Разработка занятия по курсу внеурочной деятельности «Моя Вообразилия» для 3 класса на тему: «Качества человека»
план-конспект урока (3 класс)

Виктория Викторовна Грищук

Тема занятия: «Качества человека»

Цель: развитие управляемого творческого воображения на основе теории решения изобретательских задач, содействие формированию у детей стремления к самопознанию и саморазвитию. , освоение приёмов создания творческих продуктов, воспитание ценностного отношения к творчеству и созиданию.

Оборудование: Документ-камера Mimio View, интерактивная доска, мяч, стеклянные сосуды, бусины светлые и тёмные, витражные краски; наглядные средства: таблица с качествами человека фломастеры, карандаши, раздаточный материал, магнитофон.

Занятие открытия нового знания с применением технологии системно-деятельностного подхода. Суть системно-деятельностного обучения – воспитание и развитие творческих способностей учащихся, обучение их активным умственным действиям. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. Активность возникает в процессе работы ученика, поставленного в соответствующую ситуацию. Использование данной технологии позволяет: повысить интенсивность мыслительной деятельности; развить и проверить скорость и качество мыслительных операций; повысить мотивацию к обучению, т.к. происходит интеграция способов учебной деятельности. На протяжении всего занятия учитель задает наводящие вопросы, выявляет совместно с учащимися проблемы, организовывает взаимодействие между всеми учащимися в рамках фронтальной и групповой работы.

В течение всего урока используются активные методы обучения, элементы технологии проблемного обучения, ТРИЗ-технологии и критического мышления. Это способствует вовлечению в учебную деятельность всех учащихся группы, развитию социальной, информационной, коммуникационной и др. ключевых компетенций, формированию у учащихся творческого подхода к решению учебных задач. На занятии используется Документ-камера Mimio View современное средство визуального отображения информации. Она обеспечивает наглядность при формировании учебной рефлексии (демонстрация рисунков), а также раздаточный материал – стеклянные сосуды для прорисовки ассоциаций.

На уроке реализуются предметные и метапредметные связи.

Занятие построено на принципах сотворчества, взаимодействия и взаимообогащения учащихся как в сотрудничестве с учителем, так и между собой. К другим условиям повышения эффективности реализации занятия относятся обеспечение благоприятной психологической атмосферы, ориентация на интересы, потребности, духовные ценности учащихся в качестве содержательной основы построения занятия, учёт их индивидуальных психолого-возрастных особенностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-КУРОРТ ГЕЛЕНДЖИК

ИМЕНИ ЛЕЙТЕНАНТА МУРАДЯНА

Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»

Первое направление - начальная школа

Занятие

по курсу внеурочной деятельности

 «Моя Вообразилия»

для 3 класса на тему:

 «Мои качества»

Автор:  

Грищук Виктория Викторовна,                                            учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 5                                                     им. Лейтенанта Мурадяна

   

2020-2021 учебный год

Тема занятия: «Качества человека»

Цель: развитие управляемого творческого воображения на основе теории решения изобретательских задач, содействие формированию у детей стремления к самопознанию и саморазвитию, освоение приёмов создания творческих продуктов, воспитание ценностного отношения к творчеству и созиданию. 

  1. Оборудование: Документ-камера Mimio View, интерактивная доска, мяч, стеклянные сосуды, бусины светлые и тёмные, витражные краски; наглядные средства: таблица с качествами человека фломастеры, карандаши, раздаточный материал, магнитофон.

Формируемые УУД

Личностные УУД:

-положительно относиться к творческой деятельности;

- развитие способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности.

- ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, товарищей;

- определять общие для всех правила поведения при работе в парах, группах;

-оценивать  усваиваемое содержание учебного материала,  устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные УУД

 Регулятивные УУД: -принимать и сохранять учебную задачу, -учитывать выделенные учителем ориентиры действия; -планировать свои действия; различать способ и результат действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

 -осуществлять самоконтроль, совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

-высказываться в устной и письменной формах; -устанавливать аналогии;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-анализировать объекты, выделять главное, -осуществлять синтез (целое из частей);

-устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения об объекте;

-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

Коммуникативные УУД:

 -допускать существование различных точек зрения; -формулировать собственное мнение и позицию;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации; -контролировать действия партнера;

-договариваться, приходить к общему решению; -соблюдать корректность в высказываниях;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

- слушать и понимать речь других,  уметь работать в паре и в группах;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 - владеть  диалогической формой речи в соответствии с нормами родного языка.

Предметные

  • представлять ранее воспринятые объекты в 3-х каналах восприятия (визуальном, аудиальном, кинестетическом) и сохранять их в памяти;
  •  представлять ранее воспринятый объект меняющим свойства, фиксировать свои представления в рисунке. рисовать несложные образы по описанию;
  •  «видеть» объект во времени (в прошлом, настоящем, будущем), фиксировать последовательность изменений объекта или ситуации;
  • получать фантастические идеи различными способами;
  • мыслить критически, изменять свойства, функции, структуру систем с помощью приемов фантазирования;

Ход урока

Этапы урока, хронология

Цель этапа урока

Содержание педагогического взаимодействия

Учителя

Учащихся

1.Организационный момент

2 мин.

- Утром ранним кто-то странный
Заглянул в моё окно,
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.

- Как вы думаете, ребята, кто бы это мог быть?

Это солнце заглянуло,
Будто лучик протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной.

- Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость и хорошее настроение.

- «Доброе утро! Добрый день! Здравствуйте!»

Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости.  И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. 

- Давайте улыбнёмся и своей улыбкой пожелаем всем радости.

- Я вижу, что у вас хорошее настроение.

Организация внутреннего настроя на урок, приветствие учителя.

Формируются простейшие понятия о начале урока, внутреннего настроя на занятие.

2. Этап мотивации (самоопре-деления) к учебной деятельности.

7 мин.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

- Протяните, пожалуйста, ладонь, (кладет каждому на ладонь по горошине), рассмотрите её внимательно и скажите, на что эта горошина, на ваш взгляд, похожа.

- А мне кажется, что горошина похожа на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса.
Ребята, а кто из вас знает, сколько «Я» живет на Земле? На нашей планете около пяти миллиардов жителей. Посмотрите, как много людей на Земле! Но каждый человек — это целый мир. Мы не найдем двух совершенно одинаковых людей. Давайте поразмышляем над вопросом: «Какой я? Что во мне хорошего?»

- Идеальных людей не бывает. Однако, каждый старается стать лучше. Животное, согласно природной биологической программе, станет тем, кем оно родилось (кошка - кошкой, волк - волком). Человеком же надо стать. Человеку предстоит вочеловечиться. Животное не оценивает ни своей жизни, ни себя самого. Оно не «плохое», не «хорошее».

- Мы все разные, но в тоже время у нас много общего. Похожи люди друг на друга формой своего тела. Мы похожи друг на друга, но не одинаковые.

- Чем же мы отличаемся?

- У нас есть как внешние отличия (рост, вес, цвет глаз, волос и т. д.), так и “внутренние”.

- Что это за “внутренние” отличия? Почему один человек добрый, а другой – не очень; один жадный, а другой щедрый?

- Это происходит потому, что у каждого из нас свой характер. А доброта, щедрость, жадность –это черты характера. 

- Сегодня мы попробуем разобраться в себе.

Игра «Психологические загадки о качествах человека».

-  Как мы назовем человека, который говорит всегда правду? Не обманывает других?    

  • Человек, который по-дружески относится к окружающим?
  • Человек, который не любит трудиться?
  • Человек, которому интересно узнавать новое, приобретать новые знания?
  • Ребята о чем были наши загадки? Верно, о качествах человека. Тема нашего занятия - «Качества человека» (на доску крепится тема занятия).

 

Ответы детей.

Учащиеся размышляют над поставленным вопросом.

Ответы детей.

Честный

Дружелюбный

Лентяй

Любознательный

О качествах человека.

Л. - определять общие для всех правила поведения при работе в парах, группах;

К. допускать существование различных точек зрения;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации;

Р.-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку учителя;

высказывать свое предположение на основе учебного материала;

К. слушать и понимать речь других,  уметь работать в паре и в группах;

  1. Пр. - мыслить критически, изменять свойства, функции, структуру систем с помощью приемов фантазирования;

П. ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-анализировать объекты, выделять главное, -осуществлять синтез (целое из частей);

-устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения об объекте;

3.  Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3 мин.

Цель этапа - подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Упр. «Мои качества»

-Ребята, предлагаю поиграть в игру. Я буду называть вам качество, а вы жестами будете показывать, есть ли оно у вас.

-Помашите мне рукой те, у кого есть искренность;

-троньте себя за ухо те, в ком встречается  лень…;

- встаньте и махните мне рукой те, в ком есть такое качество, как отзывчивость;

-сожмите руки в замок, у кого встречается зависть…;

-встаньте и промаршируйте те, в ком есть такое качество как смелость.

-Спасибо,  ребята, за честные ответы.

-Оказывается в каждом из нас  живут…  Продолжите мое высказывание…

-Ребята, скажите, а нужны ли человеку темные качества?  

Дети жестами показывают наличие у себя тех или иных качеств.

Как светлые, так и темные качества.

Обсуждение.

Пр. получать фантастические идеи различными способами;

-изменять свойства, функции, структуру систем с помощью приемов фантазирования;

К. использовать речь для регуляции своего действия;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

К. - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

П. -видеть проблемы, ставить вопросы, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать свои идеи.

-ориентироваться в своей системе знаний.

4. Построение проекта выхода из затруднения 

4 мин

Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Чтение и обсуждение притчи  «О добре и зле»

Однажды к одному старому мудрому индейцу - вождю племени пришел  его маленький любознательный внук.
       - Дедушка, а почему бывают плохие люди? – спросил он его.

- Плохих людей не бывает, - ответил вождь. - В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная.  Светлая сторона, олицетворяет светлые качества и призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, искренности, бескорыстности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм,, зависть, ложь, лень, грубость... Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй - тёмный. Понимаешь?

  • Понятно, - сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: - Но какой же волк побеждает в конце?
    Старый индеец едва заметно улыбнулся: -Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Проблемные вопросы:

  • Ребята о чем пришел спросить маленький внук деда?
  • Что ответил ему старый индеец?
  • А как вы поняли последние слова дедушки на вопрос внука: «Но какой же волк побеждает в конце?  - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»?

- Скажите, какими хотите быть в жизни: успешными или неудачниками?

- Чтобы быть в жизни счастливыми, успешными, что вы должны делать?

- Да, правильно!

Слушают притчу.

Ответы детей.

Почему бывают плохие люди?

«В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная (...) Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный»

Это означает, что в человеке  будет больше тех качеств, которые он развивает в себе, которые он чаще использует, которые дарит другим.

Успешными.

Развивать хорошие качества характера.

К.- слушать и понимать речь других,  уметь работать в паре и в группах;

  -владеть  диалоги-ческой формой речи в соответствии с нормами родного языка.

соблюдать корректность в высказываниях;

5.  Этап реализации построенного проекта

6 мин.

Основной целью этапа является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Упр. «Сосуд с качествами»

Учитель приглашает ребят пройти к столу,  на котором стоят две чаши с темными и светлыми бусинами и пустые сосуды (прозрачные стеклянные бокалы).

-Ребята, можно ли человека сравнить с сосудом, который наполнен разными качествами?  

-Давайте представим, что в этих чашах (наполненных бусинами) – разные качества светлые… , темные… .

-У вас в руках пустые сосуды.  Пусть каждый из вас задумается, заглянет внутрь себя и  вспомнит, какие качества в нем есть; а затем  возьмет те качества, о которых вспомнил,   и наполнит сосуд своими качествами.

Обсуждение

  • Давайте встанем в круг. Посмотрите. У каждого из вас в руках свой сосуд с качествами светлыми, есть и темные…. Кто-то хочет рассказать, поделиться…какие качества у него в сосуде …

Дети проходят к столу.

Выполняют задание.

Высказывания детей.

Пр. ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

  1. представлять ранее воспринятые объекты в 3-х каналах восприятия (визуальном, аудиальном, кинестетическом) и сохранять их в памяти;

Л. Ориентация на

понимание предложений и оценок учителя, детей;

определять общие для всех правила поведения при работе в , группах;

6. Этап первичного закрепления с про-говариванием во  внешней речи

8 мин.

Основной целью этапа является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Работа в группах.

- Ребята, давайте вспомним наши правила работы в группе.

    Правила:

1.Доверие друг к другу.

2.Активная работа на занятии каждого участника.

3.Соблюдение внимания к говорящему.

4.Недопустимость насмешек.

5.Право каждого на свое мнение.

6.Не выносить обсуждение за пределы занятия.

Задание «Как ты поступишь?»

1. Возвращаясь из школы, ты увидел свою старенькую соседку. Она шла из магазина и несла в руках тяжелые сумки. Как ты поступишь, если ты отзывчивый человек? А если равнодушный?

2. Утром мама, уходя на работу, попросила тебя пропылесосить пол и помыть посуду. Как ты поступишь, если ты трудолюбивый человек? Ленивый?

3. В автобусе много пассажиров. На следующей остановке тебе надо выходить. И ты начинаешь пробираться к выходу. Как ты обратишься к людям, если ты вежливый человек? Грубый?

4. Ты не выучил уроки, потому что вчера долго смотрел телевизор. Шел твой любимый фильм « Властелин колец». Что ты скажешь учителю, если ты честный человек? Лживый?

5. Когда ты вышел погулять, к тебе подошли старшие ребята из твоего двора и попросили сгонять в киоск за сигаретами. Как ты поступишь, если ты смелый и уверенный человек? Неуверенный, трусливый?

Вывод.

Молодцы , ребята! Вы хорошо справились с этой работой. Нужно больше делать хороших и добрых поступков, быть смелым, честным, уверенным человеком.

Дети проговаривают правила работы в группе.

Обсуждение ситуаций.

Если человек отзывчивый, то он поможет старому человеку, а если равнодушный — пройдет мимо.

Трудолюбивый — все уберет в квартире, поможет маме, ленивый — оставит просьбу без внимания.

Вежливый человек извинится, попросит его пропустить. Грубый расстолкает всех.

Честный — скажет правду, признается, лживый — солжет.

Р. -выполнять учебные действия в речи, в уме; планировать свои действия; различать способ и результат действия;

К. -допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению;

Пр. «видеть» объект во времени  фиксировать последовательность изменений объекта или ситуации;

7. Этап самостоя-тельной работы с самопро-веркой по эталону

6 мин.

Цель этапа - переход извне внутрь нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного уч. действия.

Упр. «Рисование по стеклу».

Ведущий.  Посмотрите,  внутренняя часть  сосуда заполнена у каждого из вас своими качествами. Но внешняя оболочка пустая. Распишите сейчас каждый свой сосуд так, как вы видите, чувствуете, ощущаете.

Во время рисования звучит спокойная музыка.

Обсуждение (что  чувствовали ребята, когда рисовали на сосуде).

Необходимо обратить внимание детей на то, что чем больше светлых качеств в человеке, тем красивее, светлее человек снаружи (провести аналогию с сосудом).

Эти сосуды вы возьмете с собой. Их можно наполнять новыми качествами…, теми, которые вы еще приобретете, или вынуть из сосуда то качество, которое вам мешало, и вы смогли с ним справиться. Ведь хозяева своих качеств вы сами, ребята! Подружитесь с ними, и управляйте ими.

Дети выполняют упражнение, играет тихая музыка… Рисуют.

Л. - развитие способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности.

Р.   - осуществлять самоконтроль, давать оценку своей деятельности на уроке. 

К. - формулировать собственное мнение и позицию;

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

4 мин.

Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

-Чем интересен был урок? Что нового вы открыли для себя? - Что вам удалось на уроке?   В чем испытывали затруднения?

Продолжите мои фразы:

-Я сегодня узнал …                - Было трудно ...

- Было интересно …               - Я понял, что …

- Я почувствовал, что …       - Я смог …

 - Теперь я могу…                  - Я попробую …                        

           Благодарю вас за ваше желание общаться на уроке, за стремление к получению новых знаний, за доброжелательное отношение друг к другу.

  • Ребята, чья работа на уроке, на ваш взгляд, была наиболее активной и достойна высокой оценки?

Домашнее задание по желанию.

- Прочитайте сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Нарисуйте рисунок по этой сказке. Ответьте на вопросы: «Что видели в Гадком утенке окружающие? Какими светлыми качествами  владел утёнок?

Учащиеся, отвечая на вопросы, «проживают» урок еще раз, делая акценты на самых важных для себя моментах.

Учащиеся называют фамилии наиболее активных одноклассников,

Л. -оценивать  усваиваемое содержание уч. мате-риала,  устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Р.   принимать и сохранять учебную задачу

К. -контролировать действия партнера;

-соблюдать корректность в высказываниях;

- ориентация на самоанализ и самоконтроль результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс внеурочной деятельности "Уроки мудрости" 1 класс.

Курс проводится по книге А.А.Лопатиной "Начала мудрости"...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мир геометрии». 2 класс.

Изучение геометрического материала в начальной школе играет особую роль: с одной стороны, он помогает системати­зировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанный с восприятием предм...

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Здоровячки» для 4 класса по спортивно-оздоровительному направлению

       Программа   «Здоровячки!» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в соответствии с Федеральным государственным обра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для 2-4 классов «Основы проектной деятельности »

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельностидля 2-4 классов«Основы проектной деятельности »...

“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)

В статье автор говорит о внеурочной  деятельности, как продолжении  предметных программ  с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...