Методическая разработка занятия по курсу внеурочной деятельности "Шахматы" - тема "Этот слон совсем на слона не похож".
методическая разработка (2 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_shahmatam.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
урока по курсу
«Шахматы – школе».
Тема урока:
«Этот слон совсем на слона не похож».
2 класс
(первый год обучения)
Составила: учитель начальных классов
Лайкина
Анна
Николаевна
Томск – 2008
Задачи:
1. Актуализировать и расширить знания учащихся о шахматной фигуре «Слон», повторить об изученных фигурах.
2. Развивать внимание, память, мелкую моторику учащихся, расширять кругозор учащихся.
3. Воспитывать интерес к шахматной игре.
Оборудование:
Учебник, тетрадь на печатной основе (по программе И.Сухина), иллюстрации, книга И.Сухина «Приключения в шахматной стране», демонстрационная шахматная доска и магнитные шахматы, наборы шахмат у детей, шаблоны, таблички с названиями, альбомный лист и цветные карандаши у каждого ребёнка.
Ход урока:
1. Организационный момент.
(дети стоят у своих рабочих мест, один заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение)
ШАХМАТЫ
Вся в квадратах – белых, чёрных -
деревянная доска,
а ряды фигур точёных -
деревянные войска.
Люди их передвигают,
коротают вечера,
люди в шахматы играют -
интересная игра!
Ты, дружок мой, без опаски,
без смущения вступай,
словно в мир чудесной сказки,
в чёрно-белый этот край.
Что? Трёхглавые драконы
нас не ждут здесь? Не беда!
Тут зато лихие кони
и пехота хоть куда!
Тут ферзи, слоны отважны,
мчатся поперёк и вдоль,
и, совсем как в сказке, важный
возвышается король.
Тут герои в каждом войске,
и выходит рать на рать
хитроумно и геройски
воевать и побеждать
- Мы начинаем шахматный урок. Садитесь.
2. Повторение.
-Расставьте на шахматной доске фигуры в начальную позицию. Сейчас я предлагаю вам отгадать загадки, а отгадки – шахматные фигуры – показывать мне.
- На доске есть у меня
- Две лошадки – два… (коня)
- Безопасные поля
- Поищи для … (короля)
- Ни к чему такая спешка
- Потеряться может … (пешка)
- Учила Леночка: Нельзя
- Спешить вводить в игру … (ферзя)
- Вперёд и назад ходит браво,
- Помчится налево, направо
- Ту фигуру знаю я
- Как зовут её? …(ладья)
-Какую фигуру вы мне не показали? (слона) Об этой фигуре мы сегодня и поговорим. Узнаем, как ходят шахматные слоны, как называют эту фигуру разные народы и почему «слон совсем на слона не похож».
3. Тема урока.
- - Возьмите в руки фигурки шахматного слона. Внимательно рассмотрите. Опишите слона.
- - Поставьте слона в начальное положение. Сколько всего на доске слонов? (4: два чёрных и два белых) Как расположены? (один из слонов расположен между конём и ферзем, другой- между королём и конём) Назовите «адреса» слонов на шахматной доске (белые: c1, f1; чёрные: c8, f8)
- - Откройте рабочую тетрадь на странице 17, выполните задание №1 (отгадать загадку, ответ нарисовать) Символ слона напоминает католический головной убор.
- - Послушайте «Сказку о том, как слон стал слоном».
СКАЗКА О ТОМ, КАК СЛОН СТАЛ СЛОНОМ.
Когда обзавелись именами люди и названиями звери, наступила очередь шахматных фигур.
Уговорить Короля быть Королем, а Королеву – Королевой оказалось очень легко.
Что Конь – это Конь, сомнений не возникало.
Ладья вдруг заявила, что будет называться Ладьей, а спорить с подобной тяжелой фигурой никто не захотел.
Своему названию запротивилась Пешка, но ее задобрили, разрешив двойной первый ход и превращение в Королеву.
Уже собрались покинуть доску, но тут заметили еще одну фигуру. Была она ни то, ни се: прыгать, как Конь не умела; качеством Ладьи не обладала; была не так высока, как Король, но и не так мала, как Пешка.
Подошли к ней Конь и Ладья:
- Ты чем занимаешься?
- Ничем. Слоняюсь по диагоналям…
Подошла Пешка:
- Эй, ты – не знаю кто! Ты куда?
- Да, никуда. Слоняться надоело, так прислониться хочу…
Подошел сам Король:
- Послушай-ка! А что ты в игре делать станешь?
- Я? Слоняться. А надоест, – прислонюсь. Или буду тебя, Короля, от шахов заслонять.
- Слон! – воскликнул тут Король.
- Пусть зовется Слоном!
Понравилось ли название Слону – неизвестно. Но если Король утверждает, что ты Слон, попробуй доказывать, что ты не слон.
- - А теперь послушайте стихотворение и скажите, как «ходит» слон. (стихотворение читает заранее подготовленный ученик)
Слон.
Слон однажды загрустил.
Может, выбился из сил:
По большой диагонали
Взад-вперед его гоняли.
Отыскал он уголок,
Примостился в нем и лег.
В два шага диагональ –
Покидать такую жаль!
А.Чехлов
- Ходит слон только по диагоналям на любое число клеток.
- - Учитель на демонстрационной доске ставит слона на одно из центральных полей. Дети по очереди выходят к доске и показывают все его возможные ходы из этого положения. Затем учитель располагает слона на одном из угловых полей шахматной доски. Дети показывают все его возможные ходы из данного положения. В качестве закрепления выполняется задание в тетради на странице 17, №2.
4. Физкультурная минутка.
«Прогулка со слонами»
У детей шапочки слонов черного и белого цвета, они шагают
Наши верные слоны
Прямо скажем: «Так дружны»
Вместе в ногу все шагают,
Про поля не забывают.
Им белые открыты дали
На белой диагонали.
Вот черная на их пути
По ней слонам надо пройти
Со слонами погуляли,
Воздухом мы подышали,
Теперь ошибемся едва ли,
Все запомнили диагонали.
5. Тема урока.
- - Учитель рассказывает о том, как называется эта фигура у разных народов. (на доске) таблички «Стрелок», «Гонец», «Бегун», «Офицер», «Епископ», «Шут».
КАК НАЗЫВАЮТ СЛОНА РАЗНЫЕ НАРОДЫ?
История развития этого термина в шахматной игре у разных народов своеобразна и поучительна. Названия, обозначающие шахматную фигуру слона, у восточных народов примерно одинаковы. Это пил (таджико-персидский) и фил (в арабском произношении), «пил» – прямой перевод с санскритского. Для западноевропейских народов этот термин оказался мало осознанным приобретением. В отличие от некоторых других восточных терминов («фарос», «байдак», «шах»), переведенных на национальные языки, «алфил» («ал» – арабский артикль) оказался слишком экзотичным для такого же восприятия. Тем более, что в арабских шахматных фигурках, в которых конус с двумя выступами символизировал слона, европеец меньше всего мог увидеть могучего представителя индийской фауны или древнеиндийского войска.
Можно ли после этого удивляться, что и испанцами, и итальянцами он был принят таким, каким его принесли арабы: alfil в Испании и alfiere в Италии. В других же странах, получивших термин из вторых рук, с ним происходили удивительные превращения, в результате чего он даже отдаленно не напоминал первоисточник. У французов термин по звуковой ассоциации превратился в fol, fou, что означает «шут», «безумец», «дурак». Шуты, вероятно, уже в то время были необходимым атрибутом при дворах французских королей, и их легко было поместить на шахматную доску рядом с главными фигурами. Столь же далекими от оригинала оказались названия этой фигуры у англичан – bishop (епископ), немцев – laufer (бегун), поляков – goniec (гонец), чехов – strelec – (стрелок), сербов и хорватов – lovac (охотник), болгар – офицер.
И только на Руси с самого начала проникновения игры этот термин был точно переведен с восточных языков.
В словарях Даля и Преображенского, согласно народно-этимологическим толкованиям, «слон» производится по созвучию из слов «прислонять», «заслонять», «слоняться». «Слоном, или даже слоною, - пишет Даль, - называли встарь вообще тяжелое, неуклюжее или большое животное, которое слоном слоняется по лесам». Преображенский утверждал, что «слон», по всей вероятности, искусственное книжное образование от «слонити»…
- - Поставьте своего белого слона на одно из белых полей. Может ли этот слон попасть на чёрное поле?
(на доске) таблички «Чернопольные слоны», «Белопольные слоны, «Одноцветные слоны», «Разноцветные слоны».
(стихотворение читает заранее подготовленный ученик)
Слон
С диагональю дружит слон,
По цвету поле выбирает он.
По белому полю идет – белопольный,
По черному – его брат – чернопольный.
Шлем острый у слона,
Узнаем мы его без труда.
Слон.
Если слон на белом поле
встал вначале (не забудь!),
он другой не хочет доли –
знает только белый путь.
А когда на поле черном
слон стоит, вступая в бой,
ходит правилам покорный,
черной тропкой слон такой.
До конца игры слоны
цвету одному верны.
- -Итак, у каждого партнёра по два слона: один из них ходит только по белым полям (белопольный), а другой по чёрным полям (чернопольный). Если во время игры у противников остаётся по одному слону, и они будут ходить по клеткам одного цвета – это одноцветные слоны. Если они будут ходить по клеткам разного цвета – это разноцветные слоны. В шахматах слон – лёгкая фигура.
6. Закрепление.
- Учитель раздаёт детям шаблоны фигуры. Обвести на альбомном листе, выполнить штриховку. (образец на доске)
- - Учитель читает из книги И.Сухина «Приключения в шахматной стране» главу 7 «Этот слон совсем на слона не похож»
7. Домашнее задание.
Нарисовать шахматного слона (можно показать образцы рисунков)
8. Итог урока.
Ходит ли слон полям белого цвета? Чёрного цвета? (да)
Ходит ли белопольный слон по полям чёрного цвета? (нет)
Могут ли слоны перемещаться по вертикали и горизонтали? (нет)
По каким шахматным дорожкам ходят слоны? (по диагоналям)
Может ли белый слон побить белую ладью? (нет)
Может ли белый слон побить чёрную ладью? (да)
На шахматной доске начальное положение. Может ли хотя бы один из слонов сделать здесь ход? (нет)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по программе внеурочной деятельности «Лесная школа». Тема занятия: «Дружная страна»
Занятия по программе «Лесная школа» реализовываются в параллели 1-х классов во время внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС по запросу администрации.Цель программы: помочь ребенку в...
Методическая разработка занятия по программе внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс». Тема занятия «Общение и уважение».
Занятия по программе «Первый раз» реализовываются в параллели 5-х классов во время внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС по запросу администрации.Цель программы: создание условий д...
Методическая разработка занятия кружка "Мягкая игрушка" по теме: "Слон"
Описывается занятие в кружке "Мягкая игрушка". Как создается мягкая игрушка "Слон"....
Разработка занятия по курсу внеурочной деятельности «Моя Вообразилия» для 3 класса на тему: «Качества человека»
Тема занятия: «Качества человека»Цель: развитие управляемого творческого воображения на основе теории решения изобретательских задач, содействие формированию у детей стремления к самопозна...
Методическая разработка урока по курсу «Основы шахматной игры». Тема урока: "Слон"
Методическая разработка урока по курсу «Основы шахматной игры». Тема урока: "Слон".Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Лёгкие ...
Методическая разработка занятия по курсу «Воспитание неслышащих школьников художественным словом во внеурочное время»
Методическая разработка занятия по курсу «Воспитание неслышащих школьниковхудожественным словом во внеурочное время»Тема: Составление рассказа на основе деформированного текста и сери...
Методическая разработка занятия по курсу «Воспитание неслышащих школьников художественным словом во внеурочное время»
Одним из важнейших аспектов при обучении и воспитании детей с нарушением слухая является развитие связной речи. Существует множество форм работы для развития связной речи. Данная серия занятий посвяще...