Главные вкладки

    Разработка урока музыки+презентация к уроку по теме «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»
    план-конспект урока по музыке (4 класс) по теме

    Сорокина Мария Алексеевна

    На уроке дети познакомятся с биографией Фредерика Шопена и его необыкновенной музыкой.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок музыки в 4 классе.

    Тема урока: «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»

    Задачи:

    Обучающая.  Узнать биографию Шопена и познакомится с его музыкой.

    Развивающая.  Проникаться эмоциональным содержанием музыки. развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока (интонация, дикция, динамика), музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления), аналитическое мышление, речь, умение слушать и слышать музыку

    Воспитательная.  Прививать  интерес к музыке зарубежных композиторов. Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, музыкальный вкус; способствовать формированию исполнительских навыков в области пения, движения, музицирования, формированию музыкально-культурного кругозора личности.

    Оборудование: раздаточный материал, музыкальная запись, ноутбук, проектор, презентация.

    ХОД УРОКА

        № слайда

     Этапы урока

    Действие учителя

    Работа детей

    Слайд №1

    Слайд № 2

    I.Организационный момент:

      

    Построение перед классом.

    Вход детей под музыку  Шопена «Вальс № 1»

     

    - Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Когда вы вошли, мне показалось, что в классе стало теплее, светлее и уютнее от ваших лучистых глаз. Сейчас у нас урок музыки.

      "Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее.

                                                                               Д. Б. Кабалевский.

     

    - Как называется тема раздела , которого мы проходим? Сегодня мы снова отправляемся в концертный зал.

    - Какой музыкальный кит пригласил вас на урок?

    - И сегодня танец поведет нас в концертный зал. Ведь  пьесы танцевального характера   могут звучать в концертном зале.

           Вход

     

    - Мы проходим тему «В концертном зале»

     - Танец.

    Слайд № 3

    Слайд № 4

    Постановка темы урока

    Выход на тему.

    Целеполагание

    Шопен

    На слайде фортепьяно

      - Сегодня вы вошли в класс под музыку великого зарубежного композитора. Посмотрите на слайд и прочитайте имя этого композитора.

    Выдающийся композитор, исполнитель танцевальной музыки по праву считается  Фредерик  Шопен. Любимым инструментом Шопена был…

     – Давайте угадаем :       Форте - громко,
                                           Пиано - тихо.
                                           Кто наигрывает мне?
                                           Без ошибки, без изъяна
                                           Ну, конечно...

     И для него он сочинял множество музыки, в том числе: вальсы, полонезы, мазурки  и д. р. И сегодня мы услышим танцевальную музыку Шопена, да и сами попробуем под нее танцевать, дирижировать.

      Тема нашего урока звучит так: «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…», в конце урока мы должны будем объяснить эти слова.

     - Какие задачи вы поставите перед собой на этом уроке?

    Фредерик Шопен

    (фортепиано)  Ответы детей

    - Узнать о жизни композитора .

    - Хочу узнать, что значение слов полонез, мазурка.

    - Хочу услышать музыку Фредерика Шопена.

    Слайд № 5

    Слайд № 6

    Слайд № 7

    Слайд № 8

    Слайд № 9

    Слайд № 10

    Слайд № 11

    Слайд № 12

    Слайд № 13

    Слайд № 14

    Слайд № 15

    Слайд № 16

    Слайд № 17

    Слайд № 18

    Слайд № 19

    Работа над новым материалом.

    Карта западной части Евразии.

    Здоровьезберегаю-щая пауза

    Групповая работа

    Разучивание шага полонеза

    Учащиеся дирижируют вальс.

    Просмотр видеофильма.

    Повторение изученной песни.

    Закрепление.

    (Вопросы для закрепления материала).

    Домашнее задание.

    Итог урока

    - И так ребята сейчас давайте посмотрим на карту в учебнике окр. мир на стр. 145 и найдем небольшую страну на западе от нашей границы России  Польшу. Как вы думаете, почему мы о ней заговорили? Правильно, ребята.  Как называется столица Польши?

       

       - Сейчас мы с вами послушаем ребят, которые подготовили сообщение о Фредерике Шопене.

            202  года назад в 1810 году в небольшом местечке под Варшавой родился гений. Его имя – Фредерик Шопен. Отец – француз, сын крестьянина.

    Мать – полячка, была музыкальна, хорошо играла на фортепиано, обладала красивым голосом.

    Именно она привила сыну любовь к народным мелодиям.

    У него было три сестры – разносторонне развиты.

        Шопен тоже очень любил учиться. Его гениальность проявилась очень рано, он поражал всех своими способностями, музыкальной одержимостью, неиссякаемой фантазией. Музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычайно: он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать запомнившуюся мелодию или аккорд.   Родители были мудры и очень бережно относились к своему ребенку.

    С 6 лет Шопен начал профессионально заниматься на фортепиано с Войцехом Живным - пианистом, чех по происхождению. Занятия были серьёзные, несмотря на то, что Шопен, помимо того, учился в одном из варшавских училищ. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его. Почти одновременно с началом серьезного музыкального обучения появляется и первое сочинение. А в 8 лет состоялось первое публичное выступление.

      Фредерик Шопен – величайший мелодист мира. Он жил в трудную, но интересную эпоху.

      Его называли самым романтичным и поэтичным музыкантом 19 столетия, еще называли - душой фортепиано Господь дал ему божественный музыкальный дар. Но примерно к 19 годам. Шопен начинает кашлять, кашлять сильно …Он обращается к врачам и выясняется, что у него туберкулез, жуткая форма, последняя стадия… И когда Шопен старается узнать¸ сколько же ему остается жить, то врачи в ответ ничего не могут сказать конкретного, а в конце концов отвечают – год, полтора…

    - Туберкулёз – это болезнь лёгких. Сейчас эта болезнь излечима. Дети наблюдаются у врачей с постановкой реакции манту, а дети с 14 лет и взрослые один раз в год проходят флюорографию лёгких.

    Шопен проживает еще 20 лет!!!

    Почему? Врачи ошиблись, медицина на низком уровне? Нет! Все нормально, диагноз верный.   Туберкулез или чахотка, как тогда говорили, в то время не лечился, был смертельно опасной болезнью. Да и сам Шопен был настолько хрупким и болезненным человеком, что у его организма просто не было сил бороться. И все же…. Прожил 20 лет, хотя обещали лишь год-полтора.

          В чем же секрет? Ответ мы находим в некоторых источниках. Жорж Санд, возлюбленная Шопена, с которой он прожил в Париже, более 10 лет вспоминает, что когда Шопен играл и сочинял – он не кашлял! Вы можете себе представить – когда Шопен сочинял и играл, он не кашлял. А он практически все время либо сочинял, либо играл. Так вот в чем разгадка: эти 20 прожитых лет потому и были прожиты, что он практически все время сочинял или играл, а значит, не кашлял. Музыка его учила дышать, или точнее он дышал сквозь музыку. Наверное, поэтому музыка Шопена самая воздушная, самая дышащая. Его произведения настолько наполнена дыханием, что кажется, ты не только дышишь, но и ощущаешь все запахи. Но болезнь прогрессировала, здоровье его резко ухудшилось и 17 октября 1849 года Шопена не стало.

       

      - Ребята, скажите, захотелось ли вам услышать музыку Шопена?

       - Сегодня мы познакомимся со всемирно известными произведениями Фредерика Шопена. И так какой любимый инструмент был у композитора.

       - Как я уже говорила  -  Шопен сочинял на нём свои любимые произведения: полонезы, вальсы, мазурки. Как вы думаете, что это? Сейчас вы ребята будете работать по группам. Давайте послушаем  эти произведения и  составим небольшую словесную характеристику каждого танца. У каждой группы должно получиться три столбика  полонез, вальс, мазурка.

    - Все внимательно слушаем музыку полонез.

         Вальс и мазурку.

    - Мы прослушали три типа танцевальной музыки. Давайте проведём жеребьёвку. И так 1 группа даёт характеристику…, 2 группа …, 3гр…

      - Молодцы, ребята! А сейчас перед вами три определения, каждая группа находит определение к каждому танцу.

    … танец – шествие торжественный вход в большой зал открывались придворные балы.  

     

    … бальный танец с плавным вращательным движением пар.

     

    … весёлый, подвижный танец.

      - Проверяем.

         

     - Переходим к практической части. Танец полонез, разучим шаг полонеза.  Под  горделивое, величественное звучание музыки - своеобразного торжественного марша.  Длинной вереницей выступали танцующие, изящно приседая в конце каждого такта музыки. Кроме придворного, существовал и крестьянский полонез - более спокойный и плавный.

        - Нестареющий, вечно молодой – вальс! Поэтично и нежно звучат вальсы Шопена. Представьте себя дирижёрами, движениями рук передайте те чувства, которые передает музыка вальса.

        - Кульминацией бала была мазурка. Мазурка (от названия польской области Мазовии).  В романе А.С.Пушкина “Евгений Онегин” о мазурке звучат такие слова:   Мазурка раздалась. Бывало
                                       Когда гремел мазурки гром,
                                       В огромной зале все дрожало,
                                       Паркет трещал под каблуком,
                                       Тряслися, дребезжали рамы…
      - Давайте посмотрим видео, где показан танец мазурка.

       

            - Фредерик Шопен -  величайший мелодист мира. Он писал не только танцевальную музыку, но у Шопена есть раннее песенное произведение.  Песня «Желание» написана Ф. Шопеном на стихи его друга, польского поэта Стефана Витвицкого. Внимательно послушайте песню    «Желание» и скажите, почему Шопен дал ей такое название?

     

       - Творчество Фредерика Шопена  - это огромный мир необыкновенной красоты. Он, прежде всего нас учит чувствовать и любить.

      - Какое время года сейчас? У Шопена есть замечательное музыкальное произведение «Зима». Какое было домашнее задание?

       - Сейчас мы будем читать отрывки из стихотворений под эту замечательную музыку Фредерика Шопена.

     - На улице зима, стихи о зиме под музыку Шопена мы прочитали, а как же без песни.

        - Сейчас споём песню о зиме, которую мы изучили на прошлом уроке «Серебристые снежинки».

              - Молодцы!

        - Ребята, посмотрите на эти даты 1810 – 1849 и скажите, сколько лет прожил великий композитор Фредерик Шопен. Всего 39 лет – это очень мало. Шопен умер вдали от Родины, но любовь к ней пронес через всю жизнь.

    Похоронен Шопен в Париже , а сердце его, как он и завещал, было отправлено в сосуде в Польшу, в Варшаву, где до сих пор бережно хранится в костеле Св. Креста.

     

    - Ребята, давайте ответим на главный  вопрос урока, почему не молкнет чуткое сердце Шопена?

    - Одно из замечательных свойств музыки Шопена  –  ее доходчивость, она словно бы идет от “сердца к сердцу”.                                               Давайте  ответим на вопросы кроссворда.

    Кроссворд: “Шопен” - по вертикали.

     Назовите родину великого композитора Фредерика Шопена. (Польша)

    1. О каком танце идет речь: “Торжественный бальный танец – шествие”? (Полонез)
    2.  Назовите песенное произведение Шопена?  
    3. Любимый инструмент Шопена. (Фортепьяно)
    4. Музыка, какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена? (танцевальная)

    - Ребята! Я вам предлагаю дома нарисовать рисунок, который возник в вашем воображении при восприятии музыки Фредерика Шопена

    1.     сегодня я узнал… 

    2.     было интересно… 

    3.     мне захотелось… 

     

    -   У нас с вами впереди еще столько нового и интересного. А наше музыкальное путешествие продолжится на следующих уроках. А теперь наш урок окончен, и выйти из музыкального кабинета я вам предлагаю под музыку Шопена (звучит  «Полонез»).

     

    Урок  разработала учитель начальных классов Сорокина Мария Алексеевна

     

    - Наверное потому, что Польша - Родина великого композитора.

    - Варшава.

    - Мне очень захотелось услышать музыку Фредерика Шопена!

       - Фортепьяно

    - Это танцы.

    Слушание (Дети подбирают слова и словосочетания)

    Ученики каждой группы дают характеристику танцам.

    Пластическое интонирование

    Слушание. Дети делятся своими впечатлениями.

    - Зима.

    - Выучить стихотворение о зиме.

    Пение.

    - Фредерик Шопен прожил всего 39 лет.

    Ответы детей

    .

    Каждый ученик работает индивидуально.

    Ответы учеников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

    Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

    Консект урока и презентация к уроку окружающий мир (4 класс) по теме : Пустыня

    Конспект с подробными заданиями и всеми материалами для урока...

    "Не смолкнет сердце чуткое Ф.Шопена"

    О революции в Польше, о композиторах М,Огинском и ф.Шопене,о Блокаде в г.Ленинграде.Связь времён,революция и война....

    Урок и презентация к уроку музыки в 1 классе по теме "Музыка утра"

    Урок и презентация к уроку музыки в 1 классе по теме "Музыка утра"...

    Конспект открытого урока и презентация к уроку математики в 3 классе по теме "Доли"

    Конспект урока по математике. УМК Школа России. 3 класс. Тема урока "Доли"....