Методическая разработка проекта по курсу внеурочной деятельности программы «Уроки милосердия» «Благовещение»
проект по орксэ (1 класс)

Чикалина Анжелика Сергеевна

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Поэтому Концепция духовно-нравственного развития и воспитания является методологической основой реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_blagoveshchenie.docx37.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3

с углублённым изучением отдельных предметов»

города Котовска Тамбовской области

Методическая разработка проекта

по курсу внеурочной деятельности

программы «Уроки милосердия»

 «Благовещение»

Номинация: «Программы и проекты внеурочной деятельности

 в рамках предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР»

1    класс

Автор-составитель:  

Чикалина Анжелика Сергеевна,  

учитель начальных классов

г. Котовск, 2025

Пояснительная записка

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Поэтому Концепция духовно-нравственного развития и воспитания является методологической основой реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Проект “Благовещение” был подготовлен в рамках реализации программы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Котовска, где с первого класса реализуется дополнительная образовательная программа «Уроки Милосердия». На таких занятиях дети знакомятся с основами православной культуры. В процессе работы был разработан и реализован данный проект. Педагоги подобрали наглядный материал и музыкальный ряд, разработали конспекты бесед и занятий для  православного праздника. Учащиеся и родители помогали при изготовлении народных костюмов и декораций. Работа велась две недели. в завершении проекта дети, родители и педагоги вместе встретили один из главных православных праздников Благовещение Пресвятой Богородицы.

  • Тип мероприятия: проект
  • Тема: «Благовещение»
  • Сроки реализации: 28.03.24 - 07.04.2024
  • Цель: Формирование духовно-нравственных качеств посредством приобщения детей к православным традициям, через организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
  • Задачи:

Обучающие:

- познакомить детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа, связанными с подготовкой и проведением православного праздника Благовещение;

- дать некоторые сведения из Священной истории, повествующие о празднике Благовещение;

- познакомить детей с доступными их пониманию произведениями художественной литературы, живописи, иконописи, отвечающими тематике урока

Развивающие:

- развивать нравственные и эстетические чувства ребёнка, через беседы, художественную литературу и продуктивную деятельность;

- оказать помощь в становлении творческой личности ребёнка, развивать навыки художественного творчества;

- содействовать развитию речи: обогащению словаря, повышению выразительности, навыкам речевого общения в совместной деятельности.

Воспитывающие:

- воспитывать нравственные и эстетические чувства ребёнка, поддерживать стремление поступать по-доброму, приумножать красоту;

- прививать уважительное, милосердное, внимательное отношение к своим близким людям.

  • Ожидаемый результат:

- Дети узнают, что в России есть не только государственные праздники, но и православные, народные.

- Дети расскажут о сведениях из Священной истории, повествующих о празднике Благовещение, традициях русского народа, связанных с подготовкой и проведением православного праздника, народных приметах;

- Дети с желанием и уважением порадуют близких людей памятью о празднике маленькими праздничными подарками, изготовленными своими руками.

  • Ведущие подходы:

-педагогика сотрудничества;

-гуманно-личностная технология;

-технология коллективного воспитания

-проектная деятельность

-дифференциация по интересам

-информационные и коммуникационные технологии

-игровые технологии

  • Формы организации внеурочной деятельности:

-экскурсии

- проекты

- библиотечные уроки

- конкурсы

- викторины

- познавательные игры 

  • Методы и технологии:

- наглядно-слуховые (беседа, рассказ, объяснение)

- наглядно-зрительные (рассматривание картин и иллюстраций, мультимедийные презентации)

-  собственно-практические (праздничная программа)

- технологии КТД

- проектные технологии

- технология педагогики сотрудничества

- игровые технологии (игры с привлечением родителей)

  • Работа с родителями.

- Консультация для родителей (в течение всего периода)

- Помощь родителей в изготовлении и украшении русских народных костюмов к празднику (в течение всего периода)

- Организация праздника «Благовещение» (в завершении проекта)

  • Необходимые технические средства и наглядность: выставка рисунков и поделок, иллюстрации о празднике, аудиозапись колокольного звона, музыка для праздника, экран и презентация.

Содержание проекта

  • Структурированное описание содержания с  указанием последовательности этапов:

  1. Познавательное развитие.

- Тематическое занятие: Встреча с настоятелем Благовещенского храма г. Котовска  иереем Иоанном Масягиным “Благая весть” (Презентации на темы: “Птицы возвращаются на Родину из тёплых краёв”, “Любимый праздник православных ”,)

- Беседы на темы: “В день Благовещения”, “Без доброты нам не прожить на свете”, “Что за чудо - этот храм!”, “Что такое иконы?”, “Что я видел в храме”  

 - Заучивание стихотворений: “Птичка” А.С.Пушкин, “Благовещение” С.Высоцкая, “Благовещение” Дмитрий Захаров

- Словарная работа: Благовещение, икона, иконопись, православный, духовный, послушание, милосердие, благая весть, колокольный благовест, ангел, архангел, гармонист, хоровод,  вестник, Иисус, младенец - (в течение всего периода)

- Чтение художественных произведений: “Этот дом - не просто дом!” Евгений Санин, “Как нарядно в нашем храме!” Нина Орлова, “Перелётные птицы” Виктор Афанасьев; “Птичка” А.С.Пушкин;, “Благовещение” С.Высоцкая, “Благовещение” Дмитрий Захаров (в течение всего периода).

  1. Художественно - творческая деятельность.

- Рассматривание иллюстраций из серии “Иконы”

- Занятие по тестопластике “Птички - невелички!”

- Рисование:  “Встречам весну”, “Русская изба”, “Русский народный костюм”

- Аппликация “Птицы”

- Оригами “птицы ”, «Ангел»

-  Слушание духовной музыки в аудиозаписи (в течение всего периода).

  1. Игровая деятельность.

- Дидактические игры: “Приметы весны”, “Перелётные птицы”

- Хороводные игры: “Капуста”, “Заводите хоровод вокруг гармошки”  

  • Структурированное содержание проекта:

1 неделя

28.03.24-01.04.24

2 неделя

04.04.24-07.04.24

- Тематическое занятие: Встреча с настоятелем Благовещенского храма г. Котовска  иереем Иоанном Масягиным “Благая весть” (Презентации на темы: “Птицы возвращаются на Родину из тёплых краёв”, “Любимый праздник православных ”,) - 28.03.24

- Рассматривание иллюстраций из серии “Иконы” - 28.03.24

- Беседы на темы: “В день Благовещения”, “Без доброты нам не прожить на свете”, “Что за чудо - этот храм!”, “Что такое иконы?” , “Что я видел в храме”  - 29.03.24

 - Занятие по тестопластике “Птички - невелички!” - 29.03.24

- Заучивание стихотворений: “Птичка” А.С.Пушкин, “Благовещение” С.Высоцкая, “Благовещение” Дмитрий Захаров, разучивание русской народной песни “Ой, ручьём бежит вода”.

 - 30.03.24

- Рисование:  “Встречам весну”, “Русская изба”, “Русский народный костюм” - 31.03.24

- Словарная работа: Благовещение, икона, иконопись, православный, духовный, послушание, милосердие, благая весть, колокольный благовест, ангел, архангел, гармонист, хоровод,  вестник, Иисус, младенец - (в течение всего периода)

- Чтение художественных произведений: “Этот дом - не просто дом!” Евгений Санин, “Как нарядно в нашем храме!” Нина Орлова, “Перелётные птицы” Виктор Афанасьев; “Птичка” А.С.Пушкин;, “Благовещение” С.Высоцкая, “Благовещение” Дмитрий Захаров (в течение всего периода)

- Аппликация “Птицы” - 04.04.24

- Оригами “птицы ”, «Ангел» - 05.04.24

- Дидактические игры: “Приметы весны”, “Перелётные птицы”- 06.04.22

- Хороводные игры: “Капуста”, “Заводите хоровод вокруг гармошки”  - 07.04.24

- Организация праздника «Благовещение» - 07.04.24

-  Слушание духовной музыки в аудиозаписи (в течение всего периода)

- Консультация для родителей (в течение всего периода)

- Помощь родителей в изготовлении и украшении русских народных костюмов к празднику (в течение всего периода)

Приложение

  • Сценарий праздника: «БЛАГОВЕЩЕНИЕ»

 Оформление зала:

На ткани - изображение церкви, солнышка, птичек, ангелов.

На левом занавесе   выполнено изображение в виде русской избы (бревенчатые стены, русская печь, стол, самовар, окно с занавесками, икона, скамейки, половики). На правом занавесе  выполнено изображение в виде березовой рощи (деревья, пень, птицы, цветочная поляна).

Макет  костра, выполненный из картона, обклеенный галлографической красно-желтой пленкой, с горящим внутри фонарём.

Благовещение

(Сценарий весенних посиделок, посвященных третьей встречи весны)

1 ведущий: - Ой, желанные вы гости,

                         Девицы и молодцы,

                         Грусть печаль у входа бросьте,

                         Проходите в горницу!

2ведущий: - Гость хорош – хозяйка рада,

                        Так ведется испокон.

                        Старину нам вспомнить надо,

                        И обряды стариков.

1 ведущий: Вот и закончились зимние морозы, отшумели метели, на дворе весна. Прошел месяц март, первый весенний месяц. Скажите, ребята, а как второй месяц весны называется?

2 ведущий: Что же изменилось в окружающем нас мире с наступлением апреля?

1 ведущий: - Март сменяется апрелем,

                         Утро тонет в птичьих трелях.

                         С нами чудо из чудес –

                         Благовещенье с небес!

2 ведущий: Последние точки стихотворения подводят нас к разговору об одном из самых главных праздников Православного календаря – Благовещении Пресвятой Богородицы. Этим праздничным днем апреля завершается первая апрельская неделя. В этот день Церковь вспоминает, как Архангел Божий Гавриил принес Пречистой Деве Марии весть о том, что Она станет Матерью Сына Божия. С утра в этот день, как и другие великие праздники, по всей Руси, от села к селу, по всем городам разносился торжественный колокольный благовест (в аудиозаписи звучит звон колоколов).

Выходят два ангела, держа в руках икону Благовещения. Ангел-девочка – со стороны Девы Марии, ангел-мальчик со стороны ангела. Рассказывая стихи, дети указывают на Богородицу и Ангела.

Ангел-мальчик:

Кто сей юный? В ризе света

Он небесно возблистал

И, сияющий, предстал

Кроткой Деве Назарета:

Дышит радостью чело,

Веют благовестью речи,

Кудри сыплются на плечи,

За плечом дрожит крыло.

Ангел-девочка:

Кто сия? Покрыв лилейный

Осеняет ясный лик,

Долу взор благоговейный

Под ресницами поник;

Скрещены на персех руки,

В персех сдержан тихий вздох,

Робкий слух приемлет звуки:

«Дева! Сын Твой будет Бог!»

Ангел-мальчик:

Этот юноша крылатый-

Искупления глашатай,

Ангел, вестник торжества,

Вестник тайны воплощенья,

Ангел-девочка:

А пред ним – полна смиренья –

Дева, Матерь Божества.

(Зрительный ряд иконы Благовещенья Пресвятой Богородицы)

1 ведущий: Ангел был послан Богом для того, чтобы возвестить Богородице о том, что у Нее родится Сын Божий, который и спасет мир от зла , греха и смерти.

Послушайте, как рассказывает о явлении Ангела Богородице Евангелие – книга о земной жизни Иисуса Христа. Описание Евангелие от Луки (глава 1, стихи 26-38).

Ученик: Послан был ангел Гавриил от Бога к Деве Марии. Ангел, войдя к Ней, сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; Благословенна Ты между женами».

Она же, увидев Ангела, смутилась от слов его, размышляла, что бы это было за приветствие.

И сказал Ей Ангел: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот родишь Сына и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего….

Дух Святой найдет на Тебя, и сила Вышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим …. Ибо у бога не останется бессильным никакое слово».

2 ведущий: Наши прабабушки и прадедушки очень любили старинный обычай – на праздник Благовещения выпускать на волю птичку, в память той радости, которую принесла всему миру весть о скором рождении Спасителя. Они специально ездили на птичий базар, где в клетках у торговцев сидело множество простых серых птичек. Там выпускали птичку «на выпуск» и, в день праздника, с радостью и весельем отпускали ее на свободу.

Об этом благочестивом обычае написал в своем стихотворении великий русский поэт А.С. Пушкин.

Ученик: В чужбине свято наблюдаю

                Родной обычай старины:

                На волю птичку выпускаю

                При светлом празднике весны.

                Я стал доступен утешенью;

                За что на Бога мне роптать,

                Когда хоть одному творенью

                Я мог свободу даровать!

1 ведущий: Эй, детвора, поиграть пришла пора: песни петь, хороводы водить, в игры играть!

Русская народная игра “ Кто дальше перепрыгнет через костёр” (Выходят все мальчики, выстраиваются в ряд. По одному перепрыгивают через макет костра, из яркой красно-жёлтой бумаги с горящим внутри фонарём).

1 ведущий: На уроках литературы мы учим много стихотворений на тему Благовещение.

Ученик: Благая весть сошла на землю –

                И изменилось все вокруг!

                Я Гавриилу сердцем внемлю,

                Ловлю с восторгом каждый звук.

Ученик: Летят из темных клеток птицы

                На благовещенский простор …

                Исчезли прежние границы,

                Распался ветхий договор.

Ученик: Открылась радостная тайна

                Великой жертвенной любви!

                Она открылась не случайно

                В лучах предутренней зари.

Ученик: В полях зазеленели всходы,

                В лесах забили родники ….

                И пташки, вестницы свободы,

                Взмывают ввысь с моей руки.

1 ведущий: Давайте и мы с вами поиграем в игру

«Капуста».

 Все встаем в круг. В центр круга складываем какие-нибудь свои вещи – это будет капуста.  Выбираем хозяина, который сторожит огород, садится рядом с капустой. Он поёт и имитирует движениями воображаемую работу:

« Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу,

Чтоб капустку не украли,

В огород не прибегали

Волк и лисица,

Бобёр и куница,

Заинька усатый,

Медведь толстопятый».

(После этих слов, стоящие в кругу пытаются забежать в «огород», и схватить что-нибудь из вещей. Кого хозяин коснётся рукой, тот больше в игре не участвует. Игрок, который больше всех унесёт «капусты», объявляется победителем).

1 ведущий: На Благовещение, говорят, весна зиму поборола. Зимний путь рушится за неделю до Благовещения, либо неделю спустя. И в связи с этим народ придумал много интересных примет. Например: если на Благовещение снег пойдет – овса не будет. А какие вы приметы знаете?

 1 ученик: На Благовещение дождь – родится рожь.

2 ученик: На Благовещение день ясный – к урожаю яровых.

3 ученик: Ночь на Благовещение теплая весна будет дружная.

4 ученик: Мокрое Благовещение – грибное лето.

5 ученик: Если мороз на Благовещение ударит – урожай на грузди.

6 ученик: А гроза на Благовещение обещает урожай на орехи.

7 ученик: С Благовещения медведь из берлоги встает.

2 ведущий: На Благовещение дети и молодежь высыпали гурьбой на улицу и заводили игры, хороводы, пение. Ну что ж, девушки и парни самое время игру «Подушечка» завести.

Игра «Подушечка»

(Играющие составляют круг. Кто-либо один входит в круг и во время песни выбирает из круга девушку, «пляшет с ней, оставляет в середине, а сам уходит в хоровод. Потом девушка выбирает парня»).

Подушечка, подушечка,

Да ты пуховая.

Молодушка, молодушка,

Да ты молодая.

Кого люблю, кого люблю,

Того поцелую,

Пуховую подушечку

Тому подарю.

1 ведущий: Какие молодцы наши дети, как хорошо они подготовились к празднику. А сейчас мы узнаем, насколько хорошо они запомнили все, о чем сегодня узнали.

А теперь загадки

Ответьте-ка ребятки!   (По две загадки на ведущего)

1)  Кто предстал перед Пречистой:

     Дух могучий, смелый, быстрый,

     Это Вестник Горных Сил,

     Сам Архангел               (Гавриил)

2) Что за весть была такая:

     Не простая, а благая,

     То от Бога, неспроста,

     Деве, что родит          (Христа)

3) Нет, не по гордому уму

     Произнесла, а вот как:

     «Будь мне по слову твоему» -

     Сказала Дева               (кротко)

4) Всевышний дал Марии дар бесценный,

     Что на земле никто не в силах дать,

     Меж женами она благословенна

     И обрела у Бога           (благодать) (Похвала от ведущих)

1 ведущий: Заглянули в старину мы,

                      Будто дождь омыл сердца.

                      Только не допели струны

                      Наши песни до конца.

2 ведущий: Всем спасибо от хозяйки

                      За улыбки и за смех,

                      За частушки, шутки, байки

                      Благодарствую я всех.

1 ведущий: Час прошел в веселом гаме,

                       Как же короток был он!

                       Хорошо нам было с вами,

                       Всем прощальный наш поклон.

2 ведущий: Нам весну пора встречать и птиц на волю выпускать!

Звучит музыка. Дети исполняют песню.

В заключение слово предоставляется священнику.

В завершении праздника все вместе: дети, родители, педагоги выходят на улицу. Дети привязывают бумажных птиц к воздушным шарикам и отпускают их в небо.

Благовещенское солнышко
Людям – хлеб, а птицам – зернышко.
Вы летите, жаворонушки,
На родимую сторонушку,
Весть несите о спасении:
Скоро-скоро воскресение!

Покидайте клетку темную,
Выбирайте волю вольную.
Вы летите, жаворонушки,
На родимую сторонушку.
Весть несите о спасении:
Скоро-скоро Воскресение!

Благовещенское солнышко
Людям – хлеб, а птицам – зернышко.
Вы летите, жаворонушки,
На родимую сторонушку,
Весть несите о спасении:
Скоро-скоро воскресение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по курсу внеурочной деятельности "Шахматы" - тема "Этот слон совсем на слона не похож".

Задачи: 1. Актуализировать и расширить знания учащихся о шахматной фигуре «Слон», повторить об изученных фигурах. 2. Развивать внимание, память, мелкую моторику учащихся, расширять кругозор учащихс...

Методическая разработка: Проект урока по английскому языку "Funny animals! At the Zoo"

Обобщающий урок  по английскому языку для 4 классов по теме: "Funny animals! At the Zoo."Цель данного урока - развитие коммуникативной компетенции учающихся на основе изученных Л.Е., но...

Методическая разработка занятия по курсу «Воспитание неслышащих школьников художественным словом во внеурочное время»

Методическая разработка занятия по курсу «Воспитание неслышащих школьниковхудожественным словом во внеурочное время»Тема: Составление рассказа на основе деформированного текста и сери...

Методическая разработка занятия по курсу «Воспитание неслышащих школьников художественным словом во внеурочное время»

Одним из важнейших аспектов при обучении и воспитании детей с нарушением слухая является развитие связной речи. Существует множество форм работы для развития связной речи. Данная серия занятий посвяще...

Методическая разработка Сценарий мероприятия «Курс молодого бойца»

Развлекательно- концертная программа «Курс молодого бойца».      Цель: способствовать психологическому сближению детей и родителей, развитию положительн...