг с другом всем лучшим, что у них есть.

Порядочность- это строгое соблюдение человеком всегда и во всём установленных в обществе норм поведения, неспособность человека к плохим (низким) поступкам.

Взаимная симпатия и общность интересов — это люди близкие по духу, поведению, увлечениям. Но это не означает, что между друзьями нет отличий. Различия только обогащают дружбу, делают её ещё интереснее.
Что у нас получилось? (солнышко)
Дружба — это солнце, которое согревает нас, когда мы счастливы.

V.Физкультминутка (« Вперед четыре шага»)

VI. Первичное закрепление.
1.Составление «Синквейна».
Работа в парах.
— Подведем итог, составим синквейна на тему «Дружба». Работать будем в парах.
1. Заголовок.
2. Составьте 2 прилагательных.
3. Три глагола.
4. Фраза, несущая определенный смысл.
5. Вывод (1–2 слова), обычно существительное. Синоним слова.

Фронтальная проверка.

2. Беседа. Работа с притчей.
— О дружбе размышляли во все времена. Мысли о ней письменно и устно излагали и поэты, и ученые, и философы. Готовясь к уроку, я нашла замечательную притчу. Может, кто-то из вас напомнит нам, что обозначает слово «притча»?
Притча — малый поучительный рассказ, заключающий в себе моральное или религиозное поучение.
— Самостоятельно прочитайте притчу, вспомните пословицу, которая очень часто употребляется в речи и подходит по смыслу, выполните задание.

      Настоящий друг.

Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.

– Мама, что это за птицы? – спросил он.

– Наши друзья, – ответила орлица сыну. – Орёл живёт в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, – наши верные друзья.

Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:

– Ай-ай, они украли у нас еду!

– Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орёл ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.

Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почёт и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.

Запиши пословицу:

Проверка выполнения задания:
— Чтение вслух притчи учащимися.
Беседа:
— Какими мыслями и чувствами вам захотелось поделиться?
— Какая пословица подходит по смыслу к притче?
— Объясните её смысл?

3.Работа с пословицами.
— Люди сложили много пословиц и поговорок о дружбе, о друге. Я предлагаю вам несколько, но их надо продолжить.
Друг за друга держаться —……… ничего не бояться.
Друга ищи, а найдешь — …………береги.
Кто любит лгать, того нельзя ………….в друзья брать.
Новых друзей наживай, а старых ……….не забывай.
Не тот друг, кто медом мажет, а тот, ……..кто правду скажет.

4. Игра «Здравствуй, друг!»

VII. Включение нового знания в систему.
1.Работа над понятием «друг».

— А сейчас мы поговорим о том, какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить.
Посмотрите на экран и дополните: «Друг — это тот, кто….»
Я начну с себя «Друг — это тот, кто не предаст».

Вывод: У нас получился замечательный портрет друга.

2.Работа в группах.
— Перед вами карточки со словами, обозначающими качество человека. Подчеркните те из них, которыми должен обладать друг.
Слова на карточках:
доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, понимание, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость.

— Какие слова вы бы добавили к подчеркнутым?
— А нужно ли вам самим обладать такими же нравственными качествами, как и ваш друг? Почему?
-Действительно, народная мудрость гласит: «Найти хорошего друга- это только половина дела: нужно ещё самому быть каким».

3.Анализ ситуации.
— Давайте посмотрим со стороны на одну девочку.

ТРЕБУЕТСЯ ДРУГ
А. Л. Барто
Все живут не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки,
И характер кроткий.
Я шепчу: «Дружи со мной…
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти, мы как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу:- Но ты учти-
Ты во всем должна идти
Другу на уступки!
Предлагаю Ильиной:
-Ты дружи со мной одной!
Есть разряд у Ильиной,
И спортивный свитер,
А девчонок свита!
Подружусь я с Ильиной,
И стану знаменита!

Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: «А ты со мной
Подружись хоть на день.
мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать-
Дашь контрольную списать»
А девчонка на дыбы!
Говорит: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени
Уговаривать подруг.
Напишу я объявление:
«Срочно требуется друг».

— Какие вопросы вы бы задали после чтения стихотворения?
(- Почему с этой девочкой никто не хотел дружить?
— Можно ли ставить условия для дружбы?).

4.Размышляем.

-Послушайте внимательно:
Жили два воробья - Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.

"Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется". - подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал., то несколько зернышек все же просыпались на землю.

Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему другу Чику.
- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.
- Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашел - ты и клюй!
- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья все должны делить пополам. Разве не так?
- Ты, наверное, прав, - ответил Чик.
Не стал он обижать своего приятеля Чирика, взял у него пять зернышек. И ему стало при этом очень стыдно. Ведь сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка.

-Кого можно назвать настоящим другом и почему?

-Кто из них оказался порядочнее? Почему?

-Как бы вы поступили в данной ситуации, находясь на месте главных героев произведения?

VIII. Рефлексия.
— Перед вами «дерево Дружбы». Давайте превратим его в цветущее. Для этого возьмите листочек  от дерева. Синей пастой напишите, каким самым важным качеством должен обладать друг, красной пастой — от каких недостатков вам хотелось избавиться.
— Посмотрите, какое необыкновенное и красивое у нас дерево Дружбы.
— Давайте вернемся к началу урока. Что мы хотели сегодня выяснить?
2. Закончите предложения.
Сегодня я узнал….
Я понял, что……
Я почувствовал, что.
Мне захотелось…….
Я попробую……

IХ. Итог занятия.
— Вот и подошел к концу наш урок. Пусть на вашем жизненном пути встречаются друзья, чьи сердца будут наполнены добротой, уважением, бескорыстием.
— На память об уроке я вам оставляю законы дружбы.
Помогать друг другу.
Делиться друг с другом.
Не помнить долго обиду.
Доверять друг другу.
Защищать друг друга.
Быть честным.
Быть терпимым.
Быть доброжелательным.
Быть сдержанным.
Уметь прощать.
Не завидовать.

Х. Домашнее задание (по выбору).
1. Обсудить с родителями Законы дружбы.
2. Подобрать стихотворение любого поэта или сочинить самому на тему «Дружба».
3. Найти пословицы о дружбе, друге.
4. Подготовить фотографии для фотогалереи, рассказывающие о своих друзьях, друзьях семьи.
5. Написать сочинение «Мой друг».

  1. Как я понимаю слово «дружба»
  2. Кто мой друг
  3. Почему я дружу с этим человеком
  4. Что даёт мне дружба

Обсудить сочинение с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-мозаика "Дружба и порядочность"

Урок направлен на формирование понятий "дружба","порядочность".В процесс урока включены энергизатор,мозговой штурм...

Учебно-методический комплект внеклассного мероприятия по теме «Дружба и порядочность»

Создать  условия для развития и совершенствования представлений о дружбе, как важнейшей нравственной ценности....

Урок по курсу ОРКСЭ "Дружба и порядочность"

Конспект открытого урока по курсу ОРКСЭ "Дружба и порядочность" содержит сингапурские технологии, успешно реализованные в ходе урока....

Разработка урока с презентацией по теме "Дружба и порядочность" к курсу ОРКСЭ

Данная разработка урока к учебнику М.Т. Студеникина "Основы светской этики" по теме "Дружба и порядочность".Задачи урока:Образовательные: уточнить детские представления о понятии ...

Конспект урока по ОРКСЭ. Дружба и порядочность

Конспект урока по ОРКСЭ на тему: "Дружба и порядочность"...

Конспект + презентация урока в 4 классе по теме "Дружба и порядочность"(УМК "Школа России")

Конспект урока в 4 классе по теме "Дружба и порядочность"(УМК "Школа России")...

Урок ОСЭ по теме: Дружба и порядочность

Цель: Формировать представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, справедливость, ответственность и долг.          Задачи:...