«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»Танцы, танцы, танцы.
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему

Рогозина Ирина Викторовна

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fd18005b5ae3c2e2e7deafa061c961ed.docx27.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»Танцы, танцы, танцы.

ЦЕЛЬ:   сформировать представление об особенностях композиторского

творчества Ф. Шопена.

ЗАДАЧИ:     - научить определять в звучании особенности музыкального жанра

                          «полонез";

                        - через групповые формы работы обучить умению коллективно

                           Размышлять  о музыке и её авторе;

  МУЗ. МАТЕРИАЛ:   Вальс №10, Ф. Шопен;

Полонез №3 ля мажор, Ф. Шопен;

Мазурка №1 си-бемоль мажор, Ф. Шопен;

Мазурка №3 фа мажор, Ф. Шопен;

 Мазурка №2 ля минор, Ф. Шопен;

                                                                 ХОД УРОКА:

1.Орг.момент.

Вход под Вальс№10 Ф. Шопена

  • Какой музыкальный жанр прозвучал в начале урока?
  • Как вы думаете, это произведение принадлежит русскому или зарубежному композитору?

-А что такое вальс?

Вальс (франц. valse, немецкого Walzen, от walzen - "кружиться в танце") Музыкальный размер обычно 3/4, темп умеренно быстрый. Танец австрийского происхождения.  Слайд 1

-Где можно увидеть людей танцующих вальс. Слайд 3-4

2.Работа по теме.

1)Самоопределение к деятельности.

-Кто такой Шапен?

-Что вы о нём знаете?

-Какие произведения Шопена вы знаете?

-Что бы хотели узнать?

-Сформулируйте тему урока.

-Сегодня двери в концертный зал нам отворила музыка выдающегося польского композитора, исполнителя танцевальной музыки Фредерика Шопена. Слайд 5

-Тема нашего урока созвучна с названием разворота учебника:«Немолкнет сердце чуткое Шопена…»И сегодня мы попробуем найти объяснение этим словам.

2)О композиторе. Слайды: 6-15

Родина замечательного композитора 19 века Ф. Шопена–Польша. Судьба распорядилась так, что долгие годы композитор провёл на чужбине.

Судьба Шопена очень схожа с судьбой русского композитора С. В. Рахманинова. Ему так же пришлось закончить свою жизнь в дали от Родины, но сохранить свою трепетную любовь к ней и выразить её в своих музыкальных произведениях.

Свои музыкальные послания Отчизне, своему народу Шопен наполнял любовью и страданием, восторгами, отчаянием. Умер композитор во Франции, но завещал похоронить своё сердце на родине. В Варшаве, в костёле Святого Креста, поляки трепетно хранят умолкнувшее сердце Ф. Шопена. Умолкнувшеели?..

Любимым инструментом Шопена было фортепиано. «Душа фортепиано» - так называли польского гения. Будучи прекрасным пианистом, он написал для фортепиано множество сочинений. Срединихвальсы, полонезы, мазурки, прелюдии, этюды.

3)Полонез. Слайд 16-18

-А знаете ли вы, что это за танец–полонез?

-В старину (16 -17 века) полонез называли «великим пешим танцем». По началу он исполнялся только мужчинами –польскими рыцарями, затем рыцарями его оруженосцами, наконец, стал парным бальным танцем. Старинный полонез был парадным танцем-шествием торжественного, даже мужественного характера. Блестящая пышная одежда польской знати сверкала золотом, драгоценными камнями, мехами и бархатом (причём мужской костюм не уступал женскому в роскоши ,обилии украшений). Именно полонезом хозяин дома в паре с самой уважаемой дамой открывал бал.

Шаг полонеза степенный ,и изящный, сопровождается не глубокими плавным приседанием на третьей доле.

Подлинной вершиной развития жанра полонеза стало как раз таки творчество Ф. Шопена. В 16 полонезах для фортепиано он воспел героическую историю своей страны.

-Сегодня прозвучит один из самых знаменитых полонезов Шопена ПОЛОНЕЗ ля мажор.

-Этот полонез стал музыкальным символом Польши.

  • Какими чувствами наполнена музыка?

Звучит Полонез №3 ля мажор

  • Какими чувствами наполнена музыка? (…….)
  • Как вы думаете, почему этот полонез стал музыкальным символом Польши?

В музыке создан образ гордой, независимой, блестящей и величественной Польши.

Итак, бал открывался полонезом.

  • А какие танцы ещё звучали на балах?

«Танцы, танцы, танцы…»именно так называется следующий разворот учебника и посвящён он вальсу и мазурке.

4.Мазурка.Слайд 19-22

Ну, с вальсом мы довольно таки часто встречаемся в жизни, и вначале урока прозвучал Вальс Ф. Шопена. А вот что за танец МАЗУРКА?

В 19 веке наряду с вальсами, полонезами была широко распространена в Европе и мазурка. Родина мазурки–Польша, а точнее, её область–Мазовия. Это подвижный прыжковый танец был любим и крестьянами, и горожанами, и аристократами.

Шопен сочинил около 60 мазурок. Он называл мазурки«obrazki» - «картинки». В них даны зарисовки и сельских вечеринок, и картины блестящих балов польской знати.

-Мы сегодня послушаем три мазурки, и попробуем определить в какой из них мы услышим незатейливый крестьянский танец, а в какой блистательный бальный танец. А может это просто пьеса–воспоминание.

Звучит Мазурка №1 си-бе моль мажор

  • Как прозвучал танец? ( быстро, резко, стремительно, сакцентами, изящно)

Музыка танца вводит нас в атмосферу праздничного, приподнятого настроения.

А вот другая мазурка:

Звучит Мазурк а№3 фамажор

  • Отличается этот танец от предыдущего?
  • В чем разница?

Звучит скромнее, незатейливая по сравнению с предыдущей мелодия.

  • А что вы скажете о звучании вот этой мазурки? Предназначена она для танца?

Звучит Мазурка №2 ля минор

  • Какими чувствами наполнена музыка Мазурки?

Музыка звучит задумчиво, мечтательно, как воспоминание, размышление- грустно, проникновенно, задушевно, поэтично, лирично.

  • Сохраняется ли этот характер звучания до конца?
  • Какие новые черты появляются в средней части?

Ускоряется темп, звучит громче, минор сменяется мажором.

Повторение главной темы мазурки возвращает нас в первоначальное душевное состояние.

  • Какая мазурка вам понравилась больше других?
  • Почему?

Наш урок подходит к концу.  Думаю, что вы сегодня сможете дать объяснение словам «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»

  • Почему же оно не молкнет?

Пока звучит музыка Шопена, в которой он выразил всю свою любовь Родине, его сердце не умолкнет!!!

3.Итог урока.

-Так о каких танцах мы сегодня говорили? Слайд 23

-Кто из них Шопен? Слайд 24

4.Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока музыки+презентация к уроку по теме «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»

На уроке дети познакомятся с биографией Фредерика Шопена и его необыкновенной музыкой....

"Танцы, танцы, танцы.."

презентация к уроку по музыке во 2 классе...

"Не смолкнет сердце чуткое Ф.Шопена"

О революции в Польше, о композиторах М,Огинском и ф.Шопене,о Блокаде в г.Ленинграде.Связь времён,революция и война....

Конспект урока по музыке "Танцы,танцы, танцы..."

Конспект урока по музыке 2 класса...

Технологическая карта и конспект урока по музыке во 2 классе " Танцы, танцы, танцы"

Технологическая карта и конспект урока по музыке во 2 классе " Танцы, танцы, танцы"...

Презентация к уроку музыки во 2 классе по теме "Танцы, танцы, танцы..."

Данная презентация поможет учителю рассказать об истории происхождения  бальных танцев XVIII-XiX веков....

Конспект урока музыки в 4 классе «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»

Конспект урока музыки в 4 классе «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»...