Методическая разработка проекта по ОРКСЭ "Планета милосердия"
проект по орксэ (4 класс)

Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное.

Виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, социальное творчество.

Сроки реализации проекта: 3-4 недели (1 раз в неделю).

Количество часов: 3-4 часа.

Актуальность: Бездомные животные - это актуальная проблема общества. Безнадзорных животных с каждым днем становится все больше. Практически в каждом дворе нашего города можно увидеть бездомных кошек и собак. Кто-то не угодил своим хозяевам, кто-то заболел, а безответственные люди решили, что проще выбросить на улицу. Кто-то оказался ненужным в новом доме, из-за кого-то у хозяев началась аллергия, а кто-то родился на улице. По этим и другим причинам бездомных животных становится всё больше. Люди не хотят нести ответственность за их жизнь и здоровье. При малейших трудностях многие стараются избавиться от питомцев, ведь на это нужны деньги, силы и время. «Да и что с ними будет? Это же животные, они не чувствуют». Так считают многие, но они ошибаются! Животные чувствуют! Чувствуют любовь и заботу, голод и обиду. Они нам доверяют, мы не можем их предавать.

Но если начать формировать ответственность за питомцев как можно раньше, приучать детей заботиться о своём любимце, не обижать его, то число бездомных ненужных животных сократиться. Моральные качества не позволят человеку так просто избавиться от питомца.

Целевая аудитория: учащиеся 4 класса.

Цель проекта: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, формирование позиции отзывчивого, ответственного, милосердного человека.

Задачи:                                      

- учить работать с различными видами источников информации и текстов (статьи, скриншоты страниц Интернета);

- развивать умение самостоятельно мыслить, ставить цель, формулировать проблему, предлагать пути ее решения, производить рефлексию и оценку своих действий;

- обогащать устную и письменную речь учащихся;

- учить оценивать ситуации и поступки, как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей;

- развивать операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

- воспитывать взаимопомощь, культуру общения, способствующую созданию благоприятного психологического климата;

- учить использовать информацию в проектной деятельности для создания нового продукта.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, элементы технологии сотрудничества, технологии проблемного и дифференцированного обучения, информационно-коммуникационной технологии.

Методы обучения: метод проектной деятельности (социальный проект), ведение проблемного диалога; выполнение упражнений и практических заданий.

Формы организации работы на занятии: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_orkse.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат №20 Петроградского района

г. Санкт-Петербурга

Проект: «Планета милосердия»

Номинация «Программы и проекты внеурочной деятельности

духовно-нравственной направленности»

Автор проекта: Мария Владимировна Рябцова,

учитель начальных классов, учитель-дефектолог

Санкт-Петербург

2019

Пояснительная записка

Тема: «Планета милосердия»

Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное.

Виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, социальное творчество.

Сроки реализации проекта: 3-4 недели (1 раз в неделю).

Количество часов: 3-4 часа.

Актуальность: Бездомные животные - это актуальная проблема общества. Безнадзорных животных с каждым днем становится все больше. Практически в каждом дворе нашего города можно увидеть бездомных кошек и собак. Кто-то не угодил своим хозяевам, кто-то заболел, а безответственные люди решили, что проще выбросить на улицу. Кто-то оказался ненужным в новом доме, из-за кого-то у хозяев началась аллергия, а кто-то родился на улице. По этим и другим причинам бездомных животных становится всё больше. Люди не хотят нести ответственность за их жизнь и здоровье. При малейших трудностях многие стараются избавиться от питомцев, ведь на это нужны деньги, силы и время. «Да и что с ними будет? Это же животные, они не чувствуют». Так считают многие, но они ошибаются! Животные чувствуют! Чувствуют любовь и заботу, голод и обиду. Они нам доверяют, мы не можем их предавать.

Но если начать формировать ответственность за питомцев как можно раньше, приучать детей заботиться о своём любимце, не обижать его, то число бездомных ненужных животных сократиться. Моральные качества не позволят человеку так просто избавиться от питомца.

Целевая аудитория: учащиеся 4 класса.

Цель проекта: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, формирование позиции отзывчивого, ответственного, милосердного человека.

Задачи:                                      

- учить работать с различными видами источников информации и текстов (статьи, скриншоты страниц Интернета);

- развивать умение самостоятельно мыслить, ставить цель, формулировать проблему, предлагать пути ее решения, производить рефлексию и оценку своих действий;

- обогащать устную и письменную речь учащихся;

- учить оценивать ситуации и поступки, как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей;

- развивать операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

- воспитывать взаимопомощь, культуру общения, способствующую созданию благоприятного психологического климата;

- учить использовать информацию в проектной деятельности для создания нового продукта.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, элементы технологии сотрудничества, технологии проблемного и дифференцированного обучения, информационно-коммуникационной технологии.

Методы обучения: метод проектной деятельности (социальный проект), ведение проблемного диалога; выполнение упражнений и практических заданий.

Формы организации работы на занятии: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая.

Формируемые УУД:

1. Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания;

- проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу;

- проявлять уважительное и милосердное отношение к животным; ответственность за домашних животных;

- выражать положительные эмоции; проявлять эмпатию;

- осознавать ответственность за общее дело;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- демонстрировать самостоятельную и личную ответственность за свои поступки.

2. Регулятивные:

- уметь нацеливаться на успешную работу;

- уметь определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя;

- принимать познавательную задачу и сохранять ее до конца действий;

- уметь слушать и извлекать нужную информацию;

-  планировать свои действия, самоконтроль;

- уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью.

3. Познавательные:

-  находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии, из различных источников;

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ и сопоставление объектов;

- расширить знания по теме.

4. Коммуникативные:

- формировать умение взаимодействовать в парах и группах;

- уметь аргументировать свою позицию;

- проявлять активность в решении познавательных задач;

- при необходимости, исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ.

Планируемые результаты:

1. Метапредметные:

- уметь работать с различными видами источников информации и текстов (статьи, скриншоты страниц Интернета);

- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

-  уметь находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

- уметь использовать информацию в проектной деятельности для создания нового продукта.

2. Личностные:

- уметь оценивать ситуации и поступки, как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей;

- проявлять уважительное и милосердное отношение к животным; ответственность за домашних животных;

- уметь не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Особенности подготовки занятия: для подготовки данного занятия необходимо подробно изучить работу приютов для бездомных животных, жизнь животных на улице; правильно подобрать наглядный и раздаточный материал, чтобы вызвать как можно больше эмоций у детей.

Раздаточный материал: значки волонтёров; карточки с заданиями; карточки, буквы и фотографии для оформления стенгазет; «лучики» для рефлексии.

Оборудование: ПК, мультимедиа-проектор. колонки, презентация. 

Ход занятия

1. Организационно-мотивационный этап.

- Добрый день, ребята! Меня зовут Мария Владимировна. Я рада вас видеть. Давайте улыбнёмся друг другу. Ведь улыбка и хорошее настроение - это залог успеха в любой работе. Я всем желаю успехов и удачи на сегодняшний день. Все готовы?

2. Организационно-деятельный этап. 2.1. Формулировка темы занятия.

- Ребята, давайте посмотрим фрагмент мультфильма и узнаем, о чём мы будем говорить на занятии. 

- Какие у вас предположения?

- Тема нашего занятия: «Планета милосердия». Что такое милосердие?

- Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, сердечное участие.

- Когда вы гуляете на улице, вы встречаете бездомных животных? Какие чувства вы испытываете при виде их? Как вы думаете, мы можем им помочь? (взять домой, покормить и т.д.)

- Вы знаете, кто такой волонтёр?

- Волонтёр – (доброволец) это человек, который занимается общественно полезным делом, ничего не требуя взамен. Кстати, 5 декабря был Международный день волонтёров. А волонтёров мы можем встретить:

- на различных спортивных мероприятиях;

- на благотворительных концертах и фестивалях;

- в домах престарелых;

- в организациях для бездомных людей;

- в больницах, где лежат тяжелобольные люди и люди-инвалиды;

- в хосписах, где находятся взрослые и дети с неизлечимыми болезнями;

- в приютах для бездомных животных. И так далее.

Волонтёры всегда несут добро, надежду и любовь. Вы готовы ими стать?

- Человек, становясь волонтёром, произносит клятву. И мы с вами дадим клятву. Я вам говорю фразу, а вы в ответ как можно громче кричите - … клянёмся! [1]

- Отлично! Я посвящаю вас в волонтёры.

- Скажите, пожалуйста, Почему животные оказываются на улице? (безответственность владельцев; хозяева переезжая или уезжая в отпуск, выгоняют животных на улицу; потерялись или убежали от хозяев)

- Бездомным животным нужна помощь?

2.2. Подготовка к оформлению стенгазет.

- Наш первый шаг как волонтёров – привлечь внимание окружающих к проблемам бездомных животных. Как мы можем это сделать?.. Мы с вами не миллионеры, чтобы построить огромный приют и содержать его. Что мы можем сделать, например, в вашей школе, чтобы привлечь внимание окружающих? … Стенгазеты.

- Какой должна быть стенгазета? (яркой, привлекающей внимание, красочной, интересной)

2.3. Физкультурная пауза.

- И мы должны быть с вами яркими и энергичными. Сейчас сделаем зарядку настоящих котов [2]. Повторяйте за мной.

- Молодцы. Мы зарядились энергией и готовы к работе.

2.4. Создание стенгазет.

- У нас две группы. Каждая группа оформляет свою стенгазету. Для стенгазет есть две темы. Сейчас я предлагаю выйти по одному человеку из каждой группы и выбрать тему (вслепую).

Дети читают. О приютах для бездомных животных, о жизни животных на улице.

- внутри групп вы будете работать в парах, разделитесь на них. Для работы нам необходимо распределить роли, 1 роль – 1 пара. Запишите, пожалуйста, свои имена напротив выбранной роли:

1 группа (о приютах для бездомных животных):

1. дизайнеры, они должны оформить заголовок и скомпоновать стенгазету;

2. журналисты, они должны найти информацию о том, как помочь животным, и написать об этом;

3. журналисты, которые находят контакты приютов и оформляют объявления;

4. писатели, которые напишут историю от лица кошки и собаки, живущих в приюте;

5. выпускающие редакторы, которые презентуют стенгазету.

2 группа (о жизни животных на улице):

1. дизайнеры, они должны оформить заголовок и скомпоновать стенгазету;

2. журналисты, они должны найти информацию о том, как помочь животным, и написать об этом;

3. писатели, которые напишут историю от лица бездомной кошки;

4. писатели, которые напишут историю от лица бездомной собаки;

5. выпускающие редакторы, которые презентуют стенгазету.

- Дизайнеры, к сожалению, мы ограничены во времени, поэтому я предложила вам по 2 варианта заголовков. Выберите один из них и подберите подходящие буквы.

- Журналисты, которые будут искать информацию о том, как помочь животным. У вас есть статьи, прочитайте их и подберите подходящий материал, можете использовать черновые листы для заметок. Помните, что здесь всё должно быть изложено кратко и чётко, чтобы люди сразу поняли, как они могут помочь.

- Журналисты, которые находят контакты приютов и оформляют объявления. У вас есть скриншоты групп в социальной сети и справочника. Но вам нужно не просто переписать контакты, а оформить небольшие листовки с контактами каждого приюта, от которых можно отрывать бумажку, чтобы взять с собой.

- Писатели, вам необходимо придумать истории от лица животных. У вас есть фотографии животных и план рассказа. Главная ваша задача – написать так, чтобы люди сразу же захотели помочь животному, а может и забрать его домой.

- Выпускающие редакторы, вы вместе с дизайнерами оформляете общий вид стенгазеты и делаете её презентацию, чтобы другая группа могла ознакомиться с вашей работой.

- Не забывайте о правилах работы в группе! (выслушиваем и не перебиваем друг друга, каждый выполняет свою функцию, работаем спокойно, чтобы не мешать другим)

- Времени очень мало, поэтому скорее начнём работу! Если вам понадобится моя помощь, обязательно обращайтесь! (ребята оформляют стенгазету, учитель помогает им, следит за работой)

(Презентация стенгазет по плану)

2.5. Дополнение предложений в «Памятке настоящего друга». Подведение итогов занятия.

- Как вы считаете, у вас всё получилось? Но я не просто так попросила вас прикрепить к стенгазетам пустые кармашки. Там будет «Памятка настоящего друга», чтобы любой желающий мог её взять и стать настоящим другом для своих любимцев. Сейчас я вам их раздам… (смотрит в папку)

- ОООООЙ! Ребята, часть чернил смылась, пока я шла к вам в школу. Помогите, пожалуйста, восстановить текст [3].

(заполняют пропущенные слова)

- Теперь мы можем положить памятки в кармашки для всех желающих. Когда вы повесите стенгазеты, через некоторое время вы узнаете, была ли интересна эта информация. Конверты с памятками будут пустыми или нет.

- Мы с вами работали с очень сложной темой. Но мы не будем унывать, мы ведь настоящие волонтёры, мы будем нести свет и помогать другим! И вот вам небольшой подарок за вашу отзывчивость и неравнодушие! (Просмотр мультика)

- Ребята, каждое брошенное животное обязательно найдёт свой дом! И если каждый человек будет хоть немного помогать им в этом и не предавать их, то всё будет хорошо!

- Вы сделали своё первое доброе дело как волонтёры. За это я хочу вручить вам значки. (раздача значков)

3. Организационно-рефлексивный этап.

- Ребята, вы научились работать в парах, создавать стенгазеты. Это можно использовать при работе с другой темой. Что нового вы узнали? Какие выводы вы можете сделать?

- Скажите, пожалуйста, какие у вас мысли после занятия? Как вы себя ощущаете? Над чем пришлось задуматься? Что стало самым важным на занятии?

- Как вы думаете, помогут наши стенгазеты бездомным животным?

- Ребята, у каждого из вас есть лучики разных цветов, чтобы оценить, как прошло занятие: жёлтый – всё получилось, оранжевый – были затруднения, красный – почти ничего не получилось. Выберите подходящий и приклейте его к нашему солнышку.

- Желаю вам всегда быть отзывчивыми и милосердными!

Приложения

Приложение 1

Помогать всем, кто оказался в беде?

КЛЯНЁМСЯ!

Заботиться о братьях наших меньших?

КЛЯНЁМСЯ!

Нести свет и тепло окружающим?

КЛЯНЁМСЯ!

Приложение 2

Шли по крыше три кота,

(медленно шагают на месте)

Три кота Василия.

Поднимали три хвоста

(поднимаю руки вверх)

Прямо в небо синее.

(медленно покачивают руками над головой)

Сели киски на карниз,

(присели на корточки)

Посмотрели вверх и вниз

(подняли голову вверх и опустили)

И сказали три кота:

(медленно встали)

«Красота! Красота!»

(развели руки в стороны 2 раза)

Приложение 3

Памятка настоящего друга

ПОМНИ!

1. Возьми животное из приюта, спаси ему жизнь!

2. Заботься о своём питомце

3. Ты должен следить за нуждами своего любимца.

4. Следи за здоровьем животного.

5. Питомца нужно воспитывать.

6. Никогда не кричи на него, не бей и не пугай.

7. Дари питомцу любовь и ласку.

8. Чаще играй с ним.

9. Никогда не выбрасывай любимца на улицу! Он тебе доверяет! Не предавай его!

Мы в ответе за тех, кого приручили!

Библиография:

1. Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб. – метод. пособие / авт. Т.Ю. Артюгина. – Архангельск: АО ИППК РО, 2009.

2. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005.

3. Левин, Э.А. Методика индивидуально-группового обучения:/Э.А.Левин, О.И.  Прокофьева.-  М.: Сентябрь, 2007г.

4. Максимова Т.Н. Классные часы: 3 класс.- М.: ВАКО, 2007.

5. Психологические аспекты проектной деятельности: программы, конспекты занятий с учащимися / авт. – сост. Н.Л. Куракина, И.С. Сидорук. – Волгоград: Учитель, 2010.

6. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.

7. http://www.youtube.com/ - мультфильмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проекта по предмету «Окружающий мир»

Технический  век  привел  к  глобальным  изменениям  в  природе, ухудшению экологического состояния планеты.  Все  живое  на...

Методическая разработка проекта по теме" Золотое кольцо России.(Кострома)" "

Это разработка выступления в общешкольном проекте "Золотое кольцо России".  В стихотворной форме предложено знакомство с Костромой - родиной Снегурочки. О богатствах  Костромы,...

Методическая разработка проекта Экологическая тропа «Реликтовые растения пришкольного участка»

        В условиях глубокого экологического кризиса усиливается значение экологического образования и экологической культуры в начальной школе как ответствен...

Методическая разработка урока на тему: "Милосердие и сострадание" ОРКСЭ 4 класс

Урок знакомит детей с понятиями милосердия и сострадания, жестокосердия, милостыни, ближний, сестра милосердия, способствует развитию у детей нравственных качеств и умению жить по заповедям в современ...

Методическая разработка урока по теме: «Милосердие и сострадание»

Урок по ОРКСЭТема урока: Милосердие и состраданиеТип: изучение нового материала.Дидактическая цель урока: создать условия для ознакомления с понятиями «милосердие»,«забота о слабых&r...

Методическая разработка урока по теме "Милосердие"

Данная методическая разработка представляет технологическую карту урока "Основы светской этики"....

Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Милосердие и сострадание" ,модуль " Основы православной культуры"

Пояснительная записка содержит:1.1. Актуальность (важна эта тема тем , чтобы  дети были добрыми).1.2. Педагогическая целесообразность (школьники должны научиться оказывать бескорыстную помощь бли...