Разработка урока с презентацией по теме "Дружба и порядочность" к курсу ОРКСЭ
презентация к уроку по орксэ (4 класс) на тему

Макарова Светлана Витальевна

Данная разработка урока к учебнику М.Т. Студеникина "Основы светской этики" по теме "Дружба и порядочность".

Задачи урока:

Образовательные: уточнить детские представления о понятии «дружба». показать ценность и необходимость дружбы.

Развивающие: ; развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общечеловеческими ценностями. научить высказывать своё мнение; прогнозировать последствия поступков; участвовать в коллективной деятельности; акцентировать внимание на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.

Воспитательные: воспитывать стремление к гармоничным отношениям с людьми, желание жить в мире и согласии с ближними. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhba_i_poryadochnost.docx21.45 КБ
Office presentation icon o_druzhbe_i_poryadochnosti.ppt2.4 МБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по курсу ОРКСЭ  по теме  « Дружба и порядочность»

(по учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики»)

учителя начальных классов МБОУ СОШ №6 города Киржач

 Макаровой Светланы Витальевны

Задачи:

Образовательные: уточнить детские представления о понятии «дружба». показать ценность и необходимость дружбы

Развивающие: ; развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общечеловеческими ценностями. научить высказывать своё мнение; прогнозировать последствия поступков; участвовать в коллективной деятельности; акцентировать внимание на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.

Воспитательные: воспитывать стремление к гармоничным отношениям с людьми, желание жить в мире и согласии с ближними

Формы и виды учебной деятельности: беседа, самостоятельная работа с источниками информации, работа в парах

1.Организационный момент.

 - Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! С каким настроением вы  начинаете урок? «Просигнальте» мне, пожалуйста. Дети поднимают карточку – «настроение» в виде разных смайликов.

-Давайте поприветствуем друг друга.  

Упражнение “Аплодисменты по кругу.

Я называю одного из вас по имени, приветствую аплодисментами, затем он выбирает кого-нибудь из учеников, и мы уже вдвоем приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты. Таким образом, игра продолжается, и аплодисменты звучат все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова “ А самые громкие аплодисменты достаются …” (После приветствия все садятся на свои места.)

2.Сообщение темы и цели урока – «вызов». Организация деятельности учащихся.

- Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема урока. А о чём мы будем говорить, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд (слайд 1).

Учитель читает стихотворение.

Что такое дружба? Каждый знает.

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а все же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

Учащиеся самостоятельно работают с учебником, находят определения

3. Работа с притчей.

Притча «Бог Дружбы»

            Жил был на свете человек, и сопровождали его в жизни три бога: бог счастья, бог богатства и бог дружбы.
 Когда этот человек достиг в жизни больших успехов, боги посетили его, и сказали:
– Человек ты достиг желаемого и двое из нас покидают тебя, но ты можешь оставить одного из нас с собой.
 Человек задумался, и ответил:
– Пусть со мной останется бог дружбы, – сказал человек и лег спать.
Наутро он открыл глаза и увидел рядом со своей постелью всех трех богов.
Человек удивленно спросил:
– Почему Вы все остались.
– Потому, что ты оставил рядом с собой бога дружбы, а он и наш друг. Дороже дружбы нет ничего на свете, поэтому мы и остались, – ответили ему боги.

  В чем смысл притчи?

 Чему должна нас научить эта притча?

Что наиболее ценно в жизни, по мнению авторов?

4. Игра «Собери пословицу ». (Работа в группах).

(Учитель раздает карточки с пословицами, необходимо собрать их.)

  • … – ищи , а нашел – …
  • Не имей … … , а имей … ….
  • Человек без  …… , что дерево без ….
  • … – как стекло разобьешь – не ….
  • Недруг поддакивает, а …спорит.

5. Составление правил    дружбы.

6. Контроль за усвоением знаний учащихся.

Учитель: Сейчас я прочитаю вам рассказ  В. Осеевой «До первого дождя».

 Вам необходимо внимательно слушать и ответить на вопросы после прочтения.

Таня и Маша были очень дружны и всегда  ходили в детский сад вместе. То Маша  заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался  сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.

- Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей  Маша.

В детском саду  воспитательница сказала:

- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

- Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

- Почему воспитательница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя»?

- Почему покраснели Маша и Таня?

- Чья из пословиц групп выражает главную мысль рассказа?

7. Беседа с опорой на жизненный опыт. Анализ проблемных ситуаций.

- Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности.

             Игра «Ромашка»  (дети работают в группах, ведут обсуждение, учатся четко формулировать вопрос, выражать свое мнение, учитывать другие точки зрения)

Группы по очереди выходят к доске, куда прикрепляют свою ромашку и называют качества необходимые для дружбы.

Каждый из вас назовёт необходимое качество для дружбы и запишет его на лепестке ромашки. Каждый предлагает своё качество, но прежде чем записать прислушивается к оценке товарищей. 

Правило: записать одно  самое необходимое качество для дружбы.

8.Рефлексия

Учитель:  кого вам хочется поблагодарить за работу на уроке?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

о б р 1. Д о т а о г а л 2 . б р о д н ы й р д у 3.м о с т ь с о н ж 4. н е ь т 5. б в и л ж е р е й ы а р у к к 6. а т й ы н 1. Отзывчивость, благожелательность, стремление помогать людям. 2. Так называют человека высоконравственного, самоотверженного, честного и открытого. 3. Умение разумно решать разные сложные вопросы, давать нужные советы. 4. Это свойство души можно увидеть во взгляде любящего человека, услышать его в голосе. 5. Так называют экономного человека. 6. Этим словом называют человека исполнительного, соблюдающего порядок, выполняющего все старательно и точно.

Слайд 3

Зачем дружба нужна людям?

Слайд 4

Дружба – это привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры в друг друга, общности интересов и взглядов, совместной деятельности. Д оверие Р адость У важение Ж елание Б орьба А ктивность

Слайд 5

Притча «Бог Дружбы» Жил был на свете человек, и сопровождали его в жизни три бога: бог счастья, бог богатства и бог дружбы. Когда этот человек достиг в жизни больших успехов, боги посетили его, и сказали: – Человек ты достиг желаемого и двое из нас покидают тебя, но ты можешь оставить одного из нас с собой. Человек задумался, и ответил: – Пусть со мной останется бог дружбы, – сказал человек и лег спать. Наутро он открыл глаза и увидел рядом со своей постелью всех трех богов. Человек удивленно спросил: – Почему Вы все остались. – Потому, что ты оставил рядом с собой бога дружбы, а он и наш друг. Дороже дружбы нет ничего на свете, поэтому мы и остались, – ответили ему боги. ? В чем смысл притчи? Чему должна нас научить эта притча? Что наиболее ценно в жизни по мнению авторов?

Слайд 6

Бескорыстие – это отсутствие стремления к личной выгоде, наживе. Порядочность – это строгое соблюдение человеком всегда и во всём установленных в обществе норм поведения, неспособность человека к плохим поступкам.

Слайд 7

Помогает дружбе Мешает дружбе Бескорыстие Вспыльчивость Доверие Глупость Интерес Зависимость Искренность Зависть Милосердие Корыстолюбие Надежность Ложь Равноправие Ненадежность Свобода Обман Симпатия Предательство Честность Хитрость Что мешает дружбе? Что помогает сохранить дружбу?

Слайд 8

Правила дружбы Не оставляй друга в беде Помогай другу во всём Будь верным в дружбе, верь в друга Будь требовательным к дружбе Не обманывай друга Умей уступать другу Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получилось Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось Не смейся над недостатками друга Останови друга, если он делает что-то плохое Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику Умей признавать свои ошибки, помириться с другом

Слайд 9

Задание: Подобрать пословицу по ключевым словам … – ищи , а нашел – … Не имей … … , а имей … …. Человек без …… , что дерево без …. … – как стекло разобьешь – не …. Недруг поддакивает, а …спорит. ? О каких секретах дружбы говорится в пословицах?

Слайд 10

Если с другом вышел в путь…

Слайд 11

Приятель-это близкий и дружески расположенный знакомый. Друг - это человек, который связан с тобой дружбой, то есть близкими отношениями, основанными на привязанности, доверии, общности интересов. Товарищ-человек, близкий по своим взглядам, деятельности, по условиям жизни

Слайд 12

В.Осеева «До первого дождя» Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили вместе в школу. Один раз когда девочки шли по улице начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали. -Сними свой плащ, мы накроемся вместе! - крикнула на бегу Таня. -Я не могу, я промокну! – загнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша. В школе учительница сказала: - Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе! - У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня. -Так вы могли бы укрыться одним плащом,- сказала учительница и , взглянув на Машу, покачала головой. -Видно ваша дружба до первого дождя! Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

Слайд 14

ПОГОВОРКИ и ПОСЛОВИЦЫ: «Дружба крепка не лестью, а правдой и честью» « Взаимное доверие - основа дружбы». « Человек без друзей, что дерево без корней». « Старый друг, лучше новых двух». «Настоящая дружба не знает зависти». «Не богатство друг, а друг-богатство».

Слайд 15

НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ ГЛАСИТ: « Найти хорошего друга – это только половина дела: нужно еще самому быть таким ».

Слайд 16

А теперь давайте поиграем в игру «Собери пословицы». Наши пословицы случайно рассыпались! И сейчас их нужно собрать. Давайте найдем начало каждой фразы. Нет друга – ищи, Скажи мне кто твой друг, Человек без друзей, Дружба крепка не лестью, Дружба как стекло: что дерево без корней. а нашел - береги. а правдой и честью. разобьешь - не сложишь. в беде. и я скажу, кто ты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Интегрированный урок. Главные члены предложения. Словосочетание. (Разработка урока с презентацией). Русский язык , 2 класс

       Ибрагимова Эльвира Абдрешитовна                  учитель начальных классов         МБ...

Урок с презентацией на тему "милосердие" по курсу ОРКСЭ

разработка урока ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Милосердие" к учебнику А. А. Шемшурина...

Презентация-приложение к статье про курс ОРКСЭ

Презентация-приложение к статье "Курс ОРКСЭ"...

Разработка урока музыки+презентация к уроку по теме «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»

На уроке дети познакомятся с биографией Фредерика Шопена и его необыкновенной музыкой....

Конспект урока по теме "Справедливость" модуль "Светская этика" курс ОРКСЭ

На основе литературных произведений и жизненных ситуаций дети знакомятся с понятиями: справедливость, справедливый поступок. Сделана попытка применить на уроке метод "Таба". В процессе  урока дет...

Презентация на тему "Особенности организации курса ОРКСЭ "

Презентация на тему "Особенности организации курса ОРКСЭ "...